Версия для печати
На страницу списка праздников

Прпп. Антония и Феодосия Печерских.Мч.Маманта, отца Феодора и матери Руфины.Прп.Иоанна постника, патр. Константинопольск. Мчч.3628 в Никомидии.Обрет.мощей прп. Феодосия Тотемск.Собор Саратовск.святых. Калужской ик.Божией Матери

15 Сентябрь 2018 г. Суббота

  Основатель Киево-Печерской лавры св.Антоний род. в нач. XI в. г. Любече (вблизи Чернигова), в крещении  назван Антипой. С юности почувствовал влечение к высшей дух.жизни и по внушению свыше решил идти на Афон. В одной из Афонских обителей принял постриг и начал уединен.жизнь в пещере близ м-ря, к-рую до сих пор показывают. Когда приобрел в подвигах дух.опытность, игумен дал послушание, чтобы шел на Русь и насадил иночество в новопросвещенной стране. Антоний повиновался. Когда прп.Антоний пришел в Киев, здесь было несколько м-рей, основанных по желанию князей греками. Но св.Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом в 1051 г. Здесь св.Антоний продолжил подвиги строгой иноч. жизни, к-рыми славился на Афоне: пищей были черный хлеб чрез день и вода в крайне умеренном кол-ве. Слава разнеслась  по Киеву и др. рус.городам. Многие приходили к нему за дух.советом и благословением. Некоторые  просились на жительство. Первым принят Никон, саном иерей, вторым прп. Феодосий.
  Прп. Феодосий провел молодость в Курске, где  жили родители. С ранних лет обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и др. добродетелями. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, занялся этим: покупал пшеницу, молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
  За подвиги терпел неприятности от матери, к-рая горячо его любила, но не понимала. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф.10,37), решил оставить мать (отец умер), родной город и явился в Киев к прп. Антонию.
 Когда число сподвижников прп.Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе пещеру и подвизался в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; избран братией во игумена, старался об учреждении общежития по уставу цареградского Студийского м-ря. Главн. черты учрежденного общежития следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестан. трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, к-рый был рук-лем всех ко спасению. Прп.Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли чего лишнего и чем занимается братия. Часто ночью приходил к двери келий и, если слышал разговор иноков, ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам прп-ный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, на монаст. работы. Кроме аскет. подвигов, прп. Феодосий отличался милосердием к бедным и любовью к дух. просвещению, старался расположить к ним братию. В обители устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание уделял десятую долю монаст. доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений прп. Феодосия известны 2 поучения к народу, 10 поучений к инокам, 2 послания к вел. кн. Изяславу и 2 молитвы.
  Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель стала образцом для др. м-рей, имела великое значение для развития Рус. Церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечат. писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны свв. Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (еп. Новгородский). прп. Кукша (просветитель вятичей), писатели прп. Нестор Летописец и Симон.

Тропарь преподобного Антония, глас 4
 От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.
Кондак преподобного Антония, глас 8
 Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.
Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому
  О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

  Св.мч.Мамант род. в Пафлагонии у благочестивых и знатных христиан Феодота и Руфины. За открытое исповедание веры родители святого схвачены язычниками и заключены в темницу в Кесарии Каппадокийской. Зная телесную немощь, Феодот молился, чтоб Господь взял его прежде мучений. Господь услышал его, он умер в темнице. Вслед умерла св.Руфина, разрешившись преждевременно сыном, к-рого препоручила Богу. Бог услышал предсмертн. молитву св.Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела св. Феодота и Руфины, а мальчика взяла к себе.
  Св.Мамант вырос убежденным христианином. Приемная мать заботилась о развитии способностей, рано отдала учиться грамоте. Мальчик учился охотно. Не по летам рассудительный, отличался ранней зрелостью ума и сердца. Благоразумными речами и примером юный Мамант обратил в христ-во многих сверстников. Донесли правителю Демокриту, юношу схватили. Из уважения к знатному происхождению Демокрит не подверг его пыткам, отослал к имп.Аврелиану (270-275). Тот лаской, угрозами хотел обратить его в языч. веру, но напрасно: святой исповедал себя христианином, обличил язычников, поклонявшихся бездушн. истуканам.
  Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям. Его хотели утопить, но ангел Господень спас Маманта, повелел жить на высокой горе в пустыне у Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил небольшую церковь и проводил жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы. Вскоре получил власть над силами природы: к жилищу собирались из пустыни звери и слушали чтение Св.Евангелия. Питался св.Мамант молоком диких коз и ланей.
  Не забывал святой о нуждах ближних: приготовляя из молока сыры, раздавал нищим. Слава о житии св. Маманта распространилась по Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе, воины приняли его за пастуха. Святой пригласил их в хижину, напоил молоком, открыл свое имя, т.к. знал, что его ожидает мучен. смерть за Христа. Отдав себя в руки мучителей, св.Мамант приведен на суд наместника Александра, тот подверг его изощренным и длител. истязаниям, но они не сломили святого. Он укреплен свыше:"Крепись и мужайся, Мамант". Когда св. Маманта отдали на съедение зверям, те не тронули его. Один из языч. жрецов поразил его трезубцем. Раненый, св.Мамант вышел за пределы города. Там, в небольшой камен.пещере, предал дух Богу, Верующими погребен на месте кончины. Вскоре христиане стали получать от него благодат. помощь в недугах и скорбях.
Тропарь мученика Маманта, глас 4
  Мученик Твой Господи, Мамант,/ во страдании своем венец прият нетленный, от Тебе, Бога нашего: имели бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости,/ того молитвами спаси душы наша.
Кондак мученика Маманта, глас 3
  Жезлом, святе, от Бога тебе данным,/ люди твоя упаси, на пажитех живоносных:/ звери же невидимый и неукротимыя/ сокруши под ноги тя поющих:/ яко вси иже в бедах предстателя тя тепла, Маманте, имут.

 Св.Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский(582-595), известен в Правосл. Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), что дошел в разл. редакциях. Но основа одна. Это наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будь то грех совершенный или только в грех.помышлении. Древние церк.правила говорят о способах и сроках всенарод. церк.покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Свт.Иоанн Постник исходил в Покаянном номоканоне (или "канонарии") из того, что добровол. исповедь тайных, неведомых миру грехов свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и совестью, потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Он точнее определяет характер епитимий: строгий пост, ежеднев. совершение установлен.числа земн. молитвен. поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Глав. мысль номоканона, составленного св.Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его дух. состоянию.
 В Греческой, затем в Рус. Церквах правила св.Иоанна Постника почитались наравне "с проч. св. правилами" и номоканон его считался книгой, "принятой всей Правосл. Церковью". Прп.Никодим Святогорец включил его в греч. рук-во для духовников (Екзомологитарий), изданное в 1796 г., и в греч. "Кормчую книгу" (Пидалион), изданную им в 1800 г.
 Первый славян. перевод сделан, возможно, св.равноап.Мефодием одновременно с переводом "Номоканона в 50 титулов" св. Патриарха Иоанна Схоластика, преемником к-рого на Константиноп. кафедре был св.Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в "Устюжской Кормчей" (XIII) и издан в 1902 г.
 С XVI в. в Рус. Церкви распространился номоканон св. Иоанна Постника в др. редакции, составл.иеромонахами-духовниками Св. Горы Афонской. В этом виде неоднократно издавался в Киево-Печер. Лавре. В Москве Покаян. номоканон издавался в виде приложения к Требнику. Последнее издание печатается при Большом Требнике. 

 Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла, глас 8
    Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии — Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.      

 3628 мчч. в Никомидии пострадали при имп.Диоклитиане и Максимиане (284-305). Это были христиане, пришедшие из Александрии. Они уверовали во Христа после убиения св.Петра, архиеп.Александрийского. Взяв жен и детей, пришли в Никомидию, добровольно отдали себя на мучения, восклицая: "Мы -христиане". Диоклитиан вначале убеждал их отречься от Христа, но, видя непреклонность, приказал всех обезглавить, а тела бросить в горную пропасть. Спустя много лет мощи св.мчч. обнаружены по различным благодатным проявлениям.

  Прп.Феодосий Тотемский, из дворян. рода Сумориных, род. в Вологде в нач. XVI в. По воле родителей рано женился, имел дочь Марину. Семейная жизнь не мешала развитию иноч. призвания, но вопрос о совместимости семьи со служением Богу его мучил. В церкви любил молиться, укрывшись за колонной. По смерти родителей и жены поручил дочь родственникам, отдал состояние, сам поступил в Спасо-Прилуцкий м-рь прп.Димитрия. После искуса новоначалия ему поручен надзор за монаст. соляными варницами ок. г.Тотьмы. Он заботливо относился к рабочим, был ласков, и никогда варницы не приносили столько дохода, как при нем.
  В это время жители переселялись на новое место, за 2 версты от города, и на приисках наступила тишина. Прп.Феодосий нашел место, удобное для основания м-ря, и настоятель отпустил его. Преподобный подвизался сначала в шалаше, потом в землянке. Обрадовались тотемцы, что будет свой м-рь: землю пожертвовали ее владельцы; отдавали земли горожане и делали пожертвования. Царь Иоанн IV и митр.Макарий дали разрешение и благословение, а настоятель Спасо-Прилуцкого м-ря благословил прп.Феодосия иконой Божией Матери, прославившейся чудесами под именем Суморинской (по фамилии преподобного).
  Прп.Феодосий, получивший хорошее образование, собрал дух. библиотеку, распространял просвещение. Иноки его обители должны были, по уставу, питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве.Установлено непрестанное чтение Псалтири об усопших. В хоз. отношении обитель высоко поставлена. За глубокое смирение настоятеля, все приписывавшего помощи Божией, но никогда себе, Господь даровал успехи во всех делах.
 19 декабря 1567 г. прп. Феодосий написал завещание, хранившееся в м-ре. Силы ослабевали, и 28 января 1568 г. он, благословив братию, тихо заснул вечным сном. Только после кончины изумленные братия открыли, что он носил власяницу и вериги, врезавшиеся в тело. При жизни этого не подозревали, т.к. ни тени страдания на лице никто не видел. Из посмертных чудес записано 146, остальные не записывались. Так, женщина привела в м-рь слепую дочь Иустину, испросила разрешения провести ночь в запертой церкви у гробницы преподобного. Ночью видит: идут к церкви два монаха, один говорит: "Иду в церковь, несу св.воду промыть глаза слепой Иустине". Иустина почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют св. водой, также слышала движение и пение. Утром прозрела.
 Фирсов, служилый человек, поехал в поездку в Москву; там заболел, лицо покрылось язвами. Он жалел, что не может помолиться у гроба прп.Феодосия. Ночью увидел во сне, что святой привел его к дому матери в Тотьме и говорит ей: "Приими сына исцеленным". Проснувшись, почувствовал, что на лице нет ни одной язвы.В 1626 г. иконописец г. Тотьмы Попов написал икону прп. Феодосия по рассказам столетн. старика. В 1655 г. церковь, где прп-ный почивал, обгорела, но дерев. гробница уцелела.
  Почитание прп. Феодосия со временем забыто, но в 1795 г. св.мощи обретены нетленными, и в 1799 г. он причислен к лику святых.

Собор Саратовских святых:
1. священномученик Гермоген (Долганев; † 1918), епископ Тобольский
2. священномученик Герман (Косолапов; † 1919)
3. священномученик пресвитер Михаил (Платонов; † 1919)
4. священномученик пресвитер Косма (Петриченко; † 1937)
5. священномученик пресвитер Дионисий (Щеголев; † 1937)
6. священномученик пресвитер Иоанн (Днепровский; † 1937)
7. священномученик пресвитер Сергий (Кудрявцев; † 1937)
8. священномученик пресвитер Петр (Покровский; † 1937)
9. священномученик пресвитер Николай (Амасийский; † 1938)
10. священномученик пресвитер Иоанн (Заседателев; † 1942)
11. преподобномученик Нифонт (Выблов; † 1931)
12. мученик Александр (Медем; †1931)

  Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 г.в селе Тинькове, ок. Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. 2 служанки перебирали на чердаке старые вещи. Евдокия с её несдержанным нравом позволяла непристойные речи, несмотря на увещевания скромной подруги.
  Среди вещей обнаружили большой сверток холста. Развернув, благочест. девушка увидела изображение Женщины в темном с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини, желая образумить Евдокию, пригрозила ей гневом игумении. Евдокия ответила бранью, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас случился припадок, упала без чувств.
  Испуганная подруга рассказала о случившемся. Ночью родителям Евдокии Богородица открыла, что над Ней кощунственно смеялась дочь, повелела совершить молебен пред поруган.иконой, а больную окропить освящен. на молебне водой. Евдокия выздоровела.
  Помещик Хитрово взял чудотв. икону в дом, где от нее источались исцеления. Икону перенесли в приход.церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Калужке. В Калугу отправлен список со св.образа.
 Чрез эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Рус. земле в тяжелые времена.
  Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено из-за избавления Калуги от чумы в 1771 г., когда эпидемия опустошила город – горожане вымирали семействами. Чудотв.икону принесли из с. Калужки, крестным ходом обошли город, отслужили всенарод. молебен, и чума прекратилась.
 Второе празднование 12 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеон. войск в 1812 г. Пленные французы говорили, что во время боев под Калугой и Малоярославцем, когда терпели поражение, видели Богородицу, стоявшую в воздухе со светоносн. мужьями.
 В 1898 г. установлено празднование чудотв. Калужской иконе  Пресв. Богородицы 18 июля за избавление Калуги от холеры. Постановлением город. Думы совершен крестный ход с чудотв. образом. Празднование иконе и в 1-е воскресение Петрова поста.
  В тяжкие для Правосл. Церкви 30-е годы XX в. власти закрыли храм в с. Калужки, сбросив колокола и конфисковав церк. ценности. Следы чудотв. образа затерялись. Вроде чудотв. Калужская икона Божией Матери пребывала сначала в Троицком кафедр.соборе Калуги, затем помещена в краеведч.музей, потом возвращена Правосл.Церкви в послевоен. годы. Сейчас в Свято-Георгиевском кафедр. соборе Калуги. По др.версии, первонач. образ подменен, когда с чудотв. иконы делалось много списков, подлинник хранился в археологич. музее Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, затем отдан Калужской епархии в 1998 г.
  Но по документам в запасниках обл. краеведч. музея о передаче в музей подлинника Калужской иконы, ее описание и размеры не соответствуют переданному из Лавры образу. И икона была в ветхом состоянии. Отсюда иконы Божией Матери (в Калуге их три) – чудотв.списки, а сам образ будет явлен правосл.людям России.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской, глас 4
 Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужский земли/ и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/ Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/ с верою и любовию прибегающий к чудотворней иконе Твоей,/ и спаси души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Калужской, глас 6
 Не имамы песней, ниже словес,/ како достойно восхвалити Тя,/ Мати Христа Бога нашего,/ явления ради чудотворный иконы Твоей земли Калужстей,/ токмо можем вопити Тебе:/ не отврати милости Твоей от нас/ и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей.
 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения