Версия для печати
На страницу списка праздников

Отд.праздн.Рождества Пресв.Богородицы. Сщмч.Автонома,еп.Италийск. Прп.Афанасия Высоцк., Серпуховск., чудотв. Сщмч. Корнута,еп. Никомидийск. Мч.Иулиана и 40 мчч. Прп.Вассиана Тиксненск. Перенес.мощей прав.Симеона Верхотурск. Сщмч.Феодора Александрийск.

25 Сентябрь 2018 г. Вторник

   Сщмч. Автоном Италийский был епископом в Италии. Во время гонения на христиан имп. Диоклитиана (284 - 305) свт. Автоном оставил страну, поселился в Вифинии, в мест. Сорея у страннолюбца Корнилия. Св. Автоном с ревностью совершал ап.служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая Церковь, для к-рой он освятил храм Арх.Михаила. К этой Церкви святитель рукоположил Корнилия в сан диакона, затем в пресвитера. С проповедью о Христе свт. Автоном посетил Ликаонию и Исаврию.
  Имп. Диоклитиан повелел схватить свт. Автонома, но он удалился в Клавдиополь на Черном море. Возвратившись в Сорею, свт. Автоном посвятил пресвитера Корнилия во епископа. Сам направился в Асию, а когда вернулся, начал проповедовать в мест. Лимны, близ Сореи. Новообращенные разрушили идол. капище, и язычники решили отомстить христианам. Выбрав момент, когда свт. Автоном служил Божественную литургию, язычники напали на храм Арх.Михаила и, после истязаний, убили св. Автонома, обагрив алтарь его мученич.кровью. Диакониса Мария извлекла тело св. мученика из груды камней и предала погребению.
   В царствование св. Константина Великого на месте погребения воздвигнута церковь. Ок.430 г. обветшавшую церковь разобрал священник. Не зная, что под храмом похоронено тело мученика, построил церковь на новом месте. Через 60 лет мощи святого обретены нетленными и создан храм сщмч. Автонома.

   Прп. Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, род. в Обонежской Пятине в семье свящ. Авксентия и супруги Марии. Склонный к молитвен. самоуглублению, он искал достойного наставника в иноч.делании.Слава о подвигах прп.Сергия Радонежского распространилась по Руси. Обитель Троицы на Маковце сделалась образцом монаст. устроения. К прп. Сергию пришел в поисках дух.совершенства юноша Андрей из дальних новгородских земель. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь св. Афанасия Великого, св.Афанасий стал учеником игум. Сергия, учителя рус. монашества.
  Ученики прп. Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение на особенные церк. служения: книгописание, иконопись, храмостр-во. Послушанием, к-рое возложил на себя о.Афанасий, было книгописание. Св.книги ставились отцами наравне со св.иконами как важнейший носитель церк. идеи, богословия и литургич. тв-ва. Школа прп. Сергия тесно связана с расцветом церк. книжности, с необходимостью взаимного обогащения Рус. Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии - дух. опытом рус. подвижников.
  В 1374 г. кн. Серпуховской Владимир Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к прп. Сергию с просьбой основать м-рь в его вотчине, прп.Сергий пришел в Серпухов с учеником Афанасием и, заложив м-рь Зачатия Пресв.Богородицы, благословил его быть строителем,затем игуменом.
  Обитель св. Афанасия воздвигнута у Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли "обителью на Высоком" или Высоцкой. Отсюда прозвание, с коим вошел в историю Рус.Церкви ее основатель – прп. Афанасий Высоцкий.
  Прп.Афанасий ревностно принялся за благоустроение обители. Многие рус. подвижники прошли здесь, "на Высоком", школу иночества. По учению прп. Афанасия, сохраненному Епифанием Премудрым, быть иноком - нелегкое дело. "Обязанность инока - бдеть в молитве и в Божественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла и вина вовсе не употреблять". Многие приходили в обитель на Высоком, "но потом обленились и, не стерпев трудности постнич. воздержания, убежали". Потому в обитель к ученику Афанасию прп. Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге преемника, прп.Никона. Прп. Афанасий учил: "Иноки называются добровольными мучениками. Св. мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собств.плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают".
  В 1378 г., после кончины свт. Алексия, митр. Московского, прибыл в Москву новый митрополит – свт. Киприан. Но вел. кн. Димитрий Донской, к-рый хотел поставить митрополитом духовника Михаила (Митяя), не принял его и выгнал из Москвы. Святитель оказался в трудном положении. Но он нашел поддержку у столпов рус.ского иночества – прпп. Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они видели каноническую правоту митрополита в его споре с вел. князем и поддерживали его в борьбе (1478- 490) за восстановление канонического порядка в Рус. Церкви. Свт.Киприану пришлось несколько раз ездить к Константинопольскому патриарху для участия в соборных решениях по управлению Рус. Церковью. В одну из поездок, по благословению прп.Сергия, отправился в Константинополь с митрополитом и прп. Афанасий Высоцкий, оставив игуменом в Высоцкой обители ученика, прп. Афанасия Младшего.
  В Константинополе прп.Афанасий поселился в обители св.Предтечи Иоанна, где приобрел келью и жил с несколькими учениками, занимаясь молитвой, богословием, списанием книг. Ок. 20 лет прожил преподобный в неустанных трудах по переводу с греч.языка и переписыванию церк. книг, к-рые отправлял на Русь, передавая Рус.Церкви не только наследие великой правосл.мысли, но и традиции константинопольских книгописных мастерских с изысканной графикой, искусством книжной миниатюры, гармонией содержания и формы. Творч.связь установилась между книгописной мастерской прп. Афанасия в Константинополе и иконописной школой Высоцкого м-ря в Серпухове. Не случайно именно в Высоцкую обитель направил прп. игумен Никон будущего вел. иконописца прп. Андрея Рублева.
    Живя в Константинополе, прп. Афанасий Высоцкий трудился для Рус. Церкви. В Высоцкую обитель им прислано 10 икон лучшего греч. письма. Им и его учениками переведены на славян. язык и переписаны "четыре сотницы глав" прп. Максима Исповедника, главы Марка о церк. службах, слова прп. Симеона Нового Богослова.
   В 1401 г.,уже перед кончиной, маститый старец переписал, перевел церк. устав, распространившийся в Рус. Церкви под названием "Око церковное".В непрерывных книжных трудах прошла жизнь прп. Афанасия. Он скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 г. Рус.летописи запомнили его как старца "добродетельного, учительного, знающего Свящ. Писание", о чем "поныне свидетельствуют писания его". Житие его написано в 1697 г. иеромонахом Московского Чудова м-ря Карионом (Истоминым).

 Сщмч.Корнут, еп. Никомидийский (Иконийский), пострадал за Христа в гонение Декия и Валериана в III в. Правитель Иконии, Перенний, розысками и гонениями заставил христиан укрыться в потаен.местах. Свт. Корнут добровольно явился к Переннию. Мучители крепко связали ноги епископа тонкими бечевками и водили по городу. Священномученик испытывал нестерпимые страдания, из ран на ногах, прорезанных веревками, лилась кровь. После страшных истязаний еп. Корнут обезглавлен.

 Св. мч. Иулиан жил в IV в. недалеко от древнего г. Анкиры. Правителю Галатийской обл. донесли, что в пещере скрывается пресвитер Иулиан с 40 единомышленниками и совершает Богослужение. Св. Иулиана схватили и потребовали выдать христиан, успевших скрыться, но он отказался.
 Язычники приказали св. пресвитеру принести жертву идолам, но он не согласился. Его обнажили и поставили на раскален. железную решетку. Мученик осенил себя крестным знамением, и Ангел Господень охладил пламя. Св.Иулиан остался невредимым. На вопрос, как погасил огонь, мученик сказал: "Я - Божий слуга". Истязатели привели старушку - мать святого и угрожали, если она не уговорит сына принести жертву идолам, ее предадут на поругание. Мужеств. женщина ответила, что если против ее воли осквернят тело, это не поставится в вину пред Богом, а сочтется за мученич. подвиг. Посрамленные мучители отпустили старицу, а св. Иулиана осудили на смертную казнь. В предсмертной молитве святой благодарил Бога, просил укрепить к перенесению страданий. Св. Иулиан испросил особую благодать у Бога: чтоб людям, к-рые будут брать землю с места погребения, давалось прощение грехов и избавление от страстей, а на поля их не нападали вредоносные насекомые или птицы. Обращаясь к Богу: "Господи, приими дух мой с миром!" - мученик склонил голову под меч. Прозвучал Голос, призывавший мученика в Небесное Царство. Его услышали и те христиане, к-рые скрывались в пещере. Воодушевившись, они пошли на место страдания св. Иулиана, где нашли его скончавшимся. Они исповедали себя христианами, их связали и привели к правителю, к-рый велел отсечь им головы.

  Вассиан Тиксненский (Тотемский), в миру Василий, крестьянин сел. Стрелицы (по др., дер.Бурцеве), близ г. Тотьмы, занимался портняжным ремеслом. Оставив семью, принял постриг от прп. Феодосия Тотемского в Суморинской обители на р. Сухоне, где прожил несколько лет в трудах и послушании. В 1594 г. прп-ный поселился недалеко от Тотьмы, при храме свт. Николая Чудотворца, на реке Тиксне. Вначале жил на церк. паперти, затем поставил ок. храма келью. Прп-ный посещал каждое Богослужение. 13 лет носил на теле вериги: на плечах тяжелую цепь, на чреслах железный обруч, на голове, под куколем, железную шапку.
 Стремясь к уединению, прп-ный, кроме дух. отца, никого не принимал в келье. Питался подаянием, к-рое ему клали на оконце. Преставился прп. Вассиан 12 сентября 1624 г. Только при погребении обнаружилось, как тяжко смирял он плоть.
 На месте подвигов прп-ного основан м-рь Нерукотворного образа Спасителя. Почитание прп. Вассиана началось с 1647 г., когда во время моровой язвы у места погребения многие получили исцеление. Житие прп-ного написано в 1745 г. игум. Иосифом.

  Прав.Симеон Верхотурский род.в нач.XVII в. в европ. части России в семье благочест. дворян. Повинуясь Бож.водительству, оставил почести и богатство, удалился за Урал. Там прав. Симеон жил как простой странник, скрывая происхождение. Чаще всего посещал с. Меркушинское недалеко от г. Верхотурья, где молился в деревян.церкви.
 С благовестием о Боге прав. Симеон ходил по окрест. селениям. Он не чуждался иноверцев вогулов, коренных жителей края, к-рые любили святого за чистое житие. С помощью благодати Божией прав. Симеон пробудил в их сердцах стремление к добродетел.жизни. В девственных лесах он предавался Богомыслию, в каждом существе видя Премудрость «Сотворившего вся».
 Подвижник никогда не был праздным. Он шил шубы и, обходя села, работал в домах крестьян, не принимая за труды вознаграждения. Чтобы избежать похвалы за работу, прав. Симеон оставлял ее незавершенной и уходил. За это переносил оскорбления и побои, но принимал со смирением и молился о своих обидчиках, достиг смирения и нестяжательства.
 Много молился св.Симеон об укреплении в вере новопросвещ. жителей Урала. Молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в лесу. В д10 верстах от Меркушина на берегу р. Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь проявлял воздержание: рыбы добывал столько, сколько требовалось для пропитания.
 Блж. кончина св. мужа последовала среди вел.подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 г., погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.
 Господь прославил Своего угодника, к-рый оставил земное ради служения Ему. В 1692 г., спустя 50 лет после кончины, жители с. Меркушинского чудесным образом обрели нетленное тело праведника, имя к-рого забыли. Вскоре от мощей стали совершаться исцеления. Исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали др.исцеления. Митр. Игнатий послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в дремоту. Вдруг увидел человека в белой одежде, среднего возраста, волосы русого цвета. Добрым взглядом посмотрел на Никифора, сказал: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.
 Митр. Игнатий, убедившись в нетлении мощей св. Симеона, воскликнул: «Свидетельствую, что воистину это мощи прав. человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митр. Московскому, или Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».
 И ныне по молитвам св. Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 г. по благословению митр. Тобольского Филофея совершено перенесение св. мощей прав. Симеона Верхотурского из храма Арх.Михаила в Верхотурский м-рь свт.Николая. В этот день Церковь празднует вторую память св. прав. Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).
Тропарь на пренесение мощей прав. Симеона Верхотурского, глас 4
 Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!
Кондак на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского, глас 4
Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
  О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Сщмч. Феодор, еп. Александрийский, род. в Египте в Александрии. Город прославился в Церкви Вселенской многими мучениками и исповедниками: от св.еванг. Марка, первомученика Александрийского до св. Афанасия Великого, столпа и исповедника православия (+373). К сожалению, ист. записи не донесли точных данных о времени жизни и подвигах св. епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в диптихах.

 

        

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения