Версия для печати
На страницу списка праздников

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы(395-408), сщмч. Киприана, еп.Карфагенского(258), свт. Геннадия, Патриарха Константинопольского(471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941-1944) (Серб.)

13 Сентябрь 2017 г. Среда

 Положение честного пояса Пресв. Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при имп. Аркадии (395-408). До этого вел. святыня, вверенная ап. Фоме самой Божией Матерью, после Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочест. христиан. Чрез много лет, в царствование имп. Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.
 Императрице было видение, что исцелится от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в к-ром хранилась святыня: пояс Матери Божией был совершенно целым, не поврежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она освободилась от недуга. Отслужен благодарств. молебен Пресв. Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.
 В память о чуде и о двукратном положении честного пояса установлен праздник Положения честного пояса Пресв. Богородицы. Частицы св.пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском м-ре, в Трирском м-ре и в Грузии.
Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8
 Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы,глас 2
 Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

   Сщмч.Киприан, еп.Карфагенский, род. ок. 200 г. в Карфагене (Северная Африка), там протекла его жизнь. Фасций Киприан, сын богатого сенатора-язычника, прекрасно образован, блестящий оратор, учитель красноречия и философии в Карфагенской школе, часто выступал в судах как защитник по делам сограждан. Состояние от родителей и нажитое знаменит. ритор тратил на роскошные пиры, но они не заглушали жажды истины. Заинтересовавшись христианством, познакомился с соч-ниями пресвитера Тертуллиана. Из нерешительности его вывел друг пресвитер Цецилий. В 46 лет ученейший язычник принят в христ. общину как оглашенный. До Крещения раздал нищим имение и переселился в дом пресвитера Цецилия. Чрез год после Крещения святой рукоположен во пресвитера, когда умер Карфагенский еп. Донат, все единодушно избрали епископом св.Киприана.Дал согласие, рукоположен во еп. Карфагенского ок. 248 г.
 Святитель занялся церк. благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы.  Св. жизнь архипастыря вызывала желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Свт. Киприан стал известен за пределами епархии. Епископы др. кафедр обращались к нему за советом. Гонение имп. Декия (249-251), о к-ром его предвестили во сне, заставило скрыться. Пред отъездом святитель разделил церк. имущество между клириками для оказания помощи гонимым и далее присылал средства.
Он держал связь с карфагенскими христианами чрез посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые, убоявшись мучений, принесли жертву идолам. Отпадшие христиане обращались к исповедникам дать им письма мира, т. е. ходатайства о принятии в Церковь. Свт. Киприан написал Карфагенской общине послание, где указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но нужно рассмотреть обстоятельств, при к-рых совершилось отпадение. Должно проверить искренность падших. Принимать их после церк. покаяния и с разрешения епископа. Нек-рые из падших требовали немедлен. допущения в Церковь, смущая общину.
 Во время отсутствия святитель уполномочил 4-х клириков проверять людей, к-рые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это вызвало сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против епископа. Свт. Киприан отлучил Феликиссима и 6-х сторонников. В письме к пастве святитель увещевал не отходить от единства Церкви, подчиниться распоряжениям епископа, ждать его возвращения. Письмо удерживало карфагенских христиан в верности Церкви.
 Вскоре свт.Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима положен конец на Поместном Соборе 251 г. Собор утвердил возможность принятия в Церковь падших после принесения церк. покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.
 Назревал новый раскол, поднятый рим. пресвитером Новацианом, к к-рому присоединился карфагенский пресвитер Новат, сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если каются. Он при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского еп. Целерина поставить на Рим.кафедру другого. Против такого беззакония свт. Киприан написал ряд посланий к африкан. епископам, книгу "О единстве Церкви".
 Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали, оставляя больных без помощи, а мертвых - без погребения. Свт. Киприан, показывая пример мужества, ухаживал за больными и хоронил мертвых, не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Свт. Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать средства голодающим и на выкуп пленных.
Когда началось гонение на христиан имп. Валериана, карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он отказался, также назвать местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за епископом добровольно. В день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон о скорой мученич. кончине. В изгнании свт. Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, вернулся. На суде его оставили на свободе до след. года.
 Карфагенские христиане пришли проститься с епископом и получить благословение. На суде свт. Киприан отказался принести жертву идолам, приговорен к усечению мечом. Свт. Киприан сказал: "Благодарение Богу!"- и весь народ воскликнул: "И мы хотим умереть с ним!"
 На месте казни святитель преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Завязал глаза, руки дал связать стоявшим ок. него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали платки и убрусы, чтобы собрать свящ. кровь. Мученич. кончина последовала в 258 г. Тело святителя ночью погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана. При короле Карле Великом св. мощи перенесены во Францию.
 Свт. Киприан Карфагенский оставил для Церкви соч-ния и 80 писем. Творения свт. Киприана приняты Церковью как образцы Правосл. исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях изложено Правосл. учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Внутр. единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от Церкви не имеют истинной жизни. Христ. любовь явл-ся скрепляющим звеном Церкви. "Любовь - основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном".

  Свт. Геннадий, Патриарх Цареградский, поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 г., в царствование св. блгв.царя Льва Великого (457-474). О его жизни известно из книги "Луг духовный", где записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) прп. Софрония и Иоанна. Они при Патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви.
Свт. Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. Сила молитвы была велика: в церкви св.мч. Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте, даже занимавшийся разбоем и волшебством. Свт.Геннадий долго с кротостью увещевал его, но Харисим не изменял поведения. Патриарх прибег к строгости, повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. После наказания тот не исправился. Тогда свт. Геннадий поручил посланцу обратиться от его имени к св.мч. Елевферию, в церкви к-рого служил Харисим. Посланник Патриарха стал пред алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: "Св. мч. Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе чрез меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает беззакония и творит соблазны, посему или исправь его, или отсеки от Церкви". Утром Харисим был найден мертвым.
 Др. случай великой силы молитвы свт.Геннадия, произошел с живописцем, к-рый написал образ Христа с чертами языч. божества Зевса. Рука живописца после святотатства иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех грех Патриарху. Свт. Геннадий помолился о нем, и рука живописца исцелилась.
   Для устранения возникших в Церкви беззакон. действий и лжеучений свт. Геннадий созвал Поместный Собор, где осуждена ересь Евтихия и запрещена симония (посвящение в сан за мзду). Святитель требовал, чтобы желавшие принять свящ. сан были хорошо знакомы со Свящ. Писанием и знали наизусть Псалтирь.
    Во время патриаршества свт. Геннадия в Константинополе построен храм св. Иоанна Предтечи. Тогда же сенатор Студий из Рима основал м-рь, к-рый известен как "Студийский". Церк. экономом при св. Патриархе Геннадии был прп.Маркиан. Святитель рукоположил во пресвитера прп. Даниила Столпника. Свт. Геннадий - автор бесед и толкования на пророка Даниила (до нас не дошли). Известно "Окружное послание против симонии", утвержденное Собором 459 г. Свт. Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 г.

 Ясеновац (хорв. Jasenovac) – система лагерей смерти, созданная усташами (хорватскими фашистами) в августе 1941 г. Располагалась на территории Независимого Хорватского гос-ва, сотрудничавшего с нацистской Германией, в 60 км от Загреба.Зверскому обращению с заключенными ужасались даже нацисты.
Новомученики Ясеновацкие – правосл. узники в Хорватии, принявшие мученич. смерть в 1941–1944 гг. По различным свидетельствам, в годы Второй мир. войны в застенках Ясеноваца уничтожено тысячи правосл. сербов, многие из к-рых погибли за верность православию. Архиерейский Собор Сербской Правосл. Церкви прославил собор новомучеников Ясеновацких. Их имена включены в месяцеслов Рус. Правосл. Церкви с установлением празднования памяти 31 августа (13 сентября).

        

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения