Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Михаила, первого митр. Киевского(992). Сщмч. Григория, еп.,просветителя Великой Армении(ок.335).Прп.Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца(1442).Мчч.Рипсимии,Гаиании, 35 св. дев и 70 мужей(нач.IV)

13 Октябрь 2018 г. Суббота

 Свт. Михаил был первым митр. Киевским и Всероссийским, управлял Церковью во дни св.равноап. кн. Владимира. Завоевав греч.г. Корсунь, кн.Владимир принял там св.крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой визант.императоров. Решив просветить светом Христовой веры великую державу, равноап.князь из Корсуни послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения рус.земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью. Патриарх Константинопольский св.Николай Хрисоверг с собором епископов поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, святого житием. Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни св. Михаила до поставления митрополитом; даже о происхождении его в летописях разное: одни называют его сирийцем, другие болгарином. 
 Получив от патриарха наставление, св. Михаил отправился к кн.Владимиру с духовенством, что должно помогать  в управлении, - шестью епископами и многочисленными пресвитерами и клириками. С торжеством князь встретил святителя и с супругой, царевной, поспешил к Киеву. Шествие крещен.князя и новопоставлен. митрополита к матери градов русских было свящ. походом для искоренения языч. многобожия. Они везли св.мощи, кресты, иконы и свящ. церк.сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство - пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.
 Краткое время управления св. Михаила Рус. церковью протекло в ап. трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении и утверждении в вере. Св.Михаил "нищетой неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и даровал ей". Первым делом святителя на месте архипастыр.служения было крещение семейства князя, его сыновей; за ним крещение дружинников князя, бояр. Церковь ублажает свт. Михаила как крестителя стольного Киева: "Красуется град Киев до днесь ризою крящения одеян от тебе, святителю".
  Св.митрополит, епископы, пресвитеры наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя к восприятию св. крещения, разрушая языч. суеверия. Кн.Владимир содействовал успехам проповеди властью: велел слугам крушить идолов, а народу от мала до велика, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, к-рое совершил св.Михаил с многочисл. духовенством в присутствии князя, его семейства и бояр.
 Крещением Киева положено начало просвещению Руси светом еванг. истины: вера Христова, к-рую исповедовали князь и бояре, стала верою рус. столицы. Теперь надлежало сделать ее верою земли русской, к-рую обнимала власть Владимира, для церк.управления к-рой поставлен св.Михаил. Ревностный архипастырь при содействии равноап. князя насаждал по градам рус. земли веру Христову. 
 Церковь чтит св.Михаила как  проповедника Евангелия Христова, истребившего "терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской". Главнейшими городами Руси после Киева были Новгород Великий, столица север.владений кн.Владимира, и Ростов Великий, главный в Залесской земле.
 В эти два города св. Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христ.веру. В 990 г., в сопровождении епископов, княж.воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина, святитель посетил Новгород; здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил пресвитеров.
 На след.год такое же путешествие с проповедью Евангелия св. Михаил предпринял в Ростов. Успех проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил пресвитеров и диаконов, установил чин церк. богослужения и управления.
 Св. Михаил благословил кн.Владимира создать Десятинный храм Пресв.Богородицы. Святитель не дожил до окончания постройки, но этот храм принял его останки. Преставился свт. Михаил в 992 г., погребен в Десятинной церкви Пресв.Богородицы в Киеве. Св.Владимир скорбел, т.к. лишился не только пастыря, но и мудрого советника в делах гос. управления.
 Ок.1103 г. при св. игум. Феоктисте (позже свт.Черниговский), мощи перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь (Успенский храм). Память  30 сентября, 15 июня – в день преставления. Ранее память отмечалась 2 сентября с прп.Антонием и Феодосием Печерскими. Обретенные нетленными в XII в., мощи св. Михаила перенесены  в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, в 1730 г. перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают..

Тропарь святителя Михаила, митрополита Киевского, глас 4
   Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися:/ се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./ И иже неверием обветшавший/ Божественною купелию отродишася/ и быша людие обновления,/ царское священие, язык свят, Христово стадо,/ емуже ты первый пастырь явился еси,/ яко первее Крещением послуживый./ И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/ моли всем сыном русским спастися:/ имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель
Кондак святителя Михаила, митрополита Киевского, глас 2
   Моисей вторый России явился еси, отче,/ пренесый мысленный виноград от египетскаго идолослужения/ в землю пророчествием предувидену./ Будет, рече, утверждение веры на земли,/ и на версех гор Киевских превознесется паче Ливана/ плод питающ мира всего./ От негоже вкусивше,/ ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.

  Сщмч.Григорий, из рода парфянских царей Арсакидов, просветитель Великой Армении, род. в 257 г. Отец Анак, домогаясь армян. престола, убил родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христ. вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но овдовел. Сыновей воспитал в благочестии. Орфан впоследствии стал священником, а Аростан принял иночество и ушел в пустыню.
  Чтоб искупить грех отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего,был верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория как друга, но не терпел его христ. вероисповедания. На армян.престоле принуждал св.Григория к отречению. Непреклонность ожесточила Тиридата, он предал верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время страданий св.Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил его.
 Когда Григорий вновь предстал пред царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Св. Григорий претерпел их, не колеблясь, с решимостью и достоинством. Его облили горячим оловом и бросили в ров с ядовит.гадами. Господь хранил избранника: ядовит.твари не повредили ему. Благочестивая женщина тайно опускала хлеб в ров. Св. ангел укреплял дух. Так прошло 14 лет.
 Царь Тиридат совершил еще злодеяние: замучил св. деву Рипсимию, старицу игум.Гаианию и 35 дев одного из малоазиатских девичьих м-рей. Св. Рипсимия с игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с имп.Диоклитианом (284-305), прельстившимся ее красотой. Диоклитиан сообщил армян. царю Тиридату, предложил или прислать Рипсимию обратно, или взять ее в жены. Слуги разыскали бежавших и уговаривали Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. С неба раздался голос: "Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами". Посланцы в страхе удалились.
Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, ее лишили языка, рассекли чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело на части. Игум. Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания, с двумя сестрами-инокинями предана на такие же муки, после чего их обезглавили. Др. 33 сестры изрубили мечами и бросили тела на съедение зверям. Гнев Божий поразил царя Тиридата, приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях св.дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям, носились по лесам, разрывали одежду. По прошествии времени сестре Тиридата Кусародухте возвещено во сне: "Если не изведете из рва Григория, царь Тиридат не исцелится". Приближенные царя подошли ко рву: "Григорий, жив ли ты?" Григорий отвечал: "Благодатию Бога я жив". Они вывели св.мученика обросшего, иссохшего, но твердого духом.
  Святой велел собрать останки замучен. дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь св.Григорий привел бесноватого царя и велел молиться св.мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в преступлениях против Бога, и принял со своим домом св. Крещение. Следуя примеру царя, крестился весь народ.
Заботами св.Григория воздвигнут в 301 г. Эчмиадзинский собор Сошествия Святого Духа. В 305 г. свт.Григорий направился в Кесарию Каппадокийскую и там поставлен архиеп.Леонтием во епископа Армении. За ап.труды его назвали Просветителем Армении. Свт. Григорий обратил ко Христу многих людей из соседних стран - Персии и Ассирии. Устроив Армянскую Церковь, он призвал к еп. служению сына Аростана-пустынножителя, сам удалился в пустыню. Свт. Аростан в 325 г. был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Свт. Григорий, удалившись в пустыню, преставился в 335 г. Десница и часть св. мощей покоятся в сокровищнице Эчмиадзинского кафедр. собора в Армении. По традиции Армянской Ап. Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос-Патриарх всех армян благословляет св. миро во время мироварения.
Тропарь священномученика Григория, глас 4
 И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Григория, глас 2
Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

 Прп. Григорий Пельшемский, Вологодский, род. в г. Галиче, Костромской губ., из рода дворян Лопотовых. В 15 лет родители хотели его женить, но скончались, не успев. Юный Григорий раздал бедным наследство и поступил в м-рь Пресв. Богородицы на берегу Галичского озера.
   Игумен обители недоверчиво отнесся к новому иноку из-за юности и знатности, отдал Григория в послушание опытному старцу. С великим смирением служил инок Григорий братии. Через некоторое время удостоен сана священника. Вскоре за прп. Григорием утвердилась слава пастыря, многие приходили за дух. советами. Галичский князь просил преподобного быть крестным отцом детей. 
 Тяготясь известностью и близостью родных, преподобный отправился в Ростов на поклонение мощам свт.Леонтия, поселился в обители прп. Аврамия. Но и здесь распространилась молва о св. подвижнике. Иноки Спасского (Яковлевского) м-ря обратились к архиеп. Ростовскому Дионисию (1418-1425 гг.) назначить прп.Григория настоятелем в их обитель. По смирению преподобный принял начальство над м-рем, но через два года тайно оставил обитель и удалился в Вологодские леса.
В Сосновецкой пустыни познакомился с прп. Дионисием Глушицким. Когда Господь внушил св. подвижнику основать м-рь, прп. Дионисий одобрил намерение друга. С крестом на плечах прп.Григорий перешел на реку Пельшему и водрузил крест в лесной чаще на берегу реки. Первым иноком в обители стал священник Алексий, в монашестве Александр. В 1426 г. в обители построен храм Пресв.Богородицы. Иконы писал прп. Дионисий Глушицкий, а сам прп. Григорий переписывал для обители свящ. книги.
 Постепенно число братии возросло, м-рь стал известен. Прп. Григорий заботился о насаждении благочестия в обители,  принимал участие в судьбах Отечества. В 1433 г. ходил в Москву, чтобы убедить Галичского кн. Юрия Димитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Моск. княжество, возвратить Москву кн. Василию. Кн. Юрий послушался прп. старца. В 1434 г. сын Юрия, Димитрий Шемяка, опустошал Вологодские земли, принадлежавшие вел. князю. Прп. Григорий, не терпевший раздоров и насилия, отправился к Димитрию Шемяке. "Князь Димитрий, - сказал преподобный, - ты творишь дела не христианские. Вдовы и сироты христианские вопиют против тебя пред Богом. Сколько гибнет от тебя голодом и стужей, и если вскоре не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам лишишься славы и княжества". 
  За смелое обличение Шемяка приказал сбросить св. старца с моста. Преподобный несколько часов лежал недвижимый. Но обличения его подействовали, и Шемяка оставил Вологду. Мужество прп. Григория усилило его почитание. Перед кончиной, приобщившись Святых Таин, он преподал наставления братии и назначил игуменом обители сподвижника Александра. Преставился прп. Григорий 30 сентября 1442 г., погребен в основанном им монастыре.
Тропарь прп. Григория Пельшемского, Вологод. чудотворца, глас 8
 Любовию Христовою, богомудре, просветився, / добродетельми облистал еси: / и всякое наслаждение плотское возненавидев, / и в пустыню вселився, в нейже вельми подвизался еси в жизни сей временней / в пениих и во бдениих, и в пощениих. / Сего ради и Христос даром чудес обогати тя: / но поминай нас чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Григорие, / и моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак прп.Григория Пельшемск., Вологодск. чудотворца, глас 8
Христовою любовию уязвився преподобне,/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ всякое наслаждение плотское возненавидев,/и в пустыню вселився, в ней вельми подвизался еси:/ тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Григорие, отче наш.
Молитва преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому
  О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Григорие! Не забуди чад твоих, ихже богоугодными труды и молитвенными подвиги духовно породил еси; поминай нас во святых твоих благоприятных молитвах и назидай предстательством твоим стадо твое, еже сам упасл еси; моли за ны, отче священный, дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Христу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай недостойных нас пред Престолом Вседержителя, тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Аще бо телом преставился еси от нас, но и по смерти жив во Христе пребываеши, не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих от прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Се бо, ракою мощей твоих пребывая с нами, святою твоею душею с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоиши и тамо достойно славиши Господа. Темже, припадающе со умилением, молимся тебе о спасении душ наших; испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными, от века угодившими Христу Господу нашему; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечныя веки веков. Аминь.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения