Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Евтихия,уч-ка ап.Иоанна Богослова. Перенес.мощей свт.Моск.Петра, всея Руси чудотв.(1479). Прп.Арсения Комельск. Прп.Аристоклия,старца Московск. Мч.Татиона. Мц.Сиры,девы Персидск. Прп.Георгия Лимниота. Равноап.Космы Этолийск. Петровск.ик.Богородицы

06 Сентябрь 2018 г. Четверг

 Св. Евтихий родом из г. Севастополя. Узнав о Иисусе Христе и проповедовании учения апостолами, оставил родителей, друзей и пришел к ученику Христа ап. Иоанну Богослову. Следуя за ним, подражая житию, св.Евтихий учился от него премудрости божественной, черпал от него благодать Божию. Исполнившись ревности апостольской, св. Евтихий мужественно искоренял обольщение бесовское. Встретив св.ап.Павла, Евтихий стал его спутником, много потрудился с ним, проповедуя Евангелие. Поэтому св.Евтихий считается учеником и еванг.Иоанна Богослова, и св.ап.Павла.
  Евтихий сопричислен к числу меньших апостолов, хотя его нет в числе 70-ти. Удостоился этого, т. к. трудился со старейшими апостолами, благовествуя имя Господа, ими же поставлен в епископа для служения Господу, с проповедью имени Христова прошел много стран не только с проч.апостолами, но и один.
   Впрочем, он проповедовал Евангелие не один, спутником  был ангел Божий, к-рый укреплял и предсказывал ему, что с ним случится. Ап.Евтихий переносил с терпением и заключение темничное, и побои, страдая мужественно за Господа. Св.Евтихий был заключен в темницу и томим голодом долгое время, и ему послан с неба хлеб от Бога. Этот хлеб принесен невидимою рукою. Вкусив его, апостол укрепился.
 В др.раз, когда он был повешен нагим на мучилищном дереве и терзаем железными орудиями, от чистого тела истекло с кровью благовонное миро и наполнило воздух благоуханием.Когда св.апостол брошен в горящий костер, внезапно загремел гром, пошел дождь со снегом и градом и погасил огонь, а святой остался невредимым, прославляя Господа.
 Святой отдан на съедение зверям, но они стали кроткими. Лев человеческим голосом прославил во всеуслышание величие Господа, чем привел в ужас всех. Св.ап.Евтихий окончил свой подвиг приведенный связанным из Ефеса в Севастополь, где скончался. Служба в Минее упоминает, что он усечен мечом во св. главу, которую Бог увенчал благолепным венцом.
Кондак, глас 3:
 Апостолов сопрестольник, и святителей красота быв Евтихе, мученически прославился еси, просиял еси яко солнце, всех просвещая, и разорил еси безбожия нощь глубокую. Сего ради тя почитаем, яко

   Свт. Петр, митр. Московский, род. на Волыни в семье благочестивых родителей. До рождения мать имела видение, что сын просияет добродетелью в земле Русской. Учился будущий митрополит прилежно, но не успевал. По преданию, он горячо молился и однажды увидел во сне святителя, к-рый коснулся языка и благословил. Мальчик стал одним из самых способных учеников.
 В 12 лет Петр ушел в м-рь., успешно изучил книж.науки, с  ревностью исполнял монаст. послушания. Много времени уделял изучению Свящ. Писания, обучился иконописанию. Иконы, писанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим м-рь христианам.
 После многолетних подвигов он пришел в уединенное место при реке Рати. Вскоре возник Новодворский м-рь. Избранный игуменом, св.Петр кротко наставлял дух.чад, не гневался на провинившегося, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике узнали за пределами обители. Нередко в м-рь приходил Галицкий кн.Юрий Львович услышать дух.наставления св.подвижника.
 Однажды обитель посетил Владимирский митр.Максим, обходивший Рус.землю со словом поучения. Принимая святит.благословение, игум.Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресв. Богородицы, пред к-рым свт. Максим до конца жизни молился о спасении Русской земли.
  Когда митр.Максим скончался, Владимирская кафедра осталась незанятой. По совету Галицкого кн.Юрия игум.Петр отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святител. кафедры. Много добрых дел совершил святитель, много потрудился для Церкви и Отечества. В страдавшей под татарским игом Рус. земле не было твердого порядка, и свт.Петру приходилось менять места пребывания. Во время объездов епархий он поучал народ и духовенство о строгом хранении христ.благочестия. Враждовавших князей призывал к миролюбию и единству.
  В 1325 г. свт. Петр по просьбе вел.кн. Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340) перенес митропол. кафедру из Владимира в Москву. Это важное событие для Рус.земли. Свт.Петр пророчески предсказал будущее возвышение Москвы как центра России. По его благословению в Моск. Кремле в августе 1326 г. заложен собор Успения Пресв.Богородицы. Это было знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.
 Он преставился в 1326 г., погребен в стене Успенского собора Кремля, в каменном гробу, к-рый сам приготовил. В 1472 г., при перестройке обветшавшего собора, св.мощи митр.Петра переложены в новую раку. Вскоре храм обрушился, и вел. кн. Московский Иоанн III вызвал из Италии выдающ.зодчего Аристотеля Фиораванти, под руководством к-рого заложен новый Успенский собор.
 24 августа 1479 г. мощи свт. Петра перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте.
Тропарь святителя Петра, глас 4
 Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.
Кондак святителя Петра, глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

    Прп. Арсений Комельский род. в Москве, происходил из дворян. рода Сахарусовых. В молодости принял иноч. постриг в Троице-Сергиевом м-ре. Там занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 г. В 1525–1527 гг. прп-ный был игуменом Троице-Сергиева м-ря. Часто удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Вел. кн.Василий IV (1505–1533), посетивший м-рь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что прп. Арсений желает удалиться в пустынь.
  Отойдя с келейным старцем в Комельские леса в 50 верстах от Вологды, прп. Арсений сделал большой деревян. крест и с ним на плечах отправился чрез лес искать место буд.пустыни. Проходя болотистое место по трясине, прп-ный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться. Он водрузил крест и поставил первую келью.
  Местные жители, приходившие для звериной ловли, убили келейника прп. Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в новую пустынь собралось несколько иноков,  затем поселились бежавшие от татарск. набега окрестные жители. Прп. Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 г. вел. кн. Василий выдал грамоту на землю в Комельском лесу на р. Кохтыше. С учеником Герасимом прп-ный расчищал здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда собралось несколько иноков, он поставил храм Положения ризы Пресв.Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, прп-ный поучал крестьян, к-рые поселились в окрестностях м-ря. Он заповедовал свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались, стали работать в праздник, поднявшийся ветер разметал все снопы.
 Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 г. Его житие написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском м-ре в 1596 г. В кратком виде оно восстановлено по сохранившимся записям и дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя 100 лет после кончины игум. Иоасаф построил в м-ре камен. храм Положения ризы Пресв. Богородицы. Два придела храма явили дух. связи учителя и ученика. Левый придел посвящен прп. Сергию Радонежскому, а правый – прп.Арсению Комельскому.
Тропарь преподобного Арсения Комельского, глас 4
 Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Арсения Комельского, глас 8
 Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь венную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

   Мч. Татион в Вифинии  пострадал при имп. Диоклитиане (284-305). Когда преследователи узнали, что он верует во Христа, схватили и привели в г. Клавдиополь к правителю Урбану. Много раз принуждали святого отречься от Христа, заключали в темницу и предавали истязаниям. Его избили палками и повлекли за город на казнь. Св.мученик, оградив себя крестом, умер дорогой († 305).

   Мц. Сира в VI в. в Персии была дочерью знаменит.жреца-огнепоклонника из Карх-Селевкии в Елимаиде (Абизард). Отец, боясь влияния христианства на дочь, отдал ее после смерти матери в г. Фарс на воспитание к жрице, к-рая научила ее жреческой науке. Сира стала жрицей при капище огня. Однажды, разговорившись с нищими-христианками, Сира уверовала во Христа Спасителя и начала жить по-христиански: учила молитвы и псалмы, постилась, читала христ. книги.
  Как-то Сира заболела. Она пришла к христ. храму и просила пресвитера дать ей немного церк. праха, надеясь получить исцеление. Пресвитер, зная Сиру как идолослужительницу, отверг ее просьбу. Сира с верой прикоснулась к одежде священника, получила исцеление и возвратилась домой здоровой.
 Родные Сиры догадывались, что она хочет принять христ-во, и просили мачеху Сиры убедить оставить это намерение. Мачеха, обманывая, будто она тайная христианка, уговаривала Сиру держать веру в тайне, а наружно продолжать служить огню. Сира колебалась насчет Крещения, но, получив откровение во сне о безотрадной участи родных, к-рая наступит после смерти, и о светлых обителях для христиан, пошла к епископу, прося крестить ее. Епископ отложил это, опасаясь дать жрецам повод к преследованию христиан. Он думал, что Сира, испугавшись гнева отца, отступит от Христа. Епископ посоветовал  открыто исповедать веру в Спасителя пред родными.
   Св.Сира однажды разметала свящ. огонь, почитавшийся персами за божество, воскликнула, что она христианка. Отец бил дочь, пока не изнемог, и бросил в темницу. Со слезами упрашивал остаться в прежней вере, но Сира была непреклонна. Тогда отец донес главному жрецу, правителю и царю Хозрою Старшему. Св. деву долго мучили в темнице, но Господь укреплял ее, и она твердо стояла за веру Христову. Однажды, подкупив сторожей темницы, св. Сира приняла Крещение у епископа.
 Господь сподобил св. Сиру дара чудотворений. Когда персы отдали мученицу иудеям, те глумились, требуя подтверждения силы Господней. Св. Сира помолилась Спасителю, и тотчас с нее спали узы. Изможденная мучениями, св.Сира смертельно заболела. Она просила Господа, чтобы Он сподобил её мученич. венца. Бог даровал исцеление. Увидя мученицу здоровой, сторож и начальник тюрьмы хотели обесчестить св. деву, но Господь одного поразил болезнью, а другого смертью. Мученицу приговорили к удавлению.
 Казнь проводили с изощренной жестокостью:временами отпускали веревку, спрашивая святую, не желает ли она остаться в живых. Но мученица, чуть живая, просила скорее исполнить казнь. Тело святой брошено на съедение псам, но они не коснулись его. Христиане предали тело св. Сиры погребению († 558).

    Прп. Георгий Лимниот в VIII в. был иноком Олимпийской обители близ Константинополя. Пострадал за почитание икон при имп. иконоборце Льве Исавре (716-741). Ему опалили голову и отрезали нос. Скончался прп.Георгий ок.716 г.

    Равноап.Косма Этолийский (1714-1779) - народный греч. святой. Его икона в каждом греч. храме, в каждой правосл.семье. Великий апостол 18 в., чьи проповеди, пророч. дар и чудотворения были так сильны, что враги веры не могли противостоять Божией благодати, что от него исходила, и принимали христианство. Его житие стало путеводным для христиан. Он посвятил славе Христовой жизнь.
Ап. служение св. Космы завершилось мученич. смертью в 1779 г. В 65 лет по наветам иудеев он предан туркам и удавлен. Тело брошено в реку, чрез 3 дня обретено свящ.Марком и предано погребению близ Каликонтаси в Ардевузском м-ре Введения во храм Пресв. Богородицы. Впоследствии частицы мощей сщмч. перенесены на благословение в разные места.

  Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана свт. Петром, митр.Московским в бытность его игуменом Ратского м-ря на Волыни. Во время посещения Ратской обители свт. Максимом, митр. Киевским и всея Руси, св.Петр поднес ему в дар эту икону.
 Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где находилась его кафедра. По смерти свт. Максима игум. Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311).
  Во время плавания игум.Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему яв-сь Пресв.Богородица:"Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ".
  Когда он предстал пред Патриархом Афанасием с иконой, свт. Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону свт. Петру: "Приими св. Богородичный образ, к-рый ты написал, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе".
  Свт. Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 г. при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Моск. Успенском соборе.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения