Версия для печати
На страницу списка праздников

Правв.Богоотец Иоакима и Анны. Прп.Иосифа,игум. Волоцк.,чудотв. Обрет.и перенес.мощей свт.Феодосия,архиеп.Черниговск. Мч.Севериана. Мчч.Харитона,Стратора. Прп.Феофана исп. Блж.Никиты в Царьгр. Воспом.III Вселенск.С-ра. Прп.Онуфрия Воронского

22 Сентябрь 2018 г. Суббота

 Св. прав.Иоаким, сын Варпафира, потомок царя Давида, к-рому Бог обещал, что от семени потомков родится Спаситель мира. Прав. Анна была дочерью Матфана, по отцу из колена Левина, а по матери из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Не имели детей до старости и скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, т. к. бесчадие считалось позором. Но они не роптали, горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. В большой праздник дары, к-рые прав. Иоаким взял в Иерусалим для принесения Богу, не принял свящ.Рувим, к-рый считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это опечалило старца, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в  пустын.месте. Его прав. супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ребенка. В пустын. уединении и постничестве о том же просил Бога и прав.Иоаким. И молитва св. супругов услышана: Ангел возвестил о том, что родится Дочь, К-рую благословит весь род человеческий. По повелению Небесн. Вестника, прав. Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, родилась Дочь Мария.
 Св.Иоаким преставился чрез несколько лет по введении во храм Благословен.Дочери, в 80 лет. Св. Анна скончалась в 70 лет, чрез 2 года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

  Мирское имя прп. Иосифа Волоцкого (род. 1440) - Иван Санин. Род из Литвы обосновался у г. Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье строгое церк.воспитание. Учился Иван Санин в м-ре, с детства его влекло к монашеству. Дружил только с юным кн.Борисом Кутузовым, к-рый позже постригся с им. Авраамий. Иван Санин в 20 лет с разрешения родителей познакомился с м-рями с целью поступить в один из них. Старец Варсонофий Тверской сказал: "Иди в Боровск к старцу Пафнутию". Его юноша застал за рубкой дров. Умиленный, умолял постричь его, что мудрый Пафнутий сделал, дав имя Иосиф.
 Как ни были родители подготовлены к уходу сына из мира, потрясены, отца разбил паралич.  Прп. Пафнутий и братия отнеслись к горю инока сочувственно, послали матери утешит.письмо. А отца прп. Пафнутий принял в м-рь, постриг, поручил прп. Иосифу. Иосиф 15 лет до его кончины ухаживал за парализ. отцом. Мать Марина стала монахиней Марией в Волоколам. жен.м-ре. Ушли в мон-во проч.сыновья, кроме одного. Это еп.Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, брат Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника прп. Иосифа - Досифей и Вассиан Топорковы - стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамск. м-ря с Дионисием, учеником Андрея Рублева. Дионисий создал фрески Ферапонтовск.Белозерского м-ря. Вассиан Топорков стал еп. Коломенским. Дед и бабка прп. Иосифа, родители отца, приняли монашество. Среди родни 14 муж. монашеских и лишь одно мирское и 4 жен. - все монашеские.
Пройдя монаш. послушания, прп. Иосиф поставлен на клирос. Обладал звучным голосом, начитанностью и прекрасной памятью и подходил к этому послушанию.
  Когда умер прп. Пафнутий, игуменом м-ря стал по воле вел. кн. Ивана III прп. Иосиф. Он хотел ввести более строгий устав, между ним и некоторыми из братии возникли недоразумения. Тогда прп. Иосиф предпринял путешествие по др. м-рям, чтобы изучить возможность осуществить свой идеал. Путешествие описал в "Просветителе". Привлек внимание устав Кирилло-Белозерского м-ря. В его отсутствие пафнутьевские монахи просили вел. князя назначить др. игумена, но тот ждал возвращения Иосифа.
 Вернулся менее чем чрез год. Ропот братии прекратился, но он решил оставить м-рь и основать обитель на безлюдном месте. Место нашли в Волоколам. княжестве, недалеко от родов. вотчины семьи Саниных - дер.Спировской. Она отошла к местному князю из-за пострижения членов семьи, князь даровал ее новому м-рю. По прп. Иосифу, требовалось от монаха не отречение от земн. блага, а посвящение Богу. Кн. Волоколамский, Борис Васильевич, родной брат вел. кн. Иоанна III, был единомышленником прп. Иосифа, покровителем нового м-ря, дал рабочие руки и обязался кормить первых насельников.
 Прп. Иосиф, человек сильный и трудоспособный, был первым на всех работах. Начался приток братии: всех сословий - от князей и бояр до простолюдинов. С ними притекли средства. М-рь развивался со сказ. быстротой. Однажды в м-рь яв-ся кн. Андрей Голенин со свитой. Он скрыл намерение, вошел в церковь один. Но оттуда вышел монах и сообщил свите, что кн. Андрея больше нет, есть инок Арсений. Свита  покинула м-рь. Вскоре нек-рые из особо любивших его последовали его примеру.
  С вельможами и княгинями прп. Иосиф вел переписку, поучая доброй жизни и милосердию. Дух. уровень окрестн. местности повысился. Бедным крестьянам прп. Иосиф помогал, покупая лошадь или корову вместо павшей скотины, необходимую для хоз-ва соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось благосостояние крестьян. Но наступил голодный год. Прп. Иосиф открыл монаст. житницы, хлынули тыс.толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 чел. Брошен. детей прп. Иосиф принимал на воспитание. Но монаст. средства и запасы иссякли,  прибег к займам. Щедрую помощь голод. обители оказал вел. кн. Василий III.
  Дисциплина в м-ре была суровая. Среди братии были выдающиеся подвижники. Из позднейших постриженников после кончины прп. Иосифа – свтт. Гурий и Герман, просветители Казани.
  Как-то юный кн. Иоанн Волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф молитвой оживил его, исповедал, причастил, и Иоанн тихо скончался.
 Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503-1504 гг. Обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием, что имела сильных покровителей. Прп. Иосиф с архиеп. Новгородским Геннадием, к епархии к-рого принадлежал монаст. добился того, что ересь осуждена, а потом исчезла. На Соборах 1503 и 1504 гг. поднят вопрос о праве м-рей владеть имуществом и землями. Против этого выступил прп. Нил Сорский во имя соблюдения монаш. обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником иного мнения: он доказывал, что имущество м-рям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.
 В последние дни жизни прп. Иосиф так ослабел, что его носили в церковь. Скончался 9 сентября 1515 г., когда кончалась утреня. Погребли в монаст. церкви, а 1 июня 1591 г.  причислен к лику святых.
Тропарь преподобного Иосифа  глас 5
 Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.
Кондак преподобного Иосифа  глас 8
 Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
к лику святых.

  Свт. Феодосий, архиеп.Черниговский, род. в нач. 30-х гг. XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворян.рода Полоницких-Углицких. Родители - иерей Никита и Мария. Имя, данное свт. Феодосию при Крещении, осталось неизвестным. Благочестие родителей способствовало дух.развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротостью. Юношей поступил в дух.училище, Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском м-ре. Киево-Братская Коллегия являлась главным центром борьбы Православия против нападок католич. духовенства — иезуитов и униатов. В годы обучения определилось призвание святого к иноч. подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Свящ. Писания и богомыслию.
  После получения образования буд. святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре, назван Феодосием в честь прп. Феодосия Печерского. В 1664 г. назначен настоятелем Киево-Выдубицкого м-ря. Эта обитель ранее находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Св. Феодосий с усердием принялся за дело и благодаря энергии и трудолюбию восстановил иноч. жизнь в Выдубицком м-ре. Заботясь о церк.благолепии, организовал прекрасный хор, к-рый славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда св. Феодосий посылал певчих в 1685 г.
   В те годы св. Феодосий пережил тяжкое испытание: вместе с другими обвинен Мефодием, еп. Мстиславским и Оршанским, в измене рус. правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 г. он вызван давать объяснения по делу. 17 ноября клевета  обнаружена, и св. Феодосий с др. оправдан.
   Когда еп.Лазарь  назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил св. Феодосия наместником в Киеве, а сам остался в Чернигове. В этом звании св. Феодосий принимал участие во многих церк. событиях.
 В 1688 г. св. Феодосий назначен архим. Черниговского Елецкого м-ря на место скончавшегося архим. Иоанникия (Голятовского). Там много потрудился над благоустройством обители, приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Он участвовал в составлении Соборного ответа Моск. Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров. В 1692 г. 11 сентября св. Феодосий  хиротонисан в Успенском Моск. соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.
 Управляя Черниговской епархией, свт. Феодосий особенно заботился о дух.просвещении паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский жен. м-рь, где сам освящал храм. В 1694 г. им основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком муж. м-ре, а в 1695 г. храм Пресвятой Богородицы на вершине Болдинской горы близ Ильинского м-ря.
  Свт. Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания богослужебных книг. При свт. Феодосии в Черниговской епархии замечается усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был разборчив в выборе кандидатов.
 Отличит. черты его - снисходительность,миробие, справедливость, глубокое сострадание не только к православным, но и людям др. исповеданий.В 1696 г. 5 февраля свт.Феодосий скончался, погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.
  Свт. Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за избавление по молитвам свт. Феодосия от тяжкой болезни. Прославление свт. Феодосия совершилось 9 (22) сентября 1896 г.
Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского   глас 4
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.
Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского  глас 4
Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим. сентября 1896 г.

  Св.мч.Севериан († 320) пострадал за Христа в Севастии Армянской от правителя Лисия во время гонения на христиан имп.Ликиния(307–324). Еще до мученич. подвига св.Севериан проявил искреннее сострадание к 40 воинам-христианам, пострадавшим за исповедание Христа. Он посещал узников в темнице, укрепляя дух, призывая к мужеству и стойкости. Через полгода после страдальческой кончины мучеников на озере Севастийском Севериан был привлечен к суду за исповедание христ. веры и подвергнут жестоким истязаниям. Глубоко преданный Воле Божией, св.Севериан во время мучений призывал Господа, испрашивая у Него крепости переносить страдания и до конца пройти мученич.подвиг. После изощренных истязаний, несломленный, св.мученик повешен с камнем на шее вниз головой на город.стене и так преставился. Тело перенесено севастийскими христианами к его дому, куда стекались местные жители проститься с ним и просить его св. молитв. При этом воскрес умерший, но еще непогребенный слуга св. Севериана, к-рый, встав со смерт. одра, пришел проводить в последний путь хозяина. Он прожил потом 15 лет, никуда не отлучаясь от места погребения св. мученика.

Прп.Феофан, Исповедник и постник, род. в семье язычников. В юношестве Феофан уверовал во Христа, крестился и тайно от родителей-язычников ушел на гору Давис к старцу-отшельнику, к-рый подвизался там 75 лет. Подвижник научил отрока чтению свящ. книг и правилам иноческ. жития. Через 5 лет старец умер, и св. Феофан провел в одиночестве в его пещере 58 лет. Затем сошел с горы и стал проповедовать веру Христову среди язычников и многих обратил в христианство. По приказу рим. импп.Карла (282–283) и сыновей Нумериана и Карина (283–284) св. Феофан схвачен и подвергнут истязаниям. Св.Исповедник мужественно перенес страдания и отпущен живым. Возвратившись на гору, св.Феофан прожил 7 лет и мирно скончался (ок.300 г.).

  Блж. Никита жил в Константинополе, был хартуларием (письмоводителем). Называют его «сокровенным», т.к., живя в миру, среди город. суеты, тайными подвигами благочестия достиг дух.совершенства и был великим угодником Божиим.
  Его св. жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий свящ-к и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, диакон скорбел, что не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем совесть грехе. Тот дал письмо и велел первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Св. Софии, Премудрости Божией. Им оказался св. Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон пред церк.дверями, св. Никита сказал: «Господи, открой нам двери милости Твоей», – и двери сами открылись. Оставив диакона на пороге, св. Никита молился, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, св. Никита снова помолился и опять пред ними отверзлись двери. В храме стало светло, из алтаря вышло два ряда священников, среди к-рых диакон узнал умершего друга.
 Св. Никита тихо сказал: «Отче, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду между собой». Священник и диакон Созонт поклонились друг другу, с любовью обнялись и примирились.
 Священник ушел, и двери сами собой затворились. Блж.Никита сказал диакону: «Брат Созонт, спаси душу для себя и для моей пользы. Отцу, пославшему тебя, скажи, что чистота его св.молитв и упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть». После блж.Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к старцу-духовнику, диакон благодарил, что, по его молитвам, великий сокровен. угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.

    III Вселенский Собор состоялся в 431 г. в Ефесе (Малая Азия) в царствование имп. Феодосия Младшего (408 - 450). Собор созван для рассмотрения Церковью лжеучения Константинопольского патриарха Нестория (428 - 431). Вопреки догматам Вселенской Церкви, Несторий утверждал, что Сын Божий, Иисус Христос, имеет не одно Лицо (Ипостась), как учит Церковь, а два разных лица - одно Божеское, другое человеческое. Относительно Божией Матери он утверждал, что Ее следует именовать не Богородицею, а Христородицею.
  Ересь Нестория восставала на один из основных догматов христианской веры - на догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, так как согласно лжеучению Нестория Иисус Христос родился простым человеком, а затем за святость с ним соединилось Божество, которое обитало в Нем. Этим богохульным учением Нестория диавол пытался подорвать веру христиан в то, что Предвечный Бог Слово, Сын Божий, действительно воплотился от Пречистой Богородицы, стал Человеком, искупил Своими страданиями и смертью род человеческий от рабства греху и смерти, славным воскресением попрал ад и смерть и открыл верующим в Него и стремящимся жить по Его заповедям путь в Царство Небесное.
  Задолго до созыва Вселенского Собора еретика Нестория пытался неоднократно вразумить св.Кирилл, патр.Александрийский, в письмах разъяснял ошибочность суждений, но Несторий упорно держался лжеучения. Свт. Кирилл писал об опасности возникшей ереси папе римскому Целестину и др. правосл. епископам, к-рые тоже пытались вразумить Нестория. Когда стало ясно, что Несторий продолжает держаться лжеучения, оно широко распространяется, правосл. архиереи обратились к имп. Феодосию Младшему за разрешением на созыв Вселенского Собора.
  Собор назначен на день Св. Троицы, 7 июня 431 г. На Собор прибыло 200 епископов. Прибыл в Ефес и Несторий, но, несмотря на то, что отцы Собора трижды обращались к нему с предложением явиться на заседания Собора, он так и не явился. Дело о ереси отцы начали разбирать в отсутствие еретика. Заседания Собора продолжились с 22 июня по 31 августа. На Ефесском Соборе присутствовали прославл. отцы Церкви – свтт. Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Мемнон Ефесский (папа Римский, свт. Целестин, из-за болезни не приехал, но прислал легатов). III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил правосл. учение о том, что следует исповедовать в Господе Иисусе Христе Одно Лицо (Ипостась) и 2 естества - Божеское и Человеческое, а Пресв. Матерь Господню восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу. В руководство Церкви св. отцы Собора издали 8 правил и "Двенадцать анафематизмов против Нестория" свт. Кирилла Александрийского.

 Прп. Онуфрий Воронский прославился святостью жизни и иноческими подвигами во славу Господа Бога.Скончался в 1789 г. Его прославление совершено Румынской Правосл. Церковью, а 21 августа 2007 г. его имя внесено в месяцеслов согласно определению Свящ. Синода Рус. Правосл. Церкви
      

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения