Версия для печати
На страницу списка праздников

Покров Пресв.Богородицы. Ап.от 70 Анании.Прп.Романа Сладкопев. Прп.Саввы Вышерск.,Новгородск.Мч. Домнина Солунск. Прмч. Михаила, игум.Зовийск., 36 прмчч. Люблинск.,Псково-Покровск., Браиловск.,Касперовск., Гербовецк.,Барск. ик.

14 Октябрь 2018 г. Воскресенье

  "Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в сер. Х в. в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V в. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, св. Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресв.Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Св. Креститель Господень Иоанн и св. ап.л Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресв.Дева со слезами молилась за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжила её, закончив которую, Она сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме, защищая их от врагов. Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Св. Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил  ученика, блж. Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, св.отче, и ужасаюсь".

 Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы  людей, призывающих Его и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая  Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Свв.Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресв. Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV в. рус. паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресв.й Богородицы, написанную так, как Ее созерцал св.Андрей. Но Греч.Церковь не знает этого праздника.

 В рус. Прологе ХII в. содержится запись об установлении особого праздника в честь  события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Св. Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Рус.Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и св. Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII в. Всемирно известный по архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли  построен в 1165 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Заботами этого князя установлен в Русской Церкви около 1164 г. праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII в. существовал м-рь Покрова Пресв. Богородицы (так называемый Зворинский м-рь); в Москве царем Иоанном Грозным построен собор Покрова Божией Матери у храма Св. Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

 В праздник Покрова Пресв. Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

  Св. ап. Анания, епископ г.Дамаска,  из числа 70-ти апостолов, по повелению Божию крестил обратившегося гонителя христиан Савла, буд. вел. апостола и проповедника Павла (Деян.9,10-19). Св. Анания, несмотря на опасность, открыто проповедовал христ-во иудеям и язычникам. Из Дамаска отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных.
 Правитель г.Лукиан пытался склонить св. апостола принести жертву идолам, но, видя твердое исповедание Христа, велел мучить святого. Страшные пытки не поколебали святого. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за убийц святой отошел ко Господу (+в 1 в.). Его мощи перенесли в Константинополь.
Тропарь апостола Анании, глас 3
 Апостоле святый Анание,/ моли Милостиваго Бога/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Анании, глас 2
В молитвах теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ прими моление, Анание, наше/ и Христа моли помиловати ны,// Единаго во святых Почивающаго.

 Прп. Роман Сладкопевец род. в V в. в сирийском г. Емесе. Переехав в Константинополь, стал пономарем в храме Св. Софии. Ночами уединялся на молитву в поле или в загородный Влахернский храм.
  Св. Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова,читал кафизмы, но так плохо, что его сменил др.чтец, а клирики осмеяли. Юноша долго молился пред иконой Пресв.Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия, подав свиток (по греч. "Кондакион"), велела съесть.
 Так прп. Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церк.песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной св. Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: "Дева днесь Пресущественнаго раждает". От того свитка ("кондака") все песнопения преподобного назывались кондаками. Св.Роман первый написал икосы- песнопения, к-ые сложил при ночных бдениях в покоях (по-греч. "икосах").
  За усердное служение св.Роман рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До кончины около 556 г. прп.диаконом Романом Сладкопевцем составлено до тыс.песнопений, многими доныне прославляют Господа.
Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8
 В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8
 Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная. 

 Прп. Савва Вишерский был сыном боярина Ивана Борозды из Кашина, с детства отличался благочестием. Первоначально подвизался в Тверской Саввиной пустыни, где братия избрала его игуменом.
 Избегая почестей, прп.Савва удалился на Афон, где трудился над списыванием богослуж. книг. По возвращении с Афона избрал для подвигов уединен. место в 7 верстах от Новгорода на берегу р.Вишеры. Здесь, по благословению Новгород. архиеп. Симона, прп-ный в 1418 г. устроил небольшой м-рь Вознесения Господня. Вблизи обители прп.Савва устроил столп и на нем подвизался.  Скончался прп-ный в 1461 г. в глубокой старости - в 80 лет. Преемником назначил ученика Андрея, известного строгой, подвижнич. жизнью.
Местное празднование установлено при Новгород. архиеп.Ионе в связи с исцелением игумена Савво-Вишерского м-ря. Архиеп. Иона повелел написать икону прп-ного и составить канон. Общецерк. прославление прп. Саввы-на Моск. Соборе 1549 г. Служба составлена иеромонахом Пахомием Сербом.
Тропарь прп. Саввы Вишерского, Новгородского, глас 4
  От юности твоея весь Богу поработился еси, блаженне, / и Того ради любве отечество и род оставил еси, / в пустыню вселився / и в ней жестокое житие показав, / чудес дарования от Господа приял еси, / Савво преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак прп. Саввы Вишерского, Новгородского, глас 8
 Отечества, преподобне, удалився/ и вселився в пустыню,/ и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси,/ и многих житием удивив,/ отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси,/ поминай нас, чествующих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Савво, отче наш.

 Св.Домнин родом из Солуни. Когда имп. Максимиан строил дворец в Солуни, св. Домнин был приведен к императору на суд как христианин. Император с гневом сказал : «Зачем во время пребывания моего в городе ты открыто исповедуешь иного Бога? Принеси жертву богам, если хочешь быть жив». Святой не повиновался, император приказал терзать его, потом велел вывести за город и отсечь ему ноги по колена. С отсеченными ногами св. мученик прожил в страдании 7 дней, не вкушая пищи, а потом, вознося благодарение Богу, предал Ему свою блж.душу.

  Прмч. Михаил Зовийский был игуменом м-ря Зовия, близ Севастии Армянской. подвизался с 36 иноками в VIII в., в царствование имп. Константина и матери его царицы Ирины. Напавший на страну агарянский (сарацинский) эмир Алим захватил обитель и склонял иноков принять магометанство. Но прпп. отцы не склонились на увещания неверных. Став посреди иноков, прп. игумен Михаил возвысил голос, убеждая их умереть за Христа. Сначала усекли мечом монахов, а затем и настоятеля м-ря Михаила.

 Люблинская икона находится в Люблине (восток Польши), в городском Спасо-Преображенском соборе. Предание возводит историю образа ко временам жизни первоучителей славянских свв. Кирилла и Мефодия, утверждая, что св. братья принесли икону в Моравию в IX в. Отсюда ученики, спасавшиеся от преследования нем. католич. миссионеров, перенесли Люблинскую икону Божией Матери в Россию.
 В Люблин икона пожертвована ревнителями православия на Волыни князьями Константином и Иоанном Острожскими. Этот образ пользуется вел.почитанием среди всего западн. правосл. населения.

Празднество Пресв.Богородице в честь Ее иконы Псково-Покровской установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 г. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотв. икону Успения Божией Матери из Печерского м-ря. Накануне решающего сражения благочест. слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресв.Богородицы там, где враги готовили приступ- в углу крепости у м-ря Покрова Пресв. Богородицы. Пресв. Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии рус. святых - равноап.кн.Владимира и Псковских кнн. Всеволода-Гавриила,Довмонта-Тимофея, прпп. Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блж.Николая Псковского и свт.Нифонта, архиеп. Новгорода, строителя Псковского Спасо-Мирожского м-ря.
  Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского м-ря чрез реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского м-ря. Святые со слезами умоляли Пречист. Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город от беды. Пресв.Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерск.образ. В бою полякам удалось проломить крепостн. стену, но, заступлением Богоматери и св.угодников, они не смогли ворваться в город. После избавления от врагов благодар. жители Пскова поставили церковь Рождества Пресв. Богородицы. Для храма Покрова Пресв. Богородицы в углу на проломе написан Псково-Покровский образ Богоматери, назван "Явление Божией Матери старцу Дорофею". Явление Пресв.Богородицы было 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы 1 октября. Празднику Пресв. Богородицы составлена особая служба.
Тропарь Божией Матери пред иконой Псково-Покровской, глас 4
 Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков/ и вся страна Российская/ пришествием Матери Бога Вышняго/ на избавление града сего от варварскаго пленения./ Услыша плач и слезы раб Своих,/ скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему,/ и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети,/ и град сей от скорби на радость премени./ О, дивному знамению,/ како Пресвятая Владычице прииде на воздусе и в церковь Свою/ и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей,/ и поноси в людех беззаконие./ И Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара/ и его совет на разрушение./ Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове/ и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму./ Днесь притецем, вернии,/ в дом спасительный Владычицы Богородицы,/ светло празднуя,/ и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще:/ О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие,/ молися Сыну Своему Христу Богу нашему/ спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления/ и от нахождения поганых и междоусобныя брани,/ и спасти души наша яко Милосердая.
Кондак Божией Матери пред иконой Псково-Покровской, глас 8
 Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову,/ услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице,/ и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели/ и торжествовати устрой, в беде и в сетовании возвесели,/ и завеща во граде молити Святую Троицу,/ и Сама обещася молити Ю./ О, преславному чудесе,/ како Небесная Царице к земным прийде избавити рабы Своя погибающия./ О, дивному знамению,/ како вразумляют; е рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу./ О, Всемилостивая Владычице Богородице,/ аще не бы Ты предстояла, молящи за ны,/ кто бы нас избавил от толикия беды,/ яко не имамы иныя помощи и надежды, разве Тебе, Владычице,/ Твой бо раби, да не погибнем,/ и потщися на умоление раб своих присно,/ Богородице, чтущих Тя.

  Икона Божьей Матери из Свято-Троицкого Браиловского жен. м-ря в местечке Браилов Винницкой епархии, на Украине. Появление иконы в Браиловском м-ре связано с именем профессора Нежинского историко-филолог. лицея, прот. А. Хойнацкого, к-рый в июле 1887 г. нашёл в Почаеве, в одной из Лаврских церквей икону с надписью: «Изображение чудотв.иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись, профессор занялся изучением иконы, понял, что это копия бывшей в Браилове чудотв. иконы, пожертвованной обители заседателем земск. суда Михаилом Кропивницким. Испросив благословение Лаврского начальства, протоиерей Хойнацкий переправил святыню в Винницу, откуда в особом вагоне перевез на стан. Браилов и торжественно перенес в м-рь, где она заняла место у солеи налево от Царских врат главного монаст. храма.
  Есть сведения, что в Браилове было две иконы Божьей Матери, привезённые из Почаева: список с Ченстоховской иконы и др.образ, к-рый назвали Браиловской иконой. Икона Божьей Матери написана на липовой доске и по способу письма приближается к иконописи эпохи Возрождения. Богоматерь с любовью поддерживает левой рукой Богомладенца, распростёртые руки К-рого готовятся привлечь к себе челов-во. Вверху ангелы поддерживают короны над главами Пресв. Девы и Богомладенца.
7 апреля 1890 г. на Браилово-Почаевскую икону возложена серебр.-позолочен.риза, пожертвованная неизвестн.лицом. Эта риза с др.ценностями исчезла после 1917 г., когда обитель разграбили. После закрытия м-ря в 1962 г. Браиловская икона исчезла. По одной из версий,  находится в одном из приходских храмов Браилова, а в возрожденном м-ре стоит копия чудотв. образа, написана на холсте, наклеенном на доску.
В мест. Браилове Подольской губ.находился древний жен.м-рь, куда стекались многочис.толпы богомольцев на поклонение чудотв. Браиловской иконе Божией Матери, установленной выше цар. врат в иконостасе главного алтаря Большой церкви Благовещенского м-ря. Древность святыни теряется в отдален. прошлом: в XVI в. она уже известна. Икона была в обители со времени ее основания в 1635 г. и оставалась невредимою при всех невзгодах. Живопись весьма древняя, визант.стиля, потемневшая от времени; лики на ней величаво строгие; изображение Богородицы поясное; правая рука приподнята к груди; одежда покрывает главу до половины лба и щек, спускаясь на плечи, бока и руки полным одеянием. Богомладенца Богородица поддерживает левой рукой. У Спасителя в левой руке Евангелие, а правая рука приподнята для крестного знамения, причем большой, указат. и средний пальцы сложены вместе, а безымянный и мизинец пригнуты к ладони. Главы увенчаны коронами. Особенность иконы в том, что лики иногда выступают отчетливо, иногда представляются так туманно, что трудно рассмотреть вблизи.
  По преданию, Браиловская икона Божьей Матери пожертвована в м-рь Михаилом Кропивницким, основателем Благовещенского м-ря в г. Виннице. После перемещения обители в мест. Браилов и чудотв.икона стала называться Браиловскою.

 Касперовская икона Пресв.Богородицы во время войны 1853- 855 гг. защитила г. Одессу от вторжения неприятельских войск. При архиеп.Иннокентии (Борисове) постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным", праздновать 1 октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 г.. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, к-рая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 г.

Гербовецкая икона Пресвятой Богородицы признана чудотворной в 1859 г., но и до того времени особо чтилась верующими Кишиневской епархии. По преданию, в Гербовецкий м-рь этот образ принесен в 1790 г.

  Барская икона Пресвятой Богородицы - древний образ византийского письма из Барского м-ря Подольской епархии. Икона издавна свято чтится православными и католиками. Торжественное празднование установлено с 1887 года.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения