Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.Среда. Сщмч.Антипы,еп.Пергама Асийск.(ок.68). Прпп.Иакова Железноборовск.(1442). Иакова Брылевск.(XV). Свт.Варсонофия,еп.Тверск.(1576). Мчч.Прокесса,Мартиниана. Прп.Фармуфия. Прп.Иоанна,уч-ка прп.Григория Декаполита

24 Апрель 2019 г. Среда

 Собственно воспоминания о трагич. и спасит. днях Иисуса Христа начинаются с Вел.среды, когда Иуда предает Спасителя первосвященникам и старейшинам. В Великий четверток Церковь вспоминает установление Господом в ночь накануне своих страданий Таинство Евхаристии - Таинство Причащения. Поэтому в среду вечером обычно исповедуется вся Рус.Правосл.Церковь, а в Четверток все причащаются Христ. Тайн, стараясь причаститься в тот день, в к-рой Господь установил Таинство Св. Причащения.  Вел. среда Страстной седмицы - воспоминания о дне предания Господа нашего Иисуса Христа на страдания и смерть. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф.26,6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда на совете первосвященников, книжников и старейшин решено убить Иисуса Христа, жена «грешница» возлила драгоцен.  миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.      
 Ученикам Господь предрекает скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых одним еванг. Матфеем: “Весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие”.
 Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова произнесены во вторник вечером или в среду.
 Пасха - самый торжеств. праздник у иудеев (слово Пасха произошло от иудейск. «пейсах» - прохождение, пощада). Праздновалась она в память о том, что ангел, уничтожавший первенцев египетских, при виде крови агнца на заклание на дверных косяках и перекладинах евр. домов проходил мимо, не трогая первенцев иудейских (Исх.гл.12). В сочетании с праздником опресноков, к-рый начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней — с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. На 10-й день Нисана отцы семейств должны избрать по агнцу однолетнему, без порока, к-рого закалывали на 14-й день во дворе святилища, при особом приготовлении испекали.
  В память о свящ. значении крови агнцев в день ангел. гнева при праздновании Пасхи кровью агнца кропили жертвенник при храме. Приготовленного агнца ели всего, не оставляя ни костей, ни жил с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось после заката вечером 14 дня Нисана. Пили вино, разбавленное водой, из чаши. Первым, воздав хвалу Богу, пил из чаши глава семейства, за ним по очереди все присутствующие. Это называлось «первой чашей». Затем все умывали руки, благодаря Бога. Потом понемногу вкушали агнца пасхального с пресным хлебом, горькими травами, густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося хвалу Богу, после чего блюда уносились и снова выставлялась чаша с вином и водой. Блюда уносились, чтобы возбудить любопытство детей и рассказать историю праздника (Исх. 12:26-27).
  Глава семейства рассказывал историю еврейского рабства в Египте, об избавлении от него, об установлении в память об этом праздника Пасхи. Когда снова вносились блюда, он произносил: “Это  Пасха, к-рую мы вкушаем в память того, что Господь пощадил дома наши в Египте”. Возвышая пресные хлебы и горькие травы, он объяснял, что первые напоминают поспешность бегства евреев из Египта, а последние — горечь егип. рабства. Затем пели первую часть так называемой аллилуйи, именно псалмы 110-114, произносили краткую молитву и снова пили вино из чаши, что называлось “второй чашей”.
 Потом вновь мыли руки и вкушали агнца, травы и хлеб. От агнца ничего не должно было остаться до след. дня. Вновь мыли руки и пили третью чашу, называвшуюся “чашей благословения”, т. к., испивая ее, глава семейства в особен. молитве благодарил Бога за Его благодать. В заключение пили четвертую чашу, называемую “галлел”, т. к. вслед за ней воспевали вторую часть аллилуйи, т.е. псалмы 115-118. Слова: “Предан будет на пропятие” - указывают на Божеств.прозорливость Господа. Он знал день Своей смерти, хотя враги Его говорили: “Но не в праздник, да не молва будет в людех”.
 Три евангелиста передают потом о совещании, что было у первосвященников и старейшин иудейских об уничтожении Иисуса. Боясь возмущения народа, к-рый мог вступиться за Господа, они решили взять Его хитростью, тихонько от народа после праздника. Найдя предателя, первосвященники и фарисеи, одержимые злобой, не стали ждать окончания праздника. Св. Матфей говорит, что совещание было в доме первосвященника Каиафы, именно во дворе. Дворы на Востоке, находившиеся внутри здания, нередко служили местами собраний. Собств.имя Каиафы было Иосиф, а Каиафа было либо прозвищем, либо фамилией. Он был зятем прежнего, смененного римским проконсулом первосвященника Анны, или Анана.
Далее первые два евангелиста - св. Матфей и св. Марк - повествуют о помазании Господа миром некоей женой в дому Симона прокаженного. Это помазание церк. предание отличает от помазания, к-рое совершено Марией, сестрой воскрешен. Лазаря за 6 дней до Пасхи и до входа Господнего в Иерусалим.
 Симон прокаженным назывался потому, что, по-видимому, исцелен Господом от проказы. По церк. преданию, запечатленному в богослуж.последовании Вел. Среды, жена, приступившая ко Господу с тем, чтоб помазать его драгоцен.миром, была кающейся грешницей. Она принесла миро в алавастровом сосуде.
Миро представляло собой благовон. жидкость из масл и пахучих веществ, обычно из лучшего оливк. масла в соединении с благовон. смолисты. веществами вроде нарда или смирны и разных цветов. Алавастр - вид мрамора, известного легкостью, прозрачностью и красотой. Из него ваялись вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматич. веществ.
 Помазание миром на Востоке проходило не только во имя высшей цели, как при помазании царей и первосвященников, но и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5;132:2; Еккл.9:8 и др.), а в знак особого почтения кому-либо — ноги. Иоанн Златоуст писал: «В то время, как проч.жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому всякий должен ей удивляться. Не как к простому человеку подходит она к Иисусу, иначе не отерла бы власами ноги Его,  но как к лицу, что выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела».
“ Ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия бысть?” Не понимая чувства глубочайшего благоговения жены-грешницы, ученики осудили ее поступок, так как Учитель не терпел роскоши и выше всего ценил милосердие. Но они ошиблись. Господь оправдал ее поступок, исходящий из  глубокой веры и сердечн. сокрушения. “Нищих всегда имеете с собой”, следовательно, всегда можете творить добро, а вот “Мене же не всегда имате” — это было указание на близость Своей смерти
 Действию жены-грешницы Господь придает особое значение: “возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори” —в древности был обычай умащивать тела мертвых благовониями. В награду за ее поступок Господь предрек ей вечную память об этом среди христиан, ибо повествование об этом не только записано в Евангелии, но и включено в церк. богослужение: в последовании Вел. Среды Церковь прославляет поступок этой жены, проводя противопоставление его и предательства Иуды, совершенного в тот же день, сразу после возлияния мира женой-грешницей.
“Тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом, рече: что ми хощете дати, и аз вам предам Его?” “Тогда -  этим словом выражается не столько последовательность событий, сколько их внутр. связь. Иуда ожидал от Иисуса Христа земных благ, мирск. богатства и владычества, его корыстолюбивая душа потеряла терпение, видя полную нестяжательность Учителя -  он начал сам вознаграждать себя из ковчежца, тайно присваивая себе вносимые в него пожертвования, по свид-ву еванг. Иоанна (Иоан.12:6). Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал ему понять, что  напрасно ждет обогащения от Учителя, добровольно принявшего нищету и самоуничижение.
 Досада на Господа, обманувшего его надежды, и желание использовать какой-нибудь случай для наживы, сделали его предателем. Зная о решении синедриона схватить Господа, он пошел к первосвященникам, чтоб предложить им за деньги предать Иисуса без народа, в уединен.месте. “Что ми хощете дати?...” — эти слова указывают на его досаду и злобу против Учителя, к-рого он решил предать, не споря о цене. Поэтому ему назначают совсем ничтожную сумму — цену беглого раба — “тридесять сребреник”, т.е. тридцать серебряных, так называемых “священных сиклей”, в каждом из к-рых было по 80 копеек приблизительно - всего, след-но, ок. 24 рублей серебром. Такую цену положили, по-видимому, чтоб показать презрение к Господу Иисусу Христу и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, к-рый не станет торговаться. Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего, и “оттоле искаше удобна времене, да Его предаст”-  удобного случая, когда можно будет схватить Иисуса наедине, без окружавшего Его народа. Назначением такой цены исполнилось пророчество Захарии в 11:12-13 о 30 сребренниках, коими неблагодар. народ оценил отеч. попечение о нем Сущего.
 Итак, в противоположность бескорыст.поступку жены «грешницы» родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из 12 учеников Спасителя, преступное намерение предать беззакон. синедриону своего Учителя и Господа. Поэтому в церк. службе Вел. среды прославляется жена «грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Сщмч.Антипа, ученик св.ап.Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование имп. Нерона (54-68). По повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Заточен на о.Патмос (Эгейском море) св.ап.Иоанн Богослов, к-рому Господь открыл судьбы мира и  Церкви.
 Свт. Антипа примером, верой и проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама уклонялись от жертвоприношений идолам. Языч. жрецы упрекали епископа, что отвращает народ от поклонения,  требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.
 Свт.Антипа ответил, что не станет служить бесам, что будет поклоняться Господу, Его Единородному и Единосущному Сыну и Св. Духу. Жрецы возразили, что их боги были издавна, а Христос появился недавно, распят как злодей. Святитель ответил, что языч. боги созданы руками людей и сказания о них порочны. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресв. Девы.
 Разъяренные жрецы повлекли сщмч.Антипу в храм Артемиды и бросили в раскален. медн. вола, куда бросали жертвы идолам. Священномученик в раскален. печи громко молился Богу, прося принять душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув. Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело сщмч. Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница стала источником чудес и исцелений. Особенно прибегают к сщмч. Антипе при зубных болях.
Тропарь священномученика Антипы. глас 4
  Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.
Кондак священномученика Антипы глас 4
 Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священомученика// и целеб подателя.
Молитва священномученику Антипе
 О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Ббжия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, спрдоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

  Св. мчч. Прокесс и Мартиниан были язычниками и служили стражами в Мамертинской темнице Рима. В темнице содержались гос.преступники, к коим причисляли христиан. Наблюдая за узниками-христианами, слушая проповеди, Прокесс и Мартиниан постепенно пришли к истинной вере в Спасителя.
 Когда в Мамертинскую темницу заключили св. ап. Петра, Прокесс и Мартиниан твердо уверовали во Христа, приняли от апостола св. Крещение и отпустили его из темницы. Начальник тюрьмы Павлин узнал и потребовал от св. Прокесса и Мартиниана отречения от Христа. Но они безбоязненно исповедали христ. веру и оплевали золотую статую Юпитера. Павлин приказал бить по устам, а затем, видя твердость мучеников, подверг пытке: мучеников избивали железными прутьями, опаляли огнем и, наконец, бросили в темницу.
 Одна знатная и благочест. женщина Люцина проникла к ним, утешала и ободряла их. Мучителя Павлина постигло Божие наказание: он ослеп и через 3 дня умер. Сын Павлина обратился к начальнику города с требованием предать мчч. смерти. Св. Прокесс и Мартиниан усечены мечом (ок.67). Благочест. Люцина погребла тела мучеников.

  Прп. Фармуфий жил в IV в. в той пустыне, где подвизался в студенце (колодце) прп. Иоанн, к-рого питал св. Фармуфий.

 Прп. Иоанн род. в кон. VIII в. В юности стал учеником прп.Григория Декаполита и принял от него иноч. постриг в Солунском м-ре. Под рук-вом опытного учителя прп. Иоанн достиг высокого дух. совершенства.
 Когда имп. Лев Армянин (813-820) возобновил гонение на правосл.христиан за почитание св. икон, прп. Григорий Декаполит с прп.Иосифом Песнописцем и учеником прп.Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборч. ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, св. Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание св. икон. После многих трудов прп. Григорий скончался ок.820 г., вскоре отошел ко Господу верный ученик Иоанн. Прп. Иосиф Песнописец перенес мощи св.Григория и Иоанна в построенную им церковь свт. Николая Чудотворца.
Кондак преподобного Иоанна глас 4
Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.

  Прп. Иаков Железноборовский, сын бояр Аносовых (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, род. во 2-й пол. XIV в. Юношей пришел к прп. Сергию Радонежскому, принял мон. постриг и несколько лет жил в Троицкой обители. В 1392 г. прп. Иаков поселился в глухом лесу у железн. рудников, в месте Железный Боро, на берегу речки Тебзы. 
 Святость его жизни известна современникам. В 1415 г. супруга вел. кн.Василия Дмитриевича (1389-1425) София Витовтовна (в монаш. Синклитикия) тяжело болела перед родами. Вел. князь посылал к прп.Иакову просить, чтобы он помолился о жене, спрашивал, будет ли жива. Преподобный велел молиться св. мч. Лонгину, предсказал благополучное рождение сына Василия. В 1450 г. вел. кн. Василий Васильевич (1425-1462) после победы над кн. Димитрием Шемякой посетил обитель прп.Иакова и с благодарностью молился там.
  Признательный кн.Василий Дмитриевич щедро одарил прп. Иакова, дал средства построить на месте подвигов м-рь с храмом св. прор. Иоанна Предтечи В 1429 г. казанские татары опустошали окрестности Галича. Прп. Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, нашли обитель в развалинах. Все восстанавливали заново. Прп-ный построил храм свт.Николая, выкопал с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева м-ря в обители введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в м-ре.
 После многих лет совместных подвигов иноки просили прп-ного быть игуменом. Он смиренно покорился просьбе и поехал в Москву, где облечен свящ. саном.
 Скончался пеп-ный глубоким старцем 11 апреля 1442 г., погребен в Предтеченской церкви основанной им обители.
Тропарь прп. Иакова Железноборовского, глас 4
 Небеснаго желая,/ земная возненавидел еси/ и, взем крест свой, последовал еси Христу/ и от Него прием дарования чудес,/ исцеляти недужныя;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ испроси православным Христианом здравие и спасение,/ на враги же победу/ и не забуди, посещая чад своих,/ припадающих к цельбоносному гробу твоему,/ Иакове, преподобне отче наш.
Кондак прп. Иакова Железноборовского, глас 8
  Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/ и телесныя страсти из корене исторгая,/ неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/ болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/ темже молим тя, досточудне,/ исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.
Молитва преподобному Иакову Железноборовскому
  О преподобне и богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев Свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся от всяких скорбей, бед же и напастей и злых обстояний и благочестно поживем в нынешнем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О преблаженне и боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют в стране нашей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу страну нашу от огня, глада, меча, нашествия инопле¬менных и от всякаго зла и всем с верою и любовию притекающим к тебе испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение, да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

  Прп. Иаков Брылеевский был учеником прп. Иакова Железноборовского и трудником м-ря (сл."трудник" имеет 2 знач.:"труженик","послушник"). Он основал позже Брылеевскую пустынь Введения во храм Пресв. Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского м-ря к г.Бую. Прп. Иаков скончался в XV в., погребен во Введенской церкви

 Свт. Варсонофий, еп.Тверской, чудотворец Казанский, род. ок.1495 г. в г. Серпухове в семье свящ.Василия. При крещении - имя Иоанн. Трудолюбивый,понятливый, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церк.пение, мог не только сам читать и петь, но и помогать др-м.
 В 1512 г. крымские татары под предводит. Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих Иоанн в 17 лет уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера, еще в родит. доме укоренившаяся в сердце, принесла плоды.  Уповая на Господа, буд. святитель молился, пел псалмы, жил, как живет послушник в м-ре, постигая послушание, незлобие и терпение. Спал Иоанн мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия. Расположил ожесточен. сердца иноверцев, к-рые, признав его достоинства, обращались с ним снисходительнее, чем с др. Постепенно, благодаря способностям, овладел разговор.татарским языком, через 2 года мог хорошо говорить,  писать по-татарски.
 Плен продолжался 3 года. С трудом собрав необходим. сумму, свящ. Василий выкупил сына Иоанна из татар.неволи. Иоанн возвратился домой, поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом м-ре принял иноч. пострижение, дав Богу обет девства, послушания и нестяжания. Инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы.
 В Андрониковом м-ре бывал свт.Акакий, еп.Тверской (1522-1567), младший брат прп.Иосифа Волоцкого, постриженник Иосифо-Волоколамского м-ря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он предсказывал прп. Варсонофию, бывшему в сане иеродиакона, что станет преемником свт. Акакия на Тверской кафедре.
 О благочестивой жизни прп.Варсонофия стало известно митр.Московскому Макарию, к-рый возвел св. Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 учеником прп. Сергия Радонежского прп.Мефодием в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь именов. «Никола на Песнуше». В 1553 г. в паломничестве (в благодарность за чудесн. избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский м-рь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноч. жизни, побывавшего в плену, сведущего в татар. языке и нравах.
  Когда в 1555 г. в Казани открывали новую епархию, со свт. Гурием, первым архиеп.Казанским, направлен в Казань и св. Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания м-ря. 26 мая 1555 г. первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 г. свт.Гурий с игум.Пешношским Варсонофнем и игум. Успенского Старицкого м-ря Германом прибыли в Казань.
  С крестами и хоругвями встречены они в Казанском Благовещенском соборе дух-вом и населением. Со св. Варсонофием в Казань прибыли иноки Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова м-ря Симеон. Уже 1556 г. прп.Варсонофий исполнил поручение и устроил Преображенский м-рь в Казанском кремле. Им освящен 1-й каменный теплый храм в м-ре свт.Николая Ратного, впоследствии главный храм Преображения Господня. Тайно продолжал носить вериги для изнурения плоти. 
 М-рь сделался средоточием дух. жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков доходило до 100 чел. Св.Варсонофий обращал татар в правосл. веру, чему немало способствовало превосходное знание татар.языка. Благодаря исцелениям имя его известно за пределами Казани. Немало больных, приходивших за врачеванием, склонялись к принятию христ. веры. По смерти еп.Тверского Акакия(1567) свт.Филипп, митр.Московский, вызвал св. Варсонофия в Москву и возвел в сан еп. Тверского.
 Несмотря на высокий свт. сан, Варсонофий был смиренным подвижником, как в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни.
 Для России начались тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, благочестиво правивший Россией, стал ужасом для подданных, насаждая «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине, потому не пользовалась благосклонностью царя. С негодованием видел свт.Варсонофий, как друг Герман, архиеп. Казанский, некогда пользовавшийся уважением царя, вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после напоминания царю, что тот даст ответ на суде Божием за жестокость, изгнан и умер в заточении.
  Много страшных событий прошло пред свт. Варсонофием за 4 года архиер. служения. Ощущая старческую немощь, в 1571 г. удалился на покой в основанную им в Казани обитель. 5 лет провел в Преображенском м-ре на покое, в молитве и уединении, где принял вел.схиму. Когда не мог по немощи ходить в церковь, ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. 
 Скончался свт. Варсонофий 11 апреля 1576 г., погребен в Преображенском м-ре архиеп.Казанским Тихоном. В 1595 г. по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в м-ре новый храм Преображения Господня. При строительстве храма обретены мощи свт. Казанских Гурия и Варсонофия.
Жизнеописание свт. Гурия и Варсонофия составлено сщмч. Патриархом Ермогеном.
Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского, глас 3
 Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Ин кондак святителя Варсонофия, епископа Тверского, глас 5
 Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси,/ обогатив себе молитвою, и постом,/ и тело свое веригами удручая,/ в полоне же от иноплеменник много пострадал еси./ Непоколебим верою многая лета,/ Ангелом купно соединим,/ бесовская ополчения огорчавшие./ Последуя безмездником Косме и Дамиану,/ врачебною хитростию многий исцелил еси./ Темже ныне честное и боготрудное тело твое,/ от земленых недр обретенное,/ чудесы Господь прослави,/ исцелявши бо многонедужныя не токмо у гроба,/ но и от честных вериг/ подавши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.
Молитва святителю Варсонофию, епископу Тверскому
 Приникни, святителю Варсонофие, с Горних селений на притекаю¬щих к тебе и вонми молению их, умоли Господи Бога даровати нам, еже ко спасению нашему мы просим от Него при святых мощах твоих. Умоли Господа Бога даровати стране нашей крепкий и ненарушимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносие, пастырем — святыню, законом — правду и силу, военачальником — мудрость и непобедимое мужество, градоначальником — суд, воинству — преданность отечеству и неодолимую храбрость, всем же православным христианом — здравие и благочестие. Сохраняй нас от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

          

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения