Версия для печати
На страницу списка праздников

Сретение Владимирск. ик. Пресв.Богородицы (1395). Мчч. Адриана и Наталии, проч. 23, с ними пострадавших(305-311). Блж.Марии Дивеевской(1931). Св.Адриана Ондрусовск.(1549). Псково-Печерской «Умиление» ик.Божией Матери(1524)

08 Сентябрь 2018 г. Суббота

 Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Россию от напастей, потому в честь чудотворной Владимирской иконы в Рус. Правосл.Церкви установлено больше всего праздников: 21 мая (3 июня)- в память о спасении Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 г., 23 июня (6 июля) — в память о спасении от нашествия Ахмата в 1480 г. и 26 августа (8 сентября) — в память о спасении от нашествия Тамерлана в 1395 г.
Владимирская икона – самая чтимая из всех рус.икон. Пресв. Богородица с младенцем Христом на руках изображены в иконографич.типе Умиление прильнувшими друг к другу. По  преданию, икона писана св. еванг. Лукой. В Киев из Константинополя образ доставлен ок.1131 г., помещен в жен. Вышгородский м-рь под Киевом.
 Особое почитание иконы началось при вел. кн. Андрее Боголюбском (ок.1110–1174). В 1149 г. сын вел. кн. Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич стал удельным князем Вышгорода. В 1155 г. он без согласия отца решил покинуть удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. Князь был боголюбивым, спрашивал об иконах, к-рые можно взять в дорогу. Ему рассказали об иконе Пресв. Богородицы из Вышгородского м-ря, что трижды сходила с места: впервые увидели ее посреди храма и поставили на др.место; во 2-й раз она обратилась ликом к алтарю, её поставили в алтарь; в 3-й раз стояла отдельно вне престола.
  Кн. Андрей Юрьевич пришел в церковь и, узрев икону, полюбил ее. В молитве просил Божию Матерь быть заступницей и посетить «новопросвещенных людей» в Ростово-Суздальских землях, к-рые князь отдает под Её власть. Когда отправился в Ростово-Суздальское княжество, икону из Вышгородского м-ря взял с собою.
   Андрей Боголюбский убедился в правоте выбора - доказательством стали чудеса, совершенные иконой. Главное чудо - явление князю Божией Матери. В 10 верстах от Владимира лошади, везшие икону, вдруг остановились и более не пошли. Конюхи запрягли новых, но те не двинулись. Во время ночной молитвы князю явилась Богородица, сказав, что Ее икона будет во Владимире. Князь понял, что столицей княжества будет Владимир.
  Во Владимире Андрей Юрьевич построил в честь Богородицы Успенский собор, а икону окружил особым почитанием. Собору выделена «десятина». Андрей Юрьевич считал икону и Божию Матерь покровительницей княжества. Икона украшена князем золотом, серебром, драгоцен. камнями и жемчугом. Её назвали Владимирской иконой Божией Матери. Андрей Боголюбский видел во Владимирской иконе державную заступницу столицы Северо-Восточной Руси. Вокруг Владимирской иконы на Северо-Востоке развивается почитание Пресв. Богородицы.
  По преданию, Пресв. Богородица оказывала покровительство двум земным уделам — Иверии и горе Афон. Под Ее покровительством находился Константинополь, к-рый неоднократно спасался от нашествия благодаря заступничеству Божией Матери ( Покров Пресв. Богородицы).
   С принятием христианства почитание Божией Матери утверждается на Руси. Кн. Владимир посвящает Пресв. Богородице главный храм Киева (Десятинная церковь). В числе икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери - Корсунские. Успению Богородицы посвящен главный храм Киево-Печерского м-ря — Успенская церковь. Богородица явилась греч. зодчим, построившим храм, со словами: «Хочу церковь воздвигнуть Себе на Руси, в Киеве».
 В XII в. кн. Андрей Боголюбский,вдохновленный видением, повелел написать икону, изобразив Пречистую так, как явилась ему. Икону назвали Боголюбской. На месте явления кн. Андрей основал м-рь Рождества Богородицы, где хранилась написанная икона.
По велению кн. Андрея Юрьевича создано «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». В «Сказании» утверждается, что Пресв.Божия Матерь установила над Русью покровительство. Это значит, что Русь подпадает под благодатный Покров Пресв. Богородицы и становится Третьим Домом Её на Земле, наряду с Иверий и Афоном. Адрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресв. Богородицы, к-рый отмечается ежегодно 1 (14) октября. В честь праздника князь основал храм Покрова Божией Матери на Нерли. Вскоре праздник Покрова Богородицы вошел в круг Двунадесятых праздников Рус. Церкви и отмечается как один из главных правосл. праздников только на Руси.
  Богородица являла все новые знаки покровительства Владимирской земле и ее князю. Новым чудом от Владимирской иконы Божией Матери объяснили победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 г. В след.века Владимирская икона не раз являла чудеса спасения Руси от врагов.
  В 1395 г. к рус. границам подошли полчища Тимура. Это был известный на весь мир завоеватель, покоривший Хорезм, Персию, гос-ва Закавказья и создавший гос-во со столицей в Самарканде. В Европе Тимура звали Тамерланом, на Руси Темир-Аксаком - «Железным Хромцом». Он был тяжело ранен в бедро и остался хромым, В 1389 г. Тимур начал войну с золотоордынским ханом Тохтамышем. В 1395 г. пришел к рус. границам, разорил Елец. Кн.Василий с войском вышел из Москвы и встал на берегах Оки. Уверенности, что рус. войско устоит, не было. И тогда митр. Киприан обратился к помощи Пресв. Богородицы. Из Владимира в Москву привезли чудотв.икону Владимирской Божией Матери. 26 августа 1395 г. народ с молитвами встречал икону у стен Москвы: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Икону с крестным ходом   внесли в Кремль, поставили в Успенском соборе. В тот день и час, в к-рый принесена в Москву икона Богородицы, Тимур неожиданно отступил от границ Руси.
 Темир-Аксак стоял  две недели. И в тот день, когда принесена в Москву икона Пречистой, охватил его ужас, словно от некоего воинства, идущего из Руси. Он ушел в свою землю. Так проявилось милосердие Пречистой Богоматери. Услышав об этом, вел. князь и все христиане воздали хвалу Богу и Пречистой Матери, а на месте, где встретили икону, поставили церковь, устроили м-рь и установили праздновать память  чуда 26 августа.
 Отход Тимура связан с заступничеством Божией Матери. Тимур увидел во сне великую гору и с вершины идущих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, к-рые устремились на Тимура. На храброго «Железного Хромца» нашел страх, он «убоялся воевать Рус. землю».  День 26 августа стал церк. праздником — Сретения (встречи) иконы Владимирской, в память спасения Москвы от нашествия Тимура. М-рь на месте встречи Владимирской иконы назвали Сретенским, он и сегодня стоит на улице Сретенке.
 В 1395 г.Тимур победил хана Тохтамыша, сжег Сарай, разгромил Азов и г. Кафу в Крыму (ныне Феодосия). Казалось, рус. землям стало жить лучше — Моск. вел. княжество не платило дань Орде. Но ордынские правители не простили Руси этого. В 1408 г. покорить Русь пришел эмир Едигей. Он не принадлежал к ханскому роду, но при поддержке Тимура в 1397–1410 гг. был фактич. правителем Орды. В Москве не ждали нашествия, но вдруг огромная ордынская армия появилась под стенами рус. столицы. Кн. Василий Дмитриевич не успел собрать и малой дружины, потому уехал из города с семьей, оставив Москву на попечение дяди Владимира Храброго. 1 декабря 1408 г. войска Едигея осадили Москву. Владимир Андреевич так  организовал оборону города, что Едигей не пытался штурмовать город.стены. Зато начал разорять соседние города — Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород и др.
 В Москве неустанно молились пред Владимирской иконой: «О Заступница наша неотступная! Еще раз не предай нас в руки врагов наших!». Молитвы москвичей услышаны. Едигей получил сведения о перевороте в Орде. 20 декабря, накануне дня памяти митр.Петра, Едигей взял с москвичей выкуп в 3 тыс. рублей и отступил.
  Новое чудо через Владимирскую икону Богородица даровала Руси в 1480 г. В июне 1480 г. татарский хан Ахмат выступил в «великий поход» против Москвы, чтобы заставить князя возобновить выплату дани в Орду. Еще до прихода Ахмата летом, 23 июня 1480 г., в Москву принесена Владимирская икона, перед к-рой свершались молебны о спасении Руси. Рус. рати по приказу вел. кн. Ивана III Васильевича вышли навстречу ордынцам. Подойдя к Оке, Ахмат увидел, что все переправы заняты моск.полками под командованием сына вел. кн. Ивана Ивановича Молодого и воеводы, кн. Данилы Дмитриевича Холмского. Ордын. войско двинулось к реке Угре, притоку Оки, надеясь переправиться в моск. земли. Но рус. полки перебрались к Угре, в р-он Калуги. Они успешно отразили попытки татар форсировать реку, умело применяя пушки и огнестрельное оружие. 26 октября ударили морозы, Ожидалось решительное наступление татар.В Москве правосл. народ усердно молился перед Владимирской иконой. 9 октября татары отошли в степь. 11 ноября 1480 г. ушел и Ахмат. Вскоре Ахмат был убит. С игом на Руси покончено навсегда.
  Освобождение Руси от ордынского ига связано с заступничеством Божией Матери от Ее Владимирской иконы. Зимой 1480/81 г., установлен новый церк.праздник в память спасения Москвы от нашествия Ахмата — 23 июня (6 июля), день второго Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а место стояния на Угре современники назвали «поясом Богородицы».
 Еще одно чудо от Владимирской иконы Божией Матери вошло в церк. календарь. Летом 1521 г. Москве стало известно, что крымский хан Мухаммед-Гирей с огромным войском движется к рус. границам. У Оки войско, посланное вел. кн. Василием III, разбито крымчаками. Орда захватчиков разоряла Коломенск. и Моск.земли. Вел.князь ушел из Москвы на Волок, с воеводами собирал войско. Окрестности Москвы разорены, а крымчаки увели с собой огромный полон. Но стольный град Мухаммед-Гирей взять не смог. Правосл. народ знал почему — Сама Божия Матерь явила Москве заступничество от своей иконы.
 Во время осады Москвы митр. Варлаам с жителями усердно молился об избавлении от гибели. В разных источниках записаны сведения о чудесах. Например, Степенная книга сообщает, что престарелой монахине было видение: из Кремля, с Владимирской иконой Божией Матери, стал уходить сонм святителей, забрав иконы и святыни,  в наказание за грехи жителей. У кремл.ворот святители встречены прпп. Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, к-рые умолили их не уходить, а совершить молебен за спасение Москвы. Они принесли Господу молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. Святители возвратились в Кремль и внесли  св. Владимирскую икону.
 Подобное видение было моск. св. блж. Василию, к-рому открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. То же видение было трем женщинам, о том же поведано некому пономарю. Поэтому в народе посчитали, что заступничеством прпп. Сергия и Варлаама отшествия святых, а значит, и благодати, из Москвы не произошло, а по молитвам пред Владимирской иконой небесные силы вступились за Русь и крым.татары бежали из-под Москвы. Несколько позднее, в память о чудесном спасении столицы от нашествия Мухаммед-Гирея, установлен праздник в честь главной рус. святыни — 21 мая (3 июня). И до сего дня Владимирская икона  является общерус. святыней, самой чтимой из всех икон Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская, глас 4
  Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская, глас 8
 Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

  Мчч. Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, за год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при имп. Максимиане (305-311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто христиан приведет на суд. По доносу взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере у Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, потом привели в судебную палату, чтобы записать имена и ответы.  Начальник палаты Адриан, видя, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как неустрашимо исповедуют Христа, спросил: "Какой награды ждете от своего Бога за мучения?" Мученики отвечали, что награду эту он даже представить не может. Воодушевившись, св. Адриан сказал писцам: "Запишите меня, т. к. с радостью умру за Христа". Писцы донесли императору, к-рый призвал св. Адриана, решив, что тот обезумел. Но св. Адриан отвечал:"Я не обезумел, а обратился к разуму". Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, св. Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, т.к была тайной христианкой, в темнице укрепляла мужа. Св. Адриана отпустили сообщить супруге о дне казни.  Св.Наталия подумала, что он отрекся от Христа, не хотела впускать в дом. Святой убедил, что пришел известить о дне кончины.
Св. Адриана жестоко мучили. Император советовал святому призвать идолов, но тот отказался. Св. Наталия просила принести за нее молитву Богу, чтобы не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Св. Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него, сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась гроза, печь погасла. Многие палачи убиты молнией. Св. Наталия взяла себе руку супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на св.Наталии, к-рая была молода и богата. Она скрылась в Византии. Ей явился во сне св.Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная страданиями мужа, вскоре преставилась к Богу.
Тропарь мучеников Адриана и Наталии, глас 4
 Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников Адриана и Наталии, глас 4
 Жены Богомудрыя Божественная словеса в сердце положив,/ Адриане, мучениче Христов, к мучением усердно устремился еси,/ с супругою венец приемь.
Молитва святым Адриану и Наталии
 О священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших. Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобный брани, от напрасный смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

   Блж. Мария (Мария Захаровна Федина) род. в Тамбовской губ. в крестьян.семье. С детства любила уединение и молитву. Отец умер, когда ей было 13 лет, чрез год умерла мать. Осиротев в 14, скиталась между Дивеевом и Саровом голодная. Ходила, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полую воду и в дождл.осень одинаково — в лаптях, часто рваных, без онуч.
  Однажды шла в Саров на Страстной неделе в распутицу по колено в воде с грязью и снегом; ее нагнал мужик на телеге, решил подвезти, она отказалась. Летом Мария жила в лесу, т.к. когда приходила в Дивеево, тело было сплошь усеяно клещами и многие из ранок нарывали. Про Марию Ивановну говорили, что она пред приходом в Дивеево 40 лет прожила под мостом в непрест. молитве. Матушка игум. Александра часто посылала спросить Марию Ивановну по разным вопросам.
  Никто не слыхал от нее жалоб, уныния, раздражительности или сетования на несправедливость. Господь за богоугодн. жизнь, вел. смирение прославил ее. Начали замечать, что она скажет или о чем предупредит, то сбывается, у кого остановится, те получают благодать от Бога.
  Блж. Прасковья Ивановна, предчувствуя кончину, говорила близким: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». В день смерти блж. Параскевы Саровской, монахини выгнали блж. Марию из м-ря, раздраженные странностями. Но приехал в обитель крестьянин, сказал: «Какую рабу Божию прогнали из м-ря, она мне всю мою жизнь сказала и все грехи. Верните ее в м-рь, иначе потеряете навсегда». За Марией Ивановной отправили посыльных. Она вернулась.
  Ее спрашивали, почему она Ивановна. «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече», — отвечала она. Мария Ивановна говорила быстро, много, иногда стихами, временами сильно ругалась, особенно после 1917 г., но под ее словами скрывались прозорл. обличения. По молитвам блаженной, страдавшей от мучительных болезней и несчастных случаев, Господь многократно исцелял страждущих, о чем сохранились свид-ва очевидцев. В годы тяжелых испытаний для России увеличился поток нуждающихся в молитв. помощи. Ее предсказания помогли многим избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах, запрещали принимать посетителей. После закрытия м-ря в 1927 г. Мария Ивановна находила приют в домах верующих. Незадолго до смерти блаженную подвергли допросу, но признав ненормальной, отпустили. Мария Ивановна, провидя будущие испытания лагерями, ссылками и годами безбожия, укрепляла сестер обители, предсказывая возрождение Серафимо-Дивеевского м-ря.
  Истинная подвижница, она имела дар исцеления и прозорливости. Рассказывали сестры, что в ночь с 4 на 5 июля 1918 г.,  в ночь мученич. кончины Царской Семьи, Мария Ивановна кричала: «Царевен штыками!» Неистовствовала страшно, только потом выяснилось, о чем кричала.
  После разгона м-ря жила сначала в с.Пузо, оттуда по благословению игум.Александры ее перевезли в Елизарово. Здесь прожила до весны, а весной перевезли ее в Дивеево, сначала к глухонемым брату с сестрой, а в 1930 г. на хутор возле с.Починок и, наконец, в Череватово, где она скончалась 8 сентября 1931 г. Похоронили её на сельском кладбище.
  Синодальная комиссия по канонизации святых, ознакомившись с богоугодной жизнью Христа ради блж. стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских, постановила причислить к лику святых Христа ради юродивых, блж. стариц Пелагию Дивеевскую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церк.почитания в Нижегородской епархии. Св. старицы прославлены как местночтимые святые в июле 2004 г. в торжества, посвященные 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского. В октябре 2005 г. состоялось общецерк.прославление Дивеевских блжж.Пелагии, Параскевы и Марии.
Тропарь, глас 1:
  Глас апостола Павла услышавша глаголющ: мы юроди Христа ради, рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юроди быша на земли Тебе ради; темже, память их почитающе, Тебе молим: Господи, спаси души наша.
Кондак, глас 8:
 Вышния красоты возжелевша, нижния сласти телесныя тощно оставили есте, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходяща, скончавшася, Пелагие, Параскево и Марие блаженныя: Христа Бога молите непрестанно о всех нас.
Величание:
  Ублажаем вас, святыя блаженныя матери наша Пелагие, Параскево и Марие, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

В Собор Нижегородских святых входят:
• Прп. Симон Печерский, Владимирский, Суздальский, еп. (+ 1226; память 10 мая)
• Блгв. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский, вел. князь (+ 1238; память 4 февраля, 4 марта)
• Блгв. Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь (+ 1263; память 30 августа, 23 ноября)
• Свт. Алексий Московский, всея России чудотворец, митр. (+ 1378; память 12 февраля; 20 мая)
• Прп. Феодора Нижегородская, княгиня, игум. (+ 1378; память 16 апреля)
• Свт. Дионисий Суздальский, митр. (+ 1385; память 26 июня, 15 октября)
• Прп. Евфимий Суздальский, архим. (+ 1404–1405; память 1 апреля, 4 июля)
• Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444; память 25 июля)
• Прп. Варнава Ветлужский (+ 1445; память 11 июня)
• Прп. Иоасаф Печерский, Нижегородский (+ 1567; память 19 ноября)
• Свт. Симеон Смоленский (Молюков), митр. (+ 1699; память 4 января)
• Свт. Иларион Суздальский, митр. (+ 1707; память 14 декабря)
• Прп. Александра Дивеевская (Мельгунова) (+ 1789; память 13 июня)
• Прп. Назарий Валаамский, Саровский, игум. (+ 1809; 23 февраля)
• Прп. Марфа Дивеевская (Милюкова) (+ 1829; память 21 августа)
• Прп. Елена Дивеевская (Мантурова) (+ 1832; память 28 мая)
• Прп. Серафим Саровский (+ 1833; память 2 января, 19 июля)
• Св. прав. Алексий Бортсурманский, иерей (+ 1848, память 21 апреля)
• Свт. Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский (+ 1862; память 7 апреля)
• Блж. Пелагия Дивеевская (Серебренникова) (+ 1884; память 30 января)
• Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. (+ 1906; память 17 февраля)
• Блж. Параскева Дивеевская (+ 1915; память 22 сентября)
• Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский (+ 1918; память 22 августа)
• Сщмч. Стефан Немков, иерей (+ 1918; память 27 августа)
• Сщмч. Михаил Воскресенский, иерей (+ 1918; память 27 августа, 26 октября)
• Мч. Алексий Нейдгардт (+ 1918; память 24 октября)
• Сщмч. Алексий Порфирьев, прот. (+ 1918; память 24 октября)
• Сщмч. Иоанн Флеров, иерей (+ 1918; память 21 сентября)
• Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский (+ 1918; память 24 октября)
• Мц. Дария Тимагина (Тимолина), Суворовская (+ 1919; память 5 августа)
• Мц. Дария Улыбина (Сиушинская), Суворовская (+ 1919; память 5 августа)
• Мц. Евдокия Немкова (Шикова), Суворовская (+ 1919; память 5 августа)
• Мц. Мария Неизвестная, Суворовская (+ 1919; память 5 августа)
• Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929; память 25 января, 4 июня)
• Сщмч. Николай Восторгов, иерей (+ 1930; память 19 января)
• Блж. Мария Дивеевская (Федина) (+ 1931; память 26 августа)
• Мч. Иаков Гортинский (+ 1937; память 16 августа)
• Прмц. Анна (Ежова), инокиня (+ 1937; память 26 августа)
• Сщмч. Александр Никольский, иерей (+ 1937; память 4 сентября)
• Сщмч. Петр Лебединский, иерей (+ 1937; память 4 сентября)
• Мч. Стефан Митюшкин (+ 1937; память 4 сентября)
• Мч. Василий Ежов (+ 1937; память 4 сентября)
• Сщмч. Николай Хвощев, иерей (+ 1937; память 4 сентября)
• Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (+ 1937; память 7 сентября)
• Сщмч. Александр Беляков, иерей, (+ 1937; память 21 сентября)
• Сщмч. Андрей Бенедиктов, иерей (+ 1937; память 21 сентября)
• Сщмч. Валент (Валентин) Никольский, иерей (+1937; память 21 сентября)
• Сщмч. Иоанн Лазарев, иерей (+ 1937; 21 сентября)
• Сщмч. Иоанн Никольский, иерей (+ 1937; память 21 сентября)
• Сщмч. Петр Сахаровский, иерей (+ 1937; память 21 сентября)
• Мц. Елисавета Самовская (+1937; 1 ноября)
• Сщмч. Михаил Адамонтов, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Павел Борисоглебский, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Вениамин Владимирский, диакон (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Михаил Гусев, прот. (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Александр Ильинский, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Александр Крылов, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Александр Курмышский, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Алексий Молчанов, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Иоанн Мошков, диакон (+ 1937; память 7 ноября)
• Мц. Елисавета Сидорова (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Павлин Старополев, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Николай Троицкий, иерей (+ 1937; память 7 ноября)
• Мч. Николай Филиппов (+ 1937; память 7 ноября)
• Сщмч. Порфирий Колосовский, иерей (+ 1937; память 14 ноября)
• Сщмч. Евгений Яковлев, иерей (+ 1937; 24 ноября)
• Мц. Анисия Масланова (+ 1937; память 28 ноября)
• Сщмч. Василий Завгородний (+1937; память 28 ноября)
• Сщмч. Иаков Гусев, иерей (+ 1937; память 13 декабря)
• Сщмч. Иоанн Быстров, иерей (+1938; память 21 сентября)
• Прмц. Марфа (Тестова), Дивеевская, инокиня (+ 1941; память 13 апреля)
• Прмц. Пелагия (Тестова), Дивеевская, инокиня, (+ 1944; память 21 октября)
• Прп. Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня (+ 1963; память 25 октября)

 Прп.Адриан Ондрусовский (дворянин Андрей Завалишин), владелец богатого имения в 9 верстах от м-ыря прп. Александра Свирского. Во время охоты на оленя в 1493 г. он случайно встретил прп. Александра Свирского, после часто приходил слушать наставления. Позже доставлял хлеб его сподвижникам. Оставив имение, постригся в Валаамской обители с именем Адриан. Через несколько лет, по благословению прп. Александра Свирского, прп. Адриан поселился в уединен. месте на полуострове Ладожского озера. Там построен храм свт.Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков в дремучем лесу о. Сала укрывалась шайка разбойников под предвод-вом Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули это место. Прп. Адриан, не имея денег, чтобы предложить выкуп, обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом. Разбойник посмеялся, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился: "Живите".
  Атаман вскоре попал в плен к др.шайке, прятавшейся недалеко на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ждет смерть, горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг увидел прп. Адриана, что сказал: "По милосердию Господа, у Которого просили для тебя пощады пустынному братству, ты свободен" - и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, поспешил в обитель прп. Адриана и нашел подвижников на псалмопении. Оказалось, что прп-ный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Окончил жизнь в покаянии. Раскаялся и разбойник др.шайки. По молитвам прп. Адриана принял постриг с им. Киприан, основал на месте притока обитель и прославился чудесами.
 Обитель прп.Адриана получала вклады царя Иоанна Грозного. В августе 1549 прп. Адриан был восприемником дочери Иоанна Грозного Анны. Когда старец возвращался из Москвы в обитель, близ сел. Обжи его убили разбойники, надеясь найти деньги. Братия долго ждала настоятеля, спустя 2 года он яв-ся ночью в видении старцам и сказал о кончине. На др. день, 17 мая, братия обрела его нетлен. тело в болоте и предала погребению у стены церкви свт.Николая. Память прп-ного, воспринявшего мучен. венец, празднуется в день обретения и перенесения св. мощей 17 мая и в день преставления и тезоименитства с мч. Адрианом.

Псково-Печерская икона Божией Матери "Умиление" принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 г. Особенно прославилась чудесными исцелениями в 1524 г.
Эта св. икона прославились в 1581 г. во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество иконе "Умиление" установлено еще 7 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 г.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения