Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Харитона Исп. Прпп.схимонаха Кирилла и схимон.Марии, родит. прп.Сергия Радонежск.Прор.Варуха. Мчч.Александра, Алфея, Зосимы и пр. Блгв.кн.Вячеслава Чешск.Прп.Харитона Сянжемск.Прп.Ирадиона Илоезерск.Собор прпп.отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах

11 Октябрь 2018 г. Четверг

  Прп. Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время гонения на христиан при импп. Галерии (305–311), Максимиане (305–313) и Ликинии (311–324). В исповеднич. подвиге его укреплял пример св.первомц.Феклы, уроженки родного города, память к-рой он глубоко чтил. Св.Харитон  обличил языч. богов и исповедал веру во Христа Спасителя. Св.исповедник претерпел мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой освобожден из заключения, жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим по св. местам, он попал в руки разбойников. Они,связав, бросили в пещеру, намереваясь  убить, а сами поспешили на разбой. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога, просил сотворить с ним по воле Своей. В пещеру заползла змея, выпила вино из сосуда, отравив смертон. ядом. Вернувшись, разбойники выпили отравл. вина и погибли. Прп.Харитон, воздав благодарение Богу, подвизался на месте чудесн.спасения. Награблен.золото раздал нищим и в м-ри, а в разбойн. пещере устроил церковь, вокруг к-рой образовался м-рь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра.  Прп. Харитон составил строгий устав для обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел в пустыню, но не отвергал тех, кто нуждался в его рук-ве, и основал две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Гаврой». В конце прп. Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией трех основанных обителей. По преданию, прп.Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался Харитон Исповедник в глубокой старости и погребен, по  завещанию, в Фаранской обители.

В 4-х верстах от  Ростова Великого расположилась небольшая обитель Св. Троицы — Варницкий м-рь. Благочест. предки построили его, чтоб увековечить родину вел.подвижника Руси—прп. Сергия Радонежского. Здесь было поместье благородных ростов. бояр Кирилла и Марии. Они предпочитали уединение среди природы суете княж. двора. Кирилл состоял на службе у ростовских князей, не раз сопровождал их в Золотую Орду. Он владел достаточн. состоянием, но в деревне не пренебрегал  сел. трудом.
  Кирилл и Мария были люди добрые и благочестивые. Строгие блюстители церк.уставов, помогали бедным. Имели сына Стефана, когда Бог даровал будущ.основателя Свято-Троицкой Лавры, прп. Сергия. Задолго до рождения младенца «совершилось чудо, - сообщает прп. Епифаний Премудрый. — Когда ребенок был в утробе матери, в воскресенье она вошла в церковь во время св. литургии. Когда приступили к чтению св. Евангелия, все стояли молча, внезапно младенец закричал в утробе матери. Снова, перед тем как петь Херувимскую песнь, младенец вторично закричал в утробе, громче, чем в первый раз, т. ч. по церкви разнесся голос, мать в ужасе стояла, и женщины недоумевали: "Что же будет с этим младенцем?" Когда иерей возгласил: "Вонмем, Святая святым!" — младенец в третий раз громко закричал». Родители восприняли это как Промысл Божий. Мария соблюдала душу и тело в чистоте, в воздержании.
 Прав. Мария с мужем дала обещание, если родится мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. 3 мая 1314 г. боярину Кириллу и жене Марии Бог дал сына. В 40-й день родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить крещение. Иерей Михаил нарек имя Варфоломей и сказал: «Радуйтесь,  ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
 Мария замечала в младенце нечто необыкновенное: когда мать насыщалась мясн. пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Мария строже соблюдала пост .
  Когда Варфоломею исполнилось 7, родители отдали учиться грамоте. С ним учились старший—Стефан и младший—Петр. Варфоломей отставал. Учитель наказывал его, родители уговаривали. Однажды Варфоломея послал отец в поле искать лошадей. Там увидел  старца и сказал,что желает научиться грамоте. Старец сотворил молитву, вынул ковчежец, подал Варфоломею частицу просфоры, после вкушения к-рой отрок получил способность к учению. По просьбе Варфоломея «чудный старец» посетил  дом, благословил родителей, Кирилла и Марию. С этого времени Варфоломей без затруднения читал книги и понимал написанное. Отрок находил высшее наслаждение в молитв.беседе с Богом, постоянно посещал храм.
  Но не в Ростовской земле суждено Промыслом Божиим воссиять ему, а среди дремучих лесов Радонежских. Когда Варфоломею было ок. 15-ти, родители из Ростов.княжества переселились в Московское, в Радонеж.
 Согласно благочест. обычаю принимать иночество под старость, Кирилл и Мария в конце жизни приняли иноч.постриг, потом схиму в Хотьковском Покровском м-ре, что в 3-х верстах от Радонежа, одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью, схимники в 1337 с миром отошли ко Господу. Пред блж. кончиной благословили Варфоломея на иноч. подвиг иконами Божией Матери Одигитрии и свт. Николая Чудотворца.
 Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей провел в Хотьковском м-ре 40 дней, поминая новопреставл. родителей, раздавая милостыню нищим. Затем, предоставив наследство младшему брату Петру, поспешил на подвиги в удаленное пустын. место и, подражая древним подвижникам, построил келью и часовню. Здесь Варфоломей пострижен в монаш-во с им. Сергий и прославился как основатель Свято-Троицкой Лавры.
 Мощи прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии были в Покровском соборе даже после реконструкций и постройки нового храма на месте древнего. Ок. мощей читали неусыпаемую Псалтирь и панихиды. В трудное для народа и Церкви время не раз проявлялось ходатайство пред Богом за земных собратий прп. Сергия Радонежского и его родителей — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Так, в 1770-1771 г. Россию постигло бедствие—моровая язва, что губила население разных городов и сел  и, достигнув Москвы, истребила множество народа. В Хотьковском Покровском м-ре молитва родителям прп.Сергия постоянно читалась и переписывалась. Она «составлена в 1771 г. во время смертоносной язвы для чтения на "Славах" в неусыпаемой Псалтири при гробе св. родителей прп. Сергия, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Читалась она с августа до декабря. Молитвами угодников Божиих от язвы избавлена обитель. Приходящие для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву преподобным. Святыня Хотьковского м-ря — чудотв. список Тихвинской иконы — находилась в трапезной Покровского собора, возле гробов родителей прп. Сергия.
  Во время эпидемии холеры в 1848 г. Тихвин. икону с молебным пением обносили по всем кельям, и ни одна из сестер не подверглась болезни. С кон. мая до октября в Хотьково стекался народ помолиться пред иконой Богоматери. Пред нею постоянно совершались молебн. пения и всенощные бдения с панихидой по родителям прп. Сергия. 
 Монаст. летопись сохранила рассказ о 3-м избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами прп.Сергия и его родителей. В 1871 совершался крестный ход из Лавры с иконой прп. Сергия, написанной на его гробов. доске. Обитель избавлена, как в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресв. Богородицы, прп. Сергия и родителей его. В том же году прекратился падеж лошадей, постигший селения одновременно с холерой.
  Сила заступничества прп. Сергия и его родителей проявилась и в чудесных событиях у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Почитание родителей прп. Сергия, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, связано с Троице-Сергиевой Лаврой. «Свидетельства церк. предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XV в.  Уже в житии прп. Сергия родители его изображены с нимбами».
   Предание говорит, что прп. Сергий дал заповедь — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Нередко те, кто предпринимал путешествие для богомолья в Троицкую Лавру, св. долгом считали посещение Хотьковского Покровского м-ря, чтобы поклониться гробницам его родителей.
   В XIX в. почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии было во всей России. 10 июля 1981 г. по благословению Святейшего Патр. Московского и всея Руси Пимена установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме к-рых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария.
   В 1989 Покровский храм возвращен верующим. Возобновилась литургич. жизнь, зажжена свеча прп.Сергию и его благочестив. родителям, служатся молебны у мощей, после службы звучит молитва родителям прп. Сергия Радонежского.Прославление прп-ных для общецерк. почитания свершилось в 1992 г.

 Св.прор. Варух был неотлучным спутником, учеником, другом и писцом вел. прор.Иеремии. Он записал целый свиток его пророч. речей и прочитал их народу в Иерусалим. храме. Вместе с учителем св. Варух горько оплакивал разрушение Иерусалима Навуходоносором, учил, обличал иудеев, терпел от них ненависть и гонения. Он был свидетелем того, как св. прор. Иеремию побили камнями, и предал погребению его тело. После мученич. кончины прор. Иеремии св. Варух жил недолго и умер в Египте, в VI в. до Р. Х. Св. прор.Варух предсказывал о возвращении иудеев из плена Вавилонского и запустении Вавилона, пророчествовал о пришествии на землю Сына Божия, К-рый должен "пожить с человеки", его прор-во начинается словами: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним" (Вар.3,36-38;4,1-5). Книга прор. Варуха относится к неканонич. и присоединяется к Книге прор. Иеремии. В навечерие Рождества Христова из нее читается паримия, возглашаемая как пророчество Иеремиино.

 Св. мчч. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. пострадали за исповедание Христ.веры в разных местах Малой Азии при Диоклитиане (284-305). Св. Марк, пастух, схвачен за открытое исповедание христ. веры в окрестностях Антиохии Писидийской. 30 воинов обращены св. Марком,  их обезглавили в Никее, а св. Марк предан мучениям. Для изготовления орудий пыток призвали 3-х братьев-ковачей (кузнецов) из сел.Каталита, или Калита - Александра, Алфея и Зосиму, но железо не поддавалось и плавилось, а руки кузнецов цепенели. Услышав глас, призывавший пострадать вместе со св. Марком, братья уверовали во Христа. После тяжких мучений им влили в горло расплавлен.олово. Св. Марка после истязаний обезглавили в Клавдиополе (21 сентября). Когда главу св. мученика внесли в капище Артемиды, все идолы разбились. Свидетели чуда - Никон, Неон, Илиодор, девы и отроки - уверовали во Христа, исповедали веру и мученически скончались в Маромилии (13 июля).
Прп. Игнатий жил в Х в. в Каппадокии, с юных лет посвящен родителями Богу. В зрелом возрасте принял монашество и вскоре хиротонисан в сан пресвитера. Затем св. Игнатий поставлен игуменом обители Спаса, называемой "Глубокие реки", близ Константинополя. Прп. Игнатий заботился о м-ре, украсил храмы и обнес обитель оградой. Скончался прп. Игнатий в г. Амории в 975 г. Мощи чрез долгое время обретены нетленными.

  Св.блгв. кн. Вячеслав Чешский был внуком св. мц. кн. Людмилы, воспитан в благочестии. Он начал княжить в 18 лет после смерти отца кн .Вратислава. Несмотря на молодость, управлял мудро и справедливо, заботился о христ. просвещении народа. Св.князь был широко образованным человеком, изучил латин. и греч. языки.
 Св. Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге храм св.Вита, почитал дух-во. Завистл. вельможи решили погубить святого, восстанавливали его против матери, затем подговорили младшего брата, Болеслава, занять княж. престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, просил погостить день. Несмотря на предупреждения слуг, св. князь не верил в заговор и предал свою жизнь в волю Божию.
  Когда на след.день, 28 сентября 935 г., блгв. Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви братом и его слугами. Тело изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освящен. церкви при княж. дворце. Кровь, пролитую в церк. дверях, не могли отмыть, а чрез 3 дня она исчезла сама.
 Раскаявшийся братоубийца перенес мощи св.Вячеслава в Прагу, где они положены в церкви св.Вита, которую создал сам мученик (перенесение мощей св. Вячеслава 4 марта). Память блгв. кн. Вячеслава чтится в Русской Православной Церкви.
Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского, глас 4
  Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.
Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского, глас 1
 С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

 Прп. Евфимий и ученик прп. Харитон подвизались на реке Сянжеме в кон. XV – нач. XVI в. Прп. Евфимий пришел в Спасокаменный м-рь из Волоколамских пределов. Долгое время проходил послушания в м-ре, затем поселился на восто¬ном берегу Кубенского озера близ устья р. Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келью, в к-рой подвизался в полном одиночестве. Чрез нек-рое время к нему пришел прп. Александр Куштский, оставивший, как и он, Каменный м-рь и поселившийся первоначально на р. Сянжеме. Прп. Александр упросил прп. Евфимия обменяться кельями, т.к. искал места совершенно безмолвного.
 Перейдя на реку Сянжему, прп. Евфимий не стал отказывать местным жителям в дух. беседах и наставлениях. Туда пришел прп. Харитон. Прп. Евфимий построил церковь Вознесения Христова и устроил при ней м-рь. В Ростове при архиеп. Дионисии (1418–1425) получил разрешение на строительство, получил сан священника, поставлен игуменом устроенной обители.
 Оба прп-ных были примером для братии в молитве, во всех строит. и хоз. работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, к-рую даже братия считали негодной. В храме прп. Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, прп-ный всегда пел псалмы. Скончался прп. Евфимий ок. 1465 г., день кончины неизвестен.
 Его преемником по игуменству стал любимый ученик – прп. Харитон. Более 40 лет продолжал труды в обители, скончался в глубокой старости 11 апреля 1509 г. Оба прп-ных погребены в Вознесенской церкви.
Тропарь Евфимию и Харитону Сянжемским
 Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.

 Прп. Иродион Илоезерский, Новгородский, ученик прп. Корнилия Комельского, после смерти наставника удалился на Илоозеро, в 20 километрах от Белозерска, и там, на полуострове, поставил себе келью и основал храм Рождества Пресв. Богородицы, положив начало Илоезерской Озадской пустыни. Прп-ный был строгим постником, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался Св. Таин. Ангел возвестил прп-ного о близости кончины. Скончался в схиме 28 сентября 1541 г., похоронен в устроенной им часовне.
Первая икона прп.Иродиона написана после явления некоему Софонии. Софония, неблагоговейно ткнув посохом в могилу прп-ного, наказан слепотой, но по молитве святому прозрел.
Краткое житие прп. Иродиона написано архим. Белозерского м-ря Митрофаном, к-рый в 1653 г., по благословению Новгородского митрополита (позже патриарха) Никона, освидетельствовал чудеса от мощей прп. Иродиона. Тогда установлено празднование его памяти. На месте часовни прп.о Иродиона воздвигнут храм в Рождества Пресв.Богородицы с приделом прп. Иродиона Илоезерского.

 Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах ( прп.Антония) проживающих, 11 октября. Вероятно, эта память установлена тогда, когда при возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм Креста Господня ок. 1670 г.
 Ныне, кроме известных по особым дням памяти, в пещере Антониевой почивает св. Меркурий, еп. Смоленский. Над надгробною плитою висит свт. мантия. Лавра поет ему: «слава Смоленскому граду Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лица преподобных Печерских: темже по смерти чудотворне приплы в кладе и в пещере святей почивает телом, душою же радуется с преподобными во славе вечно». По всей вероятности св. Меркурий на Смоленской кафедре был преемником блж. еп.Лазаря. Он с паствою испытывал ужасы нашествия Батыя. До посвящения в свт. сан подвизался в Печерской обители, где, по примеру др. питомцев пещеры, нашел себе последний покой.
На старин. иконе Печерских святых изображен в свт. одеянии «св.Симеон, еп. Переяславский». Мелетий Сириг в каноне Киевским святым молится: «Иерарх Симеон! ты сперва приносил Агнца Божия в жертву Вседержителю, а потом принес себя самого, как агнца, в жертву; спаси меня твоими молитвами». - По летописям, Симеон, еп. Переяславский, окончил дни страдальч. смертью при нападении татар на Переяславль, в 1239 г., в то самое время, когда полчища монголов посланы Батыем против Чернигова, др., как волны, напали на Переяславль. Враги Христова имени не щадили ничего святого: храмы  ограблены и осквернены; жители без пощады избиваемы; город с кафедр.собором предан огню, а свт.Симеон умерщвлен.
 Ныне почивают в пещере нетленными прпп.Лука эконом, Элладий, Алексий, Сuсой, Онисим и Феофил.Прп. Лука эконом в каноне лавры прославляется как добрый делатель заповедей Божиих. Прп. Элладий наз-ся у Кальнофойского постником и чудотворцем, и Феофил известен как чудотворец. Лавра поет: «Феофил в чудесех изящный поется, той бо еще в жизни многие чудодействием удивляше, ныне же большее приемь дарование иным пособствовати, яко сохрани повеления Твоя, Спасе».Прп. Сисоя церк. песнь называет просиявшим в посте. Мощи его, как и прп. Алексия, открыты после 1675 г.
 В Антониевой пещере покоятся 12 братьев, каменоздатели и иконописцы вел.Печерской церкви. Они лежат в общем затворе, приняв иночество по окончании работ. Блж. Симон говорит о иконописцах: «их свиты (свертки) и ныне на палатях (на хорах) и Греч. их книги сохраняются на память о чуде». Во время митр. Сильвестра еще хранились в Печер. кладовой «Греческия книги их». Для иконописцев всего естественнее принести с собою в Киев свертки, писанные с рук-вом в иконописи. И в Восточной Церкви тех времен известны так называемые  «подлинники», к-рые в полном виде состояли из 3-х отделов: лицев. подлинника, правил икон.писания и наставления о составлении красок. По известию Симона, блж.«мастера и живописцы окончили жизнь свою в монаш. чине и положены в своем притворе», т. е. в особой пещерной келье, где подвизались.
 Во время Кальнофойского (1638 г.) в Антониевой пещере открыто почивали др.прп-ные, к-рых мощи впоследствии сокрыты. «Напротив Илии Муромца (по картине, рядом с Ильею), лежит нетленным телом св.Ефрем, бывший пресвитером, как видно по свящ.облачению на мощах»; далее - прп. Иероним затворник и чудотворец; св.старец Меладий чудотворец; св.старец Пергий; св.Евстафий, бывший в миру художник золотых дел; св.отец Павел, инок чудесно-послушливый». О Евстафии в каноне поется: «Евстафий праведный, ты честным был делателем серебра и золота испытанного и затем перешел к деланию духовных добродетелей; украшая ими душу, представил ее чистою как золото и ныне поешь: благословен Бог отцов наших». Здесь же прославляется и «Ефрем священник».
 Все помянутые святые Антониевой пещеры показаны в числе святых и в Моск. святцах ХVII в. Когда подвизались прп-ные? Блж. Симон упоминает только о 12 братьях, как Симонк и Поликарп не упоминают о других; а с др.стороны известные по летописям свтт.Меркурий и Симеон окончили земной подвиг в нач.ХIII в., после того, как окончились повести Симона и Поликарпа, то все помянутые подвижники Антониевой пещеры жили, по всей вероятности, не позже 1-й пол. ХIII в. Это подтверждается тем, что все святые Антониевой пещеры, к-рых празднованию посвящены особые дни, принадлежат к ХI и ХII в.
  Древнее известие о событии, бывшем в пещере Антониевой при св.Ионе, говорит: в 1463 при благочест. Киев. кн.Симеоне Александровиче и при Печерском архим. Николае заведовал пещерою иеромонах Дионисий Щепа. На вел.день - в св.Пасху- вошел он в пещеру прп.Антония покадить усопших святых. Придя на место, называемое общиною или трапезою, кадя, сказал:«св. отцы и братия! сегодня вел. день. Христос воскресе!» И вдруг услышал как бы голос грома: «во истину воскресе». - Так живые пред Господом дали весть о своем участии в радости земли о воскресшем Христе.
  Из горы по предуведению Божию светила явишася на земли богоноснии от­цы и просветиша Российскую землю светлостию жития своего: прп.Антоний Первоначальник (память 10/23 июля), прп.Прохор чудотворец, называе­мый Лебедником (память 10/23 февраля), прпп.Иоанн постник (память 7/20 декабря), прп. Иулиания дева, кн. Ольшанская (па­мять 6/19 июля), преподобномученики Феодор и Василий (память 11/24 августа), прп. Поликарп, архим. Печерский (память 24 июля/6 августа), прп.Варлаам, игу­м.Печерский (память 19 ноября/2 декабря), прп.Дамиан пресвитер, целебник (память 5/18 октября), прп.Никодим просфорник (память 31 октября/13 ноября), преподобный Лаврентий затворник, епископ Туровский (память 29 января/11 февраля), прп.Афанасий затворник (память 2/15 декабря), прп.Еразм чер­норизец (память 24 февраля/8 марта), прп. Лука, эконом Печерский (память 6/19 ноября), прп. Агапит, врач безмездный (память 1/14 июня), прпп.Феофил слезоточивый и Иоанн богоугодный, во единой раке (память 29 декаб­ря/11 января), прп.Нектарий послушливый (память 29 ноября/12 декабря), прп.Григорий иконописец (память 8/21 августа), сщмч.Кукша, просветитель вятичей (память 27 августа/9 сентября), прп.Алексий затворник (память 24 апреля/7 мая), прп.Савва богоугод­ный (память 24 апреля/7 мая), прп.Сергий послушливый (память 7/20 октября), прп.Меркурий, еп.Смолен­ский (память 7/20 августа), прп.Пимен Многоболезненный (память 7/20 августа), прп. Нестор Летописец (память 27 октября/9 ноября), прмч. Евстратий (память 28 марта/10 апреля), прп. Елладий затворник (память 4/17 октября), прп.Иеремия прозорливый (память 5/18 октября), прмч. Моисей Угрин (память 26 июля/8 августа), прп. Иоанн Многострадальый (память 18/31 июля), прп.Марк гробокопатель (память 29 декабря/11 января), прп.Никола Святоша, кн.Чернигов­ский (память 14/27 октября), мч. Григорий чудотворец (память 8/21 июля), прп.Матфей прозорливый (память 5/18 октября), прп.Исаия чудотворец (память 15/28 мая), прп.Авраамий трудолюбивый (память 21 августа/3 сентября), прп.Нифонт, еп.Новгородский (память 8/21 апреля), прп. Сильвестр чудотворец (память 2/15 января), прп.Пимен постник (память 27 августа/9 сентября), прп.Онуфрий мол­ча­ливый (память 21 июля/3 августа), прп.Анатолий затворник (память 3/16 июля), прп.Алипий иконописец (память 17/30 августа), прп.Сисой затворник (память 24 октября/6 ноября), прп.Арефа затворник (память 24 октября/6 ноября), прп.Спиридон просфорник (память 31 октября/13 ноября), прп. Онисифор исповед­ник (память 9/22 ноября), прп.Симон, еп.Суздальский (память 10/23 мая), прп.Никон, игум.Печерский (память 23 марта/5 апреля), прп.Феофан постник (намять 11/24 октября), прп.Макарий (память 19 января/1 февраля), прмч. Анастасий диакон (память 22 января/4 января), 12 мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской Великой церкви в честь Успения Пресв. Богородицы (память 14/27 февраля), прп. Авраамий затворник (память 29 октября/11 ноября), прп. Исаа­кий затворник (память 14/27 февраля), мч.Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря/11 января), прп.Никон Сухой (память 11/24 декабря), прп.Ефрем, еп. Переяславский (память 28 января/10 февраля), прп.Тит иеромонах (память 27 февраля/11 марта).Кроме перечислен­ных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угод­ников Божиих, от к-рых сохранились мироточив.главы. В службе прпп.отцам Ближ­них пещер на 28 сентября упоминаются также прп. Ефрем священник (песнь 9), о к-ром иеромон.Афанасий Кальпо­фийский в 1638 г.писал, что его нетленное тело, облаченное в священ.одежды, лежит напротив св. мощей прп. Илии Муромца; прп.Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромон.Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) свт. Дионисий, архиеп.Суздальский (память 26 июня/9 июля, также 15/28 октября). Святитель за­дер­жан в Киеве литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Моск. митрополита. Он скончал­ся 15 октября 1384 г., положен в Антониевой пещере. Кроме преподоб­ных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 г. указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп.Иероним, затворник и чудотворец, прп.Меладий, св.старец и чу­дотворец, прп.Пергий, св.старец, прп.Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукопис.святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп.Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года  найдены надписи XI в.на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофи­лови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубов. дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Пе­черских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

У прп-ных Ближних пещер есть  общая память с прп-ными Даль­них пещер — во 2-ю неделю Вел. поста, когда празднуется Собор всех прпп. отцов Киево-Печерских. Канон иеромон. Мелетия Сириги вошел в службу праздника (служба прп.отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим). Нет сомнения, известны далеко не все имена прпп. отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе службы на 28 сентября сказано: «Восхвалити по едному, кто возможет, святых Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена наряцаяй, яви им мольбы наша...»
Тропарь Собора преподобных отцев Киево-Печерских, глас 4
  Столп огнезрачный и светоносное солнце, возсиявшее на горе Печерской,/ великаго Антония со всем собором Богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву,/ ихже ради молим, подаждь обители нашей благодать и душам нашим велию милость.
Кондак Собора преподобных отцев Киево-Печерских, глас 2
 Лик постнический собрася умне,/ мысленныма зряще очима,/ приидите, людие, хвалами почтите,/ покланяющеся мощем их,/ любовныя принесите дары,/ тии бо суть к Богу ходатае и молитвенницы о душах наших. 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения