Версия для печати
На страницу списка праздников

Первомц. равноап.Феклы(I). Прп.Никандра пустынножителя, Псковск.Чудотворца(1581). Прмч.Галактиона Вологодск.(1612). Прп.Коприя(530). Св.Владислава, короля Сербск. Мирожской ик.Божией Матери

07 Октябрь 2018 г. Воскресенье

  Св. первомученица равноап.Фекла род. в Иконии. Дочь знатных и богатых родителей отличалась необычной красотой. В 18 лет ее обручили со знатным юношей. Услышав проповедь св. ап. Павла о Спасителе, св Фекла решила не вступать в брак и посвятить жизнь Еванг. проповеди. Мать св. Феклы принуждала ее выйти замуж. Обручник св.Феклы пожаловался правителю города на ап.Павла, обвинив, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил св. апостола в темницу. Св.Фекла ночью убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав золотые украшения, проникла к узнику в темницу. Три дня сидела у ног апостола, внимая наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, разосланы слуги на поиски пропавшей. Ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.
  Суд приговорил ап.Павла к изгнанию. Св.Феклу убеждали согласиться на брак, но она не изменила решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не отлучили её от любви к Небесному Жениху - Господу Иисусу Христу. Мать потребовала от судьи смертн. приговора, св.Фекла приговорена к сожжению. Св.мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. Яв-ся Спаситель, благословляя на подвиг. Взвилось пламя, окружило мученицу и не коснулось ее. Ливень погасил костер. Мучители разбежались. Св.Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью юноши-христианина отыскала ап.Павла. Он и спутники, среди к-рых был св.ап.Варнава, укрывались в пещере ок.города, молясь, чтоб Господь укрепил св.Феклу в страданиях. 
  С ними св. Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. Подверглась преследованиям  сановника Александра, пленившегося ее красотой. Св. Фекла отвергла предложение вступить в брак и как христианка осуждена на смерть. Дважды выпускали голодных зверей, но те не трогали св.деву, покорно ложились у ног. В истязаниях св.мц. Промыслом Божиим сохранилась невредимой. Ее привязали к двум быкам и погнали в разные стороны раскален. прутьями, но крепкие веревки разорвались, быки разбежались, а св. Фекла осталась невредимой.
 Народ возопил: "Велик Бог христианский!" Правитель устрашился, поняв, что св.мученицу хранит Всесильный Бог. Он велел отпустить её на свободу. По благословению ап. Павла св.Фекла поселилась в пустын. окрестностях Селевкии Исаврийской, прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников обратила ко Христу. Церковь именует ее равноапостольной. Даже языч.жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко св Крещению. Не раз дьявол пытался погубить св. Феклу чрез ослепленных грехом людей, но сила Божия хранила рабу Христову.
  Когда св. Фекла была 90-летней старицей, на нее ополчились волхвы, т. к. она безвозмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, полагая, что ей помогает богиня Артемида. Из зависти подослали наемников, чтоб осквернить святую. Когда преследователи были близко, св. Фекла возопила ко Христу, и расступилась гора, сокрыла св.деву. Так предала душу Господу св.Фекла.
 Церковь прославляет "первострадальную" Феклу как "жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути". Ей посвящалось много храмов, один из них в Царьграде построен св.равноап. Константином. Имя св. первомученицы равноап. Феклы поминается при пострижении женщин в монашество.
Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы, глас 4
 Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы, глас 2
 Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы, глас 8
 Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная

 Прп.Коприй новорожденным найден иноками обители прп. Феодосия в Палестине. Он лежал на куче перегноя (по-греч."коприа"), где оставила мать, спасаясь от преследования во время набега агарян. Иноки подобрали младенца, назвали Коприем, выкормили козьим молоком и воспитали в м-ре. Позже св. Коприй принял иноческий постриг и провел в родной обители всю жизнь. Достигнув высоты добродетелей и дара чудотворений, мирно скончался в 90 лет.

 Прп.Стефан, брат свт.Саввы и сын свв.Стефана Неманя (Симеона) и Анны (Анастасии), правил Сербией с 1196 по 1228 г. Он был первым королем Сербии, венчанным на царство братом Саввой в Жичском м-ре. 
    Старший брат Стефана, Вукан, боролся  за трон и  власть над страной. Св. Савва примирил их пред мироточивыми нетленными мощами отца. Совместными трудами они заложили дух. и мат.основу Православия в Сербии, превращая культуру в образ благочестия и службы Богу. Прп.Стефан в конце жизни стал монахом, приняв от свт.Саввы постриг с им. Симеон и с миром предал дух Богу.

  Св.король Владислав Сербский, сын св.короля Стефана, царствовал 7 лет. Он отличался добротой и милосердием к больным, странникам и бедным, построил монастырь в Милешеве, где скончался в 1239 г. и там же погребен.

    Прп.Никандр Псковский (в крещении Никон) род. 24 июля 1507 г. в семье крестьян Филиппа и Анастасии в с.Виделебье на Псковщине. С детства мечтал о подвигах односельчанина–прп. Евфросина Спасоелеазаровского, начальника Псковских пустынножителей. Первым в семье Никона принял монашество старший брат. После смерти отца 17-летний Никон убедил мать раздать имение и удалиться в м-рь, где жила до кончины. Обойдя обители Псков.земли, поклонившись мощам прп. Евфросина и ученика прп. Саввы Крыпецкого,утвердился в стремлении к отшельн. жизни.
   Чтоб читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковск. жителю Филиппу, к-рый за усердие отдал его к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь указал ему место подвига. Молясь в одной из псков. церквей, услышал глас из алтаря, повелевший идти в пустынь, к-рую Господь укажет чрез раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. Позже Филипп и Феодор, к-рые помогли прп-ному, по его молитвам, стали пострижениками Крыпецкого м-ря с им.Филарет и Феодосий.
  Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших плоть, Никон пришел в м-рь, основанный прп.Саввой Крыпецким. Игумен, видя телесн. немощь, не сразу принял его, боясь, что трудности монаш.жизни будут не по силам. Никон, припав к раке прп.Саввы, стал, как живого, умолять его взять в обитель. Игумен постриг Никона с им. Никандр.
  Много искушений пережил на пути подвижничества прп.Никандр. О "страстех пустынных" ему предсказал в Пскове блж. Николай. Молитвами псков. угодников и прп. Александра Свирского, к-рый дважды яв-ся прп-ному, укрепляя его, преодолел козни лукавого. Силой молитв прп-ный победил слабости плоти, челов. недоброжелательство. Однажды чуть не убили разбойники, отняв самое ценное для отшельника  - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись смертью товарища, раскаялись и получили прощение старца.
  В Крыпецком м-ре прп.Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Позже приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Вел. постом прп.Никандр ходил в Дамиановский м-рь, где исповедовался и причащался.
  За 8 лет до кончины принял вел. схиму. К прп-ному приходило много народа "пользы ради". Верующие обращались к прп.Никандру за молитв. помощью, т.к.Господь наделил его благодатными дарованиями.    Пустынник с любовью относился к нуждам посетителей, устроил для ночлега убогую "гостиницу у дуба", к-рую  протапливал. Он не выставлял напоказ дарования. Приходя тайно к его келье, люди слышали, что молится с горьким рыданием. Он, заметив близость людей, умолкал, пряча полученный дар слез.
 Прп.Никандр до конца был пустынником (прп. Никандр пустынножитель), завещал не оставлять место его трудов после кончины, обещая покровительство насельникам м-ря. Диакону Порховского жен. м-ря Петру святой заповедал на могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресв. Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им поражение. 24 сентября 1581 г., во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными руками. Из Пскова пришли дух-во и народ, среди к-рых был диакон Петр, и совершили обряд христ. погребения.
   В 1584 г. на благодат.месте подвига прп. Никандра, освященном его полувек. молитвой, создана обитель, к-рую назвали Никандровой пустынью. Строителем м-ря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 г. при Патр. Иоакиме состоялось прославление прп.Никандра, установлено празднование 24 сентября, в день кончины, и в храм праздник обители - Благовещение Пресв.Богородицы.При перестройке собора м-ря обретены мощи прп.Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется день обретения  честных мощей.
Тропарь прп.Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца,глас 4 
  Глас Божественный,/ иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/ приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,/ и прием крест, последовал еси Христу,/ мир оставль, в пустыню вселился еси,/ пощением же и бдением Небесный дар восприим,/ и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:/ темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.
Кондак прп.Никандра пустынножителя, Псковск.чудотворца, глас 1
  Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/ сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,/ и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:/ темже почитаем твою память, Никандре/ отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,/ и стране нашей похвала и утверждение.
Молитва преподобному Никандру Псковскому
О преподобне и достоблаженне отче наш Никандре, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю спастися хотящим премудрый, наказателю ленивым претихий, разрешителю тлетворных страстей незлобивый, мужу желаний, прозорливства пророческаго исполненне, предвозгласная будущих благ цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, незыблемый терпения столпе, заповедей Творца твоего совершителю благопослушливый, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благовонное, жителю пустынный и бесов прогонителю, исполнителю всех добродетелей смиренномудрый, Небесный человече и сожителю горним чиноначалием, кротостию духа землю кротких наследовавый, друже Христов и угодниче Пресвятыя Богородицы, Яже и раку цельбоносных мощей твоих во храме Своем прославити благоизволи, изобильно от нея чудесному дождю на верных изливатися повелевши! К нейже припадающе с любовию, молим тя, досточудне: не престай молити Пресвятую и Живоначальную Троицу, низпослати стране нашей мир и благоденствие, на враги же победу и одоление, и от навет вражиих воинству нашему сохранитися в мире, Церквам согласие и всем людем тишину и изобилие благих даровати. И угаси, блаженне, молитвами твоими, парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная. И, всем вся милостивне даруя, призри и на мя, смиреннаго раба: связан бо есмь люте пленицами прегрешений и влекомь, увы мне! в пучину страстнаго моря неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к раце мощей твоих со слезами: предстани мне на пути бедственнаго жития сего, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належащия скорби и от всякаго зла, разреши мя от болезненных уз и спасение души умоли мне, яко да воспою и прославлю в Троице славимаго Единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

   Прп. Галактион род. в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584 гг.), принадлежал к знатному боярскому роду: отец - кн. Иоанн Иоаннович Бельский, потомок литовских князей.  При крещении отроку дано имя Гавриил. Отец при царской опале казнен, когда отроку было 7 лет. Родственники отвезли его в г. Старицу, он проживал там, скрывая происхождение, и Бог хранил его. Благочест.отрок посещал храм Божий, изучал Свящ.Писание, пропитание добывал ремеслом сапожника. овершеннолетним сочетался браком с девицей простого звания, но она вскоре умерла, оставив новорожд. дочь. Видя указание свыше, Гавриил решил посвятить себя Богу, отдал дочь на воспитание родным, возложил на себя тяжелые вериги, подвизаясь в посте и молитвах. Жителей упросил дать небольшой участок земли близ посада на р.Содиме, поставил там небольшую келью и затворился в ней. Вскоре принял иноч. постриг, наречен Галактионом. Не оставив ремесла, шил сапоги и заработанные деньги делил на три части: церкви, нищим и на пропитание. Ископал близ кельи пруд, обсадил деревьями и развел рыбу. Дни инок проводил в трудах, а ночи — в молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, безмолвие развило смирение, наполнили сердце радостью .
  Жители г. Вологды и окрестностей, узнав о житии прп. Галактиона, приходили посмотреть на него, получить благословение, услышать назидания. А святой не довольствовался обычными иноч. подвигами: приковал себя цепью к потолку малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из затвора, ни лечь на пол. Когда его одолевал сон, он только преклонял колена и, держась за цепь, на краткое время забывался дремотой. В редких случаях покидал келью, как, например, однажды во время великой засухи, грозившей голодом, когда Вологодский владыка послал за ним просить, чтобы он помолился о даровании дождя в храме со всем народом. Господь услышал молитвы праведника и народа, послал сильный дождь, напоивший истомленную зноем землю.
 Смутное время было на земле русской: один за другим являлись самозванцы, а поляки и литовцы бродили по Руси с грабежами и насилием. Исполнившись дара прозрения, прп.Галактион расковал цепь и в веригах явился в земскую избу, где собирался народ. Он советовал гражданам построить в один день на месте своих подвигов храм Пресв.Богородицы, и память чуда от иконы Знамения в Великом Новгороде, с верой в то, что Царица Небесная защитит город и избавит от нашествия иноплеменников. Но жители Вологды не приняли благочестив. совета, некоторые обвинили в корысти — дескать, заботится о себе и ленится ходить в дальний храм. Галактион предсказал грядущ.бедствия, к-рые и произошли, когда вскоре, 22 сентября 1612 г., Божиим попущением, на Вологду напали поляки и литовцы. Они сожгли храмы, многих предали смерти, многих взяли в плен, не пощадили и угодника Божия. Набросившись на него, вытащили вон из кельи, волоча, нещадно били, поносили, кололи мечами, сбросили ему на голову бревно с крыши здания. Видя приближение кончины, святой молил Господа простить ему все прегрешения и избавить от воздушных мытарств. Измученный врагами, он преставился ко Господу с молитвой 24 сентября 1612 г. Благочестив.люди погребли его в келье, к-рую стали усердно посещать, т.к. Бог прославил чудесами Своего угодника.
 Вскоре по просьбам граждан Вологды архиеп.Вологодский Варлаам повелел написать житие святого, воздвигнуть храм иконы Знамения Божией Матери на месте кельи и собрать братию. При след. архиеп.Маркелле построен соборный храм Святого Духа, по имени храма и м-рь  называтли Свято-Духовым. Служба святому составлена в 1717 г..
Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского, глас 5
 Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.

 Прп.Авраамий Мирожский был строителем и первым игуменом Псковского Спасо-Преображенского м-ря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Мирожская обитель основана около 1156 г., в княжение Святополка Мстиславича, родного брата св.блгв.кн.Всеволода-Гавриила, свт.Нифонтом, еп.Новгородским, пострижеником Киево-Печерского монастыря и прп.Авраамием. Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева.
 В кон. XIX в. при ремонте Преображенского собора раскрыты фрески XII в., к-рыми расписан собор, получившие всемирную известность. (Прп.Нифонт построил точно такой храм в Ладоге во имя свт. Климента Римского, но до наших дней сохранился лишь фундамент.)
 О жизни прп.Авраамия сведений мало, т.к. м-рь был вне город. стен,  часто подвергался разорению и служил для постоя враж.войск. Скончался преподобный 24 сентября 1158 г. Мощи его  под спудом соборного храма Преображения Господня в созданном им м-ре.
  Чрез 4 века, 24 сентября 1567 г., в день памяти прп.Авраамия в Мирожском м-ре свершилось чудесное знамение от древней иконы Пресв.Богородицы. Мирожская икона явилась в м-ре в 1198 г. 
 В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, по древнему сказанию, "таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня".
 Мирожская икона написана по чину Оранты - "Молящейся". Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа - св.блгв.кн.Довмонт-Тимофей, слева - его супруга, прп.Марфа, в миру Мария Дмитриевна.
 Царь Иоанн Васильевич увез чудотворный Мирожский образ из Пскова, а в монастыре остался список "мера в меру" - так называемая "Великая Панагия" из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в 1567 г., по благословению архиеп. Новгородского и Псковского Пимена. 
 Этой иконе составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 г.Пред иконой Пресвятой Богородицы «Мирожская» молятся при всякой немощи телесной и душевной, об облегчении недугов, от морового поветрия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской, глас 4
  Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской, глас 7
Заступница христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Мирожская»
 О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице, ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих, управи в мире и тишине жизнь нашу, и не даждь нам во отчаяние впасти. Ты бо едина еси паче всех святых и паче всех горних умов предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы грешнии, на пречистый Твой образ знамения взирающе, умиленно преклоняем колена, и благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея, никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.
 

 

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения