Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Евмения, еп.Гортинск. Просл.прп.Ефросинии Суздальск., в миру Феодулии.Прп.Илариона Оптинск.Мц. Ариадны. Мцц.Софии и Ирины. Мчч.Бидзины, Щалвы, Элизбара,кнн.Ксанск. Мч.Кастора. Молченск.(Целительницы), и Старорусск.ик.Богородицы

01 Октябрь 2018 г. Понедельник

 Прп. Евмений Гортинский с юности добродетелен, служил Богу, избегал соблазнов. Заботясь о спасении, имущество раздал нищим. Возведен в сан епископа Гортинской Церкви на о.Крит. Святитель утешал пасомых, укреплял неимущих. Молитвы были сильны пред Богом - однажды в засуху низвел на землю обильный дождь. Св. Евмений ревностно защищал правосл. веру от ереси монофелитов. За противоборство сослан в Фиваиду, где скончался в VII в. Тело погребено в Гортине.
Тропарь, глас 7
 Пощением житие твое украсил еси, / нищия возлюбив, / и тем раздал еси все имение твое, / в добродетелех возсиял еси, яко солнце, / плачущия утешая и скорбящия веселя, / и нам испроси, молимся, / молитвами твоими, Евмение отче, / от Христа грехов прощение.
Кондак, глас 2 
 Светом Божественным просветився, всеблаженне, просвещаеши ны, / любовию поющия твое честное и славное и святое, отче, преставление, / иерарше Е

 Прп.Евфросиния,старшая дочь св.мч.Михаила,вел. кн. Черниговского, род. в 1212 г. Блгв.кн.Михаил и Феофания не имели детей, часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились о даровании детей. Трижды явл-сь Пресв.Богородица, сказав, что молитва услышана—род. дочь назвать Феодулией, будет служительницей Влахернской церкви.
 Дочь нарекли,по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили в Киево-Печерской обители, восприемником стал игумен. Позже появились 4 брата и сестра Мария (супруга замученного татарами кн.Василия Ростовского (1238г.).
 Родители с благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ела мясо, Феодулия не брала грудь. Феодулия подрастала, блгв.кн.Михаил учил ее Свящ. Писанию «по книгам и проч.премудростям». Наставником юной княжны был боярин Феодор с его ученостью. Житие отмечал образов-сть Феодулии, глубокое знание античности. Это философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась в благочестии, превосходя др-хц по красоте и учености.
 В юности увидела во сне Страшный Суд и райские обители. Пресв.Богородица призывала разделить блаженство праведных, а Господь держал в руке Книгу Жизни. В др. видении показан Киево-Печерский м-рь и иноки, славящие Господа. Игумении Суздальского м-ря было откровение, что придёт юная дева, к-рую нужно принять в обитель.
 В 1233 г. Феодулия просватана за св.блгв.кн. Феодора Ярославича, брата св. Александра Невского. Покорилась родит. воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, т.к.чувствовала призвание к иноч жизни. Пресв.Дева в сон. видении велела слушаться родителей: «Скверна не коснется твоего тела». Феодулия отправилась в Суздаль, но брак не состоялся. Гости собрались, но жених нежданно скончался. Феодулия умолила игуменью м-ря Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня об откровении, и 25 сентября, в день прп. Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с им. Евфросиния. Родители приняли это как волю Божию.
 Юная инокиня ревностно выполняла правило монаш. жизни, удивляя рассудит-стью, духовностью. Большую часть проводила в молитве, по ночам изучала слово Божие. Иногда недели проводила, не вкушая пищи, только пила немного воды. После пострига Евфросиния удостоилась явл-я Спасителя, к-рый заповедал укрепляться в подвиге. Господь попустил ей постоян. брань с бесами, Евфросиния терпела их нападения и молилась об укреплении .
Евфросиния не была начальницей обители, но подвигами возвысила ее,  обитель стала лучшим жен. м-рем на Руси. Сестры почитали, игумения обращалась за советом. Прп-ная предложила разделить м-рь на 2 части: девичью и вдовью. Город. жены посещали церковь Пресв.Троицы на части вдов, а девицы монаст. Ризоположенскую церковь на половине дев. Прп. Евфросиния читала и пела на клиросе. Ей поручено толковать Свящ.Писание и говорить поучения сестрам и девицам.
  О редком подвижничестве прп-ной узнали в Суздале и за пределами. Множество людей посещали обитель, чтоб услышать поучения прп. Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после бесед они оставляли мир. Когда начались эпидемии, прп-ной яв-сь Божья Матерь, обещала дар исцелений, и та лечила сестер в монаст. больнице, приходивших в обитель с  недугами. Исцелен. девица Таисия приняла постриг в м-ре с матерью.
Нек-рое время прп.Евфросиния безмолвствовала, после чего получила  дар пророчества. Предсказала близкую кончину игумении и мученич. смерть отца. Пред нашествием Батыя Господь открыл ей, что беда идет на Русь, Суздаль будет разорен: Прп-ная увидела 2-х ангелов с луками, охраняющих обитель. Они сказали, что инокини, к-рые будут искать спасения вне стен м-ря, или вернутся, или пострадают. В 1238 г. войска Батыя опустошили Суздаль. Прп. Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и м-рь уцелел. Батый пытался с холма разглядеть м-рь, но тот скрылся от него.
 Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния убеждала твердо стоять за веру, советовала слушаться боярина Феодора, к-рого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 г. они предстали пред ней, поведали о мучен.кончине, благодарили за молитвы в смертн. час.
 После смерти отца оделась в рубище, много дней провела в посте и молитве. Один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ветхое одеяние. Попросил наставления, ответила: «Боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего слугам твоим, если хочешь дать от щедрот твоих в м-рь, пришли только деревян. масла, свечей и ладану.».
 После кончины игумении прп.Евфросиния продолжала дух. рук-во, сохраняя в м-ре строгий порядок. Жизнь ее-подвиг самоотречения, строжайшего выполнения монаш. обетов. Почитали её праведной.
 Незадолго до кончины в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время к-рого она увидела на небе Пресв. Богородицу, умолявшую Сына Божия о спасении града и людей. Затем яв-сь отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Прп-ная готовилась. Болела недолго. Причастившись Св. Христ. Тайн, перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. 17 лет назад в этот же день она приняла пострижение.
 При гробе верующие получали благодат. помощь и по благословению патр. Адриана 18 сентября 1698 г. свершилось прославление её. Нетлен. мощи почивали в соборной церкви Ризоположенского м-ря.
 Жизнь прп.Евфросинии полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Разорение Отчизны, непрестанная дух. брань требовали терпения, кротости и мужества. Прп.Евфросиния—рус. терпеливица. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами, — этот подвиг завещан прп.Евфросинией рус. женщинам.
 Как при жизни вела непрестан.брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобн. силы, терзающей душу и тело. Ни в одном из древн.житий св.жен Руси нет такихо упоминаний о благодат. помощи Божией Матери, как в житии прп.Евфросинии Суздальской.
 Тропарь преподобной Ефросинии Суздальской, глас 8
 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо Крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется,. преподобная Евфросиние, дух твой.
Ин тропарь преподобной Ефросинии Суздальской, глас 4
  Святая твоя память Суждальскую страну веселит, верных же вся созывает во всечестный храм твой, идеже ныне совершается всеславная память твоя, Бвфросиние преподобная: моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак преподобной Ефросинии Суздальской, глас 2
 Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси: идеже ныне водворялся с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавится нам.

 Прп. Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) род. в пасх. ночь с 8 на 9 апреля 1805 г. в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Отец, человек благочестивый, занимался портновским ремеслом. Вслед за сыном принял монашество в Оптиной пустыни с им. Нифонт, трудился на скитской пасеке и скончался в 1849 г.
 Детство и юность прошли в родит. доме в Новохоперском уезде Воронежской губ. Родион в детстве был тих, кроток. Будучи неловким, редко играл со сверстниками, сидел дома, помогал отцу. Мать Родиона предрекала ему в 7 лет монашество. Он с детства стремился стать монахом, думал, что портновское ремесло пригодится.
  В 1829 г., в 24 года, Родион переехал с семьей в Саратов, где провел 9 лет жизни. Ревнитель благочестия, следовал уставам Правосл. Церкви и отечески назидал за нравственностью и исполнением христ.обязанностей рабочими артели. Родион Никитич обучил рабочих церк.пению и чтению, непристойные шутки воспрещались. Родион был мягок, кроток. В Саратове под покровительством Преосвящ.Иакова Родион боролся с раскольниками за чистоту Православия.
 Постепенно пришла решимость последовать Христу. Не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 г. проводит в поездках по м-рям России. Он успокоился духом в Козельской Оптиной пустыни, обретя старческое окормление. 13 марта 1839 г. принят в число скитской братии. В м-ре пребывали блж.старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство рядом с кельей бывшего валаамского игум.Варлаама, оказавшего благодетел. влияние на буд. старца. Исповедовались братья у прп. Макария, но Родион еще ежедневно ходил на откровение помыслов в м-рь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 г. прп.Макария скитоначальником Родион избран им в келейники и в этом послушании пробыл 20 лет, до дня блж. кончины старца Макария в 1860 г. Взяв на себя спасит. крест послушничества, возрастая во внутр. делании, прп. Иларион понуждал себя к несению телесных трудов. Кроме послушаний, к-рые прп. Иларион нес как келейник старца, он по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлебы, занимался на пасеке уходом за пчелами.
В последн. дни старец Макарий благословил прп.Илариона продолжить старч. деят-сть, вручив его рук-ву многих дух. детей, чем подчеркнул преуспеяние прп. Илариона во внутр. делании. Приняв от старца послушание, прп.старец Иларион нес его до кончины. С 8 апреля 1863 г. на старца Илариона возложено новое послушание: назначен начальником скита и духовником м-ря. Истин.пастырем был прп. старец Иларион: даже в дни тяжелой предсмерт. болезни заботился о своих чадах, готов прийти на помощь их дух.и житейск. нуждам. Старец приезжавшего в обитель неверного или раскольника обращал к Правосл. Церкви.
 Наряду с благодатным даром дух.рассуждения прп.Иларион имел дар прозорливости, вел истинно подвижнич. жизнь. Иногда хулу и клевету приходилось терпеть прп-ному. Но все он переносил с вел. смирением и снисхождением к немощам людским. В 1870 г. здоровье старца ухудшилось, хотя посещал все богослужения. 4 марта 1872 г., в субботу Вел. поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта слег окончательно, 9 марта пострижен в схиму. За 4 недели прп-ный предсказал день кончины. 18 сентября/1 октября 1873 г., причастившись Св.Таин, мирно почил в пол. шестого утра в полном сознании.

    Св.мц.Ариадна была рабыней Тертилла, старейшины г.Промиссии (Фригия) при имп. Адриане (117-161). Однажды, когда хозяин при рождении сына совершал жертвоприношение языч. богам, христианка Ариадна отказалась участвовать в этом. Ее подвергли побоям и, подвесив, рвали тело острыми железн. крюками. Мученицу бросили в темницу, долго морили голодом, принуждая поклониться идолам. Когда святую освободили из темницы, она ушла из города, но Тертилл послал погоню. Увидев преследование, св. мц. бежала, взывая к Богу, чтоб защитил от врагов. Внезапно по ее молитве в горе раскрылась расщелина, св. Ариадна скрылась в ней. Это чудо привело в страх преследователей, они в помрачении стали избивать друг друга копьями.

 Св.мц. София и Ирина обезглавлены после истязаний за исповедание Иисуса Христа в царствование Аврелиана в III в. правителем Египта Клавдием. Их мощи перенесены Константином Великим в Царьград.

  Мчч.Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские - грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II они выданы ему, с согласия грузин.царя Вахтанга V (1658-1675), принявшего ислам,известного под именем Шах-Наваз.
   Святых связанными представили шаху, они отвечали, что христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, твердо исповедовавших веру Христову. Шах Аббас, испробовав все, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что исполнили на глазах Бидзина. Бидзина велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Но Бидзин не поколебался в вере, его предали новым мучениям: тело было разделено по суставам и, наконец, отсечена глава.
  Это совершилось 18 сентября 1660 г.(по др.сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 г.). Св.тела мучеников выбросили в выгребные ямы за городом. Ночью над ними воссиял свет с неба. Увидев это, местные армяне сокрыли св.мощи в церкви. Вскоре мощи перенесены в Карталинию и с честью погребены в Икортском м-ре близ г. Гори.

Немного известно о жизни и смерти св. Кастора. Святой принадлежит к многочисл. группе святых, о к-рых известно лишь имя и то, что св.мч. Кастор принял мученич. кончину за открытое исповедание веры во имя и славу Христа.

   Молченская икона Божией Матери яв-сь 18 сентября 1405 г. на болоте Молче у Путивля. Первоначально была в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 г., вероятно, 24 апреля, перенесена в Путивльский м-рь. На берегу оз.Неро (с греч. ВОДА) расположено древнее сел.Угодичи, основанное до крещения Руси. Св. кн. Владимир Красное Солнышко крестил Ростово-Ярославские земли именно в с.Угодичи, на берегу озера Неро. В с.Угодичи был деревян. храм св. мчч. Кирика и Иулиты. Позднее построены 2 больших пятипрестол. храма: Богоявленский (1627) и Никольский (1709), на строит-во к-рого средства выделил Петр I, сам присутствовал на  освящении свт. Димитрием Ростовским.
 С 1619 по 1930-е в с.Угодичи находился чудотв. список иконы Божией Матери Молченская, привезен.боярином Томилой Юдичем Луговским. Эта икона яв-сь во сне накануне дня освобождения из польского плена. По пути на Родину обрел икону там, где показано во сне.
 После освящения Богоявленского храма Молченская икона Божией Матери с 1627 г. была в нем. По свид-ву очевидцев, в золот. киоте, украшена драгоцен. наградами (за исцеление и помощь в скорбях) так, что видны лишь лики Богородицы и Богомладенца Иисуса. Пред иконой всегда горела неугасим.лампада и стоял многоярусный подсвечник, с горящими свечами. От молений пред иконой люди исцелялись от тифа семьями. Молченская икона именуется также Целительница. Образ, явл. на болоте в Молче в 1405 г., утерян. В 2005 г. исполнилось 600 лет со дня его обретения. Когда икона яв-сь, она висела в воздухе над болотом и от нее исходило сияние. В 2004 г. чудотв. список чудным образом обретен в с. Угодичи у частных хранителей. Отличит. особенностью Молченской иконы явл-ся то, что на ней изображено небо на плече Божией Матери. На одной руке Она держит младенца Христа, в др. лесенку, устремленную к небу. По преданиям, моления  к иконе помогают взойти человеку на небо, как в дух. восхождениях на земле, так и в молениях за души усопших.
    Дни памяти Молченской иконы: 7 мая и 1 октября - в день явления 600 лет назад. В 2004 г. икону привозили в Угодичи из Ярославля, где находится под охраной. Отслужены молебны и прошли крестные ходы.
Молитва ко Пресв. Богородице пред иконой «Молченская»
  О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честней и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
 Днесь светло красуется славный град Москва и в Путивле ликование велие, яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою, медом благодати всех напояющую.
Кондак, глас 6
Притецем людие, к Владычице нашей Деве Богородице, икону бо Свою Молченскую нам даровала, токи исцелений источающую, всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую и к жизни вечной приводящую.

   Старорусская икона Божией Матери наз-ся так, потому что долго находилась в Старой Руссе, куда принесена греками из Ольвиополя в первые времена христ-ва на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII в. Во время моровой язвы 1655 г. жителю г. Тихвина было откровение, что мор прекратится, если будет принесена чудотв. Старорус.икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.
 После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII в. разрешили снять копию со Старорусской иконы, к-рая 4 мая 1768 г. привезена в Старую Руссу. В честь этого празднество. 17 сентября 1888 г. в Старую Руссу возвращен подлинник и установлена вторая праздничная дата.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения