Версия для печати
На страницу списка праздников

Зачатие чест.,славн.Прор.,Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославл.свт.Иннокентия,митр.Московск.Прпп.жен Ксанфиппы, Поликсении.Мц.Ираиды девы. Мчч.Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина. Словенск.ик.Божией Матери

06 Октябрь 2018 г. Суббота

 Св.прор.Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, к-рый укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Предтечи. В г.Иудином Нагорной страны Палестины жили прав.священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Но супруги были несчастны: дожив до преклонных лет,  были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы даровал дитя. Однажды, когда св. Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Св.Захария смутился и остановился в страхе, но ангел сказал: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но прав.Захария не поверил словам Небесного вестника, и тот сказал: "Я, Гавриил, предстоящий пред Богом, послан благовестить тебе это. Ты будешь немым до дня рождения, т.к. не поверил словам моим". Народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. Когда он вышел,  должен преподать народу благословение, но не смог произнести его, т.к. был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и прав. Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

  26 августа 1797 г. в глухом сибирском селе Ангинском Иркутской губернии у пономаря церкви св.Ильи Пророка Евсевия Попова род. сын Иван, буд. митр.Московский и Коломенский Иннокентий. Не святительские труды на моск. кафедре принесли венец угодника Божия, хотя служение нес владыка достойно. Прославлен митрополит за ап.подвиг, за миссионер. труд среди народов Приамурья, Сибири.Ему не было 5 лет, когда отец учил его грамоте. Мальчик оказался смышленым. К 8-ми годам читал в храме Апостол. В 6 лет умер отец, мать, имея еще троих сирот, отдала его на воспитание брату мужа Димитрию Попову. 
 В 9 лет Иван н в Иркутске определен в дух.семинарию. Дядя Димитрий Попов овдовел и, приняв монашество с им. Давид, перемещен в Иркутск, где поселился в архиерей. доме в сане иеромонаха. Иван часто навещал дядю, всегда заставал за каким-то занятием. Особенно тот любил механику; племянник пристрастился к этому. В одной из комнат семинарии устроил водяные часы с боем. Колеса сделаны при помощи ножа и шила из дерева, циферблат — из бумаги, стрелки — из лучинок.
 В 1814 г. в семинарии сменился ректор, к-рый решил изменить фамилии учеников. Изменены неблагозвучные и наиболее употребляемые фамилии, чтоб не было путаницы. Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего еп. Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817 г., за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви, прослужил 4 года, в 1821 рукоположен во священника той же церкви, прослужил два с небольшим года, снискал любовь прихожан в т. ч. потому, что по воскресеньям пред литургией собирал детей и давал уроки Закона Божьего. Но промыслом Божиим о. Иоанн предназначен к иной деятельности.
В нач.1823 г. Иркутский еп. Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие в состав рус. владений, для просвещения инородцев. Боясь отдаленности, суровых условий, никто из дух-ва ехать не хотел. Еп.Михаил оказался в затруднении: добровольцев не было, насильно посылать нельзя. Тут о.Иоанн Вениаминов выразил желание ехать. С грустью отпустил еп.Михаил примерного священника, 7 мая 1823 г. выехал из Иркутска с семьей, что состояла из старушки-матери, жены, годов.сына и брата.
 Об Уналашке слышал от выходца из тех мест Ивана Крюкова. О том, как появилось желание отправиться в далекое путешествие, Иоанн написал много лет спустя: «Когда этот выходец, Иван Крюков, на прощание убеждавший меня ехать в Уналашку, рассказал об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, я загорелся желанием ехать. Живо помню, как ожидал минуты объявить желание преосвященному, он удивился, но сказал: посмотрим».
 Отправился прежде на родину, в с.Ангинское, а оттуда на павозке (род баржи) по р.Лене до Якутска. Из Якутска должны ехать на Охотск на восток Сибири у побережья Охотского моря. Трудный путь в тыс. верст о.Иоанн с семьей проехал верхом на лошадях. Дорога шла узкими тропами чрез густые леса, по болоту; приходилось взбираться на крутую каменист. гору и двигаться по покрытой снегом вершине. С помощью Божией трудности преодолены, они услышали рев морских волн, бившихся о высокие скалы, увидели мачты судов на р. Охоте, потом и сам г. Охотск. 
 После трудного пути до Охотска плавание до Уналашки показалось легким. 29 июля 1824 г., чрез год, прибыли на место. О.Уналашка, где поселился о.Иоанн, принадлежит к группе Алеутских островов, к-рые,  с прилегающей территорией Аляски, открыты русскими в пол. XVIII в. и объявлены владениями России. Заселение рус. промышленниками, привлекаемыми богатым пушным промыслом, началось с кон.XVIII в.
 Одновременно началась проповедь христ-ва среди туземцев. В кон. XVIII в. здесь подвизалась миссия под начальством архим. Иосафа, к-рому удалось крестить жителей на Кадьяке и др.островах.
 Проповедь христ-ва имела большой успех. Особо усердно принималось оно алеутами, к-рые из-за кроткого характера охотно приняли христ. веру. К прибытию о.Иоанна в рус.владениях в Северной Америке на разных островах служили 3 священника-миссионера.
 Приехав на Уналашку, Иоанн Вениаминов нашел скудность во всем. На острове не было храма, богослужение совершалось в ветхой часовне. Первой заботой была постройка храма, что было делом нелегким, т. к. алеуты работать не умели, миссионер обучал плотнич., столяр. и др. ремеслам. В храме многое, напр. престол и иконостас,  сделано руками .о.Иоанна. Одновременно он изучал алеут. яз. Это помогло заниматься миссионерской деят-стью. Проповеди отличались доступностью, согреты таким христ. чувством, что очень впечатляли.
 Помимо Уналашки, о. Иоанн Вениаминов был на др. островах, проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Опасно плыть на утлой туземной лодке в непогоду. Но во время бесед с алеутами, когда, по словам о.Иоанна, « утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет усердие к слышанию слова», он «деятельно узнал утешения христ. веры, эти прикосновения благодати». 
 О чудесном случае в одном из посещений о.Иоанн рассказывает так.
«Прожив на Уналашке 4 года, я в Вел. пост отправился на о.Акун к алеутам, чтоб приготовить к говению. Подъезжая, увидел, что они стояли на берегу наряженными, как в праздник, когда вышел на берег, бросились ко мне, были ласковы, предупредительны.Они сказали: «Мы знали, что ты выехал и сегодня будешь у нас. На радостях вышли на берег, чтоб встретить тебя».—«Кто сказал, что буду сегодня, как узнали, что я о.Иоанн?» — «Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал: сегодня приедет священник, будет учить молиться Богу; описал твою наружность так, как видим тебя».— «Могу видеть старика-шамана? — Когда приедет,  сам придет ».
Это меня удивило, но я стал готовить их к говению, объяснив значение поста и проч., как явился старик-шаман, пожелал говеть и ходил очень аккуратно. Я не обращал на него внимания и во время исповеди упустил спросить, почему алеуты называют его шаманом. Приобщив Св. Таин, отпустил ... К удивлению, он после причастия отправился к тоену (старшине) и высказал неудовольствие, что я не спросил на исповеди, почему алеуты называют его шаманом, т. к. ему неприятно носить это название, он не шаман.
Тоен передал неудовольствие старика Смиренникова, я послал за ним для объяснения. Когда посланные отправились, Смиренников попался им навстречу: «Я знаю, что меня зовет о.Иоанн, иду к нему». Я подробно расспрашивал о жизни. На вопрос, грамотен ли он, ответил, что хотя неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Я попросил объяснить, откуда знает меня, описал наружность собратьям, откуда узнал, что в известный день буду учить молиться.
Старик отвечал, что сказали двое его товарищей -белые люди. «Где они, какой наружности?» — спросил я.- «Они живут в горах и приходят каждый день», — старик представил их так, как изображают св.арх.Гавриила, в белых одеждах и перепоясанного розовой лентою чрез плечо. «Когда пришли в первый раз?» — «Они явились, как окрестил нас иеромонах Макарий».
Я спросил Смиренникова, могу ли их видеть. — «Я спрошу их»,—старик ушел от меня. Я отправился на острова для проповедания Слова Божия, по возвращении увидел Смиренникова: «Ты спрашивал белых людей, могу я их видеть, желают принять меня?» — «Они,—ответил старик,— сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он учит вас тому, чему мы учим?» — Так пойдем, я приведу к ним».
 Какой-то страх напал на меня и смирение.А ежели, подумал я, увижу ангелов, они подтвердят сказанное стариком? я человек грешный, след-но, недостоин говорить с ними, это было бы с моей стороны самонадеянностью, наконец, свиданием моим с ангелами я возмечтал бы много о себе... И я, как недостойный, решил не ходить к ним, сделав наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтоб они более не называли его шаманом».
 О.Иоанн Вениаминов утешался усердием алеутов к слушанию Слова Божия и исполнению заповедей. Редкие уклонялись по лени или нерадению от говения и очищения совести, и т.к. их пища всегда одинакова, они, чтоб отметить пост, в дни говения ничего не ели. Во время богослужения стояли внимательно и так неподвижно, что по следам ног можно узнать, сколько народу было в храме. Многие были большими молитвенниками, что выявлялось случайно или при кончине. К священникам питали преданность,готовы услужить им.
С распространением христ-ва прекращалось многоженство и внебрачное сожитие, убийство рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки происходили редко, а междоусобия прекратились.
Кроме паствы, о.Иоанн Вениаминов посетил сел.Нушегак на материке Америки, где в первое посещение крестилось 13 чел., а во второй приезд число уверовавших возросло до 220. Жизнь среди алеутов, проповедь им Слова Божия способствовали углублению знания о. Иоанном алеут. языка. Он изобрел для алеутов азбуку и переводил свящю книги. Он перевел Катехизис,Евангелие от Матфея. Появление переводов алеуты встретили с радостью, учились грамоте. О.Иоанн устроил на Уналашке училище для мальчиков, учил их, составив учебники.
 Кроме языка, о.Иоанн усердно изучал быт паствы. Он собрал песни алеутов, по наблюдениям за природн.явлениями составил«Записку об островах Уналашкинского отдела». Изучив фауну острова, подавал цен.советы промышленникам об охоте на морских котиков, направленные к умножению стада цен. животных.
О. Иоанн Вениаминов жил с семьей в тесной землянке, потом перешел в скромный домик, выстроенный собственноручно. Свободное время посвящал деланию органчиков, беседам с детьми, к-рых любил.
 В неусыпных трудах о.Иоанн Вениаминов провел на Уналашке 10 лет. Он обратил в христ-во жителей острова. Труды и подвиги не остались незамеченными, он награжден наперсным крестом, переведен на о. Ситху, в Новоархангельск, администр. центр рус. владений в Север. Америке, для просвещения народа колошей.
 Новая паства о.Иоанна отличалась от алеутов по внешнему виду, характером. В отличие от неуклюжих, но добрых алеутов, колоши довольно красивы: большие черные глаза, правильные черты лица, черные волосы, средний рост. По нраву горды и самолюбивы. Идя в гости к русским, надевали лучшие наряды и держались с достоинством. Очень мстительны: если колош не мог отомстить при жизни, завещал месть потомкам. О проповеди хрис-ва среди колошей не могло быть и речи, т.к. к русским они относились с подозрением.
 Прибыв на Ситху, о. Иоанн занялся изучением языка и обычаев колошей. Случай изменил отношение колошей к русским. На острове началась эпидемия оспы, от к-рой колоши, отказывавшись от прививок от русских, гибли. Русские и алеуты, кому оспа привита, остались невредимыми. Это заставило колошей просить русских о помощи, после спасения они перестали смотреть на них, как на врагов. Вохникла возможность проповеди христ-ва. Хотя обращение колошей шло медленно, они относились к проповедникам с уважением и не препятствовали желающим креститься.
 На о. Ситхе он пробыл 5 лет. Его 15-летняя деят-сть на о. Уналашке, потом на Ситхе, отличалась рвением, к-рое издревле прославило проповедников Евангелия. Он с осторожностью принялся за дело и тем привлек грубые сердца дикарей; старался убеждать, а не принуждать, терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей устраивал школы, где преподавал по составленным им учебникам. Наконец, кроме просвещения светом Евангелия, обучал туземцев кузнечн. и плотницк. ремеслам, научил прививать оспу.Дикари полюбили его. Был их благодетелем и наставником.
 За время пребывания на Ситхе о.Иоанном  начата книга «Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о проч.наречиях в Российско-америк. владениях», к-рая, как и грамматика алеут. яз., удостоилась лестных отзывов специалистов и внесла много нового в науку. Многолетний опыт в распространении Слова Божия убедил о.Иоанна, что при разбросанности туземных поселений и возраставшем числе крещеных трудно поддерживать дух христ-ва. Нужна постоян.проповедь, что невозможно при малочисленности священников и недостатке средств. Решение зависело от высшего начальства, нужно хлопотать. Ему нужно лично просить разрешения на издание свящ. книг на алеут. яз. О. Иоанн отправился в Петербург.
 Иоанн взял отпуск и, отправив супругу и детей на родину в Иркутск, 8 ноября 1838, отплыл с о.Ситхи.  Плавание продолжалось ок. 8 мес. 25 июня 1839 г. прибыл в Петербург. О.Иоанн яв-ся в Святейший Синод и рассказами заинтересовал всех. Но хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев, к-рые о.Иоанн не потратил напрасно. Он занялся сбором пожертвований для проповеди христ-ва на Алеутских островах и отправился в Москву. Там явился к свт.Филарету, митр. Московскому. Святитель полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», — говорил он. Они беседовали наедине, и он с удовольствием слушал рассказы о.Иоанна о жизни среди алеутов.
 Осенью о.Иоанн вернулся в Петербург, где его ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в америк. владениях России. Ему разрешено печатать переводы, за долголетние ап. подвиги награжден званием протоиерея. Не только радостн. вести ждали его в Петербурге; из Иркутска сообщили о кончине супруги. Митр.Филарет убеждал принять монашество. Но из-за большой семьи и невозможности в миссионерских разъездах выполнять требования монаш.устава о.Иоанн согласился не сразу. Когда же, по ходатайству митр. Филарета, дети его (их 6: 2 дочери и 4 сына) устроены на казен.содержание, он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг совершен 19 ноября 1840 с наречением им.Иннокентий в честь свт. Иркутского. Иеромон.Иннокентий возведен в сан архимандрита.
 В Святейшем Синоде состоялось решение об образовании новой епархии, к к-рой отнесены Алеутские острова. Возник вопрос о назначении архиерея на новое место. Имп.Николаю Павловичу представлен список из 3-х избранников, в числе архим.Иннокентий.Государь пожелал его видеть.Обласкав новопоставл. архимандрита, император сказал: «Передайте митрополиту, что желаю, чтоб вы были архиереем новой епархии».
 Посвящение Иннокентия во еп.Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе. 10 января 1841 г. еп.Иннокентий выехал из Петербурга на о. Ситху, в Новоархангельск, где назначено его местопребывание.Обратный путь еп.Иннокентий совершал чрез Сибирь. По пути заехал в Иркутск. Народ встречал его при въезде, все церкви приветствовали колокол.звоном. Преосвященный посетил Благовещенскую церковь, где служил священником, совершил литургию с благодарств. молебном. Заехал на место рождения в с.Ангинское, заходил в избу, в к-рой род-ся и провел детство, посетил знакомых и, отслужив молебен, пустился в дальний путь. 27 сентября 1841 г.Иннокентий  прибыл на о. Ситху.
 С принятием нового звания круг просветит. деят-сти еп. Иннокентия расширился. Он начал с открытия приходов, в к-рых чувствовался сильный недостаток. Поставляя священников в эти приходы, преосвященный давал подробные наставления, убеждал действовать силой проповеднич.слова, а не принуждением.
 В местах, регулярно посещаемых миссионерами, население ревностно исполняло наставления. Случаев возвращения к шаманству почти не было, если они происходили, то оканчивались раскаянием. Бывали случаи чудесн. исцеления после крещения. Так, одна старуха, будучи при смерти, пожелала принять крещение, но ходить не могла, принесена на носилках. После крещения вернулась домой самостоятельно, лишь опираясь на палку. Молодой мужчина, с детства страдавший припадками безумия, после крещения исцелился.Такие случаи способствовали обращению туземцев. Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, еп.Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и желающих грамоте на местном, на рус.языке, что население делало охотно. Вскоре грамотность туземцев стала выше, чем грамотность населения коренной России.
 Прожив в Новоархангельске ок. 7-ми мес., преосвященный отправился обозревать епархию. На каждом острове, деревне принимали его с торжеством, нигде не оставлял он жителей без архипаст. назидания. Епархия была обширной, обнимала многочисл. народы, жившие на америк. материке, Алеутских и Курильских островах, на Камчатке и на побережье Охотск. моря. В первой поездке преодолел более 5 тыс. верст морем, на собаках.Таких поездок по епархии, во время к-рых старательно осматривал новые приходы, освящая церкви, лично поучал инородцев Слову Божию и устраивал училища для детей, было три. За плодотв. миссионерск. деят-сть среди народов окраины России еп.Иннокентий в 1850 г.возведен в сан архиепископа.
Во время путешествий по материк. части России архиеп.Иннокентий бывал у якутов, унгусов, за отдаленностью жительства никогда не посещавшихся архипастырями. Архиепископ был знаком с этими народами еще с детства, когда сталкивался с ними на родине, в с. Ангинском и в Иркутске. Следствием такого попечения было то, что Якутская область отчислена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской. Преосвященный Иннокентий должен переменить место постоянного жительства и переехать в Сибирь, в г. Якутск.
Новые миссионер. труды предстояли архиеп.Иннокентию. Якуты, принимая крещение, главн.образом, из-за подарков и льгот, оставались в полном неведении христ-ва и, вследствие редкого посещения священниками, сохраняли прежние языч. верования и обычаи. Архиеп.Иннокентий принялся за просвещение страны, открывая храмы и часовни, переводя на якут.язык свящ. и богослуж. книги, для чего организована спец.комиссия. Несмотря на трудности перевода, комиссия успешно справилась с задачей, и 19 июля 1859 г.в Якутском Троицком соборе впервые совершено богослужение на якут. яз. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие.  Якутов так тронуло это событие, что старшины от лица всех собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтоб день этот стал праздничным. Велась работа по переводу свящ. и богослуж. книг и на тунгус. язык.
 Несмотря на преклонные лета, архиепископ постоянно предпринимал путешествия по расширившейся епархии, часто подвергая себя лишениям и опасностям. В одно из таких путешествий, находясь в Аянском порту, едва не был взят в плен англичанами, к-рые в связи с Крымской войной напали на российские дальневосточ. владения. Преосвященный убедил англичан не брать его в плен, т. к. пользы от этого не будет, принужденные кормить его, они понесут ущерб. Англичане оставили его в покое, даже освободили захваченного ранее священника.
Миссионер. рвение архиепископа Иннокентия простиралось и на более отдален.народы, жившие по Амуру и за границей с Китаем. Как человек, преданный Родине, проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. Он предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в к-рой обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Содействие архиеп. Иннокентия присоединению Амура к России оценено высоко: в его честь назван г. Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.
В кон.июня 1857 г. архиеп. Иннокентий вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Его участие в работе высшего органа церк. управления помогло благополучно разрешить вопрос об открытии викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру перевели в Благовещенск.
 Вернувшись из Петербурга, преосвящ. Иннокентий переселился в Благовещенск, где ревностно продолжал дело своего служения, неусыпно заботясь о поддержании православия в епархии. Он предпринимал частые путешествия по Амуру и по др.областям для личного надзора и наставления новообращенных. Но преклонные лета и плохое здоровье заставляли задумываться об отдохновении. Но не к покою от трудов, а к новой деят-сти готовил архиеп.Иннокентия Промысл Божий. В 1867 г. скончался Моск. митр. Филарет и на место почившего назначен архиеп. Иннокентий. Сам Иннокентий поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Целый день оставался один, ночью долго молился, стоя на коленях. Дивился собств. судьбе: сын бедного сельского пономаря, к-рому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником вел. архипастыря, одним из первых иерархов Рус. Церкви — митр. Московским!
 С глубоким смирением принял преосв. Иннокентий новое назначение и стал собираться в путь. С чувством радости и благоговения встречали его жители сибир. городов, чрез к-рые приходилось проезжать по пути в Москву. В первый раз видели они митрополита. С торжественностью приветствовали его в родном Иркутске, где из-за распутицы пробыл долго и несколько раз совершал литургию в сослужении с др. архиереями.
25 мая 1868 г., вечером, огласивший всю Москву колокол. звон возвестил о прибытии в столицу нового архипастыря. На др.день высокопреосвящ. Иннокентий, митр.Московский и Коломенский, вступил в Большой Успенский собор, на ступенях к-рого произнес речь, исполненную истинного смирения. Ему было уже более 70-ти лет, он удручен болезнью, почти слеп, но все-таки преисполнен сил и рвения к деят-сти.
  За новыми заботами не забывал миссионер. призвания. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им учреждено миссионер. об-во. Открытое в Москве в январе 1870 г., встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях открыты соответств.комитеты. Но главной заботой оставалось наставление народа в истинах христ. веры и нравственности.
 Но среди пастыр. трудов старость, недуги давали о себе знать. Митрополит дважды ходатайствовал об увольнении на покой, но просьбы отклонены. Ему пришлось отказаться от поездок по епархии, к-рые совершали его викарии. С сер. 1878 г. митр. Иннокентий почти непрерывно хворал и даже отменил в кон. года поездку в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 
 На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, попросил себя соборовать. Последний раз приобщался в Вел. четверг. 30 марта 1879 г. потребовал преосвящ. Амвросия (позднее еп. Харьковского) для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало. На др. день в 11 часов утра колокол Ивана Великого возвестил москвичам о кончине святителя, а 5 апреля тело почившего предано земле рядом с могилой митр. Филарета в Троице-Сергиевой Лавре.
 В марте 1974 г. на заседании Святейшего Синода Правосл. Церкви в Америке поднят вопрос о канонизации просветителя Аляски митр. Моск. и Коломен. Иннокентия (Вениаминова). 8 мая того же года америк. иерархи обратились в Москву с просьбой изучить вопрос о возможной канонизации митр.Иннокентия, если на то изволится Духу Святому и Свящ. Синоду Рус. Правосл. Церкви.
3 года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноап. трудах. 23 сентября (6 октября по нов. стилю) 1977 г. Свящ. Синод Рус. Правосл. Церкви определил: приснопамятного митр.Иннокентия, свт. Московского и ап.Америки и Сибири, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год — 31 марта, в день блж.кончины, и 23 сентября —в день прославления. 10 июня память свт. Иннокентия празднуется со всеми Сибирскими святыми, прославленными в 1984 г.
Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского глас 4
 Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

 Прпп.Ксанфиппа и Поликсения, сестры, жили в Испании во времена св.апостолов. Впервые о Божеств. учении Христа Спасителя они услышали от св. ап.Павла, когда проповедовал в их стране. Прп. Ксанфиппа с супругом Провом приняли христ-во, а св.Поликсения была еще язычницей, когда необыкновенной красотой ее прельстился один человек и насильно увез в Грецию. Но Господь сохранил невредимо прп-ную. Плывя на корабле, слышала проповедь свя.ап. Петра и уверовала во Христа. По прибытии в Грецию прп. Поликсения обратилась к покровительству и защите христиан и была скрыта ими в г. Патре Ахайской обл., где приняла христ-во, крещена св. ап. Андреем Первозванным. Прп-ная стала свидетельницей его чудес, а также кроткого перенесения им мучений. Она стояла у креста, на к-ром распяли св. апостола. После мученич.кончины его прп.Поликсения вернулась в Испанию, где со старшей сестрой Ксанфиппой обращала многих язычников в христианство. Ок.40 лет подвизалась прп. Поликсения в проповеди Благовестия в Испании и утвердила в хрис-ве множество язычников. Прп.Ксанфиппа разделяла подвиг и труды сестры и проповедовала в многолюдном г.Толедо. Преставилась прп. Поликсения ок. 109 г., до конца сохранив девство.

Св. мц.Ираида жила в Александрии. Однажды, подойдя к источнику, чтобы почерпнуть воды, она увидела корабль у берега, на котором находилось множество мужчин, женщин, священнослужителей и иноков, заключенных в оковы за исповедание Христовой веры. Отбросив водонос, святая добровольно присоединилась к узникам Христовым, и на нее наложили оковы. Когда корабль прибыл в египетский г.Антиполь, св.Ираида первая претерпела жестокие истязания и была усечена мечом. Вслед за ней остальные мученики кровью запечатлели  исповедание веры во Христа.

Св.мчч.Андрей, Иоанн и чада Иоанновы, Петр и Антонин (IX), пострадали во времена правления Африкой жестокого Ибрагима. После разрушения сицил. г.Сиракуз Ибрагим пленил и привел в Африку св. Иоанна и двух его детей, Петра и Антонина, к-рых заставил обучаться арабск. языку и наукам. Когда юноши подросли, кн.Ибрагим полюбил их за мудрость и добродет. жизнь и назвал Антонина родственником, а Петра назначил главным дворецким. Узнав, что юноши тайно исповедовали Христ. веру, Ибрагим впал в гнев и приказал заковать их в железн. колоды и бить суковатыми палками. После длительного избиения св.Антонина посадили на осла, и, привязав ремнями, возили по городу, избивая и осыпая бранью. Мученик терпел все и благодарил Бога. Св.Петра после жестокого избиения палками бросили в темницу. Привели отца св. мчч. Иоанна. Жестокий Ибрагим левой рукой схватил его за шею, правой вонзил нож в горло. Тело отца бросили к телам детей, развели большой костер, в к-рый бросили тела св. мучеников.
 Св.старца Андрея жестокий мучитель долго морил голодом, потом пронзил копьем в грудь.Мученик молитвенно благодарил Бога, а Ибрагим пронзил его вторично. Истекавш.кровью праведнику отрубили голову мечом.  

 Чудотв.Словенская икона Божией Матери чудесным образом обретена 23 сентября 1635 г. Титом Гавриловым, жителем д. Шерстнево Галичского уезда Костромской губ.
По преданию,  яв-сь в видении тяжело болящему, расслабленному (парализованному) и ослепшему Титу, Пресв. Богородица велела ему идти к речке Словинке в Кусской вол. и в заброшен. церкви за престолом, под деревом, проросшим сквозь разрушенную кровлю храма, найти Ее св.икону.
 Исцелившийся Тит с местным свящ. Евдокимом отправился туда.  В одной из деревень Доронино промышлял охотой зверолов Иакинф. Он привел странников к древней церкви, к-рая более 60 лет стояла в запустении. За престолом ветх. храма стоял образ Божией Матери, излучавший свет. Чудесное обретение чудотв. иконы Тит Гаврилов почел знамением для себя, остался на месте явления иконы, позже принял монашество. От образа Богородицы истекали многочисл. чудеса. 
 По исследовании чудес от чудотв. Словенск.иконы Божией Матери повелением царя Михаила Феодоровича Романова и по благословению Патр. Филарета в 1635 г. на месте чудесного явления св.образа образован муж. м-рь–Словенская пустынь, существовавшая до 1764 г. Чудотв. икона после упразднения м-ря перенесена в сел. дерев.храм (ныне с.Словинка Антроповского р-на Костромской обл.).Точный список с образа находился в с. Новоспасском Дмитровск. уезда Московской губ.
В 1806 г. рядом с дерев.возведен камен.храм чудотв. Словенской иконы Божией Матери, перестроенный в 1892 г. в новый, с тремя престолами, освященными в честь Словенской иконы Пресв. Богородицы, во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя прп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 
Чудотв. Словенский образ, пребывающий в стенах этого храма, подает утешение и милосердн. заступление всем верующим, обращающимся с горячими молитвами к Царице Небесной.

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения