Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес. мощей ап.Варфоломея(VI). Ап.от 70-ти Тита, еп. Критск. Свтт.Варсиса и Евлогия,епп.Едесских,Протогена,исп.,еп.Каррийск. Свт.Мины,патр. Цареградск.

07 Сентябрь 2018 г. Пятница

    Перенесение мощей ап.Варфоломея было в кон.VI в. Его ап. деятельность и мученич. кончина вспоминаются Церковью 24 июня. Ап.Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (Баку) в 71 г., где  находились его св.мощи. От них происходили многочисл.чудеса, много неверных обращалось ко Христу. При имп.Анастасии (491-518) мощи ап.Варфоломея принесены во вновь построенный г. Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI в.
  Когда г. Анастасиуполь захватил персид. царь Хозрой, христиане, взяв ковчег с мощами, бежали к Черному морю. Настигшие жрецы бросили ковчег с мощами ап.Варфоломея в море. Брошены в море еще 4 ковчега с мощами св.мчч.Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в море,  достигли Италии. Ковчег с мощами ап.Варфоломея пристал к берегу у о.Липары, а остальные пристали в разных местах Италии. Ковчег с мощами мч. Папиана остановился в Сицилии, мч. Лукиана в Мессине, мч.Григория в Калабрии и мч. Акакия в Аскулусе.
   О прибытии св.мощей ап.Варфоломея было откровение епископу о. Липары Агафону, к-рый вышел с клиром к берегу, взял ковчег и торжественно перенес в церковь. От мощей ап.Варфоломея истекло миро, дававшее исцеление. В церкви о.Липары св.мощи оставались до сер.IХ в. Остров захватили язычники, христ. купцы св.мощи перевезли в г.Беневент, где их положили в главной церкви города.
Тропарь апостолов Варфоломея и Тита, глас 3
  Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Варфоломея, глас 4
  Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Св.ап. Тит из Крита, из знатного языч.рода Мироя царя, с юности погрузился в науки, изучая сочинения древних философов и стихотворцев, напр. Гомера. Он проводил жизнь незлобивую, целомудренную, как свидетельствовал св. Игнатий Богоносец, называя Тита девственником.
  Когда Титу исполнилось 20 лет, он услышал голос, что ему нужно спасти душу, что невозможно при учении еллинском. После того Тит не хотел веровать в идолов. Во сне было повеление от Бога – прочесть еврейские книги, и Тит  их искал. Найдя книгу св.прор. Исаии, Тит остановился на 41 гл., к-рая начиналась: "Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы"(Ис.41:1). Тит читал: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну: не бойся, ибо Я с тобою»..
 На о.Крит прошел слух о Христе, Боге, жившем в Иерусалиме и совершавшем чудеса. Анфипат Крита, дядя Тита по матери, послал в Иерусалим племянника, чтобы тот послушал, что говорил Христос, побеседовал с Ним, и рассказал, что узнал о Христе.
  Тит, в Иерусалиме увидев Христа, последовал за Ним. Он видел чудеса, совершенные Христом, спасительное страдание Господа, уверился в воскресении Его. После вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде языков огненных, Тит слышал беседу апостолов, говоривших по-критски. Тит рассказал обо этом на Крите.
 Блж.Тит принял участие в ап.служении принял крещение от св.ап.Павла. После этого Тит сопричтен к числу 70-ти меньших апостолов, послан с ап.Павлом на проповедь Слова Божия к язычникам. Ап.Павел назвал его сыном (послание к Титу:"Титу, истинному сыну по вере: благодать, милость" (Тит.1:4). Иногда Тита посылал ап.Павел проповедовать самостоятельно, напр. в Далмацию, о чем упоминал:"Тит в Далматию"(2Тим.4:10). Св.ап.Павел посылал Тита с посланиями к коринфянам: "я упросил Тита и послал с ним одного из братьев"(2Кор.12:18). Также: "мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил" (2Кор.8:8). И еще: "благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам" (2Кор.8:16).
  Павел  называл его то сыном, то братом, а когда он замедлил, уйдя от Павла, тот скорбел о нем:"придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне отверста дверь Господом, я не имел покоя духу моему, т.к. не нашел там брата моего Тита"(2Кор.2:12-13). еще говорит: "обрадованы мы радостью Тита"(2Кор.7:13).
    Св.апостолы пришли в Крит. Анфипатом на Крите был Рустил, муж сестры Тита. Услыхав проповедь о Христе, он посмеялся, но когда воскрешен ап. Павлом умерший сын, Рустил принял св. крещение со всем домом. Св. Павел поставил блж.Тита епископом о.Крит и близлежащих островов, поручив новопросвещен.христиан .Сам отправился в др.страны проповедовать язычникам. Придя в Никополь, св.Павел написал послание Титу :"для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал"(Тит.1:5). Когда Павел задержался в Никополе, призвал Тита, говоря в послании:"когда пришлю Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму" (Тит.3:12). Св.Павел взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, пошел в Рим, дабы видеть страдальч. подвиг учителя, пробыл в Риме до кончины св. ап. Павла, до усечения главы по приказанию Нерона.
   Тит предал погребению св. тело апостола, вернулся к пастве на Крит. На острове был идол богини Дианы. Еллины приносили жертвы. Св.Тит пришел на место собрания, начал говорить слово Божие. Народ не слушал, св.Тит помолился Богу, и идол рассыпался. Уверовало во Христа 500 чел. Когда по приказанию рим.императора, на Крите строили  храм Зевса, ап.Тит, проходя мимо, помолился Богу, и храм разрушился до основания. Многие еллины обратились ко Христу и построили церковь Господа Иисуса Христа.
  Просветив о. Крит и окрест. страны, ап.Тит достиг глубокой старости; преставился ко Господу в 94 года. При кончине пришли ангелы, дабы взять душу; осветилось лицо его, как солнце, ибо чья жизнь была светом миру, смерть того  почтена осиянием света от Господа.
Кондак, глас 2:
  Павлов явився собеседник, Апостоле, с сим нам слово предвозвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Тите приснопамятне. Сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

      Свтт.Варсис и Евлогий, епп.Едесские, Протоген, еп. Каррийский, исп., пострадали от ариан во 2-й пол. IV в. Имп.Валент (364-378), желая насадить ариан. ересь, воздвиг гонение на православных. В г. Едессе изгнал с еп. престола свт.Варсиса, борца за Православие, послав в заточение на о. Арад. Правосл. население приняло святителя-изгнанника с вел.честью. Его послали дальше, в египет. г. Оксиринф, но там была такая же встреча. Тогда свт. Варсиса изгнали на границу имп. владений, в далекий г. Фенон, где, измученный ссылками, он скончался (378). В Едессе имп.Валент незаконно возвел на еп. кафедру арианина лжееп. Лупуса. Правосл. население Едессы, клирики и миряне, перестали посещать церковь, захваченную арианами. Они собирались за городом и совершали Богослужение там.
     Узнав, император приказал епарху Модесту умертвить православных на Богослужении за городом. Епарх оповестил православных, чтобы не приходили на Богослужение. Но верующие, горя желанием принять мученич. смерть за Христа, пришли на место молитвы. Епарх Модест направился туда с вооружен.воинами. По дороге увидел женщину, к-рая спешила на Богослужение с ребенком, чтобы не лишиться мученич. венца. Пораженный епарх Модест вернулся с воинами назад. Явившись к имп. Валенту, убедил отменить указ об убиении православных и распространить его только на клириков. Лиц дух. чина, во главе со старейшим пресвитером Евлогием, привели к императору. Он добивался, чтобы они вошли в церк. общение с лжееп.Лупусом, но никто не согласился. 80 мужей дух. чина в оковах послали в заточение во Фракию. Православные встречали с вел.честью как исповедников и снабжали всем необходимым. Узнав об этом, император велел разделить мучеников по двое и разослать в отдаленные места.
   Св.пресвитеры Евлогий и Протоген отправлены в Фиваидский г.Антиной. Они обратили ко Христу многих идолопоклонников и крестили их. Когда погиб имп.Валент, на престол вступил св.блгв.царь Феодосий (379-395), оставшиеся в живых правосл. исповедники возвращены из ссылки. Св.пресвитеры Евлогий и Протоген вернулись в Едессу. На место умершего в изгнании епископа свт.Варсиса возведен св.пресвитер Евлогий, а св. пресвитер Протоген поставлен епископом в месопотамский г. Каррию. Оба святителя управляли паствами до смерти, к-рая последовала в конце IV в.

  Свт. Мина, Патриарх Константинопольский (536-552), был пресвитером в Константинополе и надзирателем за странноприимным домом прп. Сампсона Странноприимца, в царствование св. Юстиниана I (527-565). После низложения еретика Анфима (535-536) на Константинопольский патр. престол  возведен св.пресвитер Мина за высокую добродетель и твердое исповедание Православия. Рукоположение св. Папа Римский Агапит совершил в Константинополе. Во время патриаршества свт. Мины в Константинополе произошло чудо, ставшее известным городу.
  Один еврейский мальчик вошел с др. детьми в церковь, причастился Святых Христовых Таин. Дома рассказал отцу. Тот в гневе схватил ребенка и бросил в раскаленную печь (еврей был стеклодув). Мать три дня со слезами искала сына, громко звала, и, наконец, на третий день он отозвался ей из раскаленной печи. Она с трудом вытащила оттуда ребенка, к-рый был невредим. Мальчик рассказал, что приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. О случае стало известно свт. Мине и св.Юстиниану.. Мальчик и мать приняли Крещение, но отец не раскаялся, несмотря на вел.чудо. Император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.
  Св.патриарх Мина правил Константинопольской Церковью 16 лет. В его патриаршество в Константинополе освящен знаменитый храм Св. Софии, Премудрости Божией. Святитель мирно скончался в 552 г.





 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения