Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Кириака отшельника. Обретение мощей свт. Иоанна (Максимовича),еп.Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца (РПЦЗ). Мчч.Дады, Гаведдая и Каздои.Прп.Феофана Милостивого

12 Октябрь 2018 г. Пятница

 Прп. Кириак из Коринфа, сын пресвитера соборной церкви Иоанна и Евдоксией, род. в последние годы царствования Феодосия Младшего. Родственник Петр, еп. Коринфский, сделал его в отрочестве чтецом соборной церкви. Читая Божеств. книги сутками, изучал Свящ. Писание, читая жития святых, стремился подражать угодникам Божиим, думал уйти во св.град Иерусалим, отречься от мира, служить Богу.
 Как-то в воскресенье услышал в церкви слова Евангелия: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною"(Мф.17:24). Кириак вышел из церкви и, не сказав никому, пошел на берег к пристани, найдя корабль, плывущий в Палестину. Кириаку было 18. Он прибыл в Иерусалим, где епископам был Анастасий в 9-й год царствования имп. Льва.
 Посетив св.места, Кириак пришел к человеку Божию Евсторгию, устроившему м-рь близ св.Сиона, провел там зиму. Подвизался в иноч. жизни и, как по лестнице, восходил на вершину добродет. жизни. В обители Евсторгия услышал о св.Евфимии, устроившем лавру в пустыне, и умолил блж. Евсторгия отпустить его в Евфимиеву лавру, ибо хотел жить в пустыне.
 Дав наставление Кириаку, Евсторгий отпустил его с молитвою и благословением к прп.Евфимию. Евфимий с любовью принял его, провидя дарования Божии, постриг Кириака в иноки, послал на Иордан к св. Герасиму, к-рый заменил вел. Феоктиста, отшедшего ко Господу. Видя, что Кириак слишком молод, св.Герасим повелел жить у себя в монаст. общежитии, трудиться в различн. послушаниях.
 Кириак пребывал на поварне, рубя дрова, нося воду и приготовляя кушанья; всякое послушание исполнял с благодарностью, не давая покоя, утруждал тело. Днем работал для м-ря, ночь стоял на молитве, на время забываясь сном; постился строго, чрез 2 дня вкушал хлеб и воду. Когда в праздники случалось вкусить немного вина, разбавлял водою, в елей вливал сок укропа.
 Видя такое воздержание в молодые годы, прп.Герасим полюбил Кириака. У Герасима был обычай уходить на св.Четыредесятницу в глубокую пустыню Рува, куда иногда удалялся прп. Евфимий. Любя блж. Кириака, Герасим брал его в пустыню, чтоб дать возможность упражняться в особом воздержании. Там Кириак каждую неделю причащался Св. Христовых Таин. Так пребывали они в пустын. безмолвии до недели Ваий, потом возвращались в обитель с пользою для души. Спустя время преставился прп Евфимий, о чем св.Герасим узнал, находясь в келье, ибо видел ангелов, возносивших душу прп-ного. Он с Кириаком пошел в лавру Евфимия, нашел его скончавшимся. Предав погребению его, Герасим возвратился с учеником в келью.
 На 9-й год по прибытии Кириака в Палестину вел.угодник Божий Герасим перешел от земных обителей в вечные. 27-летний Кириак возвратился в лавру прп. Евфимия. Игуменом был Илия; испросив уединен. келью, Кириак жил в ней в безмолвии. В лавре обрел друга, инока Фому, вел. постника и совершенного в иноч. житии. Недолго утешались дружбой, ибо воля Божия разлучила их. 
  Блж.Фома послан диаконом Фидом в Александрию купить потребное для м-ря. Архиеп.Александрийский Тимофей удержал Фому у себя, рукоположив его, поставил епископом в Эфиопскую страну. Блж.Фома просветил её светом христ-ва, сотворив много знамений и чудес.
    Лишившись друга, св.Кириак наложил на себя обет молчания и жил, затворившись в келье, как погребенный во гробе, беседуя только с Богом. В обители хиротонисан во диакона, прожил 10 лет. Оба м-ря, Евфимиев и Феоктистов, имели одинаков. общежитие и одно управление, держась устава вел. Евфимия. Когда произошло разделение, св.Кириак удалился в м-рь Сукийский, к-рый основал прп.Харитон. Там проходил иноч. послушания.
 Пробыв 4 года в разл. службах, в пекарне и в больнице. заслужив одобрение отцов, допущен совершать диакон. служение; после 3-х лет на 40-м году Кириак поставлен пресвитером, потом канонархом и нес послушание 18 лет. Всего в Сукийском м-ре прожил более 30 лет.
 Пожелав вести жизнь более строгую, Кириак на 70-м году удалился в пустыню, взял ученика и, путешествуя по пустыне много времени, дошел до Натуф, где  поселился. Не имея ничего для пропитания, ибо растит-сть пустыни чрезвычайно горька, помолился Богу и, веруя в Его милосердие, сказал ученику, чтоб тот, набрав горького зелия, сварил. Ученик исполнил, как велел святой. Бог, питающий возложивших на Него упование, изменил горечь зелия в сладость, оно служило пищей 4 года.
  В кон. 4-го года о Кириаке услышал старейшина комитов из Фекуи. Возложив на осла мешок с хлебами, пришел к Кириаку, прося благословения и молитв. Помолившись, Кириак побеседовал с ним и с благословением отпустил. С тех пор они питались хлебами, привезенными старейшиною. Но, вкусив его, почувствовал такую горечь, что не мог произнести ни слова. Старец помолился над ним, причастил Пречистых Таин и исцелил недуг. Но  хлебы кончились, опять не было пищи, старец сказал ученику сварить зелье с благословением Божиим.  Ученик не хотел вкусить зелья, боясь причинить себе страдание, старец, осенив кушанье знамением креста, вкусил сам, потом, взирая на старца, осмелился вкусить ученик. Оба нашли кушанье сладким, как прежде, и с того времени стали питаться тем зелием.
 На 5-й год пребывания Кириака в пустыне о нем услышал некий муж из Фекуи, и, приведя сына, коего в новолуние мучил бес, молил святого, чтобы изгнал из сына беса. Сотворив молитву, Кириак помазал больного елеем, изображая  крестное знамение, изгнал беса. Возвратился человек с выздоровевшим сыном домой и всем рассказал о чуде. Слух о святом прошел по стране, стекалось много людей – один прося благословения, другой ради исцеления, а иной, желая побеседовать с ним для души. Избегая славы, св.Кириак ушел во внутрен. пустыню, пробыл 5 лет, питаясь корнями растения, свежими побегами тростника. Но и там нашли его, приносили больных и страждущих от нечистых духов. Святой исцелял всех крестным знамением и молитвою.
 Не находя покоя, святой ушел из Рувы и поселился в местности пустынной, где не было ни одного отшельника. Здесь некогда стекались две глубокие реки, к-рые высохли, осталось только глубокое русло. Пробыл Кириак 7 лет, проходя равноангел. житие.
По Божеств. попущению, в тех странах наступил голод и мор. Отцы лавры Сукийской явились к св. Кириаку, умоляя прийти в м-рь; ибо веровали, если св.Кириак будет с ними, от них отвратится гнев Божий. Прибыв в лавру, прп.Кириак жил подле м-ря в отшельнич. пещере, где прежде обитал прп.Харитон.
 В то время усилилась ересь Оригена, над искоренением к-рой св.Кириак много потрудился, борясь с безбожным еретич. учением, обращая обольщенных молитвою и словом на истин.путь, правоверных укрепляя в вере. Кириак ушел из пещеры прп. Харитона в Сусаким, на 99-м году, и провел в безмолвии 8 лет.
 Желая насладиться беседою с ним, буд. биограф инок Кирилл  отправился в обитель Сукийскую и, найдя там ученика Иоанна, пошел с ним в Сусаким к блж.Кириаку. Когда приблизились, их встретил огромный  лев. Видя, что зверь привел его в ужас, Иоанн сказал, что лев– служитель Кириака и не причинит вреда.
 Действительно, лев, видя, что они идут к старцу, отошел с дороги. Сотворив молитву, они стали беседовать. Старец сказал Кириллу, что лев стережет его скудную трапезу из овощей от диких коз. Святой много рассказал о вел.Евфимии, о др. пустын. отцах, проводивших добродет. жизнь, потом велел подать есть. Когда они ели, пришел лев; старец дал кусок хлеба, и сказал, что лев не только стережет овощи, но отгоняет разбойников: злые люди нападали, лев прогонял их.
  Место, где жил прп-ный, безводно, колодца не было, но блж-ный, выдолбив в камне углубление, собирал зимой воду,  воды было довольно для поливки овощей летом. Но в один год в июле вода, собранная в камне, высохла. Скорбя о безводии, святой молился Господу. И тотчас над Сусакимом пошел дождь и наполнил все углубления между камнями.
   К кон. 8-го года пребывания в Сусакиме прп. Кириак достиг глубокой старости - 107 лет. Отцы Сукийской обители решили не допустить, чтоб такой отец преставился вдали от обители. Отправившись к святому, долго умоляли, чтоб перешел в пещеру прп.Харитона близ м-ря, где жил прежде, когда боролся с оригенитами. Согласившись, Кириак поселился в Харитоновой пещере за 2 года до отшествия к Богу. Несмотря на преклон. годы, св.Кириак отличался крепостью тела, был трудолюбив и очень деятелен. Никогда не оставаясь праздным, молился или работал, был человеком доступным для всех, прозорливым, правоверующим, исполнен Духа Святого и благодати Божией. Перед кончиной прп-ный заболел. Призвав игумена обители и братию, сказал поучение о спасении души и благословил всех. Потом помолился о всех братиях и предал душу в руки Господа 29 сентября. Прожил 109 лет. Братия погребли его с псалмами и пением, славя Бога и поминая многолетние труды Его угодника.
Кондак, глас 8:
  Яко поборника крепкого и заступника, чтущи тя священная лавра всегда, празднует летне памяти:31 но яко имея дерзновение ко Господу, от врагов находящих соблюди ны, да зовем: радуйся отче треблаженне.

 2 июля 1994 г. Рус. Правосл. Церковь за границей причислила к лику святых угодника Божия XX в. св.Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Архиеп.Иоанн род. 4/17 июня 1896 г. на юге России в с.Адамовка Харьковской губ. При крещении наречен Михаилом в честь Арх. Михаила. С детства по ночам долго стоял на молитве, усердно собирал иконы, церк.книги, любил жития святых. Св.жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на франц. гувернантку -католичку, и она приняла православие.
 В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, в универ-те на богослов. факультете. В 1926 г. митр. Антонием (Храповицким) пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Еп. Николай (Велимирович), сербск.Златоуст, дал характеристику молодому иеромонаху: "Хотите видеть живого святого, идите в Битоль к о.Иоанну». Он постоянно молился, постился, каждый день служил Божеств. литургию, причащался, со дня монаш. пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу пред иконами. С отеч. любовью вдохновлял паству высокими идеалами Св. Руси. О.Иоанн был редким молитвенником, погружался в тексты молитв, будто просто беседовал с Господом, Пресв.Богородицей, ангелами, святыми. Еванг.события известны ему, будто происходили на глазах.
 В 1934 г. иеромон. Иоанн возведен в сан епископа, после чего отбыл в Шанхай. Молодой владыка посещал больных ежедневно, принимая исповедь и приобщая Св.Тайн. Если состояние больного было критическим, приходил в любой час, долго молился у постели. Известны многочисл. случаи исцеления безнадежно больных по молитвам свт. Иоанна.
 С приходом коммунистов к власти русские в Китае вынуждены бежать, большинство чрез Филиппины. В 1949 г. на о.Тубабао в лагере Междунар. организации беженцев проживало примерно 5 тыс. русских из Китая. Остров был на пути сезон. тайфунов, к-рые проносятся над этим сектором Тихого океана. Но в 27 мес. лагеря ему только раз угрожал тайфун, но изменил курс и обошел стороной. Когда русский в разговоре с филиппинцами упомянул о страхе пред тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш св.человек благословляет лагерь каждую ночь с 4-х сторон». Когда лагерь эвакуировали, страшный тайфун обрушился на остров и уничтожил все строения.
 Окормляя паству, свт.Иоанн делал невозможное. Он ездил в Вашингтон договориться о переселении обездолен. рус.людей в Америку. По его молитвам в америк. законы внесены поправки и большая часть лагеря, ок. 3 тыс.чел., перебрались в США, остальные в Австралию. В 1951 г. архиеп.Иоанн назначен правящ. архиереем Западноевроп. экзархата Рус. Зарубежн.Церкви. В Европе, с 1962 г. в Сан-Франциско его миссионер. деят-сть, основанная на постоян.молитве и чистоте правосл. учения, принесла обильные плоды.
 Слава Владыки распространялась среди православных и инославных. В одной католич. церкви Парижа местный священник вдохновлял молодежь словами: «Вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем давать теоретич. доказ-ва, когда по улицам Парижа ходит св. Иоанн Босой».
 Владыку высоко чтили. В Париже диспетчер железнодорож. станции задерживал поезд до прибытия «Русского Архиепископа». В европ. больницах знали о Епископе, к-рый молился за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто др. - потому что, когда молился, Бог был милостив.
 Свт. Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти ап.Иуды, во время архипаст.посещения г. Сиэтлла с чудотв. иконой Божией Матери Курско-Коренной, в 71 год, пред этой Одигитрией Рус. Зарубежья отошел ко Господу вел. праведник. Вскоре в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что свт.Иоанн Чудотворец — скорый помощник  в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.
Тропарь свт. Иоанна (Максимовича), архиеп.Шанхайского, глас 5
 Попечение твое о пастве в странствии ея,/ се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых:/ тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/ Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин,/ имиже сам присно укрепляем,/ поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший./ Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

 Св.мчч. Дада, Гаведдай и Каздоя приняли смерть за Христа от персид. царя Сапора. Дада был первым царедворцем при Сапоре, а свв. Гаведдай и Каздоя - родные дети жестокого царя. Не зная, что св. Дада - христианин, царь назначил его правителем одной из персид. обл. Когда это открылось, лишен почестей, предстал на суд жесток. мучителя Андромелиха и приговорен к сожжению. 
  Подойдя к костру, св. Дада осенил себя крестным знамением, и костер погас. Увидев чудо, царевич Гаведдай уверовал во Христа и во всеуслышание исповедал веру. Судья донес царю, тот приказал истязать св.Гаведдая. Но в мучениях святого охраняла сила Божия. Ангел Господень утешал его, Господь возвращал ему крепость и здоровье. Видя чудесные исцеления св. мученика, узники в темнице, среди них волхв Гаргал, стали христианами и тоже приняли мученичество.
 Сестра мч. Гаведдая, царевна Каздоя, тайно посетила брата в темнице, принесла воды. Еще раз Каздоя видела брата, когда мучители пытали его. Св. мученик повешен на кресте, множество стрел пущено в него, но стрелы обращались против стрелявших. Увидев сестру, убеждал уверовать во Христа. Св. Каздоя стала христианкой и, по повелению отца, царя Сапора, жестоко избита и брошена в темницу, где был брат. Страдая от ран, св. Каздоя просила брата-мученика помолиться о ней.
  Св. Гаведдай, совершив молитву, уверил сестру, что больше ее мучить не будут. На след. день при новых пытках св.Гаведдай, увидев в толпе двух пресвитеров - Дадия и Авдия, просил принести елея и воды, т. к. желал принять св. Крещение. Мученика осенило облако, из к-рого излилась вода и елей, услышан глас: "Раб Божий, ты уже принял Крещение". Лицо мученика просветилось, в воздухе разлилось благоухание. 
 Мучитель приказал пронзить святого копьями, чрез несколько часов скончался с молитвой на устах. Тело рассекли на 3 части, но свящ. Дадий, Авдий и диакон Армазат взяли св. останки и похоронили. Тело св. мч. Дады, к-рого долго истязали и живого разрубили на части, тайно погребено христианами. В полночь свящ. Дадию явился мч. Гаведдай, передал сосуд с елеем и послал к мц. Каздое помазать елеем и причастить Св. Таин, что иерей и исполнил, сказав св. мученице: "Усни, сестра, до пришествия Господня", и св. Каздоя отошла ко Господу. Мать св. мученицы приготовила ее к погребению и похоронила рядом с мч. Гаведдаем.

  Прп. Феофан был жителем Сирийского г.Газы. Был добрым и милосердным, принимал странников, помогал бедным, больным, и все имение истратил на помощь ближним, сам остался в нищете. О потере имения св.Феофан не жалел, но его ждало большее испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело стало отекать, разлагаться и издавало смрад. Но это испытание прп-ный терпел благодушно, за всё благодаря Бога. Когда умирал, разразилась страшная буря, жена скорбела, что не сможет даже похоронить его, как подобает. Святой утешил: "Не плачь, жена, до сих пор продолжалось испытание, но вот наступает помилование от Милосердн. Бога, ибо в час моей кончины прекратится, по воле Божией, буря". Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело св. Феофана очистилось от ран и гноя, стало благоухать, источая благодатное целебное миро.

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения