Версия для печати
На страницу списка праздников

Воспом.чуда Арх.Михаила в Хонех(Колоссах). Прп.Архиппа. Мчч.Евдоксия,Зинона,Макария. Мч.Ромила и др. Сщмч.Кириллпа, еп. Гортинск. Мчч.Кириака,Фавста пресв., Авива диак.и 11 мчч. Прп.Давида. Киево-Братск.и Арапетск.ик.Божией Матери

19 Сентябрь 2018 г. Среда

  Во Фригийском г. Колоссах над источником чудотв. воды стоял храм св.Архистр.Михаила. От источника больные получали исцеления. В купальню раз в год сходил ангел Господень и возмущал воду, здесь пребывала благодать Арх.Михаила. Приходившие с верой, первые и последние, становились здоровыми. О происхождении источника известно так. Когда земля помрачилась тьмою языч. многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, в Иераполе язычники почитали громадную ехидну, и вся страна, ослепленная бесов. прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь ехидны храм, где содержали, принося жертвы, кормили её. Бог, желая наставить заблудших на истин.путь, послал св.учеников и апостолов проповедовать Евангелие. Св.Иоанн Богослов и св.Филипп, придя один в Ефес, а другой в Иераполь.
  В Ефесе находился храм и идол языч. богини Артемиды. Вооружившись словом Божиим, св.Иоанн Богослов победил жрецов, разрушил храм, превратил в прах идола и пришел в Иераполь на помощь  св. ап.Филиппу; там же находились св.ап.Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Они вооружились против ехидны молитвами, убили её, а поклоняющихся ей обратили к Богу. Став на месте "Херотопа", пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, это место будет посещать св.Архистратиг Михаил и здесь будут совершаться чудеса.
 Вскоре это сбылось. Когда св.Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в др.города, а св.ап.Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей и Мариамия также ушли в др.страны, тогда на месте, по пророчеству св.апостола, появилась чудотв.вода. К источнику приходили не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся чудеса призывали всех; и все пившие и умывавшиеся из источника исцелялись, многие, получив здравие, крестились во имя Св. Троицы.
 В Лаодикии жил еллин, чья единственная дочь была нема от рождения. Отец пытался исцелить ее, но, ничего не достигнув, пришел в уныние. Ночью узрел в видении ангела. Тот сказал, чтобы он пришел к Богу и привел др. У источника в "Херотопе" дочь его исцелится. Проснувшись, человек поспешил с дочерью к чудотвор.воде, нашел множество людей, черпающих воду, крещающихся в ней и получающих исцеления. Люди сказали, что они исцеляются, призывая Отца и Сына и Св. Духа, также Арх. Михаил. Человек стал молиться, влил в уста дочери воду.    
  Все удивлялись силе Божией и, прославляя Св. Троицу, величали помощь св. Арх.Мхаила. Еллин, видя, что дочь исцелилась, крестился с ней и домашними, пришедшими с ним. Он построил над чудотв. сточником церковь св.Архангела Михаила. Украсив церковь, помолившись в ней, еллин возвратился домой.
    В 90-й год построения церкви пришел из Иераполя 10-летний Архипп; родители христиане, воспитали сына в благочестии. Архипп при церкви св. Арх. Михаила был пономарем, как поселился при церкви, служа Богу, ничего не вкушал из мирских кушаний: ни мяса, ни вина, даже хлеба не ел, питался одной зеленью, к-рую собирал и варил; пищу принимал один раз в неделю без соли, питьем служило малое кол-во воды.
   Воздержанием отрок умертвил плоть, в добродетелях пребывал от юности до старости, душою приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных. Одежда была бедна: он имел два вретища, из к-рых одно носил на теле, а другим покрывал постель, устланную острыми камнями, для того чтобы входившие в жилище не видали, что он спит на острых камнях; изголовьем служил небольшой мешок, наполненный тернием.
  Каждый год Архипп переменял одежду: тем вретищем, к-рое носил, покрывал постель, а к-рое было на постели, надевал на себя. Через год менял вретища. Не имея покоя ни днем, ни ночью, умерщвлял тело и хранил душу от сетей вражиих. Блж. Архипп уподобился ангелу Божию, проводящему небесн. житие на земле. Заботился святой о спасении других, многих неверных обратил ко Христу и крестил их. Еллины завидовали блж. Архиппу и, не терпя чудес от источника, возненавидели прав.мужа. Они напали на св.Архиппа, терзали за волосы и бороду и, повалив на землю, топтали ногами и, после истязаний, выгнали. Архипп всё претерпевал от идолопоклонников,не отступал от храма, служа Богу в святости и незлобии сердца, заботясь о спасении душ.
  Однажды нечестивые решили засыпать источник и убить Архиппа. Подойдя к св.месту с двух сторон, устремились к церкви и источнику, а др. поспешили к жилищу блж.Архиппа, чтобы убить. Но Господь сохранил его от убийц: внезапно у них омертвели руки, они не могли дотронуться до преподобного. От воды явилось необыкнов. чудо: как нечестивые приблизились к источнику, вышел из воды пламень и, устремившись на них, отогнал от источника.
  Беззаконники бежали от источника, от прп. Архиппа, не причинив зла. Но они не перестали хвалиться, что погубят источник, церковь и служителя. По левую сторону церкви была река Хрисос. Беззаконники решили пустить ее на св.место, чтобы св. источник, смешавшись с рекой, потерял чудотв. силу. Когда они направили течение реки к источнику, чтобы она затопила его, река, по повелению Божию, обрела др. течение, потекла по правую сторону церкви. Нечестивые  возвратились домой.
   Были  две др. реки, текущие с востока и приближавшиеся к св. месту. Реки, встретившись у большой горы, соединялись. Местность была удобна для направления туда воды, т.к. реки выходили с вершины горы, а церковь  была внизу. Сговорившись, нечестивые пришли во множестве из городов в сел.Лаодикию и отправились к церкви. Близ церк. алтаря находился огромный камень. От него они выкопали глубокий и широкий ров вплоть до горы, под к-рой реки соединялись. Затем прокопали ров, по к-рому вода могла быть пущена на церковь, и запрудили реки, чтобы накопилось больше воды; 10 дней трудились .
 Видя это, прп. Архипп со слезами молился Богу, призывая в помощь св. Архистратига Михаила, чтобы сохранил св.место. Через 10 дней, когда вода сильно поднялась, нечестивые раскопали место, по к-рому вода устремилась бы по приготовл. пути и пустили реки на св. храм в час ночи. Сами стали на высоком месте с левой стороны, чтобы видеть потопление св.места. Вода, устремившись вниз, зашумела. Прп.Архипп, находясь в церкви на молитве, услыхал шум и еще усерднее молился Богу и св.Арх.Михаилу,
  Блж.Архипп услышал голос, повелевающий выйти из церкви. Выйдя,  увидел св.Арх. Михаила в образе прекрасного мужа, как некогда он явился прор.Даниилу. Блж.Архипп от страха упал на землю. Архангел сказал, что он увидит сейчас силу Божию. Подойдя со страхом к воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; увидал огнен. столп от земли до неба. Когда вода подошла, Архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности её, приказал остановиться.
  И воды обратились назад. Реки поднялись в вышину, подобно высокой горе. Архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень ок. алтаря и начертал крестное знамение. Камень разделился надвое, образовав громадное ущелье. Арх. Михаил велел Архиппу перейти на правую сторону,  возгласив водам войти в ущелье. Воды с шумом потекли в камен.расселину и с тех пор текли сквозь камень. Враги от страха окаменели. Сохранив храм и прп. Архиппа, св. Архистратиг Михаил исчез, и блж.Архипп возблагодарил Бога за чудо, Арх.Михаила за вел. заступление.
  У верующих была вел.радость, и они, приходя к храму и чудесному источнику,  с прп. Архиппом воздали хвалу Богу. С того времени празднуют день, в к-рый совершилось чудо чрез явление ангела. Прп.Архипп прожил много лет на том месте, скончался в мире в 70. Верующие погребли его на месте, к-рое за чудо названо "Хони", т.е. погружение, т.к. воды погрузились в камень.
Тропарь Архистратигу, глас 4:
 Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кодак, глас 2:
 Архистратиже Божий, служителю божественныя славы, ангелов начальниче, и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

 Прп. Архипп, сын благочест. христиан из г. Иераполя, в 10 лет пришел на поклонение в храм Св. Архистратига Михаила, остался навсегда исполнять пономарское служение, вел суровый, аскетический образ жизни, пребывая постоянно в посте и молитвах; многих язычников, приходивших ко св. источнику, убедил принять св. Крещение, оставить языч. нечестие, обратившись к Единому Истинному Богу Иисусу Христу. Упорные язычники во главе с идольскими жрецами неоднократно покушались убить св. Архиппа, но Господь спасал его из их рук. Наконец, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа, затопив местность, где стоял храм и истекал целебный источник. Видя приготовления к злодеянию, св. Архипп твердо решил не покидать св. место, усердно молился Богу и Арх. Михаилу о сохранении храма и источника. Господь услышал его,  святой сделался свидетелем вел. чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Чудесно избавленный от смерти, св. Архипп прожил неотлучно при храме до старости и мирно скончался в 70 лет. Христиане похоронили святого в Хонех, на месте его подвигов.

   Мчч. Евдоксий, Зинон, Макарий и дружина приняли мученич. смерть за Христа при имп. Максимиане Галерии, преемнике имп. Диоклитиана. Св.Евдоксий занимал должность военачальника в имп.войсках. Он был христианин, как и его друг св. Зинон и домоправитель Макарий. После издания имп. Диоклитианом эдикта о предании смерти христиан, что не принесли жертву идолам, многие, в том числе знатные люди и сановники, бежали в разные страны с семьями, чтобы избежать мучений и смерти. Св. Евдоксий с супругой св. Василиссой и семьей оставил высокую должность, бросил имущество и скрылся в Мелитине Армянской. Правитель Мелитины послал воинов разыскать Евдоксия. Встретив его, одетого в бедную одежду, не узнав и расспрашивали о местонахождении Евдоксия. Святой пригласил воинов, накормил и предоставил ночлег. Встречу с воинами св. Евдоксий расценил как призыв Господа на мученич. подвиг. Утром открыл гостям, что он тот, кого они ищут.  Воины предлагали скрыть от начальства, что нашли св.Евдоксия. Он не согласился. Объяснил супруге, что его не нужно оплакивать, а день его мученич. смерти отмечать как праздник, и ушел с воинами. Св.Василисса и друзья св. Зинон и Макарий следовали за св. Евдоксием.
 Правитель пытался уговорить св.Евдоксия принести жертву идолам и сохранить жизнь, высокое положение и имущество. Св. Евдоксий отказался от всего, Воинский пояс - знак власти - снял сам и бросил правителю. Находившиеся при этом воины, тайные христиане, сделали то же, более тыс. чел. Смущенный правитель запросил императора, как поступить, и получил приказание: начальников пытать, прочих отпустить. После длительных истязаний св. мч. Евдоксия повели на казнь. Следуя за мужем, св.Василисса плакала, плакал и св. Зинон. Св. Евдоксий убеждал жену не плакать, а радоваться, что он удостоился мученич. венца, просил похоронить его в Амимне. Плачущему Зинону св.Евдоксий предсказал, что они в одно время предстанут в Царствии Небесном. Воодушевленный Зинон громко исповедал себя христианином, за что приговорен к смерти. Св.Василисса беспрепятственно забрала тело мужа и похоронила там, где он заповедал. Святую схватили и привели к правителю; стремясь разделить участь мужа, она без страха обличала и правителя, и идолов. Но правитель понял ее намерение, не стал ее мучить и прогнал. Уходя, святая сказала, что Бог видит ее желание пострадать за веру и примет это желание как исполненный подвиг. Через 7 дней св. Евдоксий явился жене в видении и велел передать другу и домоправителю Макарию, что он со св. Зиноном ожидает прихода к ним Макария. Тот немедленно пошел к правителю, исповедал себя христианином, приговорен к смерти и обезглавлен. Многие христиане также приняли в это время мученич. смерть (311 - 312).

      Мч. Ромил жил в царствование имп.Траяна,был приближенным к царю сановником-военачальником. При пребывании императора на Востоке с целью усмирения восставших против римлян народностей иверов, сарматов, арабов - в 107 и вторично в 115 гг. император, призводя проверку численности войск, обнаружил в войсках до 11 тыс. христиан. Их Траян с позором отправил в ссылку в Армению. Св. Ромил укорил императора в безбожии и безрассудстве за то, что тот распорядился во время войны уменьшить число войска. Св. Ромил открыто признал себя христианином. Траян подверг св. мч. беспощадному избиению, затем св. мч. Ромил был обезглавлен. Посланные в ссылку воины-христиане умерщвлены в Армении различн. видами казней.

 Мчч.Фавст пресвитер, Авив диакон, др.св.мученики (11 чел.) приняли мученич. смерть за Христа в Александрии при имп. Декии (249-251). Во время гонения твердо исповедали себя христианами пред правителем Валерием, усечены мечом ок. 250 г. Тела погребены христианами в Александрии.

 Сщмч.Кирилл, епископ Гортинский, жил при имп. Диоклитиане и соправителе Максимиане. Как христианин предстал пред судом правителя Агриппина и после допроса брошен в темницу. Ночью услышал голос, к-рый повелевал святому идти в Рим. Утром двери темницы были отворены, а идолы повержены и разбиты. Св. Кириллу по дороге в Рим было видение: прп.Филоксен предсказал ему 2 венца - святительский и мученический.
 В Риме св.Кирилл оказал большую помощь Церкви проповедью. Когда было гонение на христиан, св.Кирилл отправился в Иерусалим для поддержания христиан. По дороге имел видение и получил повеление не миновать Крита. Прибыв туда, св. Кирилл избран епископом г. Гортины. Ему было 60 лет. Пробыв на Гортинской кафедре до 95 лет, св. Кирилл в новое гонение на христиан был судим, приговорен к смерти и усечен мечом в Раксе в нач. IV в.
Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского, глас 3
 Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.
Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского, глас 3
Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

    Прп. Давид до поступления в м-рь был предводителем шайки разбойников в Египте, в Ермопольской пустыне, совершил много убийств и др.злодеяний. Достигнув старости, ужаснулся своим делам. Оставив шайку разбойников, ушел в м-рь и попросил игумена принять его в число братии для покаяния. Игумен отказался, объясняя Давиду, что жизнь их сурова, ему не по силам. Давид открыл игумену, что он известный разбойник Давид сказал, что если ему не откроют двери м-ря для покаяния, он вернется к прежнему образу жизни, разорит м-рь и перебьет иноков. Игумен пустил его в м-рь, и, ко всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом.Суровыми подвигами Давид превзошел братию.
 Чрез нек-рое время к Давиду послан Господом Арх.Гавриил с извещением, что Господь его простил. Но прп.Давид, по смирению, не мог поверить, что такому великому грешнику, как он, Господь так скоро даровал прощение. Архангел сказал, что за маловерие Давид останется немым; Давид взмолился, чтобы способность говорить была оставлена для молитвы, чтения правил и участия в церк.службах. Это даровано, а в остальное время он был немым. В конце жизни прп. Давид получил от Бога дар чудотворений: исцелял больных и изгонял бесов. Прожив много лет, преставился ко Господу (VI).

   Киево-Братская икона Божией Матери была местной в Борисоглебской церкви в г. Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 г. В 1662 г., во время войны России с Польшей (1659-1667), городу нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крым.татар. Храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган.
  Промысл Божий сохранил чудотв.икону Божией Матери, к-рую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она с радостью принята православными и с почестями перенесена в Братский м-рь. Там оставалась долгое время. В описи церк. имущества Киево-Братского м-ря в 1807 г. приводится ее описание. Существовала "Песнь о чудотв. Киево-Братской иконе Богоматери", составленная после 1692 г.
 Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются  6 сентября, 10 мая и 2 июня. Они посвящены чудесн. явлению св. иконы в 1654 г. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона "мера в меру" находится ныне в Киевском м-ре Покрова Божией Матери.

   Арапетская икона, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV в, называя конкретный год – 301. По др. сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I в., и связыво со св. ап. Фомой во время его пребывания в Индии.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения