Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрет.мощей свт.Иоасафа,еп.Белгородск. Прор.Боговидца Моисея.Сщмч.Вавилы,еп.Вел.Антиохии,3-х отроков и матери их.Прмч.Парфения, игум. Кизилташск. Собор Воронежск.святых. Второе обрет.и перенес.мощей свт.Митрофана,еп.Воронежск.Ик.Неопалимая Купина

17 Сентябрь 2018 г. Понедельник

 Свт. Иоасаф род. в Прилуках Полтавской губ. 8 сентября 1705 г., на Рождество Пресв. Богородицы, происходил из древнего благочест. малорос. рода Горленковых. При Крещении назван Иоакимом. В 1712 г. в 7 лет отец отдал Иоакима в Киевскую дух. академию. Там ощутил влечение к монаш. жизни. 7 лет испытывал себя буд. святитель, наконец, открылся родителям. Мать с отцом просили сына не принимать монаш. постриг.
 В 1725 г. тайно принял рясофор с им.Иларион в Киевском Межигорском м-ре, а 21 ноября 1727 г. пострижен в мантию с им.Иоасаф в Киево-Братском м-ре, что совпало с завершением обучения в дух. академии. Чрез год инок Иоасаф хиротонисан архиеп. Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской дух. академии.
  После смерти преосвящен. Варлаама Киевской кафедрой управлял архиеп. Рафаил Заборовский. Он обратил внимание на выдающ. способности подвижника, привлек для более широкого служения Церкви. Ему поручено послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 архиеп. Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского м-ря в Киево-Софийский архиер. дом. Одновременно назначен членом Киевской дух. консистории. Исполняя должность экзаменатора, приложил много усилий к исправлению нравств. недостатков приход. дух-ва. Должность святителя была школой для организатор. способностей. Он изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Определилась всесторонность делов. качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутр. подвигами. Быстро восходил по лествице дух. совершенства, о чем говорил труд "Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными".
 24 июня 1737 иеромон. Иоасаф назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского м-ря с возведением в сан игумена. Все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом оплота православия в борьбе с унией. В м-ре находились мощи свт. Афанасия, патр. Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патр. Афанасий явл-ся игум. Иоасафу, свидетельствуя о покровительстве.
 В 1744 г. митр. Рафаил возвел игум. Иоасафа в сан архимандрита. В конце года вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители прп. Сергия самоотверженно исполнял послушания Церкви (м-рь восстанавливался после пожара).
 2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга архим. Иоасаф хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиер.кафедру, свт.Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за совершением Богослужения и за нравственностью паствы.  Большое внимание святитель уделял образованию дух-ва, соблюдению устава и церк. традиций. Свт. Иоасаф все силы отдавал архипастыр. служению, не щадя здоровья. Келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться свящ.сана и предупредил, что при непослушании его постигнет безвремен. кончина. Др.келейнику, Василию, святитель указал, что будет диаконом, а священником нет. Предсказание исполнилось. 10 декабря 1754 г. святитель преставился. Прославление свт. Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 г.

   Вел. пророк и законодатель израильтян прор. Моисей из колена Левиина. Во всех начинаниях и поступках он был орудием в руках Всевышнего. Моисею Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. На горе Синайской принял от Бога 10 заповедей Его. Силой Божией творил великие знамения и чудеса. Моисей - сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Старшей сестрой была Мирьям, старшим братом - Аарон. Моисей род. в Египте, согласно иудейской традиции в 1393-1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизительно к 1350 г. или, по иной хронолог. методике, приблизительно к 1525 г. до Р.Х.
 Имя Моисей (по-евр. Моше) значит "взятый из воды." Так он назван египет. принцессой, нашедшей его на берегу. Книга Исход рассказывает, что у Аврама и Иохаведы, из колена Левия, род. очень красивый ребенок в 1570 г. до Р.Х. Мать, желая спасти его от смерти из-за приказа фараона убивать всех еврейских младенцев муж. пола, положила в смоленой корзинке в камыши на берегу Нила. Там нашла его пришедшая купаться египет.принцесса. Будучи бездетной, усыновила. Нравом Моисей был  кроткий. С детства страдал косноязычием. Моисей как сын принцессы получил при дворе фараона блестящее образование.
 Будучи взрослым, Моисей однажды, защищая  еврея, нечаянно убил египет. надзирателя, жестоко обращавшегося с евреями-рабами,бежал из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, Моисей прожил 40 лет, пася стада у свящ.Иефора, на дочери к-рого женился. У  горы Хорив Господь яв-ся Моисею в образе несгорающ. куста и повелел идти к египет. фараону освободить еврейский народ от рабства.
 Повинуясь Богу, Моисей отправился с братом Аароном в Египет, предсказав10 казней (бедствий). В последней "казни" Ангел Господень поразил всех египет. первенцев. Евр.первенцы не пострадали, т. к. косяки дверей евр. домов помазаны кровью пасх.агнца (ягненка). С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день полнолуния весен. равноденствия) совершают праздник Пасхи. Слово "пасха" значит "проходить мимо," т.к. Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо евр. домов.
  Евреи вышли из Египта, перейдя чрез Красное море, к-рое силой Божией разошлось в стороны.Гнавшееся за евреями египет. войско потоплено.
  На горе Синай Моисей получил от Бога 10 заповедей на каменных скрижалях. Эти заповеди, а также др. религ. и граждан. законы, записанные Моисеем, легли в основу жизни еврейского народа.
 Он руководил евр. народом в 40-летие странствования по пустыне Синайского полуострова. Бог питал евреев манной - белой крупой, к-рую евреи каждое утро собирали с земли. Брат Моисея, Аарон,рукоположен в первосвященники, а др. члены из колена Левия - в священники и "левиты" (диаконы). У евреев начали совершаться регулярн.богослужения и жертвоприношения животных.
 Моисей не вошел в Обетован.землю. Преставился 120-ти лет на одной из гор на восточ. берегу Иордана в стране Моавитской. Погребен в долине близ Веффегора, но «никто не знает места погребения до сего дня» (Втор.34, 6).
  После Моисея евр. народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, к-рый привел евреев на Обетованную землю.
  Моисей был величайшим пророком всех времен, с к-рым Бог, по выражению в Библии, "говорил лицом к лицу, как человек говорит с другом." По причине такой близости Моисея к Богу его лицо постоянно сияло. Но Моисей по скромности закрывал лицо покрывалом. Его жизнь и чудеса описаны в Библии в книгах Исход, Числа и Второзаконие.
Тропарь пророка Моисея, глас 2
 Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Моисея, глас 2
 Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

   Сщмч. Вавила, три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мучен. кончину при Декии (249-251). Во время пребывания в г. Антиохии император устроил большой праздник в честь языч. богов. Св.еп.Антиохийский Вавила совершал в храме Божеств. литургию; молился за паству, учил мужественно переносить испытания за веру во Христа. После идолослужения Декий, желая видеть совершение Божеств. Таин, решил войти в храм и осквернить Святыню Господню. Об этом доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм, вышел навстречу и остановил на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церк.дверям, св.Вавила оттолкнул его, и царь вынужден отказаться от намерения. Он хотел отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения.
На др. день разгневан.император приказал предать огню христ. храм, а еп. Вавилу привести к нему. На вопрос, как мог он не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, св. епископ отвечал: "Если кто хочет нанести оскорбление Божией святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа".
   Император потребовал, чтобы св. епископ поклонился идолам и искупил преступление, иначе его казнят. Мученик был тверд в вере.Приказали военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу.
На суде с еп.Вавилой находились три юных брата, к-рые не оставили его в самые трудные минуты. На вопрос императора святой ответил, что это его дух. дети. Император хотел прельстить юношей и мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. В ярости приказал нанести каждому раны по числу лет. Первому нанесли 12 ран, другому - 10, а третьему - 7. Отпустив мать и детей, мучитель вызвал святителя, и обманом сказал, что дети отреклись от Христа. Но ложь раскрылась. Он в ярости приказал повесить мучеников на дереве и жечь огнем. Видя мужество святых, император осудил их на мученич. смерть через усекновение мечом (ок. 251).
Тропарь священномученика Вавилы, глас 4
 И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Вавилы, глас 8
Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне.

 Прмч. Парфений род. в 1815 г. в Елисаветграде. 23 декабря 1845 г. принял постриг, 8 апреля 1846 г. рукоположен во иеромонаха. С июля 1848 г. благочинный Корсунского м-ря в Херсоне, позже эконом в Херсонском архиер.доме. В 1852 г. на Тенгинском укреплении Черноморской береговой охраны о.Парфений отличился инженер. талантом, предложив легчайший способ подъема затонувших грузов. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. при обстреле Новороссийска о.Парфений неотлучно исповедовал и причащал раненых воинов, отпевал погибших.
За мужество и незаурядные изобретения иеромонах Парфений награжден 20 марта 1857 г. наперсным крестом от Св.Синода, а 7 апреля возведен в сан игумена.
 20 августа 1858 г. игум.Парфений назначен настоятелем Кизилташской киновии Таврической еп. В VIII в. здесь была летняя резиденция свт.-исп. Стефана, архиеп. Сурожского, но св.место пришло в запустение. Из разрухи и нищеты, без посторонней помощи, при неграмотности насельников киновии игум.Парфений добился результата, заставившего уважать игумена в округе, прислушиваться к его советам. Пребывая в постоян. молитве, вышел победителем и устроителем.
 Аскет и подвижник влиял на пасомых примером. Дух. авторитет игумена рос, становясь дух.-нравств.ориентиром для окружающих. С молитвой на устах игумен работал от зари до зари, горсть монахов подражала ему. Бессребреник запрещал братии просить подаяние, рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии до игум.Парфения была лишь пещера с целеб.источником и 2-3 плетеные мазанки. Его трудами проложены дороги, разбиты сады и виноградники. Из пещерки в скале вырос скит с 2-мя гостиницами и камен. церковью. Богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию.
 Но с 1863 г. начались столкновения с татарами, к-рые вырубали лес и пасли скот на монаст.земле. Он обращался к начальнику Таврической губ., но безуспешно. Не видя препятствий, татары продолжали набеги и грабежи. Они жестоко избили священника, заставшего их на очередном воровстве.
  Не желая более терпеть обличителя преступлений, четверо татар решили убить игумена. Устроив засаду возле дороги, поджидали его несколько дней. 4 сентября, в канун отдания Успения, он возвращался верхом из Судака в м-рь, торопясь к службе. Тремя выстрелами злодеи убили о.Парфения, сожгли его, а лошадь закопали в лесу. Татары жгли тело игум.Парфения с пяти вечера до двух часов ночи. Нашлись свидетели на месте преступления. Их хотели убить, но они были мусульманами. Очевидцы рассказали о жестоком преступлении, на месте к-рого найдено пепелище с останками игум.Парфения. Мощи погребены по благословению еп.Таврического Алексия собором духовенства у м-ря 2 декабря 1866 г.
    Архиер. собор Русской Правосл.Церкви в августе 2000 г. причислил игум.Парфения к лику святых.

    Праздник Собора Воронежских святых установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Среди прославленных святых Воронежской земли:
•Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
•Свт. Митрофан, в схиме Макарий, первый еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
•Свт. Тихон (Соколов), еп. Воронежский, Задонский чудотворец,(+ 1783, 13 августа)
•Прав. Феодор Ушаков (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
•Прп. Иоанн Сезеновский (+ 1839, местная память 14 декабря)
•Свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский, (+ 1846, память 10 мая [местн.], 20 декабря)
•Прп. Иларион Троекуровский, затворник (+ 1853, местная память 5 ноября)
•Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857, память 25 мая)
•Прп. Дария Сезеновская (+ 1858, местная память)
•Прп. Иларион Оптинский (+ 1873, память 18 сентября)
•Прп. Серафима Сезеновская (+ 1877, местная память 14 сентября)
•Прп. Амвросий Оптинский (+ 1891, память 10 октября, 27 июня)
•Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. (+ 1894, память 10 января)
•Сщмч. Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
•Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (+ 1919, память 23 июня)
•Сщмч. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский (+ 1920, память 27 декабря)
•Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский (+ 1928, память 3 октября)
•Прмч. Иннокентий (Беда) (+ 1928, память 24 декабря)
•Прп. Нектарий Оптинский (+ 1928, память 29 апреля)
•Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
•Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
•Сщмчч. архим. Тихон (Кречков), иеромм. Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), свящщ. Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Георгий Никитин, Иоанн Стеблин-Каменский, Феодор Яковлев, мчч. Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников (+ 1930, память 20 июля)
•Сщмчч. Александр Вислянский и Даниил Алферов (+ 1930, память 21 февраля)
•Прмч. Игнатий (Бирюков) (+ 1932, память 15 сентября)
•Прписп. Георгий (Лавров) (+ 1932, память 21 июня, 28 сентября)
•Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
•Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
•Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
•Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1937, память 22 августа)
•Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Невельский (+ 1937, память 8 октября)
•Сщмч. Тихон Архангельский (+ 1937, память 4 октября) и исп. Хиония Арханегельская (+ 1945, память 4 октября)
•Сщмч. Феодосий Болдырев (+ 1937, память 16 декабря)
•Сщмч. Алексий Зиновьев (+ 1937, память 3 сентября)
•Сщмч. Василий Максимов (+ 1937, память 10 сентября)
•Сщмч. Александр Орлов (+ 1937, память 20 октября)
•Прмч. Евтихий (Качур) (+ 1937, память 25 января)
•Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
•Сщмч. Уар (Шмарин), еп. Липецкий (+ 1938, память 10 сентября)
•Сщмчч. свящщ. Павел Попов и Николай Садовский, мч. Григорий Богоявленский (+ 1938, память 19 мая)
•Сщмч. Иоанн Алешковский свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
•Сщмч. Сергий Кротков (+ 1938, память 18 июня)
•Прмц. Наталия (Ульянова) (+ 1938, память 9 марта)
•Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
•Прмч. Феодор (Богоявленский) (+ 1943, память 6 июля)
•Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
•Прмц. Пелагия (Жидко) (+ 1948, память 13 июня)
•Прписп. Сергий (Сребрянский) (+ 1948, память 23 марта, 28 ноября)
•Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Крымский (+ 1961, память 29 мая)

  Память о пастырских добродетелях свт.Митрофана (в схиме Макария) чтима в Воронеже со времени его кончины (23 ноября 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали свящ. долгом ежегодно творить поминовение первосвятителя  и родителей, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к поминовению свт. Митрофана было предсмертное завещание - совершать о нем молитвы. Еще при жизни святитель устроил в соборе придел св. Арх. Михаила; в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Новое поколение хотя не знало святителя, но почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронеж. епархии утверждалась нетлением мощей. Так, в 1718 г. Воронежский митр.Пахомий, приступая к постройке собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело свт. Митрофана на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 г. тело святителя перенесено в новый собор, при этом засвидетельствовано нетление его мощей.
 С 1820 г. замечено, что число почитателей памяти свт. Митрофана увеличилось, как и благодатные знамения. Архиеп.Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвящ .Антоний с членами комиссии Святейш. Синода архиеп.Ярославским Евгением и архим. Спасо-Андрониевского Моск. м-ря Гермогеном убедились в чудодействен. ходатайстве свт. Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении свт. Митрофана к лику святых. Рус. Церковь совершает память дважды в год: 23 ноября - в день преставления, 7 августа (1832) - в день прославления.
  В день перед открытием мощей свт.Митрофана архиеп.Воронежский Антоний собрался идти в церковь возложить на них приготовленное архиерейское облачение. Внезапно ощутил расслабление, едва мог пройти по келье. Он суслышал голос:"Не нарушай моего завещания". Он собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там обнаружил схиму, принесенную  неизвестной монахиней со словами, что она понадобится.
   Увидев схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля свт.Митрофана не полагать на  мощи архиерейского облачения, а оставить их в схиме, свидетельствуя о глубокой дух.связи с покровителем прп.Макарием Унженским и о крайнем смирении.

 В церк. песнопениях Божия Матерь  сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), к-рую видел Моисей на г.Хорив (Исход,гл.3,ст.2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей  в том, что, как ветхозаветная купина осталась невредимой во время охватившего её огня, так Пресв. Дева, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.
Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один красного цвета, напоминающий огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой зелёного цвета, указывающий на цвет купины, к-рый она сохранила, объятая пламенем. В серед. восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирущ. четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что чрез Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.
 Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 г. в г. Славянске Харьк. епархии. В том году случались опустошит. пожары от поджогов, но попытки обнаружить поджигателя бесплодны. Однажды благочестивой старушке Бельницкой явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен молебен, пожары прекратятся. Икона написана лучшими мастерами, после Литургии пред ней  совершен молебен.
В тот же день случился новый пожар, при к-ром задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. Пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 г. за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров пред иконой «Неопалимая Купина» сохранилась.
 Пред иконой Пресв. Богородицы «Неопалимая Купина» молятся не только об избавлении от пожара, но и от поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина, глас 4
 Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина, глас 8
 Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
 О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
  Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты— «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,— именуемая— «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — «Купина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты— «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом. Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.
Молитва четвертая
О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.
 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения