Версия для печати
На страницу списка праздников

Блгвв.кнн.Феодора Смоленск.,чад Давида и Константина, Ярославск.чудотворцев.Мчч.Трофима, Савватия и Доримедонта. Прп.Алексия Зосимовск.Мч.Зосимы пустынника.Блгв.вел.кн.Игоря Черниговск. и Киевск.

02 Октябрь 2018 г. Вторник

  Св.блж.кн.Феодор, по прозванию Черный, сын Смоленского кн.Ростислава Мстиславовича и внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юности отличался смирением и благочестием. У Феодора  два брата - Глеб и Михаил, которые после смерти отца обидели его, дав  в удел только г. Можайск. Он не гневался и терпеливо владел им. За  незлобие Бог вверил ему г. Ярославль. Это произошло так: в Ярославле жила кн.Ксения, супруга кн.Василия Ростовского, у ней была  дочь. Блгв.кн.Феодор женился на дочери кн.Ростовского, от которой имел сына Михаила и дочь, и получил во владение г. Ярославль. По смерти брата Михаила наследовал Смоленское княжение. 
  Благочестиво жил кн.Феодор в Ярославле, почитал священников и иноков, благотворил нищим, угождал Богу, не принимал неправды.В 1277 г. отличился ратными подвигами в осетинском походе, расположил к  себе хана Менгу-Тимура. 
    При татарском иге князья ездили в Орду для утверждения в княжеском достоинстве. Однажды с князьями поехал в Орду ярославский блж.кн.Феодор с дарами для хана и его супруги. В Орде принят благосклонно. Мужественная красота и ум пленили жену хана, она решила выдать за него дочь. Но он сказал, что жена в Ярославле.Получив утверждение на княжение в Ярославле, блж. Феодор уехал из Орды. Когда прибыл к Ярославлю, узнал, что супруга скончалась. Он хотел войти в город, где жили сын Михаил и теща, но те не пустили, сказав: "Довольно  иметь князем наследника Феодорова, Михаила". 
  Св. Феодор снова отправился в Одру просить хана, чтобы дал Ярославское княжество. Хан послал ярославцам строгое повеление принять  князя, но те не повиновались. Жена хана опять предложила мужу выдать дочь за Феодора. Хан говорил, что не подобает дочери  в супружество даннику иноверному. Ханша предложила, чтобы дочь приняла христианство, вышла замуж за Феодора. Хан согласился. Дочь крестилась, вступила в брак с ярославским князем. Ее назвали в св.крещении Анною. Хан более полюбил св.Феодора. Часто сажал за стол, устроил прекрасный дворец, окружил славою и богатством.Но сердце блж.князя не возгордилось, слава мира не отвлекла от любви Христовой, он всё более преуспевал в заповедях Господних. Пока жил в Орде, родился сын, которого назвали в св.крещении Давидом. Затем  второй, нареченный во св. крещении Константином.
  Вскоре прибыли вестники из России с известием, что сын Михаил умер в Ярославле. Кн.Феодор просил хана отпустить его на Русь с княгиней и детьми. Хан отпустил с вел.честью, почтил княжением Ярославским. Св.князь прибыл в Ярославль с большим почетом; с ним прибыли татарские вельможи от двора хана, коих он с честью отпустил в Орду.
 Св.князь Феодор княжил в г.Ярославле до глубокой старости. Чувствуя, что его болезнь предсмертная, позвал супругу, детей, завещал им пребывать в любви и мире, велел отнести себя в м-рь, где принял от игумена иночество, в течение дня благодарил Бога, что Он сподобил его сего дара. Пред кончиной принял схиму, осенил себя крестным знамением и предал душу в руки Божии.
  Его погребли в храме Преображения Господня. В 1463 г. обретены нетленные мощи кн.Феодора и его чад Давида и Константина, которые прославились чудесами. Они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Тропарь, глас 4:
 От юности вашея Христове любви прилепившеся святии, усердно закон и оправдания того сохранисте: отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине. О верою вас почитающих молите Христа Бога, спастися душам нашым.
Тропарь на пренесение мощей святых, глас 8:
 Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, во плоти яко ангели на земли показастеся, пощением насаждени бысте яко древа при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте: сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре и Давиде и Константине. Молите Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 8:
  Явистеся, светильницы всесветлии, во плоти яко ангели: и яко жизни древеса райская, пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте молитвами вашими небесныя благодати приемше: врачеве крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине. Молите Христа Бога, грехов оставление даровати, верою и любовию чтущым память вашу.

   Св.мчч.Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа при римском имп.Пробе (276-282). Однажды в г.Антиохии был языч.праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние. Трофим и Савватий, с горечью глядя на это, молили Господа наставить заблудших. Их привели к правителю. На допросе святые исповедали веру и на приказ отречься от Христа ответили отказом. Во время жестоких пыток св. Савватий скончался, а св.Трофима отправили на страшные мучения в г.Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному истязателю.
 Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями св.Трофим 3 дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал мучитель, чтоб сломить христианина – св.Трофим лишь повторял слова Писания: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс.33,20).
 Страдальца бросили в темницу, где его посещал тайный христианин-сенатор Доримедонт. Он ухаживал за св.Трофимом, перевязывая раны. Когда это стало известно мучителям, св.Доримедонта заставляли отречься от Бога, а потом со св.Трофимом бросили на съедение зверям. Мученики остались нетронутыми. Их усекли мечом.
Тропарь мучеников, глас 8
  В Троице хвалимый Бог троицу мученик прослави,/ Трофима и Савватия и Доримедонта:/ в Того бо веровавше, врага низложиша.// Тех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас.
Кондак мучеников, глас 8
 Яко страдальцев основание и благочестия утверждение,/ Церковь чтит и славит твое светоносное страдание,/ приснопеваемый блаженне страдальче, доблемудре славне Трофиме,/ со страдавшими с тобою,// очищение поющим тя испроси, яко непобедим.

Прп.Алексий, иеросхимонах Зосимовой Пустыни (в миру Фёдор Алексеевич Соловьев) род. 17.01.1846  в Москве в многодетной семье прот. Алексея Соловьёва, настоятеля храма прп.Симеона Столпника за Яузой. Мальчика при крещении нарекли в честь вмч.Феодора Тирона. Грамоте учился у будтестя, диакона храма Павла Смирнова.
С детства был серьёзен, уклонялся от шумных развлечений, привязан к отцу. Фёдор любил музыку, научился играть на рояле, исполнял церк. песнопения, пел в хоре. Любимыми были ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль», он плакал от умиления,
 В 1866 г. Фёдор Соловьёв закончил семинарию, но не пошёл в Дух. академию, т.к. не было призвания к богослов. науке. Он хотел служить Господу приход. диаконом. В 1867 г. друзья детства Фёдор Алексеевич и Анна Павловна повенчались. После рукоположения в диакона митр. Моск. Филарет (Дроздов) назначил его в храм свт. Николая в Толмачах.
 В 1870 г .род. сын Михаил. На 5-м году супружества Анна заболела скоротечн.чахоткой и в 1872 г. скончалась. В мае 1895 г. Феодор Соловьёв после 28 лет служения покинул Николо-Толмачёвский приход, в июне 1895 г. рукоположен в пресвитера, определён в штат Кремлёвского Успен.собора .О.Феодор служил благоговейно, истово и не спеша, часто внеочерёдно, за других. 
Чрез 2 года избран духовником соборного причта, чрез год, незадолго до ухода в м-рь, стал протопресвитером. После того, как сын окончил Моск. технич.училище и женился на дочери богатого лесопромышленника Мотова, путь в м-рь был открыт. В октябре 1898 г. протопресвитер ушёл из Успен. Собора, прослужив 3 года и 4 месяца, и поступил в Смоленскую Зосимову Пустынь к северу от Москвы на железнодор. станции Арсаки.
 30 ноября 1898 г. прп.Феодор пострижен игум. Зосимовой Пустыни Германом (Гомзиным), учредившим старч. окормление и позднее ставшим духовником прпмц. вел.кн. Елисаветы Феодоровны в иеромонаха с им. Алексий, в честь свт.Алексия, митр. Московского. 
 О.Герман, принимая в обитель протопресвитера Успен. собора, опасался, что у того появится самомнение. Он стал смирять о.Алексия. Первыми послушаниями были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжёлых физ. работ.
Регентом хора был иеромон.Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, нервный и беспокойный. Прп.Алексий стал петь по-соборному. О.Нафанаил резко сказал:«Это не Успен. собор, здесь реветь нельзя». Св.Алексий смиренно просил прощения у о.Нафанаила, но размолвки повторялись, доставляя мучения. 
   Став духовником о. Алексия, прп.Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, затем любовью. Увеличивалось число исповедников, его дух.детьми стали многие молодые монахи. Чрез несколько лет дух.сыном стал сам игумен Герман. Ему поручили учить молодых монахов Закону Божию.
    В 1906 г. здоровье пошатнулось, тяжко заболел воспалением лёгких. Положение было серьёзно, доктор говорил, что может умереть. Его перенесли в игумен. покои. Когда переносили, ударили в колокол к Богослужению. Вся братия плакала. В Вел. Четверг о.Алексия соборовали. Он сказал: «Ради ваших св.молитв Господь дарует мне здоровье». Летом 1906 г. о. Алексий перебрался в небольшую избушку. Главным делом батюшки в м-ре стало старчество и духовничество. 17 февраля 1906 г. скончался прп.Варнава из Гефсиманского скита, его дух. чада обратились к о. Алексию.
   Время пребывания о.Алексия в полузатворе (1908-1916 гг.) было трудно, но многоплодно. К нему стремились отовсюду архиереи, гос.деятели, монахи, военные, врачи, учителя, профессоры, студенты, рабочие и крестьяне.Среди дух. детей старца были известные деятели Рус.Правосл.Церкви: прпмц.вел.кн.Елисавета Феодоровна, матушка Фамарь, к-рая, по его благословению, в 1908 г. основала Серафиме-Знаменский скит под Москвой. О.Алексий привлекал их как праведник, молитвенник, духовник. Иногда ему приходилось принимать народ безвыходно день. Пришлось ввести билеты для исповедников: 110 билетов на 2 дня.
 Война 1914 г. глубоко поразила любящее сердце о. Алексия.В июне 1915 г. старец серьёзно заболел: у него был сильный сердеч.приступ. Лишь в кон. августа старец стал принимать посетителей.
15 июля 1917 г. в Троице-Сергиевой Лавре открылся предсоборный монаш. съезд Моск. иерархии. По личной просьбе свт.Тихона старец Алексий принял в нём участие, избран членом Всероссийского Поместного Собора. После октября 1917 г. решено восстановить на Руси Патриаршество. Избрание Патриарха назначено на 5 ноября в храме Христа Спасителя. Решалось жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. Он вынул из ковчежца один из трёх жребиев, в к-ром имя митр.Тихона.
 28 февраля 1919 г. иеромонах Алексий пострижен в схиму. Имя осталось то же. В октябре 1919 г. от сыпного тифа скончался сын старца Михаил. В январе 1923 г. почил игум.Герман. На след.день после погребения из Александрова приехала комиссия для исполнения сов. декрета о ликвидации м-рей. Началось уничтожение обители. Официально уездные власти закрыли пустынь 8 мая 1923 г. О.Алексий с келейником Макарием отправился в Сергиев Посад. Они нашли приют в маленьком домике дух.дочери старца Веры Верховцевой, к-рая уехала в Саров.
 До 1925 г. старец Алексий немного ходил по комнаткам, несколько раз добирался до храма. После уже полулежал на кровати. Старец  старался вычитывать дневные службы, исключая литургию, к-рую в келье не совершал, т.к. не имел антиминса. Однажды его  навестил Патриарх Тихон. Батюшка чувствовал крайне неловко, что встречал его лёжа. После 1927 г. отец Алексий лежал, с трудом поднимая голову, шевелил пальцами правой руки. Почил старец Алексий 19 сентября 1928 г. в Сергиевом Посаде. Погребён на Кокуевском кладбище у алтаря (позже, по закрытии кладбища, прах перенесён на новое город.кладбище).Причислен к лику святых Рус. Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

  Прмч. Зосима, из Киликии, был пустынножителем. Во время гонения на христиан при имп.Диоклитиане (284-305) св.Зосима схвачен и предан жестоким мукам за веру, но силой Божией сохранился невредим. Видя чудо Божие, смотритель тюрьмы Афан уверовал во Христа и крестился. Прп.Зосима с Афанасием отпущены, ушли в пустыню, где, подвизаясь, жили в расселине горы до кончины.

   Св.блгв.кн. Игорь в крещении Георгий, в иночестве Гавриил. Середина XII в. - время междоусобиц за Киевское княжение двух княжеских родов: Ольговичей и Мстиславичей. Св.Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом искупил грех княжеских усобиц.
  1 августа 1146 г. умер кн.Всеволод, княжение которого не любили киевляне,оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Св.Игорь стал невинной жертвой этой ненависти. Под Киевом произошла битва между войсками кн. Игоря и Изяслава Мстиславича, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах под Киевом. Его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это было 13 августа. Его княжение продолжалось две недели. В порубе (холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел, был близок к смерти. Противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском м-ре. Божией помощью князь выздоровел и, став иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве кн.Изяслав Мстиславич и особенно его брат кн.Владимир старались предотвратить бессмысленное кровопролитие, спасти св. мученика.
 Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери св.Игоря и потащили на расправу. Ожесточение толпы было так велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело блж. Игоря перенесено в церковь св. Михаила, «Бог явил знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На др.утро св. страдалец погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева.
   В 1150 г. кн.Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, пред которой молился мученик перед убиением, стала называться Игоревской, празднование ей 5/18 июня.
Ин тропарь блгв. вел. кн.Игоря Черниговского,глас 4
 Просветився Божественным крещением, / Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.
Ин кондак блгв. вел. князя Игоря Черниговского, глас 6
Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения