Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Ионы. Сщмч.Фоки,еп.Синопийск. Прп.Ионы пресвит.,отца свв.Феофана,Феодора Начертан. Блж. Параскевы Дивеевск. Мч.Фоки вертоградаря. Прав.Петра,бывш.мытаря. Прп.Ионы Яшезерск. Прп.Макария Жабынск.,Белевск.чудотв. Сщмч.Феодосия Бразск. Собор Тульск.свв.

05 Октябрь 2018 г. Пятница

 Прор.Иона, преемник прор.Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была вдовой из Сарепты Сидонской, к к-рой во время голода тяжело заболел сын и умер.  Воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока в него!» Услышал Господь, и отрок ожил.
 Однажды Господь повелел Ионе проповедовать покаяние нечестивым жителям г.Ниневии. Иона не захотел исполнить волю Божию. От Бога никто не укроется, и, когда Иона плыл на корабле, Господь, вразумляя его, поднял бурю. Ужас объял корабельщиков, Иона велел бросить его в море, и буря прекратилась. Прор. Иону по велению Божию проглотил кит, пробыл он в чреве кита 3 дня и 3 ночи, каялся, молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Иона, благодаря Бога, пошел исполнить волю Его. Грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой.
 Книга прор. Ионы входит в состав Библии, в ней пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус  в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы прор.(Мф.12,40), т е. тридневной смерти и Воскресения Господа.

Сщмч.Фока род. в г. Синопе, с юности вел добродетельную жизнь, в зрелые годы поставлен епископом Синопским. Свт.Фока обратил многих язычников к вере. Во время гонений на христиан при имп.Траяне (98-117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний св.Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 г.
 В 404 г. мощи святителя перенесены в Константинополь (память перенесения  22 июля). Сщмч.Фока почитается как защитник от пожаров, как помощник утопающим.

Тропарь священномученика Фоки, глас 4
 И нравом причастник,/ и престолом наместник aпостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Фоки, глас 6
 Яко архиерей принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живую,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляем/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.

 Св.мч.Фока Синопский из г.Синопа на южном берегу Черного моря. Имея небольшой сад, жил скромно: продавал плоды, на это содержал себя, помогал нуждающимся и оказывал гостеприимство странникам. Христ. благочестие оказывало воздействие на др.людей. Даже язычники относились к нему с глубоким уважением. Под его влиянием оставляли заблуждения и принимали христ. веру.
 Но правитель области, узнав, что св. Фока распространяет христианство, приказал умертвить его. Святой  встретил посланных и, не называя имени, радушно принял, угостил, предоставил ночлег. Ночью вышел в сад, приготовил гроб и место для погребения, сделал распоряжение, чтоб имущество после смерти раздали бедным. Утром св.Фока объявил пришельцам, что он тот, кого они ищут, просил, чтоб исполнили поручение. Гости смутились, не желая убивать радушного хозяина, решили спасти его. Но праведник воспротивился  и смиренно преклонил  главу под меч.
 Св.мч.Фоку погребли в могиле, приготовленной в саду. Место погребения прославилось чудесами, позже там построена церковь. Достоверное описание мученич. кончины святого составлено Астерием Амасийским.

 Прп.Иона пресвитер, отец св. Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных, жил в Палестине в кон. VIII - нач.IX вв. Жил добродетельно и богоугодно, имея двух сыновей, прославленных позже Церковью за мученич. исповедание Православия во время иконоборч. ереси. После смерти супруги удалился в Лавру прп.Саввы Освященного, где ранее приняли постриг 2 сына. В Лавре прп.Иона подвизался до  кончины в IX в. Господь послал Своему угоднику дар благодатного врачевания.

 Блж. Параскева (в миру Ирина), Дивеевская старица, зовется в народе Пашей Саровской. Ок. 30 лет она спасалась в Саровском лесу, живя в пещерах и проводя время в молитве. За 4 года до ее переселения в Дивеевскую обитель на нее напали разбойники и до полусмерти избили, после чего она уже не поправилась.
 После смерти (1884) дивеевской блж. Пелагеи Ивановны Серебренниковой, Параскева Ивановна осталась в обители, прожила в ней 31 год. Скончалась блж.схимонахиня Параскева в 120 лет в 1915.Буд.сщмч.Серафим (Чичагов), автор «Летописи Серафимо-Дивеевского м-ря», рассказывал о ней: «Во время житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, сожженная солнцем и потому черная и страшная..., босая, в мужской монаш. рубашке, с обнажен. руками, с серьезным выражением лица, она приходила в м-рь, наводила страх на всех, не знающих ее»... 
  В м-ре блаженная ночи проводила в молитве, днем после церк. службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла др.работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них. Под окнами домика целыми днями толпились богомольцы. Монахиня Серафима (Булгакова) вспоминала, что в кон.19 в. в Саров начал ездить будущий митр. Серафим, тогда ещё блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов...
 Когда Чичагов приехал в первый раз, Прасковья Ивановна посмотрела на него из-под рукава: «А рукава-то ведь поповские». Тот вскоре принял священство. Прасковья Ивановна настойчиво убеждала его ходатайствовать пред государем о прославлении прп.Серафима. Ее благословением и усердием Чичагова  открыты для почитания мощи Саровского чудотворца. В дом блж. Паши Саровской в 1903 г., после канонизации прп. Серафима, приехали имп. Николай II и имп.Александра Федоровна. Блж.старица предсказала рождение наследника, гибель династии Романовых и предстоящ.гонения на Церковь. 
 Незадолго до кончины блаженная часто молилась пред портретом государя, предвидя скорую мученич. смерть. По словам очевидцев, Прасковья Ивановна ставила портреты царя и царицы вместе с иконами и молилась, говоря: «Св. Царственные мученики, молите Бога о нас». Про Первую мир.войну она говорила, что ее затеяли враги с целью свергнуть царя и разорвать Россию на части. Пред смертью старица просила передать иконки Умиления Божией Матери государю, государыне, цесаревичу, вел.кнн. Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии, вел. кн. Елисавете Феодоровне и фрейлине Вырубовой. Через месяц блж. Параскева Дивеевская скончалась.
Похоронили блаженную у алтаря Троицкого собора. На стенках и крышках гроба Параскевы Ивановны написано: «Духовнии мои, братия и спостницы, не забудите мене егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными».
6 октября 2004 г Архиерейский Собор Рус.Правосл. Церкви благословил к общецерк. прославлению Христа ради юродивых блжж.Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии.

 Св. Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование имп.Юстиниана (527-565), был жестоким и немилосердным. Однажды бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как св.ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз. Петр понял значение сна и, покаявшись, изменил жизнь. Он щедро раздавал подаяние, питал и одевал многих.
  Однажды Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь облачен в одежду, к-рую святой некогда подал нищему. Тогда Петр раздал имущество бедным и поручил рабу продать его в рабство, а деньги отдать нищим. Раб исполнил приказание хозяина. 
 Много лет св. Петр безропотно трудился у своего господина. Но его узнали торговцы, к-рым известен раньше. Они сказали хозяину, кто его слуга. Услышав это, святой удалился из города. Уходя, сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от прав.Петра именем Иисуса повеление открыть ворота, исполнил приказание и обрел слух и речь. Он поспешил рассказать господину, что из уст святого, когда тот повелевал открыть ворота, вышел огонь, коснувшийся лица, после чего слышит и говорит. Отправились искать Петра, но тщетно: святой скрылся и до смерти оставался безвестным.
 Житие св.Петра передано свт. Иоанном Милостивым, Патр. Александрийским, к-рый узнал его от человека, лично знавшего святого.

 Прп.Иона Яшезерский род. в селении Шокша, в 16 верстах от м-ря, основанного им позже. Начало обители - 80-е гг. XVI в., когда построена деревян. церковь Благовещения Пресв.Богородицы и 8 иноков присоединились к прп-ному для совместных пустын.подвигов Прп.Иона тщательно трудился над устройством м-ря. Чтобы облегчить рыбную ловлю, сам прокопал канаву из Яшозера в соседнее о.Сенное. Нередко разъезжал верхом на лошади по глухим тропам леса в поисках необходимого для нужд м-ря. Подвижник изготавливал из дерева сосуды для Богослужения .О святости преподобного стало известно за пределами обители. Паломники приносили в дар вещи, среди к-рых богослуж. книги. Расширялись пределы м-ря, увеличивалось число храмов. Глубокую любовь и уважение питали к нему митр.Новгородский Исидор, игумены Соловецкого м-ря Иаков,прп.Иринарх, др. современники. Умер прп. Иона в кон.XVI в., погребен в основанном им Благовещенском м-ре.

Молитва предобному Ионе Яшезерскому
  О преподобне и богоносне отче наш Ионо! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения нашего, святой храм сей, идеже духом любве твоея неотсупно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к тебе припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии своем да устроит во веки веков. Аминь.

 Прп.Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, род. в 1539 г. В ран.молодости принял постриг с им. Онуфрий, в 1585 г. основал Жабынскую Введенскую пустынь близ р. Оки, недалеко от г. Белева. В 1615 г. пустынь разорили польск. войска. Прп-ный возобновил м-рь, собрал братию, вместо деревянного построил камен. храм Введения Пресв. Богородицы во храм с колокольней на воротах. Жизнь проводил в иноч. подвигах, терпел мороз, зной, голод и жажду, как записано в монаст. синодике.
 Часто уходил в чащу в одиночестве молиться Богу. Однажды прп.Макарий услышал слабый стон и увидел у сосны поляка, к-рый заблудился в лесу. Враг, возможно, грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли. С молитвой ко Господу святой ударил посохом о землю, забил родник
Когда м-рь окреп, св. Онуфрий поручил братию одному из учеников, принял схиму с им.Макарий. Местом уединения избрал верховье протока Жабынки - "кладезь Жабынец", отстоящий от берега Оки в одной версте.
 Схимнич. подвиги прп. Макария скрыты от мира и от любящей братии. Он скончался в 84 года в 1623 г. в ночной час, когда запели петухи, погребен 22 января напротив ворот обители, где построена церковь его имени.
Почитание прп. Макария установилось в кон.XVII-нач.XVIII в., написаны иконы, по преданию, мощи почивали открыто, но в 1721 г. их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах прп. Макария забылась, но в 1816 г. при постройке Никольской церкви обретены нетлен. мощи.  Восстановление памяти прп.Макария Белевского связано с именем игум.Ионы, к-рый род. в день памяти прп. Макария, начал иноч. путь в Оптиной пустыни недалеко от Жабынск. обители. С 1875 г. игум.Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. 22 января 1888 г. после долгого перерыва совершилось торжеств. чествование памяти прп. Макария Жабынского. В 1889 г. над местом погребения святого заложен храм его имени. Игум.Иона жил на покое в пустыне, но деят-но участвовал в строит-ве и решил открыть св.мощи. Прп-ный яв-ся в сон.видении, предупредил, чтоб не дерзал, иначе будет наказан. Память об этом хранилась среди иноков обители.
Тропарь прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца, гл. 4
 От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.
Кондак прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца, гл. 8
Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

 Сщмч.Феодосий Бразский  род. в 1-й пол. XVII в. близ Бразского м-ря в семье резешей св. воеводы Стефана Великого. В 18 лет поступил в монаст. братию обители. Монашество принял в Богданском м-ре. Как благочестивый монах, обладавший знанием Свящ. Писания и некоторых святоотеч. трудов, в 1669 г. избран епископом Радовецким. Часто ходил молиться к гробнице св. Стефана Великого в Путненской обители, где зажёг негасим. лампаду. В 1671 г. переведён на Романскую епископию.
В 1674 г., во время ухода свт. Досифея Молдавского в Польшу, избран на престол митр. Молдавского. В то время Молдав. господарь Думитрашку Кантакузино, взимавший непомерные налоги, окружил себя татарами чтобы обезопасить власть. Владыка бесстрашно обличил правителя, назвав наёмных татар "семенем антихриста". Думитрашку заточил его в Ясский Саввинский м-рь.
Вскоре митр. Досифей возвратился из Польши и выпустил Феодосия из заточения. Свт. Феодосий удалился в Бразский м-рь, построил храм св. Георгия; ввёл новый монаш. устав для дневных и ночных служб, наделил м-рь пашней, виноградниками, садами, лесами и водян. мельницами. Заботился он и о Богданском м-ре, сподвигнув логофета Соломона Бырлэдяну возвести новые монаст. постройки.
Молдавия страдала от разорит. набегов татар,  в 1694 г. набегу подвергся Бразский м-рь. Мучители жестоко истязали святителя, пытаясь вызнать где монаст. сокровища. Владыка Феодосий не открыл тайного места, и они отсекли ему голову. Монахи с местными селянами погребли мощи сшмч. в Георгиевской церкви м-ря.
Георгиевский храм Бразского м-ря разрушен землетрясением. В 1842 г.Бразский иеросхимонах Димитрий выкопал нетлен. мощи свт. Феодосия, перенёс в пещерный храм Воскресения Лазаря, где о. Димитрий совершал литургию. С тех пор мощи окружены большим почитанием в обители. После закрытия Бразского м-ря по указке ком. властей в 1959 г. настоятель обители Феодосий (Филимон) свидетельствовал, что верующие всегда приходили к могиле святого с молитв. прошениями. Торжеств. прославление митр. Феодосия в лике священномучеников совершено в Румынской Правосл. Церкви 5 октября 2003 г. Его память определена на 22 сентября. Решением Свящ. Синода Рус.Правосл. Церкви от 21 августа 2007 г. имя святителя включено в месяцеслов Рус. Церкви.

Тульский Собор - один из самых многочисленных в Рус. Правосл. Церкви, в него входят более 30 рус.святителей, более 20 св. блгвв.князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, при установлении празднования имена подвижников и мучеников Куликовской битвы  включены в соборную память.
 Чтоб установить имена подвижников, имевших отношение к тульской земле, под рук-вом архиеп. Тульского и Белевского Максима проделана большая работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празднования написана спец. икона. Вверху – Казанская икона Божией Матери – святыня г.Тулы, поддерживаемая Ангелом, справа и слева свт. Николай Чудотворец и прп. Макарий Жабынский. Ниже Всехсвятский кафедр. собор, к-рый окружают изображения святых земли тульской. 
   В Собор Тульских святых входят:
• Свт. Николай Мирликийский, архиеп., чудотворец, участник I Вселенского Собора: (+345-351; М. 9; Ил. 29; Д. 6)
• Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; М. 2; Ил. 24)
• Блгв. Глеб, страстотерпец, князь: (+ 1015; М. 2; Ил. 24; С. 5)
• Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах: (+ после 1114; Ав. 27)
• Прмч. Никон, ученик прмч. Кукши Печерского (+ после 1114; Ав. 27)
• Свт. Феоктист Печерский, Черниговский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1123; Ав. 5)
• Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143; Окт. 14)
• Блгв. Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, вел. князь, чудотворец: (+ 1147; Ин. 5; С. 19)
• Мч. Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец (+ 1245; Ф. 14; С. 20)
• Блгв. Александр Невский, вел. князь (+ 1263; Ав. 30; Н. 23)
• Блгв. Иоанн Калита, вел. князь (+ 1340)
• Прп. Александр Пересвет, воин, схим. (+ 1380; С. 7)
• Прп. Андрей Ослябя, воин, схим. (+ 1380; С. 7)
• Блгв. Димитрий Донской, вел. князь (+ 1389; М. 19)
• Свт. Пимен (Черный), архиеп. Новгородский (+ 1571)
• Прп. Макарий Жабынский, Белевский, иеросхим., чудотворец: ( +1623; Ян. 22; С. 22)
• Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937; Ф. 14; С. 3 (прославление))
• Сщмч. Петр (Павлушков), прот. (+ 1937; С. 3 (прославление); Н. 10)
• Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (+ 1938; С. 3 (прославление); Д. 21)
Тропарь, глас 2
 Наста день светлаго торжества, / земля наша радуется, / и с нею Церковь Христова веселится, / в прославлении Собора Тульских святых, Богу угодивших, / к ним же мы притекающе, взываем сице: / о, преславнии сродницы наши, / молите Христа Бога даровати миру мир, / Отечеству благоденствие, / и душам нашим велию милость.
• Блж. Матрона Московская (+ 1952; Ап. 19)



 

 

.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения