Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольск. (582) Свт.Мефодия, архиеп.Моравск.(885). Мчч.Иеремия и Архилия иерея(III). Прп.Платониды Сирск.(308). Мчч.120 Персидск.(344-347). Касперовск.ик.Богородицы.

19 Апрель 2018 г. Четверг

  Свт. Евтихий, архиеп. Константинопольский, род. в селении "Божественное", во Фригийской обл. Отец, Александр, был воином, а мать, Синесия, дочерью священника августопольской церкви Исихия. Св. Евтихий получил первонач. образование и христ. воспитание от деда-священника.Однажды во время дет. игры мальчик написал свое имя с титулом Патриарха, как бы предуказал буд. служение. В 12 лет отправлен в Константинополь для дальн. образования. Юноша преуспел в изучении наук и понял, что челов. мудрость - ничто пред Божеств.Откровением. Он решил посвятить себя иноч. жизни.
 Св. Евтихий удалился в один из амасийских м-рей и принял в нем анг. чин. За строгую жизнь поставлен архимандритом амасийских м-рей, а в 552 г. возведен на патр. престол. Когда при св. царе Юстиниане (527 - 565) готовился созыв V Вселенского Собора, митр. Амасийский был болен и отправил вместо себя св. Евтихия. В Константинополе престарелый Патриарх св. Мина увидел блж. Евтихия и предсказал, что будет Патриархом. После смерти св. Патр. Мины ап. Петр яв-ся в видении имп. Юстиниану и, указав на Евтихия, сказал: "Пусть он будет епископом".
 В нач. патриарш. служения св. Евтихия созван V Вселенский Собор (553), на к-ром отцы осудили ереси и предали их анафеме. Но чрез несколько лет в Церкви возникла новая ересь, автортодокетов, т. е. "нетленномнителей", к-рые учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий.
Св. Евтихий изобличил эту ересь, но имп. Юстиниан, склонившийся к ней, обрушил гнев на святителя. По приказу императора воины схватили его в храме, сорвали патриаршее облачение и отправили в ссылку в Амасийский м-рь (в 565 г.).
 Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в м-ре в посте и молитве и совершил много чудес и исцелений. Так, по молитве у жены благочест. мужа, Андрогипа, прежде рожавшей только мертвых младенцев, родились и достигли зрелого возраста 2 сына. 2 глухонемых отрока получили дар речи; 2 ребенка, тяжело болевшие, выздоровели. Святитель исцелил раков. болезнь на руке художника. Др. художника святитель исцелил, помазав больную руку елеем и сотворив крестное знамение. Святитель исцелял не только телес., но и душевн.болезни: изгнал из отроковицы беса, не допускавшего ее ко Св. Причащению; изгнал беса из юноши, убежавшего из м-ря; исцелил прокаженного пьяницу, к-рый, очистившись от проказы, перестал пить.
 Во время нападения персов на Амасию и всеобщего разорения жителей по указанию святителя из монаст. житниц давали зерно голодающим, причем запасы зерна в обители по его молитвам не оскудевали. Свт.Евтихий получил от Бога дар пророчества; так, указал имена двух императоров-преемников Юстиниана- Иустина (565-578) и Тиверия (578 -582).
 После смерти св. патриарха Иоанна Схоластика св. Евтихий в 577 г. вернулся на кафедру из 12-летн. изгнания и снова управлял паствой. Чрез 4 с половиной года после возвращения на патр. престол свт. Евтихий в Фомино воскресенье 582 г. собрал клир, преподал благословение и с миром отошел ко Господу.
Тропарь святителя Евтихия, глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Евтихие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Евтихия, глас 8
Божественнаго верно Евтихия вси поюще, людие,/ любовию да ублажим, яко пастыря велика и служителя,/ и учителя премудра, и прогонителя ересей,/ молит бо Господа о всех нас.

Св.равноап.первоучители и просветители славян.братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной  благочестивой семьи, жившей в греч. г. Солуни. Св.Мефодий был старшим из семи братьев, св. Константин (Кирилл - монаш. имя) - самым младшим. Св.Мефодий был сначала в воен. звании правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало возможность научиться славян. языку. Пробыв там ок. 10 лет, св.Мефодий принял монашество в м-ре на горе Олимп. Св.Константин с малых лет отличался большими способностями и учился с малолетним имп.Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского.
 Св. Константин в совершенстве постиг науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал творения свт.Григория Богослова. За ум и познания св. Константин получил прозвание Философа (мудрого). После учения св. Константин принял сан иерея и назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме св. Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в м-рь. Возвращенный в Константинополь, определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры молодого Константина были так велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После победы Константин послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами),  также одержав победу. Вернувшись, св. Константин удалился к брату св. Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений св.отцов.
 Вскоре император вызвал обоих братьев из м-ря и отправил их к хазарам для еванг. проповеди. На пути остановились в г. Корсуни, готовясь к проповеди. Там св. братья чудесным образом обрели мощи сщмч.Климента, папы Римского. В Корсуни св.Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", человека, говорящего по-русски, стал учиться читать и говорить на его языке. Затем св. братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Еванг. учение. На пути домой братья вновь посетили Корсунь и, взяв мощи св.Климента, вернулись в Константинополь. Св.Константин остался в столице, а св.Мефодий получил игуменство в небольшом м-ре Полихрон недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.
 Вскоре пришли послы от моравского кн.Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые проповедовали бы на родном для славян языке. Император призвал св.Константина и повелел идти туда. Св.Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью брата св.Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славян. азбуку и перевел на славян. язык книги, без которых не совершается Богослужение - Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 г.
  После завершения перевода св. братья отправились в Моравию, где учили Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латин.языке, и они восстали против св. братьев, утверждая, что Богослужение совершается на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском.
 Св. Константин отвечал: "Вы признаёте лишь три языка, , чтобы славить Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Св. Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..". Немец. епископы были посрамлены, но озлобились и подали жалобу в Рим. Св. братья призваны в Рим для решения вопроса. Взяв с собой мощи св. Климента, папы Римского, св. Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав, что св. братья несут св.мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Папа Римский утвердил богослужение на славян.языке, а книги,  переведенные братьями, приказал положить в рим. церквах и совершать литургию на славян. языке.
 В Риме св. Константин занемог и, извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы 14 февраля 869 г. равноап.Кирилл скончался в  42 лет.  Отходя к Богу, св. Кирилл заповедал брату св.Мефодию продолжать общее дело - просвещение славян. народов светом истин.веры. Св. Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения на родной земле, но папа приказал положить мощи св. Кирилла в церкви св. Климента, где свершались чудеса.
  После кончины св. Кирилла папа, следуя просьбе славян. кн. Коцела, послал св. Мефодия в Паннонию, рукоположив во архиеп. Моравии и Паннонии, на древний престол св.ап. Андроника. В Паннонии св.Мефодий с учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славян.яз. Это вызвало ярость немец. епископов. Они добились ареста и суда над свт.Мефодием, к-рый сослан в заточение в Швабию, два с половиной года претерпевал страдания.  Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал еванг.проповедь среди славян, крестил чешского кн. Боривоя, его супругу Людмилу, одного из польских князей. В 3-й раз немец.епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие рим. учения об исхождении Св. Духа от Отца и от Сына. Свт. Мефодий вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте правосл. учение, и снова возвращен в столицу Моравии  Велеград.
  Здесь в послед. годы жизни свт. Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славян. язык весь Ветх. Завет, кроме Маккавейских книг, также Номоканон (Правила св.отцов), святоотеч. книги (Патерик).
 Предчувствуя приближение кончины, св.Мефодий указал на одного из учеников, Горазда как на достойного преемника. Святитель предсказал день смерти и скончался 6 апреля 885 г. в 60 лет. Отпевание святителя совершено на 3-х яз. - славян., греч. и латин-м; погребен в соборной церкви Велеграда.
Тропарь равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, глас 4
 Святителя Твоего, Христе,/ творящим светло торжество успения/ милость Твою свыше подаждь,/ отверзи же Царствия двери,/ разреши же узы наша многих грехов/ ходатайством святаго Твоего ученика,/ отца нашего.
Кондак равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского,глас 2
 Божественна и верна Мефодия/ вси воспоим, людие, и любовию ублажим,/ яко пастыря великаго словеном,/ служителя Троицы честна,/ прогонителя ереси,/ молит бо ся о всех нас.

  Св. мчч. Иеремий и иерей Архилий (Алхимий) приняли мученич. кончину в III в. О них имеется свид-во свт. Григория Двоеслова.

  Прп.Платонида первоначально была диакониссой, затем удалилась в Низибийскую пустыню, где основала жен. м-рь. Устав ее обители отличался строгостью. Сестры принимали пищу раз в день. Все свободное от молитвы время проводили в монаст. трудах и разл. послушаниях, особенно в рукоделии. По пятницам, в день воспоминания Крестных страданий Христа Спасителя, все работы прекращались, и монахини с утра до вечера пребывали в храме, где в промежутках между службами слушали чтение Свящ.Писания и его разъяснение.
 Прп.Платонида была для сестер живым примером строгого монаш. подвига, кротости и любви к ближним. Достигнув глубокой старости, прп. Платонида мирно скончалась в 308 г.
Диаконисы известны уже во времена апостолов. Диакониссы назначались преимущественно из дев, позднее избирались и из вдов, но после тщател. испытания. Диакониссы причислялись к клиру и посвящались чрез особое рукоположение.
Обязанности диаконисс след.: 1) приготовляли женщин к крещению 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин 3) исполняли поручения епископов относительно женщин, посещая больных и бедных 4)стоя у дверей храма, размещали входивших женщин по порядку и следили за их поведением во время богослужения.
С XI в. в Восточ. Церкви чин диаконисс прекратил существование, вытесненный монашествующими женщинами. В Рус. Церкви диакониссы совсем не существовали.

 На пятый год гонений Шапура II, в 345 г., 120 христиан: священников, диаконов, клириков и 9 дев, посвятивших себя служению Богу, — схвачены в Селевкии. Их заточили в мрачную, зловон. темницу, где остались на полгода в положении худшем, чем смерть.
Накануне казни знатная и богатая женщина из гор. Арбелы, Яздундокта, приносившая мученикам еду в заключении, омыла ноги, облачила каждого в белые одежды, затем устроила пиршество, призывая претерпеть мученичество.
На след. день на рассвете их вывели из тюрьмы. Подводя каждого к месту мученичества, офицер, совершавший казнь, предлагал поклониться солнцу ради спасения жизни. «Ты дважды слепец, — отвечали мученики, — ведь преступники, к-рых ведут на казнь, бледнеют, трепещут, одеваются в темные одежды. Разве ты не видишь, что мы радуемся смерти, как цветок утру, облачены в праздн. одежды? Ты можешь подвергнуть нас любым мучениям. Мы сами желаем смерти, ведь чрез смерть войдем в жизнь вечную, к-рой вы бессильны нас лишить». Так, с радостью, преклоняли головы под меч и стяжали мученич. венцы. Той же ночью их погребли рядами по 5 чел. в глубоком рву.  

 Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 - 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.

   

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения