Версия для печати
На страницу списка праздников

Вход Господень в Иерусалим. Апп.от 70: Иродиона,Агава, Асинкрита,Руфа,Флегонта,Ерма,иже с ними (I). Мч.Павсилипа (ок.117-138). Свт.Келестина,папы Римск.(432). Свт.Нифонта,еп.Новгородск.(1156). Прп.Руфа,затворн.Печер

21 Апрель 2019 г. Воскресенье

Торжеств. вход Господень в Иерусалим празднуется Правосл. Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это один из великих праздников,называется еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освящ. ветви вербы или др. растений. В старину с зелен.ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтоб умереть за наши грехи, воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка вербы  служит знаком победы Христа над смертью и должна напоминать о будущем воскресении всех нас из мертвых.
 Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных мук Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за 6 дней до ветхозав. Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкнов. почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
  Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие стлали одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могуществ.благого Учителя, простой народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
  Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле".  "И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне, после чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
  Все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царств. достоинство Иисуса, Сына Давидова. Церковь напоминает торжеств. Вход в Иерусалим в последнее воскресение Вел. поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й): «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
 За утреней присутствующие стоят с  зеленеющие ветвями со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.  "Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних!
 Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Вел. поста и предворяющий радость Св.Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как вел. чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на к-ром Он ехал, одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною».
У нас праздник называется Вербным воскресением, т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на  страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как победителя ада и смерти.
  В воскресенье вечером богослуж.тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на  смерть.
  Вход Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей имеет глубочайшее нравственное и символическое значение. Прообразом великого события считается вход Давида в Иерусалим после его победы над Голиафом. Давида благодарно встречал и приветствовал весь народ. И возревновал царь Саул, и затаил злобу на Давида. Давид же спустя некоторое время стал великим царем Иудеи и Израиля.
  Иконография «Входа в Иерусалим» почти неизменна. На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.
  Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.
  Дети подстилают свои одежды под копыта ослику. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но  не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.
  Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.
 В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

Св.ап.Иродион был родственником ап.Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апп. Петр и Павел поставили ап. Иродиона епископом г. Патары. Ап.Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. Разъяренные проповедью апостола идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на св. Иродиона, избили палками и забросали камнями. Один из мучителей ударил ножом, апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.  После того св. Иродион долгие годы сопутствовал ап. Петру. Когда св. ап. Петр был распят, одновременно с ним вместе со св.Олимпом усечен мечом и ап. Иродион.

  Св. ап. Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян.11, 27- 28) голод во времена имп. Клавдия (41-52), предсказал страдания ап. Павла в Иерусалиме (Деян.21,11). Ап.Агав проповедовал в разных странах, многих язычников обратил ко Христу. Ап.Руф, которого приветствует св.ап.Павел в Послании к Римлянам (Рим.16,11), был епископом в греч. г.Фивы; ап. Асинкрит (Рим.16,14) - епископом в Гиркании (Малая Азия); ап.Флегонт - в г. Марафоне (Фракия), ап. Ерм - в Далматии (известен  еще один ап. от 70-ти по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском г. Филиппополе).
 Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.
Кондак апостолов, глас 2
 Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечестнии,/ Иродионе славне, Агаве и Руфе,/ Асинкрите, Флегонте со Ермом,/ присно молитеся Господеви// подати нам согрешений прощение, поющим вас.

 Св.мч.Павсилип пострадал при имп. Адриане (11-38). По доносу язычников приведен на суд к императору и безбоязненно объявил себя христианином. Его избили железными палками и предали правителю Прецию, к-рый старался склонить мученика принести жертву идолам, но тот был непреклонен, и правитель велел заковать его в оковы и вести на казнь. По дороге св. Павсилип горячо молился, чтобы Господь избавил его от палачей и послал скорую смерть. Господь услышал его: мученик, избитый и ослабевший, почувствовал такую силу, что разорвал железные оковы и побежал от стражей. Те бросились за ним, но св.Павсилип на бегу скончался. Христиане с почестями погребли тело мученика.

 Свт. Келестин (Целестин), папа Римский (422-432), ревностный поборник Православия, жил во время царствования св. царя Феодосия Младшего (408-450). Получил хорошее образование, прекрасно знал философию, но усерднее всего изучал Свящ. Писание,размышлял над богослов. вопросами. Добродет. жизнь святого и авторитет богослова завоевали всеобщее уважение и любовь среди дух-ва и мирян. После смерти св. папы Бонифация I (418-422) св. Келестин избран на епископ. кафедру Рима.
  В то время возникла ересь Нестория. На Поместном Соборе в Риме в 430 г. свт. Келестин изобличил ересь, еретик Несторий осужден. После Собора свт. Келестин написал свт. Кириллу, архиеп.Александрийскому, послание,г де указал, что если Несторий чрез 10 дней не откажется от лжеучения, будет низложен и отлучен.
 Свт. Келестин направил ряд посланий др. Церквам, Константин-ской и Антиохийской, где разоблачал несторианскую ересь. 2 года после Собора свт. Келестин неустанно проповедовал истин. учение о Христе как о Богочеловеке и мирно скончался 6 апреля 432 г.

 Память прп. свт. Нифонта Новгородского, Печерского (+1156), епископа, 8 апреля (ст.стиль), в Соборах прп.отцев Киево-Печерских Ближних Пещер, всех прп.отцов Киево-Печерских и Псковских святых
  В ноябре-декабре 1130 г. хиротонисан во епископа Новгородского митр. Киевским Михаилом, прежде был печерским иноком, "поборником всей земли русской". Был знатоком канонов и обычаев Правосл. Церкви, любил строить и украшать храмы, примирял враждующих князей. В 1147 г. не признал неправильно выбранного в митр. Киевского Климента, вызван в Киев, заключен в Ближние пещеры, где скончался в 1156 г. В этих пещерах почивают его мощи.
  Св.Нифонт известен ответами на вопросы иеродиакона Кирика. Они, по словам Филарета, показывают "опытность пастыря, светлое разумение христианского духа". Основываясь на том, как настойчиво защищал Нифонт права цареград. патриарха на рус.церковь, как старательно проводил греч. влияние на Русь и как отчетливо знал почти все установления и обычаи греч. церкви, его биограф делает предположение о его греч.происхождении.
Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского, глас 3
  Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.
Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского, глас 5
  Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою ск ончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.

  Прп. Руф, затворник Печерский, подвиался в Киево-Печерском м-ре в XIV в. Он отличался послушанием, прославляется как образец постников и трудолюбцев. Погребен в Дальних пещерах.
Тропарь прп.Руфа послушливого, затворн. Печерск., в Дал. пещ., гл. 8
 Послушание святое, нарицающееся живот,/ преподобне отче Руфе, прием,/ живот вечный оным постигл еси,/ идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.
Кондак прп. Руфа послушливого, затворн. Печерск., в Дал. пещ., гл. 6
 Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем,/ честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси./ Тем тя убо почитаем,/ яко послушником образ и наставник.
        

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения