Версия для печати
На страницу списка праздников

Церк.новолетие. Прп.Симеона Столпн.,матери Марфы. Прав.Иисуса Навина. Мч.Аифала диак. Мцц.40 дев постниц и мч.Аммуна диак. Мц.Каллисты,братьев. Собор Пресв.Богородицы в Миасинск.обит. Черниговск.-Гефсиманск., Александрийск.,Августовск.,Всеблажен.ик

14 Сентябрь 2018 г. Пятница

 Начало индикта – церковного новолетия.
Тропарь индикта, глас 2-й:
 Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондак индикта, глас 2-й:
 В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

 Прп. Симеон Столпник род.в Каппадокийском сел.Сисан у христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет пас овец у отца. К первому послушанию относился добросовестно. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен. Не доверяя собствен. суждению, обратился с расспросами к опытному старцу. Старец разъяснил содержание услышанного и укрепил решимость следовать еванг. путем. Не заходя домой, Симеон направился в м-рь, после слезных просьб через неделю принят.
 В 18 лет Симеон принял иноч. постриг, предался подвигам воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для братии, встревожила игумена, он предложил прп-ному либо умерить подвиги, либо покинуть м-рь. Прп. Симеон поселился на дне высохшего колодца, где исполнял суровые обеты. Игумену во сне яв-сь ангелы и повелели вернуть Симеона в м-рь. Но прп-ный недолго пробыл в обители, удалился в камен.пещеру у с.Галанисса и прожил там 3 года, совершенствуясь в иноческих подвигах.
  Однажды решил провести св. Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией прп-ный выдержал этот пост. С тех пор он в св. Четыредесятницу полностью отказывался от хлеба и воды, 20 дней молясь стоя, а 20 дней – сидя, чтобы не ослабеть.
  Толпы стекались к месту его трудов, чтобы получить исцеление и услышать назидание. Стремясь обрести  уединение, прп-ный избрал неизвестный вид подвижничества - построил столп высотой в 4 м и поселился на нем в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Молва о прп. Симеоне дошла до высшей церк. иерархии и имп. двора. Антиохийский Патр.Домнин II (441–448) посетил преподобного, совершил на столпе литургию и причастил подвижника Святых Таин.
 Подвизавшиеся в пустыне отцы узнали о прп. Симеоне, избравшем трудный вид подвижничества. Желая испытать подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, отправили посланцев, к-рые от лица отцов приказали прп. Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения стащить на землю, а если проявит покорность, от имени отцов благословить на продолжение подвига. Прп-ный проявил послушание и глубокое христ. смирение.
  Прп. Симеон пережил многие искушения, неизменно одерживал над ними победу, полагаясь на Господа, Который приходил на помощь. Прп-ный постепенно увеличивал высоту столпа, на к-ром стоял. Последний столп был высотой в 40 локтей. Вокруг двойная ограда, к-рая не давала толпам подходить к преподобному и нарушать молитвенную сосредоточенность.
 Женщины не допускались за ограду. Прп-ный не сделал исключения для собств.матери, к-рая после долгих поисков обнаружила пропавшего сына. Не добившись свидания, умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Прп-ный попросил принести гроб и благоговейно простился с матерью – мертвое лицо ее просияло блж. улыбкой.
  Прп. Симеон провел в усиленных подвигах 80 лет, из к-рых 47 простоял на столпе. Бог даровал исполнить ап.служение – многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравств. стойкостью и телесной крепостью, что Господь даровал подвижнику.
Первым узнал о кончине прп-ного ученик Антоний. Встревоженный тем, что наставник 3 дня не показывался народу,  поднялся на столп и нашел мертвое тело, склоненное в молитве (459). Погребение совершил Антиохийский Патр. Мартирий (456–468) при огромном стечении дух-ва и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов м-рь, на к-ром почило благословение прп. Симеона.

Тропарь преподобного Симеона Столпника, лас 1
 Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Симеона Столпника, глас 2
 Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый:/ тем собеседник ангелом был еси преподобне,/ с ними Христу Богу моляся/ непрестанно о всех нас.

 Св.Иисус Навин после смерти прор. Моисея был вождем Израил.народа. Он завоевал обетованную землю и ввел в нее еврейский народ. Господь явил чрез Иисуса Навина великие чудеса. Евреи прошли чрез реку Иордан, как по суху. Иисусу Навину явл. Арх.Михаил. Стены г.Иерихона, осажденного израильтянами, пали сами собой после того, как Ковчег Завета обносили вокруг города 7 дней. Во время сражения с неприятелем Иисус Навин, по велению Божию, остановил движение солнца и продлил день, пока не одержана победа.
 После войны Иисус Навин разделил обетованную землю между 12-ю коленами Израильскими и умер в 110 лет (XVI в. до Р. X.), заповедав народу хранить закон Моисеев. Все события изложены в Книге Иисуса Навина (главы 3, 5, 6, 10), входящей в Библию.

Еп.Акепсим возглавлял христ. Церковь в перс. г. Наессоне. Паства любила святителя за подвижничество и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел казнить христ. духовенство, схвачен и еп. Акепсим, 80-летний старец. Его привели в г. Арбелу, где предстал пред судом Ардаха - жреца бога солнца. Св.старец отказался принести жертву персид.богам.Его жестоко избили и заключили в темницу, куда на след. день после тяжелейших пыток брошены 70-летний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. 3 года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех св. мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали пред царем, на требование твердо отказались поклониться языч.богам, исповедуя веру во Христа. Св. епископу отсекли голову, пресвитера и диакона отправили в город и побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела св. мученика. На 4-ю ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело св. Иосифа исчезло.
  Диакон Аифал отведен в сел. Патриас и там побит камнями. Христиане тайно погребли тело, на могиле святого выросло дерево, плоды к-рого приносили исцеление.
Тропарь мучеников, глас 4
  Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников, глас 2
 Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех на

 Св. 40 дев и св.Аммун диакон, просветивший их светом Христовой веры, мученически скончались за Христа при рим. имп.Ликинии в нач. IV в. в г. Адрианополе Македонском. Правитель Вавд подверг св.мучеников пыткам, чтобы принудить отречься от Христа и поклониться идолам. После жестоких истязаний они отправлены в Ираклию к др.мучителю, пред к-рым твердо исповедали веру во Христа, отказавшись принести жертву идолам. По приказанию мучителя св. Аммун и 8 дев обезглавлены, 10 дев сожжены, 6 из них скончались после того, как вложено в уста раскаленное железо, 6 дев заколоты ножом, остальные убиты мечами.   

  Св. мчч. Каллиста и родные ее братья Евод и Ермоген, никомидийские христиане, предстали пред судом языческого правителя за исповедание веры во Христа. Отказавшись принести жертву идолам, они усечены мечом (+ 309).

    Миасинская (Азуровская) икона Божией Матери названа от Миасинской обители в Армении. В первые века христианства Миасинская долина, где позже основан м-рь, была заселена язычниками. Но к нач.V в., уступая место христианству, язычество почти полностью исчезло. По распоряжению гос. власти языч. капища разрушались, на их месте возводились христ. храмы.
  Еп. Мелитинский прп. Акакий решил построить в Миасинах храм Пресвятой Богородицы. Последние язычники не могли открыто противостоять епископу, но пытались помешать. Но епископ построил храм и торжественно освятил церковь. Позже вокруг храма возникла обитель, к-рая получила название Миасинской. М-рь располагался на р. Азур, отсюда др. название чудотворной иконы – Азуровская. Главной святыней обители была чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем написана, сведений не сохранилось.
   По преданию, когда на Востоке при имп.Льве III Исавре(717–741) возникла иконоборческая ересь, иноки м-ря, опасаясь уничтожения Миасинской иконы гонителями, погрузили ее в озеро. Когда при Михаиле III (842–867.) восстановлено иконопочитание, то чудом св. икона неповрежденной поднялась из глубин озера, где пребывала более ста лет.
  Обретенная икона перенесена в м-рь. Произошло это 1 сентября 864 г., в воспоминание чего установлен праздник «Собор Пресвятой Богородицы в Миасинах», к-рый торжественно проходил в Халкопратийском храме Константинополя. Иконография первообраза неизвестна. На более поздних ее списках (с XIX в.) представлен образ Богородицы «Одигитрии» с Предвечным Младенцем на правой руке.

    Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с Черниговской-Ильинской иконы, к-рая находилась в Троицком Ильинском м-ре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался прп.Антоний Печерский. Описанию чудес от иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 г., свт. Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное». Благодатная сила иконы проявилась и в ее списках.
  Икона Черниговская-Гефсиманская написана на полотне в ХVIII в. и передана в 1852 г. в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее четверть века. К ней икона перешла как благословение хотьковского свящ. Иоанна Алексеева, к-рому она досталась от монаха Троице-Сергиевой Лавры.
  По совету наместника Лавры архим. Антония икона помещена в новоустроенном пещерном храме св. Арх. Михаила, к-рый освящен 27 октября 1851 г. митр. Московским Филаретом, принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита.
  Икона стяжала благословение прп. Антония Печерского, прп.Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии, и, наконец, подвижников ХIХ в. Эти дух. связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.
   Первое чудо от иконы произошло в день церк. новолетия – 1 сентября 1869 г., когда от полного расслабления 9-ти лет исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, потом в Лавре до празднования преставления прп. Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела.
 Свт. Иннокентий, митр. Московский (1797–1879), узнал о чуде от дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике прп. Сергия он встретился с Феклой и расспросил об обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 г.свт.Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред иконой, сам молился со слезами.
 До 26 сентября произошло три благодатных исцеления и ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы распространялась с быстротой. Измученные страданиями и болезнями люди шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их.
 К нач.ХХ в. засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа, основавшего пещеры, у его сыновей – иеросхимонахов Игнатия, Порфирия и Василия. Сохранились сведения о глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор. Первоначально празднование иконе установлено 16 апреля, в тот день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, затем перенесено на день прославления – 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской – Гефсиманской иконы в храме прп. Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой .

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской, глас 5
 Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

   Ист. сведений об Александрийской иконе Божией Матери не сохранилось, время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в., а также на аналогичной иконе XIX в. из м-ря Симонопетра на Афоне. Богоматерь изображена с Младенцем, сидящим на правой руке (Дексиократуса), Младенец благословляет правой рукой, в левой держит свиток

28 февраля 2008 г. Патриарх Моск-кий и всея Руси Алексий по представлению Издат. Совета Рус. Правосл. Церкви благословил внести в офиц.месяцеслов празднование Августовской иконе Божией Матери. Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресв. Богородицы рус.войскам в 1914 г. на северо-западн.фронте, незадолго до победы в августов. сражении, в районе г. Августова Сувалкск. губ. Рос. империи (ныне Восточная Польша).
 Чудесное событие произошло на 2-й месяц войны, освещено в церк. и светск. печати, вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу. В губ-ях России создано немало икон с изображением явл-я Пресв. Богородицы. Написание  икон относится к 1915–1916 гг.
  В те же годы в разл. городах России тысячн. тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасх. яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери рус. воинам в Августовских лесах.
С сентября 1914 г. по ноябрь 1916 г. Свят. Синод рассматривал вопрос об этом чуде. 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных воен. священниками с северо-западн. фронта решил:«Святейший Синод признает необходимым запечатлеть событие явления Божией Матери в памяти послед.поколений и определяет: благословить чествование в храмах и домах верующих икон, изображающих означен.явление Божией Матери рус. воинам...»
  В наст. время разл. списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.

  Икона Пресв. Богородицы «Всеблаженная», или «Памакариста», прислана в 1905 г. Святейшим Патриархом Константиноп. Иоакимом III в благословение г. Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного жен.м-ря чудотв. иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
Эта икона–точный список с находившейся в Константинопольском патриарш. храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженной», единств. древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме св. вмч. Георгия, после многочисл. разграблений. Св. образ написан на дерев.. доске в традициях древнегреч. иконописи. На обрат. стороне на греч. яз. слова посвящения.
Празднование в честь иконы «Памакаристы» 1 сентября установлено патр. Иоакимом. По примеру Константин церкви празднование иконе Пресв. Богородицы «Всеблаженной" в Казанской Богородичн. жен. обители установлено в этот день .

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная, глас 4
 Торжество днесь празднуем светлое,/ се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная,/ к ней же любовию сердца вси приходяще, Владычице,/ поклоняемся и тепло Тебе вопием:/ избави нас от бед и обстояний.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная, глас 4
 Во праздник Твой сошедшеся, вернии,/ священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем,/ любовию же чтуще честную икону Твою,/ Тебе песнословим вси в радости:/ радуйся, Дево Честная Всеблаженная.
 

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения