Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел. Понедельник. Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана еп., Мариава пресвитера, Авдиеса и проч. 270-ти (362–364). Прмч. Вадима архим. и 7 учеников (376). Блгв. Тамары, цар. Грузинской

22 Апрель 2019 г. Понедельник

  Дни Страстной недели называются Великими, т. к. в эту седмицу совершились вел. чудеса и чрезвычайные дела Спасителя, каждый день недели отмечается верующими в воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа, его последних дней на земле. "Великий" - Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пятница, Суббота. Первые два дня, Великий понедельник и Великий вторник, уже после Входа в Иерусалим, Господь навещает своих друзей: воскрешенного Лазаря, его сестер Марфу и Марию в Вифании, где они жили. Церковь нам в эти дни напоминает, чтоб мы не опоздали в раскаянии, нужно дорожить временем, помнить, что  можно не успеть. Гораздо более строгими на Страстной неделе становятся ограничения в еде по Иерусалимскому уставу: не разрешено даже употребление подсолнечного масла. Православным не позволительны празднества и т. п. Завершается Страстная неделя по прошествии Великой субботы - в полночь, когда верующие приветствуют друг друга словами "Христос Воскресе!", возвещая наступление главного христ. праздника - Пасхи.
  В Великий Понедельник мы вспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня как образ человека, погибающего нераскаявшимся. "Когда вышли из Вифании, Иисус взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней. Но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус:
— Отныне да не вкушает никто ания, от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его...Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему:
— Равви! Посмотри, смоковница, к-рую Ты проклял, засохла.
Иисус  говорит им:
— Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», — и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших".
 В этот день оспоминается ветхозав. патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет как прообраз страдающ.Иисуса Христа, а также еванг. повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую дух. плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
 В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, где он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о втором Своём пришествии. Ученики наедине спросили:  «Скажи нам, когда это будет?» (Мф.24,3).Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжепророков. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф.24,45).   Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдёт немало времени, а погибель будет далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточён.борьбе. Сама природа восстанет против людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но это лишь начало бедствий.
 Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссякнет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом. «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф.24,13).       
 Проповедание во всём мире благовестия о Царстве Христовом будет четвёртым признаком приближения суда Божия: «И тогда придёт конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели мира. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от РХ наступил,как последствие её беззаконий и оскудения в ней любви; точно также и последний день мира, день гнева и суда Божия придёт тогда, когда истощится мера Божиего долготерпения наших беззаконий; служа лишь похотям, люди забудут, что они чада Божии и братья между собою.

Св. мч.Евпсихий род. в г. Кесарии Каппадокийской и получил христ. воспитание у знатных родителей. Во время царствования Юлиана Отступника (361-363) св. Евпсихий вступил в христ. брак. В Кесарии был языч. храм богини Фортуны, почитаемой Юлианом Отступником. В то время как шло брачное торжество Евпсихия, язычники устроили жертвоприношение богине Фортуне. Св. Евпсихий воспламенился ревностью о Господе, собрал народ и разрушил языч. храм. Он знал, что кара будет неминуемой. Св. Евпсихий раздал имение нищим и приготовился к мученич. подвигу.
 Разъярен. имп. Юлиан обрушил гнев не только на св. Евпсихия, но и на все население города. Одних  казнил, более почетных отправил в изгнание; христ. дух-во взято на воен. службу, а у церквей отнято имущество. Город лишен названия Кесария (т. е. Царственный) и обращен в простое селение с прежним назв. Маза, а жители обложены тяжелой данью. Император угрожал уничтожить город, если жители не построят новый языч. храм.

  Св. Евпсихия Юлиан велел любыми мучениями принудить принести жертву идолам. Много дней св. страдальца истязали на виселице, железными когтями. Но вера была тверда, судья отдал приказание усечь мученика мечом. В то время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил чрез Каппадокию и приблизился к Кесарии. Городу угрожала опасность, т.к. император собирался разорить его. Архиепископ города, свт Василий Великий, воздавая Юлиану честь как властителю, вышел навстречу и поднес три ячменных хлеба, коими питался сам. Император велел оруженосцам взять хлебы, а свт.Василию дать горсть сена со словами: "Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено". Святитель ответил: "Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью претворить сено в хлеб - естеств. пищу человеческую".  Юлиан гневно ответил: "Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю город до основания, вспашу плугом и обращу в поле. Мне известно, что по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны".
  После этого император продолжил путь, но вскоре погиб во время похода на персов. В 363 г. убит св. вмч. Меркурием. После его гибели христиане г. Кесарии воздвигли церковь над гробом св. Евпсихия и от его мощей получали помощь и исцеления.

  Св. мчч. еп.Дисан, пресвитер Мариав, Авдиес и проч. 270 приняли мучен.смерть (ок.362-364) от перс. царя Сапора II. В плену отказались отречься от христ.веры. Среди них мц. Ия (воспомин. 11 сентября).

  Св. прмч. Вадим архимандрит род. в IV в. в персидском г.Вифлапате, происходил из богатой и знатной семьи. В молодости просвещен христ. учением. Святой раздал часть имения и ушел в пустыню, где на свои средства основал м-рь. Для уединен. молитвы уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию. Персид. царь Сапор (310-381) стал преследовать христиан. Св. Вадима взяли с 7-ю учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтоб отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но прп. Вадим и ученики твердо держались христ.веры. 4 мес. пробыли исповедники в тюрьме. Св. Вадим был дух. вождем и опорой для христиан, живших в Персии.
 Один из приближенных царя Сапора, Нирсан, исповедовавший христ-во и перенесший заключение в темницу, отрекся от Христа. Он обещал выполнить любое повеление царя. Сапор потребовал от Нирсана, чтоб отсек голову св. Вадиму. За это обещал прощение и награду. Нирсан не смог побороть в себе страха новых мучений и согласился ступить на путь Иуды.
  Когда привели св. Вадима, взял меч и направился к нему, но вдруг затрепетал и как бы окаменел. Св. Вадим сказал: "Неужели твоя злоба, Нирсан, дошла до того, что ты не только от Бога отрекся, но и рабов Его начинаешь убивать? Горе тебе, окаянный, что будешь делать тогда, когда на Страшном суде дашь ответ Богу?! Я с радостью скончаюсь в мучении за Христа, но не хотел принять смерть от твоей руки". Ожесточившись, Нирсан ударил мечом. Но руки его дрожали, он не отсек сразу голову святому, и огнепоклонники назвали его трусом. Прмч. Вадим стоял неподвижно, перенося страшные удары, пока убийце удалось отрубить голову (+376). Возмездие за отречение постигло несчастного: терзаемый совестью, он бросился на меч. После смерти царя Сапора 7 учеников прмч. Вадима вышли из темницы.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения