Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Антипы,еп.Пергама Асийск.(ок.68). Прпп.Иакова Железноборовск.(1442),Иакова Брылевск.(XV). Свт.Варсонофия,еп.Тверск.(1576). Мчч.Прокесса,Мартиниана (ок.67). Прп. Фармуфия(IV). Прп.Иоанна,уч-ка прп.Григория Декаполита(IX)

24 Апрель 2018 г. Вторник

 Сщмч.Антипа, ученик св.ап.Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование имп. Нерона (54-68). По повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Заточен на о.Патмос (Эгейском море) св.ап.Иоанн Богослов, к-рому Господь открыл судьбы мира и  Церкви.
 Свт. Антипа примером, верой и проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама уклонялись от жертвоприношений идолам. Языч. жрецы упрекали епископа, что отвращает народ от поклонения,  требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.
 Свт.Антипа ответил, что не станет служить бесам, что будет поклоняться Господу, Его Единородному и Единосущному Сыну и Св. Духу. Жрецы возразили, что их боги были издавна, а Христос появился недавно, распят как злодей. Святитель ответил, что языч. боги созданы руками людей и сказания о них порочны. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресв. Девы.
 Разъяренные жрецы повлекли сщмч.Антипу в храм Артемиды и бросили в раскален. медн. вола, куда бросали жертвы идолам. Священномученик в раскален. печи громко молился Богу, прося принять душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув. Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело сщмч. Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница стала источником чудес и исцелений. Особенно прибегают к сщмч. Антипе при зубных болях.
Тропарь священномученика Антипы. глас 4
  Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.
Кондак священномученика Антипы глас 4
 Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священомученика// и целеб подателя.
Молитва священномученику Антипе
 О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Ббжия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, спрдоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

  Св. мчч. Прокесс и Мартиниан были язычниками и служили стражами в Мамертинской темнице Рима. В темнице содержались гос.преступники, к коим причисляли христиан. Наблюдая за узниками-христианами, слушая проповеди, Прокесс и Мартиниан постепенно пришли к истинной вере в Спасителя.
 Когда в Мамертинскую темницу заключили св. ап. Петра, Прокесс и Мартиниан твердо уверовали во Христа, приняли от апостола св. Крещение и отпустили его из темницы. Начальник тюрьмы Павлин узнал и потребовал от св. Прокесса и Мартиниана отречения от Христа. Но они безбоязненно исповедали христ. веру и оплевали золотую статую Юпитера. Павлин приказал бить по устам, а затем, видя твердость мучеников, подверг пытке: мучеников избивали железными прутьями, опаляли огнем и, наконец, бросили в темницу.
 Одна знатная и благочест. женщина Люцина проникла к ним, утешала и ободряла их. Мучителя Павлина постигло Божие наказание: он ослеп и через 3 дня умер. Сын Павлина обратился к начальнику города с требованием предать мчч. смерти. Св. Прокесс и Мартиниан усечены мечом (ок.67). Благочест. Люцина погребла тела мучеников.

  Прп. Фармуфий жил в IV в. в той пустыне, где подвизался в студенце (колодце) прп. Иоанн, к-рого питал св. Фармуфий.

 Прп. Иоанн род. в кон. VIII в. В юности стал учеником прп.Григория Декаполита и принял от него иноч. постриг в Солунском м-ре. Под рук-вом опытного учителя прп. Иоанн достиг высокого дух. совершенства.
 Когда имп. Лев Армянин (813-820) возобновил гонение на правосл.христиан за почитание св. икон, прп. Григорий Декаполит с прп.Иосифом Песнописцем и учеником прп.Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборч. ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, св. Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание св. икон. После многих трудов прп. Григорий скончался ок.820 г., вскоре отошел ко Господу верный ученик Иоанн. Прп. Иосиф Песнописец перенес мощи св.Григория и Иоанна в построенную им церковь свт. Николая Чудотворца.
Кондак преподобного Иоанна глас 4
Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.

  Прп. Иаков Железноборовский, сын бояр Аносовых (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, род. во 2-й пол. XIV в. Юношей пришел к прп. Сергию Радонежскому, принял мон. постриг и несколько лет жил в Троицкой обители. В 1392 г. прп. Иаков поселился в глухом лесу у железн. рудников, в месте Железный Боро, на берегу речки Тебзы. 
 Святость его жизни известна современникам. В 1415 г. супруга вел. кн.Василия Дмитриевича (1389-1425) София Витовтовна (в монаш. Синклитикия) тяжело болела перед родами. Вел. князь посылал к прп.Иакову просить, чтобы он помолился о жене, спрашивал, будет ли жива. Преподобный велел молиться св. мч. Лонгину, предсказал благополучное рождение сына Василия. В 1450 г. вел. кн. Василий Васильевич (1425-1462) после победы над кн. Димитрием Шемякой посетил обитель прп.Иакова и с благодарностью молился там.
  Признательный кн.Василий Дмитриевич щедро одарил прп. Иакова, дал средства построить на месте подвигов м-рь с храмом св. прор. Иоанна Предтечи В 1429 г. казанские татары опустошали окрестности Галича. Прп. Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, нашли обитель в развалинах. Все восстанавливали заново. Прп-ный построил храм свт.Николая, выкопал с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева м-ря в обители введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в м-ре.
 После многих лет совместных подвигов иноки просили прп-ного быть игуменом. Он смиренно покорился просьбе и поехал в Москву, где облечен свящ. саном.
 Скончался пеп-ный глубоким старцем 11 апреля 1442 г., погребен в Предтеченской церкви основанной им обители.
Тропарь прп. Иакова Железноборовского, глас 4
 Небеснаго желая,/ земная возненавидел еси/ и, взем крест свой, последовал еси Христу/ и от Него прием дарования чудес,/ исцеляти недужныя;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ испроси православным Христианом здравие и спасение,/ на враги же победу/ и не забуди, посещая чад своих,/ припадающих к цельбоносному гробу твоему,/ Иакове, преподобне отче наш.
Кондак прп. Иакова Железноборовского, глас 8
  Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/ и телесныя страсти из корене исторгая,/ неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/ болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/ темже молим тя, досточудне,/ исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.
Молитва преподобному Иакову Железноборовскому
  О преподобне и богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев Свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся от всяких скорбей, бед же и напастей и злых обстояний и благочестно поживем в нынешнем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О преблаженне и боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют в стране нашей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу страну нашу от огня, глада, меча, нашествия инопле¬менных и от всякаго зла и всем с верою и любовию притекающим к тебе испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение, да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

  Прп. Иаков Брылеевский был учеником прп. Иакова Железноборовского и трудником м-ря (сл."трудник" имеет 2 знач.:"труженик","послушник"). Он основал позже Брылеевскую пустынь Введения во храм Пресв. Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского м-ря к г.Бую. Прп. Иаков скончался в XV в., погребен во Введенской церкви

 Свт. Варсонофий, еп.Тверской, чудотворец Казанский, род. ок.1495 г. в г. Серпухове в семье свящ.Василия. При крещении - имя Иоанн. Трудолюбивый,понятливый, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церк.пение, мог не только сам читать и петь, но и помогать др-м.
 В 1512 г. крымские татары под предводит. Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих Иоанн в 17 лет уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера, еще в родит. доме укоренившаяся в сердце, принесла плоды.  Уповая на Господа, буд. святитель молился, пел псалмы, жил, как живет послушник в м-ре, постигая послушание, незлобие и терпение. Спал Иоанн мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия. Расположил ожесточен. сердца иноверцев, к-рые, признав его достоинства, обращались с ним снисходительнее, чем с др. Постепенно, благодаря способностям, овладел разговор.татарским языком, через 2 года мог хорошо говорить,  писать по-татарски.
 Плен продолжался 3 года. С трудом собрав необходим. сумму, свящ. Василий выкупил сына Иоанна из татар.неволи. Иоанн возвратился домой, поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом м-ре принял иноч. пострижение, дав Богу обет девства, послушания и нестяжания. Инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы.
 В Андрониковом м-ре бывал свт.Акакий, еп.Тверской (1522-1567), младший брат прп.Иосифа Волоцкого, постриженник Иосифо-Волоколамского м-ря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он предсказывал прп. Варсонофию, бывшему в сане иеродиакона, что станет преемником свт. Акакия на Тверской кафедре.
 О благочестивой жизни прп.Варсонофия стало известно митр.Московскому Макарию, к-рый возвел св. Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 учеником прп. Сергия Радонежского прп.Мефодием в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь именов. «Никола на Песнуше». В 1553 г. в паломничестве (в благодарность за чудесн. избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский м-рь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноч. жизни, побывавшего в плену, сведущего в татар. языке и нравах.
  Когда в 1555 г. в Казани открывали новую епархию, со свт. Гурием, первым архиеп.Казанским, направлен в Казань и св. Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания м-ря. 26 мая 1555 г. первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 г. свт.Гурий с игум.Пешношским Варсонофнем и игум. Успенского Старицкого м-ря Германом прибыли в Казань.
  С крестами и хоругвями встречены они в Казанском Благовещенском соборе дух-вом и населением. Со св. Варсонофием в Казань прибыли иноки Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова м-ря Симеон. Уже 1556 г. прп.Варсонофий исполнил поручение и устроил Преображенский м-рь в Казанском кремле. Им освящен 1-й каменный теплый храм в м-ре свт.Николая Ратного, впоследствии главный храм Преображения Господня. Тайно продолжал носить вериги для изнурения плоти. 
 М-рь сделался средоточием дух. жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков доходило до 100 чел. Св.Варсонофий обращал татар в правосл. веру, чему немало способствовало превосходное знание татар.языка. Благодаря исцелениям имя его известно за пределами Казани. Немало больных, приходивших за врачеванием, склонялись к принятию христ. веры. По смерти еп.Тверского Акакия(1567) свт.Филипп, митр.Московский, вызвал св. Варсонофия в Москву и возвел в сан еп. Тверского.
 Несмотря на высокий свт. сан, Варсонофий был смиренным подвижником, как в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни.
 Для России начались тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, благочестиво правивший Россией, стал ужасом для подданных, насаждая «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине, потому не пользовалась благосклонностью царя. С негодованием видел свт.Варсонофий, как друг Герман, архиеп. Казанский, некогда пользовавшийся уважением царя, вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после напоминания царю, что тот даст ответ на суде Божием за жестокость, изгнан и умер в заточении.
  Много страшных событий прошло пред свт. Варсонофием за 4 года архиер. служения. Ощущая старческую немощь, в 1571 г. удалился на покой в основанную им в Казани обитель. 5 лет провел в Преображенском м-ре на покое, в молитве и уединении, где принял вел.схиму. Когда не мог по немощи ходить в церковь, ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. 
 Скончался свт. Варсонофий 11 апреля 1576 г., погребен в Преображенском м-ре архиеп.Казанским Тихоном. В 1595 г. по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в м-ре новый храм Преображения Господня. При строительстве храма обретены мощи свт. Казанских Гурия и Варсонофия.
Жизнеописание свт. Гурия и Варсонофия составлено сщмч. Патриархом Ермогеном.
Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского, глас 3
 Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Ин кондак святителя Варсонофия, епископа Тверского, глас 5
 Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси,/ обогатив себе молитвою, и постом,/ и тело свое веригами удручая,/ в полоне же от иноплеменник много пострадал еси./ Непоколебим верою многая лета,/ Ангелом купно соединим,/ бесовская ополчения огорчавшие./ Последуя безмездником Косме и Дамиану,/ врачебною хитростию многий исцелил еси./ Темже ныне честное и боготрудное тело твое,/ от земленых недр обретенное,/ чудесы Господь прослави,/ исцелявши бо многонедужныя не токмо у гроба,/ но и от честных вериг/ подавши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.
Молитва святителю Варсонофию, епископу Тверскому
 Приникни, святителю Варсонофие, с Горних селений на притекаю¬щих к тебе и вонми молению их, умоли Господи Бога даровати нам, еже ко спасению нашему мы просим от Него при святых мощах твоих. Умоли Господа Бога даровати стране нашей крепкий и ненарушимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносие, пастырем — святыню, законом — правду и силу, военачальником — мудрость и непобедимое мужество, градоначальником — суд, воинству — преданность отечеству и неодолимую храбрость, всем же православным христианом — здравие и благочестие. Сохраняй нас от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

          

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения