Версия для печати
На страницу списка праздников

Обновл.(освящ)храма Воскресен.Христова в Иерусалиме. Предпр.Воздвижения Честн.и Животворящ.Креста Господня. Сщмч.Корнилия сотн. Мчч.Кронида,Леонтия,Серапиона. Мчч.Селевка,Стратоника. Мчч.Макровия,Гордиана. Сщмч.Иулиана пресв. Мчч.Илии,Зотика,пр.Прп.Петра

26 Сентябрь 2017 г. Вторник

 В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме вспоминается торжество освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноап.Константином Великим и равноап.цар.Еленой. Праздник зовется "Воскресением словущим", т.е. слывет Воскресением в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится к освящению храма Воскресения Христова.
 История сооружения храма такова. После страданий и крестной смерти Христа свящ. место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда рим.имп.Тит в 70 г. завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как предсказал Спаситель в беседе с учениками (Мк.13,1-2). Язычник имп.Адриан (117-138) построил на месте разорен. Иерусалима город, к-рый назвал своим им. - Елий-Адриан, запретив называть прежним. Св.Гроб Господень приказал засыпать землей и камнями, на месте поставил идола, а на Голгофе, где распят Спаситель, в 119 г. построил храм богине Венере. Пред статуей приносились жертвы, совершались языч. обряды, блудодеяния. В Вифлееме, на месте, где род. Спаситель, царь поставил идола Адониса. Делал намеренно, чтобы люди забыли о Христе и не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес.
Когда на царство вступил равноап.Константин Великий (306-337), первый из рим.императоров признавший христианство, он с матерью цар.Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Христа воздвигнуть храм, очистить от языч.культов места, связанные с памятью Спасителя.
 Блгв.царица Елена отправилась в Иерусалим с большим кол-вом золота, а равноап.Константин Великий написал письмо Патр.Макарию I, где просил помочь св.делу обновления христ. святынь. Прибыв в Иерусалим, св.царица Елена уничтожила идол.капища, очистила город от языч.идолов и освятила осквернявшиеся места. Она искала Крест Иисуса Христа, приказала раскопать место, где был храм Венеры. Там обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, найдены 3 креста и гвозди. Чтобы определить, какой из 3-х крестов принадлежал Спасителю, Патр.Макарий повелел возлагать кресты на усопшего, к-рого проносили к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, тот ожил. В радости блгв.царица Елена и Патр.Макарий подняли Животворящий Крест и показали народу.
  Св.царица приступила к построению храма, к-рый включал место распятия Спасителя–Голгофу, Гроб Господень на небольшом расстоянии, как писал св.ап. и еванг. Иоанн Богослов:"На том месте, где Он распят, был сад и в саду гроб новый, в к-ром еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" (Ин.19,41-42).
 Храм Воскресения строился 10 лет, св.цар.Елена не дожила до завершения.  В Константинополе преставилась в 327 г. За время пребывания в Иерусалиме блгв. царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании, в др.местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
 Окончание сооружения новозавет. храма Воскресения Христова "Мартирион" в память крестных страданий Спасителя совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с 30-летием царствования равноап.имп. Константина Великого. 13 сентября 335 г. освящение храма Воскресения было торжественно. Приняли участие иерархи Христ. Церкви из стран Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления приглашены отцы Тирского Собора. В тот же день освящен Иерусалим. .
Тропарь обновл. храма Воскресения Христова в Иерусалиме, гл. 4
 Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.
Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 2
 Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.

  Вскоре после Крестных страданий Господа  и по Вознесении Его в Кесарии Палестинской поселился сотник Корнилий, ранее живший в Италии Фракийской. Язычник, отличался благочестием и добр. делами, о чем свидетельствует св.еванг. Лука (Деян10,1). Господь не презрел добродет. жизни и привел к познанию истины чрез просвещение светом веры Христовой.
 Однажды Корнилий молился в доме. Ему ангел сообщил, что молитвы приняты Богом, повелел послать людей в Иоппию за Симоном, назван. Петром. Корнилий исполнил повеление. Когда посланные шли в Иоппию, ап.Петр стал на молитву, было видение - трижды опускавшийся сосуд в виде большого полотна, наполнен. животными и птицами. Он услышал голос, повелевавший съесть виденное. На отказ последовал ответ: "Что Бог очистил, того не почитай нечистым" (Деян.10,15).
   Этим видением Господь повелел ап.Петру идти на проповедь Слова Божия к язычникам. Когда ап.Петр с посланными пришел в дом Корнилия, с радостью принят хозяином, родственниками и близкими. Корнилий в ноги поклонился ап.Петру,просил научить пути спасения. Апостол проповедовал о земн.жизни Христа, о чудесах и знамениях, свершенных Спасителем, о страданиях, учении о Царствии Небесном, Крестной смерти, Воскресении и Вознесении. Под благодатн. воздействием Св.Духа Корнилий уверовал во Христа и крестился с родственниками. Он первый из язычников, принявший Крещение.
 Он пошел на проповедь Евангелия с ап.Петром,тот поставил его епископом. Когда ап. Петр с помощниками, св. Тимофеем и Корнилием, был в Ефесе, ему стало известно об идолопоклонстве в г.С кепсии. Брошен жребий, кому идти, выпал на св. Корнилия. Там жил кн .Димитрий, знавыший древнегреч. философию, ненавидевший христ-во и почитавший языч.богов, особенно Аполлона и Дия (Зевса). Узнав о прибытии св.Корнилия, спросил о причине пришествия.
 Св.Корнилий ответил, что пришел освободить его из мрака неведения и привести к познанию Истины. Князь, не поняв смысла, приказал отвечать на каждый  вопрос. Когда св.Корнилий объяснил, что служит Господу, причина пришествия в благовествовании Истины, князь пришел в ярость и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам.
 Святой просил показать богов. Когда его ввели в языч.храм, Корнилий обратился к востоку и, преклонив колена, произнес молитву Господу. Началось землетрясение, храм Зевса и идолы разрушились. Народ был в ужасе. Князь озлобился, советовался с приближенными, как погубить Корнилия. Святого связали и подвесили в темнице на ночь.
 Один из рабов сообщил князю, что жена и ребенок погибли под обломками храма. Но жрец Варват сказал, что слышал голоса жены и сына из-под развалин, они восхваляли христ.Бога. Жрец просил освободить заключенного, т.к. благодаря чуду св.Корнилия супруга и сын князя остались живы. Радостный князь с приближенными поспешил в темницу, признался св.Корнилию, что уверовал во Христа и просил вызволить из развалин жену и сына. Св. Корнилий отправился к идол. храму, и по молитве пострадавшие были освобождены. Кн.Димитрий, родственники и приближенные приняли св.Крещение.
  Св. Корнилий прожил долгое время в городе, обратил ко Христу жителей-язычников и поставил пресвитера Евномия для служения Господу. скончался в старости, погребен недалеко от разрушен. им языч. храма.
Тропарь священномученика Корнилия глас 4
  И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Корнилие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

 Св.мчч. Селевк, Стратоник, Кронид, Леонтий и Серапион пострадали за христ. веру в III в. Св. Селевк из Галатии, Стратоник - из Никомидии Вифинской, Кронид, Леонтий и Серапион - из Египта. За исповедание веры во Христа после жестоких истязаний св. мученики зверски умерщвлены. Св. Крониду, Леонтию и Серапиону связали руки и ноги и бросили в море. Их тела волнами вынесло на сушу, где христиане предали погребению.
 Св. Селевк пострадал в Галатии, где после многих мучений брошен с супругой на съедение зверям.
 Св. Стратоника по приказу Вифинского правителя после пыток привязали к двум пригнутым стволам дерева. Тело разорвано на две части. (Память его также 9 сентября.)

 Св. мч. Гордиан, Макровий, Илия, Зотик, Лукиан и Валериан пострадали в нач. IV в. в Пафлагонии (Малая Азия) при имп. Ликинии (307-324). Св. Гордиан – уроженец Каппадокии, Макровий - Пафлагонии. Это были прекрасные юноши, служившие при царск. Дворе, пользовавшиеся особой благосклонностью царя. За твердое исповедание веры во Христа сосланы в Скифию, где встретились с Зотиком, Лукианом и Илией, такими же мужественными исповедниками Имени Христова. Первыми пострадали св. Гордиан и Макровий. После них в г. Томах, в Скифии, замучены и обезглавлены св. Илия, Зотик, Лукиан и Валериан

  Св. мч. Иулиан жил в IV в. недалеко от древнего гор.Анкиры. Правителю Галатийской обл. донесли, что в пещере скрывается пресвитер Иулиан с 40 единомышленниками и совершает Богослужение. У св. Иулиана требовали выдать ост. христиан, успевших скрыться, но он отказался.
 Язычники приказали св. пресвитеру принести жертву идолам, но он не согласился. Его обнажили, поставили на раскален. железную решетку. Мученик осенил себя крестным знамением, и Ангел Господень охладил пламя. Св. Иулиан остался невредим. Истязатели привели старушку - мать святого и угрожали ей, что, если не уговорит сына принести жертву идолам, ее предадут на поругание. Мужеств. женщина ответила, что если против ее воли осквернят тело, это не поставится ей в вину пред Богом, а сочтется за мученич.подвиг. Посрамленные мучители отпустили старицу, а св. Иулиана осудили на смертную казнь. В предсмертной молитве святой усердно благодарил Бога, просил укрепить его к перенесению страданий. Св. Иулиан испросил особую благодать у Бога: чтоб людям, к-рые будут брать землю с места погребения, давалось прощение грехов и избавление от страстей, а на поля их не нападали вредоносные насекомые или птицы. Обращаясь к Богу: "Господи, приими дух мой с миром!" - мученик склонил голову под меч. Прозвучал Голос, призвавший мученика в Небесное Царство. Этот Голос услышали христиане, к-рые скрывались в пещере. Воодушевившись, пошли на место страдания св. Иулиана, где нашли его скончавшимся. Они исповедали себя христианами, их связали, привели к правителю, к-рый велел им отсечь головы.

Прп. Петр из Атрои еще до рождения освящен Богом,  жизнь провел в подвигах поста и непрестанной молитвы. Он подвизался в гор. Атрое, близ Олимпа Азийского. Отличит. чертой св. подвижника было крайнее воздержание. Еще при жизни угодник Божий совершил много благодатных чудотворений и мирно преставился во время правления Патриарха Константинопольского Тарасия (784-806).
 

 

     

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения