Версия для печати
На страницу списка праздников

Отдан. праздн. Воздвижения Животворящ. Креста Господня. Обрет.мощей свт.Димитрия, митр.Ростовск. Ап. от 70 Кодрата. Сщмчч. Епатия еп. и Андрея пресвит. Прп.Даниила Шужгорск.Прп.Иосифа Заоникийск.Свтт. Исаакия и Мелетия, епп.Кипрск.Мчч. Евсевия и Приска.

04 Октябрь 2018 г. Четверг

  Свт.Димитрий, в миру Даниил, род. в декабре 1651 г. в мест. Макарове в 40 верстах от Киева. Отец Савва Григорьевич Туптало дослужился до звания сотник и остаток дней посвятил служению Церкви. Под влиянием добродет. матери Даниил рос в благочестии. Нач. образование получил дома. Родители обучили читать и в 11 лет отправили в Киев. Братское училище. Благодаря способностям и усердию Даниил преуспевал в науках. В классах риторики Даниил в совершенстве изучил обороты речи, к-рые поражали слушателей поучений, приобрел непобедим. силу убеждения, к-рая проявились в борьбе с раскольниками. 
  Даниил рано обнаружил склонность к подвижн.жизн, не принимал участия в дет. играх. Время проводил в чтении Свящ. Писания, житий святых и в молитве, в храме возносил усердн. молитвы Господу.  В 15 лет Даниил оставил училище. Киев переходил то к полякам, то к русским. Училище в 1665 г., когда Киевом овладели поляки, разрушено. Даниил прекратил научн. занятия, пробыв в школе 3 года.
 В 18 лет поселился в Кирилловском м-ре. Игум. Мелетий знал Даниила, т.к. ранее был ректором Киевского училища. 9 июля 1668 г. постриг Даниила в иночество и нарек Димитрием. Инок строго соблюдал монаст. правила, в смирении проходил иноч. подвиги, подражая прп. Антонию и Феодосию, проч. печер. подвижникам.
 Менее чем за год, по просьбе настоятеля, посвящен в сан иеродиакона в день Благовещения Пресв.Богородицы в 1669 г. нареченным на Киев. митрополию. В сане иеродиак. Димитрий был в Кирилловской обители долго. Повиновался настоятелю, смиренно служил братии, беспрекословно исполнял послушания, в церковь приходил первым, уходил последним. В келье молился, писал, что поручал игумен, усердно продолжал научные занятия.
 Так подвизался до 1675 г. В Густынском м-ре находился Черниговский архиеп. Лазарь Баранович. Ему представлен св.Димитрий для посвящения в иеромонаха, к-рое совершено 23 мая в день Сошествия Св. Духа. Св.Димитрию было 24 года. Архиепископ пригласил св. Димитрия быть проповедником при Чернигов. собор. церкви. Более 2-х лет св.Димитрий проповедовал в церквях Чернигов. епархии. Поучая закону Божию, приносил большую дух.пользу. Слава о св.Димитрии, вел.проповеднике, разнеслась по Малороссии и Литве, и обители приглашали его к себе.
 В  июне 1677 г. Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский м-рь для поклонения чудотв. иконе Пресв.Богородицы, писанной св.Петром, митр.Московским, и остался в Литве. В м-ре готовились к торжеств. перенесению иконы из старой церкви в новую. Прибыли Белорусский еп.Феодосий и настоятель Виленского Свято-Духова м-ря Климент. После праздника Климент взял Димитрия в м-рь. Более двух мес. Димитрий пробыл в Вильно, по просьбе еп.Феодосия отправился в Слуцк и, поселившись в Братском Преображенском м-ре, 14 месяцев проповедовал слово Божие.
   Св.Димитрия неоднократно просили возвратиться в Малороссию. В феврале 1679 г. св.Димитрий прибыл в Батурин, где милостиво принят гетманом. Поселившись в Николаевском Крупицком м-ре, Димитрий ревностно подвизался в посте, молитве, чтении душеполезн. книг; проповедовал слово Божие. Слава о добродет. житии распространилась по всем обителям. Братия Кирилловского м-ря обратились к нему с просьбой принять начальствование. Но св.Димитрий, по смирению, также удерживаемый гетманом, отклонил просьбу и отправил в Кириллов м-рь благодарств. письмо.
В 1681 г. скончался игумен Максаковского Преображенского м-ря. Братия обратились к св. Димитрию, прося быть игуменом. По уединенному местоположению Максаковская обитель соответствовала строгой иноч. жизни Димитрия. Поэтому принял предложение максаковских иноков, отправившись с гетманским письмом в Чернигов к архиеп.Лазарю Барановичу за указом. Архиепископ милостиво принял Димитрия. Провидя будущее, Лазарь сказал Димитрию: "Не читая письма, говорю: да благословит вас Господь не только игуменством, но по имени Димитрия желаю вам митры". Прощаясь с Димитрием, Лазарь подарил ему посох. Вступив в управление обителью, св.Димитрий не изменил строго иноч. жизни. Подвизаясь в бдениях, молитве и добрых делах, он подавал пример христ. смирения.
Недолго максаковские иноки наслаждались словом и св.жизнью Димитрия. 1 марта 1682 г. назначен игуменом в Николаевский Батуринский м-рь. Но хотел предаться богомыслию, молитве и богоугодным занятиям. 26 октября 1683 г. сложил управление обителью, оставшись простым иноком. Вскоре св.Димитрий призван к вел.делу составления Миней-Четьих, к-рыми принес величайшую пользу народу русскому.
 В 1684 г. архим.Киево-Печерской лавры был Варлаам Ясинский. Он мечтал о вел.труде составления житий святых. Этот труд необходим, ибо из-за татарских набегов, литовских и польских разорений Церковь лишилась дух. книг и жизнеописаний святых. Варлаам остановил внимание на св.Димитрии, к-рый прославился ревностью к душеспасит.трудам. Выбор одобрен единодушным согласием проч. отцов и братии лавры. Варлаам обратился к Димитрию с просьбой переселиться в Киевскую лавру и принять на себя труд составления житий святых.
  Сознавая нужды Церкви, Димитрий покорился требованиям Варлаама. Возлагая надежду на помощь Божию и на молитвы Пресв. Богоматери и всех святых, Димитрий в июне 1684 г. с вел. тщанием начал проходить послушание. "Августа десятого 1685 г., - повествует св.Димитрий, - в понедельник, услышал благовест к заутрене, но, по лености, разоспавшись, не поспел к началу и проспал до чтения Псалтири. В это время видел видение: казалось, будто поручена мне в смотрение пещера, в к-рой почивали св.мощи. Осматривая со свечой гробы святых, увидел почивающую св.вмц.Варвару. Приступив к гробу, узрел ее лежащую боком и гроб ее являющий некоторую гнилость. Вынул мощи из раки и положил на др.месте. Очистив раку, приступил к мощам, взял руками для вложения в раку, но вдруг узрел в живых Варвару...Потом, вложив в раку, облобызал ее руки и ноги; казалось, тело живое и весьма белое, - но рака убогая и обветшалая. Сожалея о том, что скверными руками и устами дерзаю касаться св.мощей и что не вижу хорошей раки, размышлял, как бы украсить гроб, и начал искать новой и богатейшей раки, в к-рую бы переложить св.мощи: но в то самое мгновение проснулся".
   Др.сновидение чрез 3 или 4 мес. после первого было в 1685 г. в Филиппов пост, когда св. Димитрий во сне увидел св. мч. Ореста, к-рый показал все ран:
- Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал.
 Такие откровения помогали св.Димитрию. Прошло 2 года, как сложил с себя игуменство и в уединении совершал вел.труд. Случилось ему быть с архим.Варлаамом в Батурине. С радостью встретили его гетман и новый митр.Гедеон и убеждали принять на себя управление Николаевскою обителью. 
  Долго Димитрий отказывался, но уступил и 9 февраля 1686 г.переселился в Батурин. Оставив Киевскую лавру, св.Димитрий не оставил дела. С усердием составлял жития святых и окончил первую четверть Миней-Четьих, заключающую 3 месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь. Труд св.Димитрий представил архим.Варлааму. Прочитав рукопись с соборн.старцами, Варлаам приступил к печатанию житий святых, прибыл в лавру, и под его наблюдением в 1689 г. напечатана первая книга Миней-Четьих.
  Вскоре св.Димитрий прибыл в Москву. С гетманом отправлены для объяснения с патриархом по церк.вопросам св.Димитрий и Иннокентий, игумен Кириллова м-ря. 21 июля 1689 г. представлены царю Иоанну Алексеевичу и царевне Софии. В тот же день св.Димитрий представился патр. Иоакиму. Спустя месяц св.Димитрий с гетманом были в Троице-Сергиевой лавре. Здесь жил царь Петр Алексеевич, скрывавшийся от покушений царевны Софии. В лавре Димитрий видел патриарха. «Он благословил мне, грешному, продолжать писание жития святых,и дал на благословение образ Пресв. Богородицы в окладе".
  Возвратившись в м-рь, св.Димитрий трудился над составлением житий святых. Оставил настоятельские покои, устроив в уедин. месте келью, к-рую назвал "скитом". В то время,  как св.Димитрий трудился над второй книгой Миней-Четьих, новый моск. патриарх Адриан прислал ему похвальную грамоту. Её привез Варлаам, возведенный в Москве (31 августа 1690 г.) в сан митр. Киевского.Патриарх просил нового митрополита и буд. архимандрита лавры о содействии св. Димитрию.
  Св.Димитрий решил посвятить себя Четьим-Минеям. Живя в уединении, составил 2-ю книгу, заключающую 3 месяца - декабрь, январь и февраль, и 9 мая 1693 г. привез ее в Киево-Печерскую типографию.
 Пока св.Димитрий наблюдал за печатанием труда, новый архиеп. Черниговский, св. Феодосий Углицкий, убедил его принять управление Петропавл. обителью. Во время пребывания в м-ре, в январе 1695 г., окончено печатание второй четверти Четьих-Миней. За книгу патр. Адриан Димитрию прислал др. грамоту. Св.Димитрий готовил третью книгу, заключающую март, апрель и май.
 В нач. 1697 г. св.Димитрий назначен настоятелем Киевского Кириллова м-ря, а чрез 5 мес., 20 июня, его посвятили в архим. Черниговского Елецкого Успенского м-ря. Так исполнилось благожелание Лазаря Барановича: Димитрий получил митру. Но, возведенный в сан архимандрита, св.Димитрий предался трудам с большим рвением. Не оставляя занятий житиями святых, не забывал монаст. благоустроения, помогая советом и делом.
  Прошло 2 года, и св.Димитрий переводится в Спасский Новгород-Северский м-рь. Это последний м-рь, к-рым управлял. Окончил третью четверть Миней-Четьих, что напечатана в январе 1700 г. Архим. лавры Иоасаф Кроковский с братиею в знак уважения к составителю житий святых прислал в дар икону Пресв. Богородицы, пожалованную царем Алексеем Михайловичем Киевскому митр. Могиле во время венчания на царство.
 В 1700 г. Петр Великий в заботах об отдален. областях владений поручил Киевскому митр. Варлааму "поискать доброго и ученого и благонепорочного жития, к-рому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божией милостью проповедовать в Китае и в Сибири… ". Так, св.Димитрий в нач. 1701 г. вызван в Москву. 23 марта рукоположен в митр.Сибирского и Тобольского. Сибирь - страна суровая, а здоровье св. Димитрия расстроено непрестан. занятиями. У него было занятие, к-рое мог продолжать там, где сосредоточилось просвещение, а не в  далекой Сибири. Он слег. Государь посетил больного и, узнав причину болезни, дозволил остаться в Москве в ожидании ближайшей епархии. Скончался Ростовский митр.Иоасаф, св.Димитрий 4 января 1702 г. назначен преемником.
  В Ростов св.Димитрий прибыл 1 марта, во вторую неделю Вел. поста. Он посетил Спасо-Яковлевскую обитель. Войдя в собор Зачатия Божией Матери, где почивают мощи свт.Иакова Ростовского, новый архипастырь, узнав по откровению свыше, что в Ростове суждено ему окончить многотруд. жизнь, назначил для себя могилу в правом углу собора: "Се покой мой: здесь вселюся во век века". Совершив в Успенском кафедр. соборе Божеств. литургию, произнес  трогат. слово, где изложил взаимные обязанности пастыря и паствы.
  Вступив в управление Ростовскою митрополией, свт.Димитрий предался заботам о церк. благоустроении. Святитель старался искоренять злые нравы, зависть, неправду и др.пороки. Особенно огорчало святителя духовенство невежеством и пренебрежением к проповедованию Слова Божьего. Сященники плохо знали обязанности. Встречались те, кто на пирах рассказывал о грехах, открытых на исповеди. Др. ленились ходить к больным для исповеди и причастия.
  Святитель скорбел, узнав, что нек-рые священники не воздают должного почитания Животворящим Таинам Христовым. В январе 1702 г. был в Ярославле, зашел в сельскую церковь. Там  спросил у священника, где Животворящие Христовы Тайны. Тот его не понял. Святитель вновь спросил, где Тело Христово. Сопровождавший владыку опытный иерей спросил, где запас.Священник вынул из-за угла "сосуд зело гнусный" и показал хранимую «вел. святыню, на к-рую и ангелы взирают со страхом».
 Димитрий написал два послания для пастырей. Они во многих списках разосланы священникам, чтоб те списывали для себя, чаще прочитывали и согласно им исполняли обязанности. В 1-м послании святитель увещевал пастырей оставить злонравие, запрещал рассказывать о согрешениях дух.чад. Во втором св.Димитрий повелевал, чтоб священники не только сами воздавали должное поклонение Св. Животворящим Тайнам, но и др. поучали.
 Св. Димитрий открыл при архиерейском доме училище. Собрав в училище более 200 чел., детей священнослужительских, разделил их на 3 класса и для каждого поставил учителя. Училище было предметом особого попечения святителя. Он посещал классы, испытывал познания учеников. Святитель собирал способных учеников и толковал книги из Ветхого Завета; в летнее время, проживая в архиерейском с.Демьянах, объяснял  Новый Завет. Заботился о нравств. воспитании учеников. В воскресные и праздничные дни они должны прийти в соборную церковь к всенощному бдению и литургии. В новом служении не оставлял труда над житиями святых. Прошло почти 3 года, как прибыл св.Димитрий в Ростов, и в сентябре последняя книга, заключающая месяцы июнь, июль и август,  отпечатана в Киево-Печерской лавре. Так закончено вел.дело составления Миней-Четьих, потребовавшее от святителя 20-летних напряженных трудов.
  Св.Димитрию предлежал в Ростовской пастве др. важный подвиг. Было в то время множество раскольников, главные учители к-ых, укрываясь в Брынских лесах, чрез потаенных проповедников рассевали зловредное учение. Святитель по нескольку раз объезжал епархию, проживал подолгу в Ярославле, чтоб обличать невежество отступников Церкви. Он написал соч-ние:"Об образе Божьем и подобии в человеке", разослал по епархии. По повелению государя сочинение напечатано 3 раза.
  Вскоре св. Димитрий написал обширное соч-ние"Розыск о Брынской вере", раскрывшее дух раскола. Святитель убедительно доказал, что вера раскольников - неправая, учение их - душе вредное, дела их - не богоугодные.
  Святитель хотел составить краткую библ. историю, чтоб каждый мог приобрести ее за недорогую цену и познакомиться с содержанием Библии. Он успел описать события только за 4600 лет. Вслед за этим трудом святитель думал приступить с Божьей помощью к составлению краткого толкования на Псалтирь.
 Свт. Димитрий ежедневно приходил в церковь, в воскресные и праздничные дни совершал литургию и произносил проповедь; принимал участие в крестных ходах, как бы далеки они ни были. Слуг и всех живших с ним святитель поучал осенять себя крестным знамением и тихо прочитывать молитву "Богородице Дева, радуйся" всякий раз, когда бьют часы. Когда кто-нибудь из слуг бывал именинник, он благословлял образом или жаловал деньгами. Учил усердно поститься, избегать объедения и пьянства. Принимая пищу, чтоб поддержать телесные силы, святитель на первой неделе Вел. поста вкушал только раз, - один раз вкушал он и на Страстной неделе, в Великий четверток. Достигнув высшего сана святительского, св.Димитрий сохранял смирение. Он отличался бескорыстием. Все подаяния и доходы употреблял на церк. нужды, на благотворение неимущим. 
  Завещание, в к-ром святитель вновь повторил желание быть погребенным в Спасо-Яковлевском м-ре, он объявил другу, митр.Стефану Яворскому. Св.Димитрий скончался 58-и лет, на 28 октября 1709 г., чрез день после тезоименитства. За несколько дней до кончины донесли ему о прибытии в Ростов царицы Параскевы Феодоровны для поклонения чудотв. иконе Богородицы Толгской, к-рую по причине осенней непогоды перенесли в Ростов. Святитель призвал казначея иеромонаха Филарета и пророчески объявил о близости кончины: "Се грядут в Ростов две царицы: Царица Небесная и царица земная; токмо я уже видеть их не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готовым быть тебе, казначею".
  За 3 дня до преставления св.Димитрия болезнь, давно таившаяся в груди, обнаружилась в кашле. В день тезоименитства, 26 октября, совершил литургию в соборе, но поучения говорить не мог, и певчий его прочитать по тетрадке.
   На др. день пришел Варлаам, архим. Данилова м-ря в Переславле. К святителю прислала письмо инокиня Варсонофия, бывшая кормилица царевича Алексея, постриженная в монашество св.Димитрием. Варсонофия о молила посетить ее. Св. Димитрий отправился к ней с архим. Варлаамом. На обратном пути едва мог дойти до кельи, опираясь на служителей.Он приказал позвать певчих для пения им сочиненных дух.песней: "Иисусе мой прелюбезный", "Надежду мою в бозе полагаю", "Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость". Отпустив певчих, святитель удержал Савву Яковлева, переписчика его соч-ний. Св.Димитрий рассказал ему о своей жизни. Потом приказал казначею Филарету приготовить все нужное к погребению в Яковлевском м-ре. Все просили Стефана о погребении Димитрия в соборе, где погребались прежние архиереи. Но Стефан не согласился: "Преосвященный Димитрий, вступив на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил Яковлевский м-рь и сам избрал место для погребения. Как могу я нарушить его волю?"
 25 ноября митр.Стефан совершил литургию и погребение. Тело св. Димитрия перенесено в Яковлевский м-рь, в Зачатьевском соборе предано земле. Около 3 лет тело св. Димитрия почивало под спудом. В сентябре 1752 разбирали ветхий пол Зачатьевского собора, нашли деревян.сгнивший сруб, где вместо крыши положены вдоль толстые бревна, провалившиеся внутрь сруба. Разобрали сгнивший сруб, увидели гроб святителя. Виднелись не поврежденные тлением покров, митра, одежда. При освидетельствовании св. мощей оказалось, что руки святителя, крестообразно сложенные на груди, нетленны; лишь у правой руки 4 перста переломились от обвалившейся внутрь гроба доски, левая рука отделилась от локтя; проч. части  целы.Услышав об обретении св.мощей, народ поспешил к св.угоднику Божьему, при гробе открылся обильный источник исцелений.
Тропарь, глас 8:
 Православия ревнителю, и раскола искоренителю, российский целебниче, и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженнее, моли Христа Бога, спастися императору нашему Николаю Александровичу, и всему наследию, и державе его.
Кондак, глас 8:
   Звезду российскую от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу, и спасет правоверием душы наша.

  Св. ап.от 70-ти Кодрат проповедовал Слово Божие в Афинах, в Магнезии (восточный полуостров Фессалии) и был еп.Афинским. Многих язычников обратил к вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтоб побить камнями. Хранимый Богом, ап.Кодрат остался жив, его бросили в темницу, где он скончался от голода. Св. тело погребено в Магнезии.
  Ап.Кодрат написал в 126 г. апологию в защиту христианства. Представленная им имп.Адриану (117-138) апология так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Эта апология была известна в IV в. историку Евсевию.
 В наст. время из апологии известна только часть, процитированная Евсевием: "Дела Спасителя нашего всегда очевидны, потому что истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только, когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени»
Тропарь, глас 3
 Апостоле святый Кодрате,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Кодрат, глас 8
Яко священноначальника честна и страдальца твердейша,/ вселенная приносит Тебе, Господи, Кодрата апостола/ и песньми почитает честную его память,/ просящи всегда прегрешений оставления// тем дароватися поющим его, Благоутробне.

Сщмчч. Ипатий, епископ г. Ефеса, и пресвитер Андрей пострадали в VIII в.при имп. - иконоборце Льве Исаврянине (717-741). В юности они учились в одной обители. Св.Ипатий принял иночество, а св. Андрей стал клириком и усердно учил народ христ.вере. Когда имп.Лев Исаврянин начал преследовать почитателей св. икон, а св.иконы выбрасывать из храмов и сжигать, св. Ипатий и Андрей встали на защиту иконопочитания, убеждая паству сохранять верность Православию. Император, желая убедить святых, призвал их к себе и устроил диспут о иконопочитании, на котором св. Ипатий и Андрей сумели защитить православное почитание икон. Мучеников бросили в темницу, долго держали там, надеясь вынудить святых отказаться от убеждений, но те остались непреклонными. Тогда император приказал истязать мучеников. Их били, содрали с голов кожу с волосами, бороды вымазали смолой и подожгли, на головах мучеников сжигали св.иконы. Все мучения святые терпеливо переносили и остались живы. Царь велел волочить святых по городу на посмешище людям, после этого их умертвили. Тела св. Ипатия и Андрея бросили на съедение псам, но верующие благоговейно предали их погребению.

  Прп. Даниил Шужгорский род. в Моск. земле в XVI в. Подвизался на севере Руси, где принял постриг в Комельском м-ре, основанном прп. Корнилием Комельским в 1498 г. Прп. Даниил покинул м-рь и продолжил уединен.подвижнич. жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе Шужгоре. Основал м-рь Преображения Господня. Прп. Даниил погребен в храме Преображения Господня основанного им м-ря. В 1764 г. м-рь обращен в приход.
Молитва преподобному Даниилу Шужгорскому
 О преблагий наш пастырю и учителю, великий чудотворче Данииле! Услыши нас грешных, молящихся к тебе и имя твое святое призывающих. Виждь немощных, управляемых отвсюду и всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, плененных нас свободити, и не остави нас грешных врагом в радость быти и в лукавых наших деяниих умрети. Моли о нас грешных Содетеля Нашего и Владыку, Емуже со бесплотных лики предстоиши: милостива сотвори Бога нашего, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей милости да сотворит нам. На твое милосердие уповаем и тобою хвалимся, и имя твое святое на помощь призываем, и к тебе припадающе, исцеления просим: избави нас, светильниче Христов, от злых бед, находящих на нас, и отвсюду возстающия на ны волны укроти, да не обымет нас напасть до конца и не погрязнем в пучине греховней. О преподобне Данииле! Услыши нас грешных, в час сей моление тебе приносящих: помолися о нас ко Владыце Христу Богу, велие бо дерзновение к Нему стяжал еси, искренний молебниче о душах наших; умоли Небесного Царя отпустити нам грехи, и сподоби нас бесконечныя радости во веки веков.

 Прп.Иосиф Заоникиевский, в миру Иларион, благочест.крестьянин из д. Обухово Кубенской округи Вологодской губ. Долгое время страдал болезнью глаз и усердно молил Господа о помощи, Пресв. Богородицу и св. угодников, особенно св. бессребреников Косму и Дамиана. 
 Молитва его услышана, и в 1588 г., по откровению св. Космы, прп. Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от к-рой получил исцеление. В благодарность прп-ный расчистил лесные дебри на месте явления чудотв. иконы и построил часовню, где поставил икону. Сам поселился рядом, приняв иноч. образ с им. Иосиф. По благословению свт.Антония, еп.Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу.
  Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету прп. Иосифа, игуменом избран Антоний. Сам по смирению не принял настоятельства и, скрывая от др. подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в часовне, в морозы ходил босой. Прп. Иосиф преставился 21 сентября 1612 г., в 83 года, погребен в основанной им обители.
Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского, глас 5
 Смиренномудрием наказание благодушие приемля,/ иже от Небес неизреченный дар приити сподобился,/и в плоти сый, преподобне,/ безплотен в служении своем к Богоматери трудолюбие подвизася,/ бдении, пощении, слезами и молитвами,/ имиже и пустыню многожительну устроил еси,/ благоухищренным же юродством человеческия славы избежа./ Сего ради Всевышний Мздовоздатель/ в конец века сего сугубо тя прослави,/ и гроб твой святый точением чудес обогатися,/ Егоже моли, преподобне отче наш Иосифе,/ даровати нам отпущение грехов и велию милость.
Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского, глас 8
  От юности Бога возлюбив/ и простынею безгласие стяжал еси, преподобне./ Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси/ и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери/ с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси,/ и Ей богоугодно послужил еси./ И обитель составил еси,/ власяными веригами тело свое удручил еси,/ от негоже каплями кровными диавола потопил еси./ Сего ради и в последняя времена/ гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися,/ тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе, умильно глаголем:/ радуйся, наставниче нашего спасения,/ радуйся, исцелений подателю;/ радуйся, отче наш Иосифе,/ монахом удобрение.
Молитва преподобному Иосифу Заоникиевскому
 О великий угодниче, преславный чудотворче, Иосифе преблаженне, душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественнем храме почиваяй и от Него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса! Призри милостивым оком на предстоящия ти лю¬ди, и яко стяжавый дерзновение у Господа, испроси стране нашей благосостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие, нам же всем, с верою к тебе прибегающим и всесвятую память твою благочестно почитающим, от всяких бед душевных и телесных избавление: яко да твоими молитвами наставляеми, путь маловременнаго жития нашего на земли безбедно совершим, и нескончаемый покой на небеси улучивше, прославим с тобою купно всех благих Подателя, Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Свт.Исаакий, еп.Кипрский, за совершенство дух. жизни вознаграждён даром чудотворения.
 Свт.Мелетий Кипрский, епископ,святительствовал на о. Кипре. Исполняя свт. служение, святой отличался богобоязненностью и христ. добродетелями. Занимаясь благотворительностью, святой раздавал имения нищим, питая их и хлебом духовным — поучениями и душеполезными наставлениями. За св.жизнь удостоен от Бога дара чудотворений. Мирно скончался в старости.

 Св.Евсевий, мч. Финикийский, пострадал при имп. Юлиане Отступнике (360-363). Дошедшие сведения о св.Евсевии скудны: добровольно явившись к правителю Финикии и исповедав себя христианином, св.Евсевий отказался принести жертву богам, за что подвергнут разнообразным мучениям и затем обезглавлен.
 


 

 

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения