Версия для печати
На страницу списка праздников

Рождество Пресв. Богородицы.Иконы Софии,Премудрости Божией(Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской,Глинской,Лукиановской,Исааковской. Икон Богородицы Курской-Коренной«Знамение",Почаевской, Домницк., Холмск.,Леснинской.

21 Сентябрь 2018 г. Пятница

  Пресв. Дева Мария родилась, когда люди дошли до таких пределов нравств.упадка, при к-рых их восстание казалось невозможным. Лучшие умы эпохи открыто говорили, что Бог должен сойти в мир исправить веру и не допустить гибели рода человеческого. Сын Божий для спасения людей принял челов. естество, а Пречистую Деву, достойную вместить в Себя и воплотить Источник святости, Он избирает Матерью.
 Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. На рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, представленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира.
  Пресв. Дева Мария род. в небольшом галилейском г.Назарете. Родителями были прав. Иоаким из рода прор. и царя Давида и Анна из рода первосвящ.Аарона. Супруги были бездетны, т.к. св.Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Богу все возможно, и Он разрешит неплодство Анны даже в старости, как некогда неплодство Сарры, супруги Авраама. 
 Св.Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, к-рое пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейск. народе наказанием Божиим за грехи, поэтому прав.Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от людей.
 В праздник старец Иоаким принес в Иерусалимский храм  жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным из-за бесчадия. Св.Иоаким в горе ушел в пустыню, где со слезами молился Господу о даровании дитяти. Св.Анна, узнав, что произошло в храме, горько плакала, но не роптала на Господа, а молилась, призывая милосердие Божие.
   Господь исполнил их прошение, когда св. супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресв. Девы Марии, будущей Матери Иисуса Христа. Арх. Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы услышаны Богом, у них родится Пресв. Дочь Мария, через Которую даровано спасение миру.
     Пресв.Дева Мария чистотой и добродетелью превзошла не только людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздн.песнопениях,"Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших".
 Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого. Это событие приблизило на земле Царство Божие, царство истины, благочестия и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является  нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

 Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская), занимает особое место в Рус.Церкви. На ней изображена Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная Премудрость - Сын Божий. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о К-ром в Книге Притчей Соломоновых сказано: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь" (9, 1) В словах содержится указание на Христа, Сына Божия, К-рый в посланиях апостольских именуется "Божиею Премудростью" (1Кор.1,30), а в слове "Дом" содержится указание на Пресв. Деву Марию, от К-рой воплотился Сын Божий.
  Изображение иконы свидетельствует об исполнении пророчества. На иконе Софии Киевской храм, стоящая в нем Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове под сенью, поддерживаемой 7 столпами. Руки Ее распростерты, а стопы на серповидной луне. Божия Матерь держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке Младенца держава. На карнизе сени слова из Книги Притчей: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь". Над сенью изображен Бог Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: "Аз утвердих стопы Ея". По обе стороны 7 Архангелов с распростертыми крылами, держащие знаки служения в руках: с прав. стороны - Михаил с огнен. мечом Уриил - с молнией, опущенной вниз, Рафаил - с алавастром мира; с левой - Гавриил с цветком лилии, Селафиил - с четками, Иегудиил - с царской короной и Варахиил - с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с 7 ступенями (Церковь Божия на земле), со стоящими ветхозавет.праотцами и пророками. На каждой ступени надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. Семь ступеней амвона на 7 столпах, на к-рых начертаны изображения из Апокалипсиса и их объяснения.
Тропарь иконы Софии, Премудрости Божией, глас 1
 Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

  Сямская икона Божией Матери находилась в Сямском Вологодском монастыре, основанном в XVI в. В 1542 г. во время пожара в монастыре спасена только одна чудотворная икона. После пожара монастырь был восстановлен. В 1770 г. в обители построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы и в ней поставлена эта чудотворная икона Божией Матери.

Глинская икона Рождества Пресв. Богородицы яв-сь в XVI в. в Глинской пустыни Курской обл. Пустынь основана в 1648 г. и получила название от бояр Глинских.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Глинской, глас 4
 Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Глинской, глас 8
 Аще и многажды икона Твоя, Богородице, уносима бысть с места явления, обаче чудесне в пустыню возвращашеся, отонудуже всем верным подает благо потребное.

 Лукиановская икона Рождества Богородицы - из храма Рождества Пресв. Богородицы в селе Игнатьевском. В 1594 г. трижды оказывалась в пустынном месте Поковитино-Раменье, недалеко от села. Священник Григорий, посоветовавшись с прихожанами, испросил у патриарха Иова благословение перенести храм на место явлений иконы. Вместе с перенесенной церковью переселился и священник.
  Во время польско-литовского нашествия церковь была разграблена. В 1640 г. в Раменье пришел инок Лукиан из Угличского монастыря и нашел в запущенной церкви две иконы, оставшиеся невредимыми: храмовую, Рождества Пресвятой Богородицы, и Запрестольную - Смоленскую. В честь явленной чудотворной иконы выстроен новый храм, основана Лукиановская обитель.

 Исааковская икона Рождества Пресв. Богородицы яв-сь в 1659 г. у сел.Исаакиевского. Крестьяне хотели перенести икону в село, но не смогли.Обратились к священнику, он, облачившись, с причтом и народом, со свящ. хоругвями отправился на место явления образа Божией Матери.От иконы в ветвях ивы исходил свет, подобный солнечному. После молебного пения священник благоговейно снял икону с дерева, перенес в с.Исаакиевское в приходский храм. На след.день иконы в храме не было.. Она на том месте, где ее нашли.
На месте явления чудотв. иконы построили часовню, вокруг образовался скит. С благословения свт.Ионы, митр. Ярославского и Ростовского, в 1662 построен деревян.храм Рождества Пресв. Богородицы. В 1758 г. вместо деревянного построен камен. храм, в к-рый перенесли образ.

  Курская икона Знамение - одна из древнейших икон Рус. Церкви. В XIII в., во время татар. нашествия, когда Рус. гос-во испытывало велич. бедствие, Курск разорен  Батыем, пришел в запустение. В окрестностях охотник заметил лежавшую у корней дерева икону ликом к земле. Охотник увидел, что она подобна ик."Знамение" Новгородской.
 Тут совершилось 1-е чудо. Только охотник поднял св.икону, на месте её забил источник 8 сентября 1295 г. Охотник не оставил икону в лесу, построил на месте обретения дерев. часовню, в ней поставил новоявл. образ Богоматери. Об этом узнали жители г. Рыльска, что рядом, стали приходить для поклонения святыне.
 Икону перенесли в Рыльск, в храм Рождества Пресв. Богородицы. Там пробыла недолго, чудесно исчезла, появилась на месте явления. Жители Рыльска не раз относили её в город, но она возвращалась. Поняли, что Богоматерь благоволит месту явления.
  Особая помощь Божией Матери чрез икону связана с важными событиями в России: освобод. войной в польск.-литов. нашествие 1612 г. и Отечеств. войной 1812 г. С иконы сделано несколько списков, к-рые прославились.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение, глас 4
 Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение, глас 4
 Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

 Почаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. На горе, где сейчас расположен м-рь, поселились 2 инока в 1340 г. Один после молитвы пошел к вершине горы и вдруг увидел Богоматерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресв. Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.
  В 1559 г. Константинопольский митр. Неофит, проезжая чрез Волынь, посетил жившую в имении Орля недалеко от Почаева дворянку Анну Гойскую. В благословение оставил Анне из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда пред иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 чудотв. образ инокам на Почаевской горе. Св.образ поставлен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери. Позже основан м-рь, на содержание Анна Гойская передала большие средства.
  Чудотв. икону назвали Почаевской. Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной известно следующее.
Монаха Почаев. м-ря захватили в плен татары. В неволе вспоминал Почаевскую обитель,святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлении Успения Пресв. Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресв. Девы, исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.Празднование  также в пятницу на Светлой седмице и 23 июля.

  Домницкая икона Божией Матери явилась в 1696 г. на берегу реки Домницы в Черниговской епархии, недалеко от г Березны. На месте явления иконы был основан монастырь, в котором находился чудотворный образ. В 1771 г. жители города молились пред св. иконой и были избавлены от чумы заступничеством Божией Матери.

 Холмская икона Божией Матери, по преданию, записанному еп. Иаковом Сушею, написана еванг. Лукой и привезена в Россию из Греции при равноап. кн. Владимире, который после Крещения получил в дар из Константинополя много икон. Холмский образ Божией Матери изображен на кипарисовой доске. В 1261 г., во время нашествия татарских полчищ, г. Холм разграблен, икона Божией Матери также пострадала: драгоценный оклад был снят, живопись испорчена, а сама икона выброшена.
 Чрез сто лет св.икона найдена и поставлена в Холмском соборе. На ней остались 2 глубокие раны: одна на левом плече Божией Матери, другая на правой руке. По преданию, татары, ограбившие и повредившие св. образ, наказаны: лишились зрения, лица перекосились.   Сказание о чудесных знамениях, совершившихся от иконы Божией Матери Холмской, описаны в книге архим. Иоанникия (Голятовского) "Новое Небо".

 Леснинская икона Божией Матери была обнаружена в праздник Воздвижения Креста Господня в 1683 г. пастухом в ветвях грушевого дерева и перенесена в ближайшую правосл. церковь дер. Буковичей, недалеко от сел.Лесны.
Когда слава о чудесно явившейся иконе разнеслась по окрестности, католич. духовенство решило использовать икону для распространения католичества. Силой отняли икону у жителей Буковичей в 1686 г. и поставили в Леснинском костеле. В нач. XVIII в. монахи католич. ордена основали в Лесне большой костел и м-рь, где находилась чудотв. икона. В 1863 г. монахи ордена приняли участие в польском восстании, и, по распоряжению рус. прав-ва, м-рь был закрыт и обращен в правосл. приход.
 От иконы совершалось множество чудотворений. Празднование  также 8 сентября и в День Св.Троицы.
 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения