Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Анфима,еп.Никомид.,мчч.Феофила диак. и пр.Прп.Феоктиста,спостника Евфимия Велик.Блж.Иоанна Власат., Ростовск.чудотв.Св.Фивы диаконисы.Мц.Василиссы Никомидийск. Свт.Иоанникия II,патр.Сербск.Сщмч.Аристиона,еп.Александрийск. Писидийск.ик.Богородицы

16 Сентябрь 2018 г. Воскресенье

 Св. Анфим род. в Никомидии. С юности отличался незлобием, добродетельностью, бесстрастием, воздержанием, благоразумием и усердием. За благочест. жизнь удостоен священнич. сана. Анфим усердствовал в богомыслен.молитве и душеполезных трудах, наставляя на спасит. путь. Когда скончался архипастырь Никомидийской церкви св.Кирилл, на его место возведен Анфим. Избрание во епископа засвидетельствовано свыше: небесный свет осиял храм, слышен Божеств.глас. Добрый пастырь привел к Богу в мучен. венцах почти всю паству. Когда идолопоклонники начали гонение на христиан в Никомидии, где жили цари Диоклитиан и Максимиан, св.Анфим готовил паству к мученич. подвигу.
 Укрепляемые им, верующие мужественно предавали себя на тяжкие муки за Господа. Когда прочитан в Никомидии указ об умерщвлении христиан, верующий, выступив пред всеми, исповедал Христа и,разорвав указ, громко обличил язычников, став 1-м мучеником в Никомидии. Многие из вельмож исповедовали Христа, провозгласив себя христианами. Это Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний с дружиною. Многие погублены мучителями.
 Тут большая часть цар. палат сгорела. Язычники оклеветали христиан, будто они подожгли дворец. Царь в ярости истреблял христиан, осуждая на усечение мечом, на сожжение. Верующие, видя мученич. смерть братий, предавали себя на сожжение. Остальные связаны, посажены на лодки и потоплены в море. Царь велел топить не только живых, но выкапывать и бросать в море тела мучеников. Св.Анфима разыскивали, "как агнца на заклание". Божий Промысл хранил его в сел. Семана, чтоб прежде привел к Богу людей, потом отошел к Нему, запечатлев кровью веру церкви Никомидийской. В Рождество Христово в церкви сожжено до 20 тыс. мчч., остальные заключены в темницы.
 Святой письмен. посланиями, к-рые тайно отправлял к христианам, укреплял в вере. Укрепленный св.Анфимом, Зинон воин изобличил пред всеми царя Максимиана в злочестии. В Никомидии находился храм языч. богини Цереры. Максимиан с воинами приносил идолу богини жертву. Зинон на возвышении выступил против идолопоклонства. Максимиан велел бить его камнями по лицу и губам. Ему выбили зубы, растерзали лицо, стерли язык, исповедующий Христа, и едва живому отсекли главу.
  Св. Анфим послал диакона с письмами к Дорофею, заключенным в темницу за Христа, увещевая к терпению. Диакона схватили с письмами св. Анфима, где передалось сердеч. приветствие святого мученикам, сострадание, отеч. наставление, благословение на подвиг. Разгневавшись, царь вывел мучеников из темницы, велел прочитать послания св.Анфима в обличение. Верующие, слыша послание,приветствовали диакона.Слова св.Анфима, что читались для укорения, они откладывали в сердце. Царь предложил диакону сказать, где святой. Тот отказался. Разгневан. мучитель осудил св. диакона Феофана на смерть. У него отрезали язык, потом убили, побив камнями и пронзая стрелами. Царь приказал умертвить и мучеников: св.Дорофею усекли голову, Мардония сожгли на костре, Мигдония живым бросили в яму и засыпали землею, Горгония, Индиса и Петра утопили в море, повесив на шею жерновн. камень, прочих погубили также.
 Тела мучеников в море рыбаки выловили сетями, и девица Домна погребла их. Узнав, язычники усекли ее мечом, когда молилась над мощами св.мчч. Евфимий, к-рый проповедью обратил многих к исповеданию Христа и мученич. подвигу в Никомидии, после мучений усечен мечом. 
  Максимиан послал 20 воинов схватить св.Анфима. Они встретили святого и спросили, где находится он же. Анфим повел в хижину, сказал, что выдаст Анфима, устроил посильн.трапезу, радушно угощал. Потом открыл, кто он. Воины устыдились седин Анфима, т.к. видели сердечн. прием, угощение. Они поняли, что поведут невин. человека к мучителю, советовали скрыться. Но Анфим хотел умереть за Христа и пошел с ними.
 По пути учил вере в Господа. У реки крестил их. Святой предстал пред мучителем со связан. руками, но свободен душою. Мучитель приказал принести орудия мучений устрашить Анфима. Анфим посмеялся над орудиями мучений. Мучитель велел бить камнями по шее, раскален. железн. кольями насквозь просверлить ноги священномученика. Но святой прославлял Бога, сподобившего терпеть страдания. Максимиан велел положить  острые черепки, возложить на них страдальца нагим и бить палками, чтобы пронзала боль. Святой не отчаялся, вознося молитвы Господу.
  Мучитель изобрел иную муку: раскалив медные сапоги, надели на ноги Анфима. Но Божеств. благодать осенила страдальца, он слышал голос, обещавший венец небесный, что исполнило его блаженством .Мучитель приказал привязать святого к колесу и привести ось колеса с ним во вращат. движение, а тело жечь огнем. Когда слуги привязали Анфима, развели огонь, упали, как мертвые. Колесо остановилось, огонь опалил их. Появились 3 светоносных мужа: "Не бойся, раб Божий Анфим!" Когда  слуги смотрели на них, напал страх, а огонь попалил их.
 Мучитель всё приписал волшбе. Св.Анфима сняли с колеса, царь угрожал мечом, если не принесет жертвы идолам, отправил в темницу, связав цепями. Когда Анфима вели в темницу, он славил Бога. Внезапно цепи распались, слуги пали на землю от страха. Святой вошел в темницу и остался среди злодеев и разбойников. Проповедуя слово Божие, присоединил к св. церкви, возродив водой св. крещения.
   Узнав, Максимиан повелел привести св. Анфима, склонял к поклонению языч. богам, обещая сделать первым среди жрецов. Но тот отказался. Святой шел к месту смерти, исполненный радости. Он, помолившись, склонил св.главу под секиру, к-рой усечен, и принял конец мученичества за Христа 3 / 16 сентября. Вечером верующие тайно пришли на место казни, взяли многострадальное тело св. Анфима и с честью погребли его.
Тропарь священномученика Анфима, глас 4
 И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
 Во священницех благочестно пожив, и мучения путь скончав, идольская угасил еси служения, поборник быв твоему стаду богомудре. Темже тя и почитаем ныне, тайно вопиюще: от бед избави нас твоими молитвами, приснопамятне Анфиме.

Тропарь преподобного Феоктиста Палестинского, глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Феоктисте, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феоктиста, глас 4
  В постницех присовокупився великому Евфимию,/ в подвизех яко Ангел на земли явися,/ очищая, преподобне, сердца верных/ Божественными знаменьми повсегда,// сего ради любовию, Феоктисте, тя почитаем.

Блж. Иоанн Ростовский Милостивый (Власатый) подвизался в Ростове в подвиге юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоян. пристанища, лишь изредка отдыхал в доме духовника, свящ. Всехсвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Живя в смирении, терпении и непрестан.молитве, духовно окормлял людей, в т. ч. прп. Иринарха, затворника Ростовского. После подвигов скончался 3 сентября 1580 г., погребен, по завещанию, подле церкви св. Власия, за алтарем.
 Он имел "власы на главе велики", потому назывался "Власатым". Имя "Милостивый" получил за исцеления при его гробнице,также в память св. Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя к-рого носил.
Тропарь блаженного Иоанна Власатого, глас 8
 Явился еси во граде яко в пустыни,/ в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ Взем бо Крест Христов последова Ему/ и бе в молитвах и псалмопении день и нощь,/ иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода/ и преселился еси к Невечернему Свету./ Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящий,/ моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими./ Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.
Кондак блаженного Иоанна Власатого,глас 8
Христовою любовию уязвися, отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни во чтоже вмени./ И на земли ангельское житие препроводи,/ в вечный покой достиже,/ идеже глас празднущих,/ с нимиже молися за ны./ И душам нашим прощение,/ и телесем исцеление даруй.

 Св. Фива диакониса упоминается св.ап.Павлом в Послании к Римлянам (16,1-2)

 Мц. Василисса Никомидийская пострадала за веру Христову при имп. Диоклитиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить 9-летнюю Василиссу и принуждал отречься от Христа. Но юная отроковица проявила твердость, подвергнута длительным изощрен. мучениям.
 Но благодатью Божией св. мученица осталась живой и невредимой. Это явное для присутствующих проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он уверовал во Христа и исповедал себя христианином. Будучи крещен еп.Антонином и прожив недолго в покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним и св.Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией (+ 309)

  Свт. Иоанникий, Патриарх Сербский, родом из г.Призрен. Вначале секретарь при короле Карле Сербском, затем, с 1339 г., управлял Церковью в сане архиепископа. В 1346 г. Собор сербских архипастырей, где был и Патриарх Болгарский, по желанию короля Душана, избрал архиеп. Иоанникия Патриархом Сербской Правосл. Церкви. Преставился свт. Иоанникий 3 сентября 1349 г., погребен в Печской обители.

  Сведения о чудотворениях от Писидийской иконы в г. Созополе Писидийском (ныне Болгария), относятся к VI в. В посланиях об иконопочитании Германа, Патриарха Константинопольского на VII Вселенском Соборе, говорилось об этой иконе Божьей Матери, у к-рой из руки Богородицы источалось миро. Одно из чудес поведал пресвитер Евстафий, современник св. патр.Евтихия, проживающего в ссылке в г. Амасии, рядом с Созополем.
 В этом городе была супружеская чета, у к-рой дети рождались мёртвыми. Они, скорбя о несчастье, обратились к патр. Евтихию за советом. Св. Евтихий помолился, со словами «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа» помазал супругов св.елеем от Креста Господня и от Писидийской иконы Богородицы. «Назовите дитя Петром, и оно будет жить», – сказал он. Вскоре у супругов родился сын, к-рого назвали Петром, затем родился второй сын, получивший имя Иоанн.
   Список (копия) древней чудотв. иконы Богородицы в России с 1608 г. находился в Моск. Новоспасском м-ре. Богородица изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой благословляет. Иногда на иконе Богоматери вместо Писидийская пишут Писийская.   

 

    

   

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения