Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмч.Никиты. Обрет.мощей свт.Акакия исп.,еп.Мелитинск. Мчч. Максима,Феодота, Асклиады. Мч.Порфирия.Обрет.мощей прмч. архидиак.Стефана. Свт. Иосифа, еп.Алавердск. Прп.Филофея пресв. Свт.Симеона, архиеп.Солунск. Новоникитск.ик.Божией Матери

28 Сентябрь 2018 г. Пятница

 Св.вмч. Никита был готф. Жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 г. Тогда христ. вера широко распространилась в стране готфов. Св. Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского еп.Феофила, участника I Вселен. Собора. Распространению христ-ва противились язычники-готфы, в результате возникла междоусобная брань.
 После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова успешнее распространялась среди готфов. Еп.Ульфила, преемник еп. Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфск. язык свящ. книги. В распространении христ-ва среди соплеменников усердно  трудился св. Никита. Примером и вдохновен.словом привел к христ. вере многих язычников. Но Афанарих после поражения поправил свои силы, вернулся в страну и восстановил прежнее могущество. Оставаясь язычником, ненавидел христиан и преследовал их. Св. Никита, подвергнутый многим пыткам, брошен в огонь, где скончался в 372 г. Друг св. Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, предал погребению в Киликии. Позже оно перенесено в Константинополь. Частица св. мощей вмч. Никиты перенесена в м-рь Высокие Дечаны, в Сербии.

Тропарь великомученика Никиты, глас 4
  Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак великомученика Никиты, глас 2
  Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

 Свт. Акакий Мелитинский род. ок. 370 г. в благочест. семье в армян. гор. Мелитина.По обету родителей, долго не имевших детей, он отдан на воспитание Мелитинскому еп. Отрию, к-рый обучил его и последовательно возвел во все степени церк. служения: от чтеца до священника. После смерти еп. Отрия на архиерейскую кафедру гор. Мелитина возведен св. Акакий, к-рый прославился мудрым управлением епархией. Согласно жития, свт. Акакий при жизни стяжал дар чудотворения.
 Свт. Акакий был участником III Вселенского Собора (431) где отстаивал исповедание двух естеств Иисуса Христа (Божественного и человеческого) и его бессеменного Рождества от Богородицы.Свт. Акакий скончался ок. 438 г.

 Св.мчч. Максим, Асклиада (или Асклипиодота) и Феодот пострадали в нач. IV в. при имп. Максимиане Галерии (305-311). Знатные жители гор. Маркианополя, Максим и Асклиада, вели благочест. христ. жизнь. Примером многих обратили к вере во Христа и к св. Крещению. Во время гонений правитель Фракии, Тирис, объезжая подвластн. города, преследовал верующих во Христа. Он призвал Максима и Асклиаду, уговаривал отречься от христ. веры. Но, видя твердую веру мучеников, велел жестоко избивать их. Благочест. человек, по им. Феодот, стал укорять правителя за бесчеловечность и жестокость. Его схватили и, повесив на дереве, подвергли пытке железн. крюками. Затем 3-х мчч. бросили в темницу. Чрез 2 недели Тирис поехал дальше и повез св.мучеников. В гор. Адрианополе подверг их еще большим истязаниям, приказав жечь тела раскал. пластинами. Среди мучений страдальцы утешены Голосом с Неба, укрепившим их. После нескольких дней пыток мучеников бросили на растерзание зверям в цирке, но медведица стала ласкаться к св. Максиму и Феодоту. Св. Асклипиаду привязали к быку, но тот встал как вкопанный. Раздражен.Тирис отправился дальше и, не доезжая гор. Филиппополя, в сел.Салтис  убеждал мучеников отречься от Христа и, наконец, отсек им головы. Позже наказан гневом Божиим: его поразила молния, когда сидел на судилище.

  Св. мч. Порфирий пострадал в царствование Юлиана Отступника (361-363). Порфирий был актером и в день рождения императора исполнял роль в театре, согласно к-рой должен глумиться над таинством св. Крещения. Но когда Порфирий по ходу пьесы погрузился в воду и произнес: "Крещается раб Божий, Порфирий, во Имя Отца и Сына и Св. Духа", то, под воздействием благодати Божией, выйдя из воды, открыто исповедал себя христианином. Юлиан тут же приказал мучить его и после пыток обезглавить. Это было в гор. Ефесе  в 361

 Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей св первомч. архидиакона Стефана было ок. 428 г. После того, как св. прмч. архидиакон Стефан  побит иудеями камнями, св. тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Но на 2-ю ночь знамен. иудейский законоучитель Гамалиил, склонявшийся к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян.5,34-40), послал предан. людей взять тело первомученика.
 Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, у Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3,1-21;7,50-52;19,38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиак.Стефана. Гамалиил, принявший св.Крещение с сыном Авивом, погребен при гробе прмч.Стефана и св .Никодима. В 415 г. мощи чудесно обретены и перенесены в Иерусалим архиеп. Иоанном с епп. Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей совершались исцеления.
 Позже, при св.блгв.царе Феодосии Младшем (408-450), мощи св. первомч.Стефана перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви св. диакона Лаврентия, по создании храма прмч. Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
Тропарь первомученика и архидиакона Стефана, глас 4
  Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.
Кондак первомученика и архидиакона Стефана, глас 6
 Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.
Молитва первомученику Стефану
Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

 Свт. Иосиф, еп. Алавердский, - один из 13 св. сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинск. монашества. Он с ранних лет избрал иноч. жребий. Придя в Грузию с учителем св. Иоанном Зедазнийским, свт. Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь начал аскетические подвиги. Дух. сила его столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили и питали его молоком.Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев св. Иосифа на молитве, что остался с ним.
 Молва о пострижении этого вельможи и о св. жизни прп. Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к св. Иосифу стекались ревнители благочестия и подвижнич. жизни. Так возникла обитель, сооружен храм св. вмч. Георгия.
 Избранный в настоятели обители, св. Иосиф с отеч. любовью заботился о братии м-ря и дух. просвещении Кахетии. Языч. суеверия еще не искоренены, и св. Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монаст. уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.
 Народ кахетинский, видя святую жизнь прп. Иосифа и искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Еванг. учение, оставлял неверие и языч. обычаи.
 Св. Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI в.), по к-рому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни высокое служение, свт. Иосиф затворился в тесной келье для полного безмолвия.
В 570 г. последовала блж. кончина. Свт. Иосиф погребен в храме св. вмч. Георгия в Алаверди. В IX в. на месте храма воздвигнут величеств. Алавердский собор,в к- ром, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело свт. Иосифа.

 Св. пресвитер и чудотворец Филофей жил в Х в. в сел. Мравино (или Муравьеве) в Вифинии, в Малой Азии. Он женат, имел детей. Филофей принял сан священства, посвятил себя подвигам молитвы, поста и делам благотворительности. За св. жизнь прп. Филофей получил от Бога дар чудотворений. Подвижник постоянно питал голодных и помогал нуждающимся. Прп. Филофей скончался мирно. От его мощей истекало миро.

  Буд. свт. Симеон Солунский род. в Константинополе. Принял монашество с им. Симеон. Проходил иноч.жизнь в малой келье, возможно, в м-ре свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Был приверженцем исихазма, богословия Григория Паламы. Рукоположён во иеромонаха. В мае 1416—апреле 1417 г. рукоположён во архиеп. Солунского. Усердное архиеп. служение подорвало здоровье свт. Симеона но,благодаря молитве к вмч. Димитрию Солунскому, покровителю кафедр. города, смог укрепить его.
  В июне 1422 г. посетил Константинополь, на обратном пути посетил св. гору Афон Был в сане архиепископа 13 лет, до кончины в 1429 г. Во время его архипастырства город удерживал верность Правосл. церкви, испытывая искушение войти в полное канонич. подчинение католикам ради получения защиты от турок. Благодаря усилиям святителя Солунь, осаждённая султаном Мурадом II, не сдалась туркам. Однако после кончины святителя город взят в 1430-м г.
За добродет. жизнь, справедливость и заботу об обездоленных святителя чтили при жизни, а после кончины его оплакивали и католики-венецианцы с евреями. Свт. Симеон оставил множество богосл. творений, глав.образом, литургических. Святитель писал на пастырские, канонич., догмат., апологетические, моральные, ист. и полит. темы. Явл-ся актив. апологетом Православия, что отразилось в след. словах: «Истинное благо для людей — быть православными, а если не быть, то лучше умереть». Написал ряд полемич. соч-ний, направленных в осн. против католиков.
 Симеон Солунский признан величайшим визант. литургистом. Он дал подробнейшее истолкование всех богослуж. чинопоследований. Как экзегет богослужения, Симеон придерживался преимущественно мистич. толкования, следуя, глав.образом, Дионисию Ареопагиту. Аллегорич. толкование служб воспринято рус. богословами 19 в. (архиеп. Вениамином и др.).
  В 1981 г. святитель канонизирован Свящ. Синодом Вселенского Патриархата.

Новоникитская - одна из древнейших икон Пресв. Богородицы. Яв-сь св.вмч. Никите Готфскому (IV в), память к-рого совершается в этот же день. Будучи язычником, Никита однажды во сне увидел Отрока, державшего в руке Крест. Проснувшись, долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтоб обратил  взор на собств. грудь. К удивлению, обнаружил на груди образ Пресв.Богородицы с Богомладенцем, стоящим на коленях Матери и держащим в руке Крест. "Это же самое изображение я видел во сне!" - воскликнул св. Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял св. Крещение от готфского еп. Феофила, участника Первого Вселенского собора.
Вскоре в числе др. исповедников св.Никита принял мученич. венец за Христ. веру. Образ, списанный с образа, явл-ного Никите, стал называться Новоникитским.
 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения