Версия для печати
На страницу списка праздников

Преставл.прп.Сергия, игум.Радонежск.,всея России чудотворца(1392).Прп. Евфросинии Александрийск.(V). Прмч. Пафнутия египт.и 546 мчч. Прп.Евфросинии Суздальск.,в миру Феодулии(1250). Перенес.мощей свт.Германа, архиеп.Казанск. Прп.Досифеи затворницы Киевск.

08 Октябрь 2018 г. Понедельник

   Прп. Сергий род. в с.Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестив.бояр Кирилла и Марии. В житии прп. Сергия повествуется, что за Божеств. литургией еще до рождения сына прав. Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца пред чтением Св.Евангелия, во время Херувим.песни и когда священник произнес: "Святая святым". Сына назвали Варфоломеем. С первых дней младенец по средам и пятницам не принимал молока матери, в др.дни, если Мария употребляла мясо, младенец отказывался от её молока.  В 7 лет Варфоломея отдали учиться  с братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья учились успешно, Варфоломей отставал. Родители бранили его, учитель наказывал, товарищи посмеивались. Варфоломей со слезами молился Господу о даровании книжн. разумения.Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми. По дороге тот встретил ангела в иноч. образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился и, преклонившись, ждал окончания молитвы. Тот благословил отрока, спросил, чего  желает. Варфоломей ответил: "Всей душой желаю научиться грамоте. Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы помог познать грамоту". Инок вознес молитву к Богу, сказал отроку:"Отныне Бог дает тебе уразуметь грамоту, ты превзойдешь всех". Старец достал сосуд, дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо. Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Св.Писания". Варфоломей просил посетить дом родителей. Те с честью встретили гостя, предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей читал, и родители удивились совершившейся перемене. Прощаясь, старец пророчески предсказал:"Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор св.отрок без труда читал и понимал содержание книг. С усердием он углублялся в молитву, не пропуская Богослужений. В детстве наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, в др. дни питался хлебом и водой.
  Ок. 1328 г. родители прп. Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском м-ре Покрова Пресв. Богородицы, недалеко от Радонежа. Овдовевший Стефан также принял иночество в этом м-ре. Похоронив родителей, Варфоломей с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Поставили келью, потом небольшую церковь, с благословения митр. Феогноста, она  освящена во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский м-рь, где сблизился с иноком Алексием, позже митр. Московским.
 Варфоломей 7 октября 1337 г. принял пострижение в монашество от игум. Митрофана с им. св.мч. Сергия и положил начало новому жительству во славу Живонач. Троицы. Претерпевая искушения бесовские, прп-ный стал известен др.инокам, искавшим его руководства, всех принимал с любовью, и в маленькой обители составилось братство из 12 иноков. Их дух. наставник отличался редким трудолюбием. Он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял др.работы. Тяжелый труд прп.Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при суровом подвиге здоровье  наставника укреплялось. Не без труда иноки умолили прп.Сергия принять игуменство. В 1354 г. еп.Волынский Афанасий посвятил прп-ного во иеромонаха и возвел в сан игумена. В обители строго выполнялись иноч. послушания. С увеличением м-ря росли его нужды. Иноки питались скудной пищей, но по молитвам прп.Сергия люди приносили необходимое.
  Слава о подвигах прп.Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги, Благословен. грамоту, советовал устроить общежительный м-рь. Прп-ный отправился к свт.Алексию, получил совет ввести строгое общежитие. Иноки роптали на строгость устава, и прп=ный покинул обитель. На р.Киржач основал обитель Благовещения Пресв. Богородицы. Порядок в прежней обители быстро пришел в упадок, и иноки обратились к свт.Алексию, чтоб возвратил святого. Прп.Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского м-ря ученика, прп. Романа.
 При жизни прп.Сергий удостоился благодат. дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отец считал единств. сына уже потерянным. Слава о чудесах, совершенных прп.Сергием, быстро распространялась, к нему приводили больных отовсюду. Все прославляли прп. Сергия и почитали наравне с древними св.отцами. Но  слава не прельщала подвижника, он оставался образцом иноч. смирения.
 Однажды свт.Стефан, еп.Пермский, глубоко почитавший прп-ного, направлялся из епархии в Москву. Дорога пролегала в 8 верстах от Сергиева м-ря. Предполагая посетить м-рь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился прп. Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время прп.Сергий сидел с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя встал, прочитал молитву и послал ответн. благословение святителю. Ученики, удивленные необычным поступком прп-ного, поспешили к указан.месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
  Постепенно иноки становились свидетелями др.явлений. Однажды во время литургии преподобному сослужил ангел Господень, но по смирению он запретил рассказывать об этом до конца жизни .
 Тесные узы дух.дружбы связывали прп.Сергия со свт. Алексием. Святитель на склоне лет просил его принять Русскую митрополию, но блж. Сергий смиренно отказался от первосвятительства.
  Рус. земля страдала от татарского ига. Вел.кн. Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель прп.Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь вел.князю преподобный благословил двух иноков обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу кн.Димитрию. Пророчество прп.Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресв.Богородицы, рус. воины одержали победу на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения прп. Сергий с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы рус. воинству.
 Прп. Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью читал правило пред иконой Пресв.Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери,  присел отдохнуть, но вдруг сказал ученику, прп. Михею,что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении св.ап. Петра и Иоанна Богослова. От яркого света прп.Сергий пал ниц, но Пресв.Богородица прикоснулась к нему  и, благословив, обещала покровительствовать св.обители.
 Достигнув глубокой старости, преподобный, за полгода прозрев кончину, призвал братию и благословил на игуменство ученика, прп.Никона. В безмолвном уединении преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 г. вел.угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами:"Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную"

Тропарь преподобного Сергия, глас 4
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Сергия, глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ и Tому невозвратным желанием последовав,/ всякое наслаждение плотское возненавидел еси/ и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси;/ тем и Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:// радуйся, Сергие богомудре.

   Прп. Евфросиния род. в нач.V в. в Александрии в семье знатных и богатых родителей. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец Пафнутий, глубоко верующий, благочестивый христианин, часто посещал м-рь, где игумен был дух. наставником. 
 В 18 лет Евфросинию отец хотел выдать замуж. Он пошел в м-рь к наставнику получить благословение на брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал благословение, но св.Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом, решив поступить в обитель провести жизнь в уединении и молитве.
 Опасаясь, что в жен.м-ре ее найдет отец, она, как евнух Измарагд, пришла в тот муж.м-рь, к-рый с детства посещала с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в обитель. В уединенной келье в трудах, посте и молитве св. Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого дух.совершенства.
 Отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая печаль,находя дух. утешение. Пред кончиной прп. Евфросиния открыла скорбевшему отцу тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению тела. Похоронив дочь, Пафнутий раздал имущество нищим и м-рю и принял монашество. 10 лет, вплоть до кончины, подвизался в келье дочери.
Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Евфросиние, дух твой.
Кондак преподобной Евфросинии Александрийской, глас 2
 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/ дольнюю сладость тщательно оставила еси,/ и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая:/ Христа бо ради Жениха твоего/ о обручнице привременном небрегла еси.

Преподобномученик Пафнутий и 546 мучеников пострадали за веру Христову в Тентире (Египет) при имп. Диоклетиане (III в.). Св.Пафнутия после тяжких мучений распяли (16/29 апр.) на финиковом дереве. Остальные 546 христиан скончались от разных мук.

   Прп.Евфросиния, кн.Суздальская, родилась в 1212 г. В св.Крещении имя Феодулия, была старшей дочерью св.мч.Михаила, вел.кн.Черниговского. Блгв. кн.Михаил и супруга Феофания не имели детей, часто посещали Киево-Печерскую обитель, молились о даровании чада. Блгв.кн.Евфросиния была первой дочерью, испрошенной у Господа. Трижды Пресв.Богородица сообщала, что Господь дарует дочь.
  Феодулия воспитывалась в благочестии. На воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор. Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих.Княжна сосватана за св.блгв. кн.Феодора, брата св.Александра Невского, но жених скончался в день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском мо-ре Положения ризы Божией Матери, где приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской.
  Юная инокиня с ревностью исполняла правила монашеской жизни, превосходя насельниц обители твердостью разума, дух.зрелостью и воздержанностью. Подвижницу посетил Господь, заповедав утверждаться в подвиге. Прп.Евфросиния до конца соблюдала наставления Спасителя, преодолев множество искушений. О подвижнической жизни прп. Евфросинии узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения прп. Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. После бесед многие принимали иноческий образ и начинали ревностное служение Богу. Игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла прп.Евфросиния.
  В откровении Господь предсказал блж. игумении о мученической кончине отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 г. полчища татаро-монголов напали на Русское государство. Уничтожая всё, они подошли к Суздалю. Город был разрушен и сожжен, и только обитель прп. Евфросинии уцелела по ее молитвам.
 Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 г. У гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении недугов. 18 сентября 1698 г.по благословению Патриарха Адриана митр. Суздальский Иларион совершил прославление прп. Евфросинии.
Тропарь преподобной Ефросинии Суздальской, глас 8
 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо Крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется,. преподобная Евфросиние, дух твой
Кондак преподобной Ефросинии Суздальской, глас 2
 Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси: идеже ныне водворялся с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавится нам.

  Архиеп. Казанский Герман происходил из древнего благочестивого рода, с детства обучен чтению Божественного Писания, воспитан в страхе Божием. В 25 лет поступил в Волоколамский м-рь, где принял постриг от игум. Гурия, впоследствии св. архиеп.Казанского. В м-ре святой занимался изучением Свящ. Писания и книгописанием.
   В 1555 г. после покорения Казани царем Иоанном Грозным, Герману суждено начать миссионерскую деят-сть для язычников, населявших правый сберег Волги. Он назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, к-рая под его рук-вом сделалась сосредоточием христ.проповеди, веры и благочестия в магометанской стране. Свт.Герман ревностно занимался строительством правосл.храмов, просвещением язычников. Им собрано 150 книг. По смерти свт.Гурия свт. Герман л призван на архиерейскую кафедру.
 Когда царь Иоанн Грозный повелел назначить его на Московскую митрополичью кафедру, свт. Герман отказался и, верный пастырскому долгу, не устрашился вразумить царя, призывая к покаянию, обличая его.   За это он около двух лет пробыл в заключении в Москве. Он один поднял голос за свт.Филиппа, когда царь требовал его осуждения, хотя сам был в опале. В 1567 г. 6 ноября он умер, полагают, что опричники были его убийцами. Погребен в церкви свт.Николая. Через 27 лет обретены его св. мощи и перенесены в Свияжский монастырь.
Ин тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского,глас 4
 Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна, и строителя тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся благовернни людие Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанский новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престаи присещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.
Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского, глас 4
 Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

  Прп. Досифея род. в 1721 г. в Рязани в дворянской семье. Начал.образование получила у бабушки Порфирии в Москве, монахини Вознесенского м-ря, что привила любовь к подвижнич. жизни и св.добродетелям. Когда Порфирия постриглась в великую схиму, внучка вернулась домой. Но продолжала жить как в м-ре. Родителей беспокоило ее поведение, они хотели скорее выдать ее замуж. Но святая избежала этого. В 15 дет она переоделась в муж.одежду и ушла в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась крестьян.сыном Досифеем. Ее приняли послушником, поставили пономарем. Через 3 года святая бежала из лавры, чтобы родители не нашли ее. Она отправилась в Киево-Печерскую обитель, но ее не приняли, т.к. у нее не было паспорта. И она стала жить отшельницей в пещере близ Китаевой пустыни.
 Досифея питалась хлебом и водой, к-рые оставлял у входа в пещеру один монах. В Вел. пост затворялась и вкушала только дикие травы. Устремленная к Богу в подвиге и непрестан. молитве, удостоилась дара пророчества и прозорливости, стала известна в окрестн. Киева. Христиане стекались к «затворнику Досифею», чтоб выслушать советы и слова утешения чрез мал.окошко, где не видно его лица. В 1744 г. имп. Елизавета Петровна (1741-1761) посетила отшельника и ходатайствовала о его постриге в иноч. чин.
   До этого прп. Досифею посетил юный Прохор Машнин — буд. прп. Серафим Саровский. Предвидя судьбу, уготованную ему Господом, святая его направила в Саровский м-рь, дав наставление постоянно хранить в сердце Иисус.молитву, чтоб Св.Дух пребывал в нем. Однажды родная сестра прп. Досифеи пришла к «старцу» и спросила о сестре. Святая ответила, не надо искать Досифею, ибо она служит Господу.
  Когда производилась конфискация монаст. земель по имп. указу, прп. Досифея укрылась в Дальних пещерах Киево-Печер. лавры. Но там не обрела покоя из-за слишком большого числа приходивших людей. Чрез 4 года поселилась в отдал. келье Китаевой пустыни.
  В последн. годы жизни келейником и учеником прп. Досифеи был мон.Феофан, к-рого она отправила в Молдавию к прп. Паисию Величковскому — вел. подвижнику, возродившему исихазм и внутр. молитву. Затем Феофан был при прп. Досифее до ее смерти. Исполняя волю святой, ушел в Соловецкий м-рь, где много сделал для возрождения традиции умного делания, полузабытой в России.
    В 55 лет прп. Досифея почувствовала, что настал час ее отшествия, пошла проститься с братией обители. Вернувшись в келью, провела ночь за чтением псалмов. Утром 26 сентября 1776 г. ее нашли на коленях пред иконой. В руках записка: «Мое тело готово к погребению. Прошу вас, не трогайте его и похороните по обычаю». Только после смерти прп.отшельника Досифея стало известно, что это женщина.

 



 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения