Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмц.Евфимии всехвальн. Мчч.Виктора,Сосфена. Мц.Севастианы. Мц.Мелитины. Прп.Дорофея пустын. Египетск.Мчч.братьев Иосифа и Исаака Груз. Мц.Людмилы,кн.Чешск. Свт.Киприана, митр.Московск.,всея России чудотв. Прп.Кукши Одесск.исп. Ик.«Призри на смирение

29 Сентябрь 2018 г. Суббота

   Св. вмц. Евфимия всехвальная была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа ок. 304 г. в Халкидоне на берегу Босфора, у Константинополя. Халкидон. правитель Приск разослал приказание жителям Халкидона и его окрестностей яв-ся на языч. праздник принести жертву идолу Арея, угрожая муками тому, кто не исполнит приказания. Во время празднества 49 христиан скрылись в доме, где тайно совершали Божеств. службу Господу. Среди них была юная девица Евфимия. О местопребывании христиан стало известно, они приведены к Приску. 19 дней мучеников подвергали пыткам и истязаниям, но никто не поколебался в вере, не согласился принести жертву идолу. Разгнев. правитель, не зная, как принудить христиан к отречению, послал их на суд к имп. Диоклитиану, но отделил юную девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.
  Св. Евфимия, разлученная с братьями, усердно молилась Иисусу Христу, чтоб укрепил ее в предстоящ. подвиге. Сначала Приск уговаривал её отречься, обещая земные блага, потом дал приказ мучить. Мученица привязана к колесу с острыми ножами, к-рые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. Колесо остановилось. Ангел снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая благодарила Господа.
  Мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскал.печь. Но те, увидев в пламени 2-х грозных ангелов, отказались и сами уверовали в Бога. Возгласив, что они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они отданы на съедение зверям. Во время казни  взывали к милосердию Божию, чтоб Господь принял в Царство Небесное. Услышав призывавший небес. Глас, отошли в жизнь вечную. Звери не дотронулись до их тел.
 Св. Евфимия, брошенная др. воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью вышла невредимой после пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать ров, наполнил ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтоб мученица не знала о казни; но св. Евфимия осталась невредимой, легко пройдя над рвом.
 Ее осудили на съедение зверям в цирке. Пред казнью святая просила, чтоб Господь сподобил умереть. Ни один зверь не бросился на неё. Лишь медведица нанесла небольш. рану на ноге, из к-рой истекла кровь, и св. вмц. Евфимия скончалась. Произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, а родители святой взяли тело и похоронили недалеко от Халкидона.
  На могиле вмц. Евфимии возведен величеств. храм. В храме проходили заседания IV Вселен. Собора в 451 г., во время к-рых св. вмц. чудесн. образом подтвердила правосл. исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда II июля.
 По взятии Халкидона персами в 617 г. мощи св.вмц. Евфимии перенесены в Константинополь (ок.620). В период иконоборч. ереси раку с мощами св. Евфимии бросили в море. Благочест. корабельщики извлекли их. Они попали на о. Лемнос, в 796 г. возвращены в Константинополь.
Тропарь великомученицы Евфимии глас 4
  Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак великомученицы Евфимии глас 4
 Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.
Ин тропарь великомученицы Евфимии всехвальной глас 4
 Жениха твоего Христа возлюбивши/ и свещу твою светлу уготовльши,/ добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/ тем возшла еси с Ним на брак,/ венец страдания от Него приемши./ Но от бед избави нас,/ чтущих верою память твою.

 Св.мц. Севастиана была ученицей св. ап. Павла. В гонение на христиан имп.Домициана (81-96) она как христианка судима правителем Георгием в Маркианополе Мизийской обл. Св. Севастиана исповедала веру во Христа и подверглась жестоким истязаниям. Ее били,  бросили в раскален.печь, откуда вышла невредимой. Святую отправили в г. Гераклею, где суд произошел вторично. Правитель Помпиан приказал повесить святую на дереве и строгать  тело черепицами. Мученица была непоколебима. Тогда правитель отдал ее на съедение зверям. Господь хранил св.мученицу, звери не тронули ее. По приказу правителя св. Севастиана обезглавлена. Тело,  брошенное в море, отнесено ангелами на о.Родос во Фракии на Мраморном море.

 Св.мц. Мелитина жила в гор.Маркианополе в правление имп. Антонина Пия (138-161). Была ревностной христианкой, и Господь благословил ее даром чудотворения. Силой молитвы сокрушила идолов Аполлона и Геркулеса. Ее пламен.проповедь обратила многих язычников ко Христу, среди к-рых супруга начальника гор. Маркианополя. Правитель узнал, судил св. Мелитину,  по его приговору она обезглавлена. Македонянин Акакий благоговейно взял тело св. Мелитины, чтоб похоронить в Македонии. Но во время плавания Акакий заболел и умер. Корабль остановился у о. Лемнос, где предано погребению тело св. мц. Мелитины; рядом с могилой похоронили и Акакия.

 Прп. Дорофей, пустынник Египетский, уроженец Фиваидской обл. в Египте, подвизался 60 лет в Скитской пустыне, на западн. стороне р.Нил. Прп. Дорофей вел суровый, аскетич. образ жизни. После совершения молитв. он в полуденный зной шел собирать камни на берег моря и строил кельи для др. пустынников. По ночам святой плел корзины, за к-рые получал необходимое для пропитания. Пища прп. Дорофея состояла из хлеба и скудных трав. Принимал её один раз в сутки и один раз пил немного воды. Спать прп-ный никогда не ложился. Лишь иногда дремал за работой или во время приема пищи. Однажды прп. Дорофей послал ученика за водой, тот вернулся, сказав, что в колодце увидел змею и вода теперь отравлена. Прп. Дорофей пошел к колодцу, зачерпнул воды, перекрестил и выпил: "Где крест, там не вредит бесовская сила". Прп. Дорофей мирно скончался в преклонном возрасте.

 Св. мчч. Исаак и Иосиф, братья, род. в гор.Феодосиополе, или Карну (Эрзерум). Отец  был знатный мусульманин,  мать - христианка, добрая и благочест. женщина, тайно воспитавшая сыновей и в христ. вере. Достигнув зрелого возраста, братья, из к-рых Иосиф был женат, пожелали удалиться, чтоб беспрепятственно исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Обратились с письмом к имп. Никифору I (802-811), прося переселиться в Константинополь и поступить на службу при  дворе. Получив благоприятный ответ христ. государя, братья  собрались в дорогу. Старший отправился в Константинополь, а Иосиф и Исаак задержаны по приказу эмира г. Феодосиополя. На вопрос о причине переселения в Константинополь, братья ответили, что они христиане с самого рождения, бегут от нечестивых, желая свободно исповедовать свою веру. Ни уговоры,ни угрозы не поколебали мужеств. исповедников. Созвав совет вельмож, эмир вынес смертный приговор. На месте казни, преклонив колени, св. Исаак и Иосиф вознесли молитву ко Господу, после чего палач отсек им главы в 808 г. На непогребенные тела св. мучеников ночью спустился светлый столп света и стал над ними. Пораженные знамением, магометане просили на след. день христиан предать св. тела погребению. На месте погребения святых построен храм Пресв. Троицы.

  Св. мц. Людмила, княгиня Чешская, выдана замуж за чешского кн. Боривоя. Супруги приняли св. Крещение от свт.Мефодия, архиеп. Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истин. веры своих подданных, строили церкви, приглашали священников для  Богослужений.
 Кн. Боривой умер 36-ти лет. Св. Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочест. жизнь, заботилась о Церкви в правление сына Вратислава, к-рое шло 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью сына, Драгомира насаждала в стране языч. обычаи и нравы.
 Св. Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свекровь и пыталась погубить ее. Когда св.Людмила удалилась в г. Течин, Драгомира подослала двух бояр для убийства. В то время, когда св. Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры.Мощи св. мц. Людмилы погребены в Течине у город. стены. От гроба совершались многочисл. исцеления. Кн. Вячеслав перенес тело св. Людмилы в Прагу и положил в церкви св. Георгия.
Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской глас 4
  Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

 Свт. Киприан по происхождению серб (или болгарин), подвизался на Афоне. В 1375 (1376) г. поставлен в митрополиты всея Руси еще при жизни св. митр. Алексия. Поэтому свт. Киприан управлял сначала только юго-запад.частью Рус.Церкви. В 1390 г. окончательно занял Моск.кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее учения и установлений.
 Особенно заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослуж. книг. Сохранились автографы нек-рых славянских переводов святителя. Пастырск. посланиями утверждал веру в Церкви. Широко известна деят-сть по переводу богослуж. лит-ры.
 Скончался святой в 1406 г. Мощи, обретенные в 1472 г., почивают в моск. Успенском соборе под спудом.
Тропарь свт.Киприана, митрополита Московского глас 4
 Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша
Кондак свт. Киприана, митрополита Московского глас 2
 Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.
Молитва святителю Киприану
  О святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 Прп. Кукша Новый (Величко) род. 12 января 1875 г. в сел. Арбузинка Херсонского р-на Николаевской губ. у благочест. родителей Кирилла и Харитины,  наречен во св. крещении Косьмою. Мать в юности хотела быть монахиней, но родители благословили на замужество. Харитина молилась Богу, чтоб хоть один из чад подвизался в иноч. чине. Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. С юности у него сострадание к людям, особо к страждущим.
 В 1895 г. Косьма отправился с паломниками во Св. Землю. Прожив в Иерусалиме полгода, осмотрев в Палестине св.места, Косьма на обратн. пути посетил Св.гору Афон. Решил подвизаться в мон-ве. Нужно вернуться домой, получить благословение родителей. Мать с радостью воспринялa решение сына, отца пришлось уговаривать, прежде чем отпустил его. Мать благословила Казан. иконой Божией Матери, с к-рой прп-ный не расставался и к-рая положена ему во гроб.
 В 1896 прибыл на Афон послушником в рус. Свято-Пантелеим. м-рь. Ревностно исполнял послушание просфорника. Чрез год Косьма направлен на полтора года нести послушание у Гроба Господня. На Афоне Косьма назначен гостинником в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя  послушание долгое время, Косьма стяжал благодуш. терпение и истин.смирение. Вскоре послушник Косьма пострижен в рясофор с им. Константин,  23 марта 1904 г. — в монашество,  наречен Ксенофонтом. В 1913 г. монах Ксенофонт стал насельником Киево-Печер. Свято-Успенской Лавры.
 Во время Первой Мир. войны с др. монахами направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитар.поезд Киев-Львов. В это время проявились редкие душев.кач-ва: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым. По возвращении в Лавру о.Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: зажигал лампады над св. мощами, переоблачал их, следил за чистотой и порядком.Хотел принять схиму, но отказали из-за молодости.
  В 56 лет тяжело заболел, думали, безнадежно. Решено постричь умирающего в схиму  8 апреля 1931 г. с нареч. Кукшей, по имени сщмч. Кукши, чьи мощи покоятся в Ближних Пещерах. После пострига о. Кукша выздоровел. 3 апреля 1934 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая— иеромонаха. После закрытия Киево-Печер. Лавры служил до 1938 г. в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке.В 1938 арестован и приговорен к 5 годам лагерей в гор.е Вильма Молотовской обл., на изнурит. лесоповалочн. работах, после срока к 3 годам ссылки в Соликамской обл., в деревне близ гор.Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, совершал богослужение в соседн. селе.
 В 1947 г. возвратился насельником в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближн. Пещерах. Все больше людей стремились исповедаться и получить душеспасит. советы и назидание. Это не осталось без внимания властей, в 1951 г. о. Кукшу из Киева переводят в Почаев. Свято-Успенскую Лавру.
 В Почаеве люди стремились к старцу как прежде – сотнями стояли в очереди на исповедь. В кон.апреля 1957 г., после двухмес. пребывания в затворе,что священноначалие определило «для совершенствования аскетич. жизни и несения высшего схимнич. подвига», старца на Страстной седмице Вел. поста переводят в Крещатицкий Иоанно-Богословский м-рь Черновицкой еп. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила дух. жизнь братии, в обитель потянулись богомольцы, их дарами м-рь воздвиг новые постройки. Прп-ный, несмотря на старч. слабость, чувствовал себя хорошо: «Здесь я дома, здесь я на Афоне!»
 К концу жизни старец претерпел много скорбей и преследований от богоборч. власти. В 1960 г.закрыт Черновиц. жен.м-рь, монахини переведены в Крещатицкий, а монахи из Крещатицкого - в Почаев. Лавру. О. Кукшу перевели в Одесский Свято-Успен. муж. м-рь. В Успен. обители о.Кукше определено послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время проскомидии.
 Несмотря на запрет властей посещать св. старца, люди не лишились дух. окормления. Отца Кукшу очень любил патр. Московский и Всея Руси Алексий I, к-рый приезжал в Одес. м-рь каждый год летом. Патриарх приглашал благодатн. старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме,на Афоне прежде.Блж. подвижник предвидел кончину. Скончался ок. 90 лет 24 декабря 1964. Власти, боясь множества людей, препятствовали его погребению в м-ре,  требовали погребения на его родине. Но наместник м-ря мудро ответил: "У монаха родина – м-рь". Власти дали на погребение 2 часа.
 Почитание прп. Кукши началось сразу после кончины. Народ шел на его могилу на братск. монаст. кладбище, по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях. В 1994 г.обретены  св. мощи и схиигум. Кукша причислен к лику святых в чине прп-ных Украин. Правосл. Церковью. На монаст. кладбище на месте захоронения святого лежит мрамор.плита "Здесь похоронен прп. Кукша Одесский", св. мощи находятся в Успенском храме Одесского м-ря

  Икона Божией Матери «Призри на смирение» явл-ся древнейшей. На оз. Каменном под Псковом в 1420 г. яв-на икона «Призри на смирение». Позже ее перенесли в Псков, с тех пор день перенесения иконы—16 сентября (ст.ст.) —празднуется как день ее памяти. Божья Матерь изображена сидящей. На голове корона. В правой руке скипетр. Левой поддерживает Богомладенца. А Сам Богомладенец не сидит, как часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. Правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар — символ власти.
 Долго находилась икона в соборн. храме Пскова, но пришел 1917. Куда девалась икона, неизвестно. Лет 200 назад сделан с нее список небольшой, попал он в Киевский Введенский храм.
Как только богоборч. годы пришли, монахиня Феодора стала хранить икону у себя, как благословил ее дух. отец Борис Квасницкий. Самого его в 1931 г. расстреляли.
 В Киеве вновь открылся Введенский храм.. В Киевский Свято-Введенск. м-рь икона «Призри на смирение» передана схимон. Феодорой, к-рая хранила ее у себя 55 лет.
 Образ получил широкую известность после чудес. явл-ния в Киев. Свято-Введенск. м-ре. В августе 1993 г. на стекле иконы изнутри появилась небольш. муть. Думали, что-то произошло с иконой, решили отдать на реставрацию. Когда сняли раму со стеклом, увидели на стекле отпечаток точно такой же иконы. Образ Богородицы с младенцем отобразился на стекле, к-рое прикрывало икону, но не касалось ее. Киев. ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение явл. нерукотворным, но не смогли дать научн. объяснения чуду.
 Когда на стекле киота, в к-ром находилась икона, отбилось изображение образа, икона признана чудотворной. Как от иконы, так и от отпечатка на стекле множество людей исцелились от душ. и телес. недугов. Получив исцеление, многие благодарили Божью Матерь, дарили что-то иконе, с благодарностью молились. Одержимые нечист. духом люди с трудом приближаются к стеклу. Внешне нормальные, подходя к стеклу, они начинают кричать, бросаться в сторону, без помощи постороннего приложиться к стеклу не могут.
 Нерукотв. образ Божьей Матери на стекле по-прежнему в Введенском храме. Сама икона под новым стеклом. На новом стекле вновь появилось изображение Божьей Матери. Пресв. Дева укрепляет тех, кому недостаточно убедительным показалось 1-е чудо.
 Еще один нерукотвор. образ есть в Введенском храме г. Киева. Киев. образ Пресв. Богородицы «Призри на смирение» – список древней иконы, яв-ся в 1420 г. в Псковской обл. на озере Каменном. В память о перенесении иконы в г. Псков установлен день празднования 29 сентября (16 сентября по ст. стилю).
Молитвы к Пресв. Богородице пред иконой «Призри на смирение»
 О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице!Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших!
О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. АМИНЬ.
Тропарь Пресв. Богородице пред иконой «Призри на смирение» глас 4
 Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси душа наша яко любвеобильная Мати.
Кондак, глас 3
 Пренепорочная Дево, отображение Лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына Твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.
Величание.
  Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
нас.
       

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения