Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Захарии, прав.Елисаветы, родит.св.Иоанна Предтечи. Прмч.Афанасия Брестск. Мчч.Фифаила,сестры Фивеи. Мц.Раисы(Ираиды) Мчч.Иувентина,Максима воин. Мч.Авида(Авдия) в Персии. Блгв.кн.Глеба,во св.Крещ. Давида. Мчч.Урвана,Феодора,Медимна,др. Оршанск.иконы

18 Сентябрь 2018 г. Вторник

  Св. прор. Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, тоже из рода Ааронова, доводилась сестрой Анне, матери Пресв.Богородицы. Св.Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они украшены добродетелями, непорочно проходя жизнен. поприще. Св.ап.и еванг.Лука писал: "оба праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Лк.1:6). О том, что житие действительно благочестиво, свидетельствует  пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: "по плодам их узнаете их" (Мф.7:16): плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит Писание: "если корень свят, то и ветви" (Рим.11:16). Св.ветвь, Иоанн Предтеча, могла произойти только от св. корня.
 Св. Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода. Он из рода Авии, очередь к-рого приходилась в восьмую седмицу. Когда-то царь Давид, видя, что род Аарона многочислен,  не было возможности всем совершать служение в храме, разделил потомков Аарона на 24 чреды, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. В отд. чреде царь избрал честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела главного священника, в чреде было более 5 тыс. священников. Восьмой жребий выпал свящ. Авии (1Пар.24:10), в числе потомков коего был св.Захария; он и отправлял в восьмую седмицу службу в храме, ибо был главным над священниками ряда.
  Однажды Захарии, соблюдая очередь, служил пред Богом, нужно было войти в храм для каждения; а было на молитве много народа. Войдя во святилище, Захария увидел ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. Захарию объял страх; но посланник сказал:"Не бойся, Захария". Он возвестил, что молитва его благоприятна Богу, и Господь дарует ему милость: Он благословил жену Елисавету, разрешая, несмотря на престарелый возраст, узы неплодства, она родит сына Иоанна, к-рый принесет радость людям.
 Возвестил ангел, что сын будет велик пред Господом духом, будет постником, вести воздержную жизнь, как никто другой. Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого, многих сыновей израильских обратит к Богу, будет Христовым Предтечей, приготовит народ к принятию Спасителя. Захария удивлен, ибо Елисавета неплодна, и оба они преклонного возраста. Ангел ответил,что он Гавриил, а за то, что не поверил,  не скажет ни слова, пока сие не исполнится.
 Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, народ в церкви дивился сему. Выйдя, Захария знаками показал, что стал нем. Люди поняли, что в алтаре было видение. Захария вернулся домой в горной стране Хевроне, г. Иудове. Город был одним из тех, к-рые по жребию предназначены для священников.
 Когда исполнилось возвещенное ангелом и бывшая неплодной Елисавета родила Иоанна (имя Захария написал на дощечке), отверзлись уста Захарии, он благословлял Бога.
 Когда род. Иисус  в Вифлееме и волхвы возвестили Ироду о новорожденном Царе, Ирод, послав в Вифлеем воинов для убийства детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ирод знал, что было во время рождения Иоанна; т.к. события, коими сопровождалось рождение, вызывали страх. Все иудеи говорили об этом; молва дошла и до Ирода.
 Все говорили: "что будет младенец сей?" (Лк.1:66). Ирод об Иоанне подумал:"Не сей ли будет царем иудейским?" Он послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли св.Иоанна. Ибо, когда началось избиение детей в Вифлееме, стоны услышаны в Хевроне, где жили священники, скоро узнали там о причине вопля. Тогда св.Елисавета, взяв  Иоанна, ему было полтора года, бежала в горы. Св.Захария в Иерусалиме отправлял службу по порядку чреды своей. Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и сына. Увидав воинов, что тщательно искали беглецов, она возопила к каменной горе: "Гора Божия, приими мать с сыном!"
  Гора расступилась, и они укрылись от убийц. Не найдя их, посланные вернулись к царю. Ирод послал к Захарии в храм приказ, чтобы отдал Иоанна. Св.Захария отказался. Разгневанный Ирод вторично послал к нему и велел убить Захарию, если не отдаст сына. Убийцы с яростью закричали священнику , что убьют его.Св. Захария отвечал, что душу его воспримет Господь.
   Убийцы между церковью и алтарем убили его, кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела, как камень, в вечное осуждение Ироду. Елисавета, хранимая Богом, пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась пещера, открылся источник, над пещерою выросла финик. пальма, явились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая плоды, затем выпрямлялось.
   Спустя 40 дней после убиения Захарии св.Елисавета преставилась в пещере, а св.Иоанн был питаем ангелом до совершеннолетия и храним в пустыни до явления к израильтянам.
Тропарь святому Захарии, глас 4:
  Священства одеждею обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре: и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче с Предтечею моли, спастися душам нашым.
Кондак, глас 3:
Пророк днесь и священник Вышняго, Захария предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив: сего ради скончавается, яко божественный таинник Божия благодати.
Кондак святей Елисавете, глас 4:
 Яко луна полна, свет правды от мысленнаго солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси боговозлюбленная Елисавето: достойными убо тя песньми ублажающе, всещедраго света просвещающаго всех Господа величаем.

 Прмч.Афанасий Брестский, белорус, род. ок.1597 г. в благочестивой христ. семье Филипповичей, получил серьезн.образование, знал богословскую и ист. лит-ру, о чем свидетельствует дневник святого. В молодости св.Афанасий был учителем в домах польских шляхтичей. В 1627 г. принял постриг от игум.Иосифа в Виленском м-ре Св.Духа. В 1632 г. инок Афанасий рукоположен во иеромонаха, назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пиноком.
  Св.Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в  исконно рус.землях, захваченных Речью Посполитой. С 1638 по 1648 гг. св. Афанасий исполнял послушание игум. Брестского Симеоновского м-ря. Он претерпел много обид от униатов, трижды испытал тюремн. заключение. Святой направлен властями в Киев, чтобы предстать перед дух.судом, но был оправдан, вновь возвращен в обитель. 10 лет прп. Афанасий среди недоброжелательно настроенных лиц вел борьбу за Св.Православие, верность к-рому засвидетельствовал страданиями.
    Попытки сломить дух.целеустремленность святого были напрасны. Над ним снова устроен суд, решением к-рого, за проклятие унии, приговорен к  казни. Св. Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 г. (обретение мощей 20 июля 1679 г.).
Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского, глас 2
   Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.
Кондак преподобномученика Афанасия Брестского, глас 4
   Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.
Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому
   О великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы, грешнии и смиреннии, яко к теплому нашему заступнику и скорому помощнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны скоро и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас своим заступлением от облежащаго ны суемудрия и неправоверия и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца любовию друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений. Егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы в истиннем покаянии и чистем сведении совести нашея представше ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

   Мчч.Фифаил и сестра его Фивея (или Вивея) пострадали за смелую проповедь христианства среди язычников. После долгих и изощренных пыток св. мч. Фифаила язычники подвесили на дереве и распилили пилой, а сестру Фивею убили ударом копья в шею.

   Св.мч.Ираида жила в Александрии. Однажды, подойдя к источнику почерпнуть воды,  увидела корабль у берега, на к-ром находилось множество мужчин, женщин, священнослужителей и иноков, заключенных в оковы за исповедание Христовой веры.
 Отбросив водонос, святая добровольно присоединилась к узникам Христовым, на нее наложили оковы. Когда корабль прибыл в египетский г. Антиполь, св.Ираида первая претерпела жестокие истязания, была усечена мечом. Вслед за ней др.мученики кровью запечатлели исповедание веры во Христа.

 Мчч.Иувентин и Максим воины пострадали в царствование имп.Юлиана Отступника, при к-ром служили телохранителями. Однажды в Антиохии Юлиан решил осквернить христиан, окропив идоложертвенной кровью продававшиеся на рынках съестные припасы. Св.Иувентин и Максим открыто осудили поступок царя и обличили в отступничестве от христ.веры. Оба после беспощадных избиений умерщвлены в темнице по приказу императора (ок. 361-363).

   Мч.Авдий (или Авид) пострадал в Персии при царе Издигерде I за отказ отречься от Христа и поклониться солнцу и огню. Скончался после мучительных пыток и до последнего вздоха благодарил Бога, благословившего умереть за Его Святое Имя.

  Мчч. Урван, Феодор, Медимн и 77 мужей от церк. чина пострадали в Никомидии при арианствовавшем имп. Валенте (364 - 378 или 379). При нем ариане изгнали из Константинопольской церкви правосл. еп. Евагрия, а нежелавших присоединиться к их ереси христиан заключали в темницы и подвергали надругательствам. Тогда, доведенные до отчаяния, правосл. христиане решили просить защиты у императора и направили посольство, состоявшее из 80 избранных мужей дух. чина во главе со св.Урваном, Феодором и Медимном. Выслушав их справедливю. жалобы, император пришел в ярость. Однако он сумел скрыть гнев, тайно призвал епарха Модеста, приказал умертвить посланцев. Модест посадил их на корабль, предварительно распустив ложный слух, будто они отправляются в заточение, и отдал приказ корабельщикам поджечь корабль в открытом море. Корабль подожжен и, объятый пламенем, некоторое время носился по морю. Наконец, достигнув места Дакизис, корабль сгорел дотла с находившимися на его борту св.мучениками

   Блгв.кн.Глеб, во св.Крещении Давид, является одним из первых рус.мучеников - страстотерпцев; он пострадал с братом кн.Борисом (во св.Крещении Романом). После убийства св.Бориса Святополк Окаянный послал к младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося отца, вел. кн. Владимира, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол.   Обманутый кн.Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а кротко молил пощадить его совсем юную жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло.
       Тело князя погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, "между двумя колодами", т. е. в простом деревянном гробу (+ 1015). В 1019-1020 гг. могилу св.Глеба разыскал его брат Ярослав, нетленное тело перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со св.кн.Борисом. Затем мощи братьев перенесены (память 2 мая) в церковь свт.Василия Великого, где у гробницы св.страстотерпцев совершались чудеса.
    Митр.Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил совместное празднование 24 июля, которое свершается с первой половины XI в. Русская Церковь издревле почитает братьев-страстотерпцев, которые оказывают молитвенную помощь родной земле, особенно в годы тяжких испытаний. Так, пред Невской битвой в 1240 г. св.страстотерпцы Борис и Глеб явились в видении воину св.блгв.кн.Александра Невского и помогли русским во время сражения. Летописи полны сказаний о различных благодатных проявлениях, засвидетельствованных у их гробницы, и об одержанных с их помощью победах. В честь князей-страстотерпцев возводились храмы и монастыри в разных концах России.
Тропарь благоверного князя Глеба, глас 4
  Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.
Кондак благоверного князя Глеба, глас 2
 Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.
Молитва благоверным князьям Борису и Глебу
О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Оршанская икона Божией Матери явлена чудесным образом в 1631 г. при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского м-ря близ г. Орши (Белоруссия) на берегу р.Кутеинки. Считается Небесной заступницей обители. Имеется множество свидетельств помощи после молитв к Божией Матери пред Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал прмч. Афанасий Брестский.
Чудотв. список иконы хранился в Оршанском Успенском жен. м-ре. В 1842 г. в связи с многочисл. исцелениями больных от Оршанской иконы Пресв.Богородицы, м-рь переведён в реестр первоклассных.
 С XIX в. местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью прмч. Афанасия Брестского(18 сентября и 2 августа по н. ст.), который удостоился особого заступничества от Царицы Небесной чрез Оршанскую икону.
В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII в. 13 июля 2001 г. митр. Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского м-ря г. Орши.
 

     

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения