Версия для печати
На страницу списка праздников

Мцц.Веры,Надежды,Любови и матери Софии. Мцц.Феодотии и Агафоклии. Мчч.156-ти: Пелия и Нила,еп.Египетск.,Зинона пресв, Патермуфия,Илии и иных. Свт.Иоакима, патр.Александрийск. Цареградск. и Макарьевск.ик.Божией Матери

30 Сентябрь 2018 г. Воскресенье

 Во времена имп. Адриана в Риме жила вдова София, что значит премудрость, христианка.В супружестве родила трех дочерей, дала имена трех христ. добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Лишившись супруга, жила благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею. Дочерей воспитывала в христ.вере, они читали пророческие и апост. книги, были усердны в молитве, красивы,благоразумны. Слух об их уме и красоте шел по Риму, но начальник области Антиох узнал, что они христианки, т.к. открыто прославляли Господа.
 Антиох известил царя Адриана, привели девиц к нему. Поняв, зачем зовет их царь, они обратились к Богу с молитвой об укреплении в подвигах во Имя Его. У царя стояли без боязни, с мужеством, смотрели весело, будто призваны на пир. Видя благородные, светлые лица, царь спросил, какого рода, какова вера. Упомянув кратко о происхождении и имени, София открыто исповедала веру в Иисуса Христа, сказала, что дочери чистоту хранят для нетленного Жениха – Сына Божия.
 Царь послал Софию с дочерьми к знатной женщине Палладии, поручив наблюдать, а через три дня представить на суд. В доме Палладии София укрепляла дочерей в вере день и ночь, призывала не страшиться мук, прославляя Господа.Дочери приняли к сердцу слова, готовились к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, возжигая в себе огонь любви ко Господу.
   Когда их привели к царю на суд, он уговаривал отказаться от веры, ибо их ждут лютые муки. Но девы единодушно исповедовали имя Господне. Царь спросил св. Софию, как зовут дочерей,сколько лет. Мать ответила, что Вере 12 лет, Надежде 10, а Любови всего 9.
 Царь удивился, что в юном возрасте они мужественны. Он принуждал принести жерты идолам. Сначала обратился к старшей сестре Вере, она отказалась. Царь велел раздеть ее донага и беспощадно бить. Не достигнув успеха, мучитель велел отрезать ей сосцы. Из ран потекло молоко. Все дивились чуду и терпению мученицы. Раскалили железную решетку, положили св. девицу Веру. Два часа на решетке она взывала к Господу, не опаляясь, её посадили в котел с кипящей смолою и маслом, но осталась невредимою, воспевая Бога. Мучитель приговорил ее к усечению мечом.
 Услыхав приговор, св. Вера попросила материнской молитвы, а сестер укрепляла примером. Мать не скорбела о дочери, ибо любовь к Богу победила материн. жалость. Она заботилась, как бы какая-либо из дочерей не устрашилась мук и не отступила от Господа. Св. Вера отошла к Богу. Царь приказал Надежде поклониться идолам,а он сделает её дочерью.
  Св. Надежда твердо отказалась. Царь предал ее на мучение. Слуги, раздев её, как и Веру, долго били, пока не устали. Она молчала, смотрела на мать Софию, к-рая молила Бога, чтобы Он даровал ей терпение. По повелению царя св. Надежда брошена в огонь и, оставшись невредимою, прославляла Бога. Подвешенную, её строгали железн. когтями, тело падало кусками, лилась кровь потоком, но от ран исходило благоухание, на лице улыбка. Св. Надежда стыдила мучителя, что он не может победить терпение такой малолетней отроковицы.
  Речь её раздражила мучителя, он приказал наполнить котел смолою и маслом, бросить святую. Но он растопился, как воск, а смола и масло опалили окружающих. Сила Божия не оставляла св. Надежду. Царь осудил святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о кончине, с радостью обратилась к матери и сестре, призывая быть твердыми в вере, затем её усекли мечом.
  Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей, побуждала к терпению младшую дочь. Мучитель приказал третьей отроковице Любови отступить от Христа и поклониться Артемиде. Она отказалась. Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. Растянута она была так, что члены тела отделялись от суставов и она покрылась, как багряницею, кровью. Мучитель повелел ввергнуть ее в печь. Но святая сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила посредине, благословляя Бога. Из печи вылетело пламя, некоторых сожгло в пепел, иных опалило,достигнув царя, обожгло его. Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.
 Мучители провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую в муках, т. ч. от них она не умерла. Св.София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца.И св. Любовь была усечена мечом.
  Мать, приняв тело, положила в дорогой гроб с телами свв. Веры и Надежды и, украсив тела, поставила гроб на погребал. колесницу, отвезла из города и с честью похоронила дочерей на высоком холме. Находясь на могиле три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее с дочерьми. Она приняла также мученич. венец, т.к. сердцем страдала за Христа.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 4
  Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак, глас 1:
 Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.
Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
 О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

   Св. мц. Феодотия, из Каппадокии, пострадала в г. Никее при имп.Александре Севере (222-235). Правителем Каппадокии назначен Симвликий. Ему донесли, что богатая женщина Феодотия исповедует Христа. Правитель долго убеждал отречься от истин.веры. Не добившись, предал Феодотию мукам: ее подвесили и рвали железн.крючьями, но она как бы не ощущала страданий; заковали в цепи, отвели в темницу.
   Чрез 8 дней святую повели на новые истязания, но на ней были лишь слабые следы пыток. Правитель изумился: "Кто ты?" Святая отвечала, что Феодотия. Симвликий приказал бросить мученицу в раскален. печь. Из печи вырвалось пламя и опалило людей; оставшиеся невредимыми закрыли печь и разбежались. Жрецы открыли печь, чтобы развеять пепел мученицы, но их сожгло пламя. Те, кто уцелел, увидели св. Феодотию невредимой - она стояла среди огня с двумя юношами в белых одеждах и славила Господа. Это видение так устрашило язычников, что они упали, как мертвые. Святую отправили в темницу.
 Неодолимость мученицы не давала покоя Симвликию. Совершив поездку в Византию, он остановился в Анкире и потребовал доставить Феодотию. Приказал бросить ее на раскален.железо, но мученица осталась невредимой. Симвликий приказал перевезти святую в г. Никею. В языч. храме хотел силой принудить  принести жертву идолам; но по молитве святой идолы разбились. Правитель велел в ярости перепилить её, но сила Божия хранила святую: пила не причиняла Феодотии вреда, и слуги изнемогли. Наконец, святую обезглавили. Тело ее предал погребению Никейский еп. Софроний.

  Св. мц. Агафоклия была рабыней в доме христианина Николая. Его жена Павлина была язычницей. 8 лет Агафоклия терпела преследования от хозяйки за веру. Павлина жестоко била рабыню, заставляла ходить босиком по острым камням. Как-то в пылу раздражения Павлина ударом молотка переломила страдалице ребра, а затем отрезала язык. Ничто не могло заставить святую уступить требованию госпожи - поклониться идолам.
 Тогда Павлина заключила мученицу в темницу и морила ее голодом. Но Агафоклия не умирала: пищу каждый день ей приносили птицы. Обезумев от злобы, Павлина однажды вошла в темницу и убила св. мученицу железн.ломом.

 Свв.мчч. Пелий, Нил, епп.Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и 151 др.мучеников пострадали при имп. Максимиане Галерии (305–311).
Большинство  египтяне, были и палестинцы. Правитель Палестины Фирмилиан захватил 156 христиан. Св.мученикам выкололи глаза, подрезали на ногах жилы и подвергли иным пыткам. 100 мучеников обезглавлены, остальные сожжены

  Свт. Иоаким избран патриархом Александрийским в 1487 г. в 38 лет. Когда Египет был занят турец.султаном Селимом I (1512–1520), свт. Иоаким испросил гарантию всех патриарш. привилегий. Он поддерживал связь с цар. двором России, откуда получал денежн.помощь для поддержания патриарш. престола. По почину Константинопол. Собора 1544 г. патр. Иоаким установил порядок, по к-рому все послед. архиепископы Синайские должны назначаться патр. Иерусалимским. При патр. Иоакиме полностью восстановлен патриарш.м-рь Саввы Освященного в Александрии.
 С патр. Иоакимом связано предание о вел. чудесах Божиих по  молитве святителя. Когда в Египте свирепствовала чума, один из врагов христ-ва, врач, распустил между турками молву, что вина несчастия – христиане, якобы околдовавшие воду. Клевета дошла до египет. султана, к-рый потребовал привести патр. Иоакима для объяснения. Султан долго говорил о вере, но, увидев, что святитель с глубоким убеждением и
ясными доказательствами оправдал христ. веру и опровергал ислам, приказал ему в оправдание еванг. слов переставить гору по соседству с Каиром. Патриарх не поколебался в вере – попросив несколько дней для молитвы, патриарх с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивлил Господа и просил не посрамить их. В назначен.время при стечении народа патриарх сказал горе во Имя Христово, чтоб та сдвинулась с места и перешла на другое: гора сотряслась и оставила своё место. Остановленная тем же Именем Христовым, она получила название по-турецки «дурдаго» («стань гора»).
 Это чудо поразило врагов христ. веры. Не зная, чем поколебать православных, злоумышенники приготовили смерт. яд и убедили султана,повелеть патриарху выпить его, вновь ссылаясь на слова Христа. Султан приказал подать патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова, патриарх осенил чашу крестом, выпил и остался невредим. После этого, сполоснув стакан, патриарх просил, чтоб выпил её врач, приготовивший напиток. Отказаться  нельзя, т.к. сам султан того требовал. Врач выпил воду и тут же умер. Когда об этом узнал Константин. патриарх свт. Нионт, он послал в Александрию еп. Рандинийского Акакия и прп. Феофила, чтоб узнали подробно и удостоверились в том, что произошло. Посланники подтвердили чудо.Скончался свт. Иоаким в 1567 г., в 119 лет. Свт. Иоаким прославлен Александрийской Правосл. Церковью, после  решением Свящ. Синода от 7 мая 2003 г., его память внесена в диптих святых Рус. Правосл. Церкви.

  Макарьевская ик. Божией Матери "Одигитрия" яв-сь в княжение Василия Темного(1425-1462) прп. Макарию Унженскому, чудотв., подвизавшемуся на пустын. брегах р. Унжи.
 17 сентября 1442 г. ок. 3-х час. утра, когда прп. Макарий оканчивал утрен. акафист. пение Пресв.Богородице, келью озарил свет. Прп-й усерднее молился. За стенами услышал ангел.пение: "Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!"
 Со страхом вышел прп-ный из кельи и на северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери в светозарном сиянии. Икона приближалась к келье подвижника. Прп-ный пал на землю: "Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий Галичской стране твердое ограждение и заступление!"
 Он благоговейно взял икону, поставил в келье, потому её назвали Келейной. Позже ученики назвали "Макарьевская". На месте явления позже основан м-рь, назван Макарьевским. С иконы сделан список, к-рый прославился, как и подлинная икона.
 Макарьевская Икона Богоматери прославилась многочисл. чудотворениями, а при двух крупных пожарах в 1629 и 1690 гг. была невредима. Позднее, при настоятеле м-ря игум. Митрофане II, Макарьевская икона перемещена из собор. храма в Благовещ. церковь и пребывала в забвении. Поверх древнего письма нанесено изображение Смоленск. иконы Богородицы (иконография к-рой явл. основой для Макарьевского образа).
 Новое обретение Макарьевской иконы Пресв. Богородицы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 г. при архим. Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной,как Смоленская, снят верхний слой, под к-рым «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака Пресв. Богородице.
Сегодня местонахождение Макарьевской иконы Богоматери неизвестно. Сохранился единств. древний список чудотв. иконы, к-рый находится в Рождеств. церкви г. Макарьева Костромской обл.
 Пред иконой Пресв. Богородицы «Макарьевская» молятся об исцелении расслабленных, от беснования, от холеры, о прекращении и предотвращении пожара.
Молитва ко Пресв.Богородице пред иконою «Макарьевская» в Макариево-Унженском м-ре Костромск. епархии
 Преблагая Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных н адеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатыхнекрадомое сокровище, грешников спа сение, и всех христиан поможение и заступление! К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего; уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам. Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби; да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  По преданию, Цареградская икона Богоматери написана еванг. Лукой. На Руси явилась в 1071 г. Др. сказаний о ней не имеется.
 Чтимый список (копия) древнего образа находился в Спасо-Елеазаровском м-ре под Псковом. Этот образ погиб в пучине реки Толба с кораблями шведов, к-рые разграбили Спасо-Елеазаровский м-рь и пытались вывезти его ценности.
  О другой Цареградской иконе Божьей Матери (память 30 сентября) сохранилось предание, что в давние времена два греч. монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили в соборной церкви Божественную литургию. На память о пребывании они оставили в соборе миниатюрн. ик. Божией Матери, выбитую на грифельной доске.

 


      

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения