Версия для печати
На страницу списка праздников

Преставление ап. и еванг.Иоанна Богослова (нач.II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси(прославл. 1989). Прав. Гедеона, судии Израильск.(ХIV до Р.Х.). Прп.Ефрема Перекомского,Новгородского(1492)

09 Октябрь 2018 г. Вторник

  Св. ап.и еванг. Иоанн Богослов - сын Зеведея и Саломии - дочери св. Иосифа Обручника. со старшим братом Иаковом призван Господом в число учеников на Геннисаретском озере. Оставив отца, братья последовали за Господом. Ап. Иоанн был любим Спасителем за жертв. любовь и девств. чистоту. После призвания апостол не расставался с Господом, был одним из 3-х учеников, к-рых приблизил к Себе. Св. Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, свидетелем Преображения Господня на Фаворе. 
 На Тайной Вечере возлежал рядом с Господом и по знаку ап. Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Ап. Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиман. сада на суд первосвященников Анны и Каиафы, находился во архиер. дворе при допросах Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестн. пути, скорбя сердцем .У подножия Креста плакал с Божией Матерью и слышал обращенные к Ней с Креста слова:"Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин.19,26,27).
  С этого времени ап.Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресв. Деве Марии и служил Ей до Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения ап. Иоанн, по жребию, направился в Ефес и др.малоаз. города для проповеди Евангелия, взяв ученика Прохора. Отправились на корабле, к-рый потонул во время бури. Все путешественники выброшены на сушу, только ап. Иоанн остался в мор. пучине. Прохор горько рыдал, лишившись дух. отца, и пошел в Ефес один.
 На 14-й день  стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя, узнал ап.Иоанна, к-рого Господь сохранил живым 14 дней в море. Они отправились в Ефес, где ап. Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь и чудеса, и число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
 Началось гонение на христиан имп. Нерона (56-68). Ап. Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Христа ап. Иоанн приговорен к смерти, но Господь сохранил избранника. Апостол выпил чашу со смерт. ядом и остался жив, вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в к-рый брошен по приказу мучителя.
  Ап. Иоанна сослали в заточение на о. Патмос, где прожил много лет. На о.Патмос проповедь и чудеса привлекли жителей, к-рых ап. Иоанн просветил светом Евангелия. Изгнал бесов из идол. капищ и исцелил много больных.
 Волхвы бес. наваждениями оказывали сопротивление св. апостолу. Особо устрашал волхв Кинопс, хвалившийся, что доведет до гибели апостола. Но вел. Иоанн - Сын Громов, как именовал его Господь, силой благодати Божией разрушил бес.ухищрения, на к-рые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в мор. пучине.
 Ап.Иоанн удалился с учеником Прохором на пустын. гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Ап. Иоанн поднял и приказал записывать, что будет говорить."Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр.1,8), - возвещал Дух Божий чрез св. апостола. Так ок. 67 г. написана Книга Откровения (Апокалипсис) св.ап. Иоанна Богослова. В книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
 После длит. ссылки ап. Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал деят-сть, поучая христиан остерегаться лжеучений. Ок. 95 г. ап.Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал христиан любить Господа, друг друга и этим исполнить заповеди Христовы.
 Апостолом любви именует Церковь св.Иоанна, ибо он учил, что без любви человек не приблизится к Богу. В трех Посланиях, написан. ап. Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. В глубокой старости, узнав о юноше, ставшем главарем разбойников, ап.Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев старца, виновный скрылся, но апостол побежал за ним, умолял остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся. Тронутый теплотой любви св. старца, юноша покаялся и исправил жизнь.
 Св.ап. Иоанн скончался в сто с лишним лет. Он намного пережил остальных очевидцев Господа, оставаясь единственным живым свидетелем земного пути Спасителя. Когда настало время отшествия ап. Иоанна к Богу, удалился за пределы Ефеса с 7 учениками, повелел приготовить в земле крестообразную могилу, в к-рую лег, сказав ученикам, чтоб засыпали его землей. Ученики с плачем целовали  наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав, др.ученики пришли к месту погребения и раскопали могилу, но никого в ней не нашли. Каждый год из могилы св. ап. Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, и верующие исцелялись от болезней. Церковь празднует память св. ап. Иоанна Богослова и 8 мая.
 Господь дал любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника устрашающего в очистит. силе небес. огня. Этим Спаситель указывал на пламен., жертв. характер христ. любви, проповедником к-рой был ап. Иоанн Богослов.
 Орел-символ высокого парения богослов мысли - иконограф. знак еванг. Иоанна Богослова. Наименование Богослов Св.Церковь дала из учеников Христовых только св. Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2
 Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны:/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси Приемый,/ Егоже моли, Богослове,/ и належащую мглу языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.
Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2
  Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

  Василий Иванович Белавин (буд.Патриарх Москов. и всея Руси) род. 19 января 1865 г. в с. Клин Псковской губ., в благочест. семье священника с патриарх. укладом. Дети помогали родителям по хоз-ву, ходили за скотиной, все умели делать. В 9 лет Василий поступает в Торопецкое дух. училище, в 1878 г., по окончании, покидает дом продолжить образование в Псков. семинарии. 
 Василий был добрый, скромный, учеба давалась легко, с радостью помогал однокурсникам, те прозвали «архиереем». После семинарии  успешно сдал экзамены в Петербург. дух.академию в 1884 г. Прозвище Патриарх от академ. друзей провидческое, говорит об образе его жизни. 
 В 1888 г. закончив академию 23-летним кандидатом богословия, вернулся в Псков, 3 года преподает в родной семинарии. В 26 лет делает первый шаг за Господом на крест, преклонив волю под 3 высоких монаш. обета—девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 г. принимает постриг с им.Тихон, в честь свт.Тихона Задонского, на след.день рукополагают в иеродиакона, вскоре в иеромонаха.
 В 1892 г. о.Тихона переводят инспектором в Холмскую дух.семинарию, где стал ректором в сане архимандрита. 19 октября 1899 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротония его во еп. Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшав. епархии.
 Только год пробыл свт. Тихон на первой кафедре, но, когда пришел указ о переводе, плакали православные, плакали униаты и католики, к-рых много на Холмщине. Город на вокзале провожал мало послужившего, но любимого архипастыря. Народ силой пытался удержать владыку, сняв поездную обслугу, многие легли на полотно железн.дороги, не давая увезти правосл. архиерея. Обращение владыки успокоило народ. Такие проводы окружали святителя всегда. Плакала правосл. Америка, где поныне его именуют Апостолом Православия, где 7 лет мудро руководил паствой: преодолевая тыс. миль, посещал труднодоступн. приходы, помогал  дух. жизни, возводил храмы, среди к-рых Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до 400 тыс.: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, корен.жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
  Возглавляя 7 лет древнюю Ярослав. кафедру после Америки, свт. Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал м-ри, уездн.города, приводил церк. жизнь в состояние дух. сплоченности. С 1914 г. по 1917 г. управлял Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мир. войну, когда немцы были под стенами Вильно, вывозит в Москву мощи Виленских мчч., др. святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполн. храмах, обходит лазареты, напутствует уходящие защищать Отечество войска.
 Незадолго до кончины св. Иоанн Кронштадтский в беседе со свт. Тихоном сказал:«Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митр. Моск. Тихон жребием избран Патриархом. В России смутн. время, и на 15 августа 1917 г. Соборе Рус. Правосл.Церкви поднят вопрос о восстановлении патриаршества. Мнение народа выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, к-рого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
 Предчувствие всеобщ. хаоса объяло Русь. Под гром орудий поставляется Божией рукой на Патр. престол Первосвятитель Тихон, чтоб взойти на Голгофу и стать Патриархом-мучеником. Он терзался вопросом: «Доколе уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви надо поставить выше благополучия народа, выше челов.жизни, не своей, а жизни верных правосл. чад. О своем будущем не думал. Он готов на гибель. «Пусть имя мое погибнет в истории, только б Церкви была польза», — говорил он. Слезно плачет Патриарх пред Господом за народ, Церковь: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремл. святыням, избивали священников.» Он призывает рус.людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешн. подвиге правосл. рус. народа незабвенные дела благочест. предков".
 Для подъема в народе религ. чувства, по его благословению, устраивались грандиоз. крестн. ходы, в к-рых принимал участие Святейший. Безбоязненно служил в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля, др.городов, укрепляя паству. Когда под предлогом помощи голодающим предпринята попытка разгрома Церкви, Патр. Тихон, благословив жертвовать церк. ценности, но выступил против посягательств на святыни и народ. достояние. 
 В результате арестован и с 16 мая 1922 г. по июнь 1923 г. был в заточении. Власти не сломили святителя, вынуждены выпустить его, но следили за каждым шагом. 12 июня 1919 г. и 9 декабря 1923 г. предприняты попытки убийства, при 2-м покушении мученически погиб келейник Яков Полозов. Несмотря на гонения, свт.Тихон принимал народ в Донском м-ре, где жил, люди шли нескончаем.потоком, приезжая издалека,пешком преодолевая тысячи верст.
 Последний мучит. год, преследуемый и больной, служил по воскресн. и праздничн. дням. 23 марта 1925 г. совершил последнюю Божеств. литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресв.Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
 Прославление свт.Тихона, Патр. Московск. и всея Руси, произошло на Архиер. Соборе Рус. Правосл. Церкви 9 октября 1989, в день преставления ап. Иоанна Богослова, многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последн.проповеди ап.Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
 В унисон звучат последн. слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все правосл. рус. люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушим. слава и величие Св. Правосл.Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Св. имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения  душу.   Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»Прошли десятилетия лет со дня кончины свт.Тихона, и Господь даровал России св. мощи в укрепление ее. Покоятся они в большом соборе Донского м-ря.

  Прп.Ефрем Перекомский, Новгородский, род. 20 сентября 1412 г. в г. Кашине. В св. Крещении Евстафий. Родители, Стефан и Анна, жили рядом с Кашинским жен. м-рем Успения Пресв. Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий в юные годы оставил род. дом и поселился в Калязинской обители Пресв.Троицы. Родители хотели возвратить его домой, но он убедил принять монашество. Позже они завершили земной путь в отшельничестве.
 Пробыв в обители 3 года, Евстафий перешел в м-рь прп. Саввы Вишерского,г де в 1437 г.принял постриг с им.Ефрем. В обители прп. Ефрем получил откровение от Господа, повелевшего удалиться в пустын.место. Получив благословение прп. Саввы, он в 1450 г. перешел на озеро Ильмень, к устью р. Веренды, на берегу реки Черной поставил келью Затем к прп. Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились недалеко у его кельи. Со временем пришли др. отшельники к новой обители. По их просьбе прп. Ефрем принял в Новгороде от свт. сан священнослужителя.
Возвратившись из Новгорода, прп. Ефрем основал храм Богоявления Господня на острове в устье реки Веренды. Для доставки м-рю воды прп.Ефрем прокопал в оз. Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Позже прп.Ефрем основал камен.храм свт. Николая Чудотворца. Из-за недостатка искусных строителей послал к вел.кн. Василию Иоанновичу иноков с прошением о присылке каменщиков, и в 1466 г. строит-во храма завершено.
 Преставился прп. Ефрем 26 сентября 1492 г., погребен в храме свт. Николая. В 1509 г. из-за частых наводнений обитель перенесена в др. место на берегу оз.Ильмень. Явившийся игум. Роману прп. Ефрем указал место Клинково для обители. На месте погребения построена часовня, т.к. монаст. храмы разобраны. 16 мая 1545 г. мощи прп.Ефрема перенесены в новую обитель. В м-ре ежегодно совершалась память прп. Ефрема Перекомского, утвердившаяся окончательно после прославления св. подвижника на Соборе 1549 г. (Память перенесения мощей прп. Ефрема Перекомского 16 мая).
Тропарь преподобного Ефрема Перекомского глас 4
  От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Ефрема Перекомского глас 8
  Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения