Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Агафоника,Зотика,Феопрепия(Боголепа) и пр.(305-311). Сщмч.Горазда, еп.Богемского(1942). Прп.Исаакия Оптинск.(1894). Сщмч.Афанасия еп.(270-275), прп.Анфусы(ок.298),слуг, мчч.Харисима и Неофита(270-275). Мц.Евлалии девы. Грузинской ик.Божией Матери

04 Сентябрь 2018 г. Вторник

  Мчч. Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления имп.Максимиана (284–305). Мч. Агафоник, из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в т. ч. первенствующего члена Сената.
 Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну для мучения христиан, прибыл в  Карпен, распял учеников св.христ. Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а св. Зотика взял с собой.
 В Никомидии Евтолмий схватил мчч. Агафоника, Феопрепия, Акиндина и Севериана, а также. Приципса, наученного вере св. Агафоником; связав его вместе со всеми. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге в местности Потама умертвил мчч. Зотика, Феопрепия и Акиндина, к-рые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных во время истязаний ран и язв.
 Придя в окрестности Халкидона, комит предал смерти св. Севириана, исповедавшего Христа, прочих же мучеников со св.Агафоником повел в Византию, После жестоких мучений привел их в Силимврию, где пребывал Максимиан.
  Здесь св. мч. Агафоник, а также христиане, приведенные из Никомидии, в последний раз подверглись истязаниям, после чего были осуждены на смерть приказом императора и усечены мечом, пострадав за веру Христову.
 Мощи мч. Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 г.в Константинополе видел русский паломник Антоний. В ХIV в. архиеп. Силиврийский Филофей посвятил мч. Агафонику похвальное слово.
Кондак, глас 1:
  Звание благое стяжав богомудре, мужей лукавых отвратился еси веры, не убоявся мук Агафониче славне. Темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы.

     Сщмч. Горазд, еп. Богемский и Мораво-Силезский - первый предстоятель вновь образованной Чехословацкой Православной Церкви в юрисдикции Сербской Православной Церкви, был расстрелян за то, что скрывал в крипте Кафедрального Собора Св. Кирилла и Мефодия чешских парашютистов, которые в 1942 году совершили покушение на Рейнхарда Гейдриха - шефа Главного управления имперской безопасности (РСХА), исполняющего обязанности рейхспротектора Богемии и Моравии.
 Парашютисты пробыли в крипте 22 дня, после чего место их нахождения обнаружило гестапо. 18 июня в бою с фашистами все парашютисты, скрывавшиеся в соборе, погибли. Владыка Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик и староста храма Ян Сонневенд арестованы. 3 сентября 1942 г. Пражский полевой суд приговорил еп. Горазда, священников собора Вацлава Чикла и священника Владимира Петршека, а также старосту храма Яна Сонневенда к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 сентября на военном стрельбище в Праге. По делу об убийстве Гейдриха арестовано 252 человека, приговоренных к смерти 29 сентября и казненных в газовых камерах лагеря Маутхаузен 24 октября. Тело сщмч. Горазда сожжено фашистами.
Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского, глас 2
 Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша

   Прп.Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) род. в Курске 31 мая 1810 г. в патриарх. купеч.семье, известной строгим христ. укладом жизни, милосердием и благоукрашением город.храма. Буд.оптинский старец рос в обстановке любви, послушания, нравств. строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в м-рь долго зрела в душе благочест. юноши, вынужденного помогать отцу в торг. делах. К 36 годам она окрепла. Этому способствовало монашество старшего брата Михаила.
В 1847 г. зрелым человеком он покидает отчий дом, поступает послушником в скит знаменитой старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе к-рой принято дух. окормление каждого брата у старца. Послушник Иоанн вверен оптин.старцу прп.Макарию, имя к-рого известно за пределами обители. Под его рук-вом прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне, поваром в монаст.трапезной, по благословению старца Иоанн был переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял положенное послушнику келейное правило, причем по принятии рясофора в 1851 г. и пострижении в мантию в 1854 г. так же ревностно относился к совершенствованию внутреннего дух. мира.
 Избегая честолюбивых мыслей, исключительно как послушание старцу Макарию принял в 1855 г. рукоположение в иеродиакона, а в 1858 г. в иеромонаха. По принятии сана прп. Исаакий остался скромным, открытым, требовательным к себе, во всем полагаясь на дух. наставления старца. В 1860 г. тяжело больной прп. старец Макарий, предчувствуя конец, завещает дух. сыну, прп. Исаакию, перейти под рук-во Оптинского старца Амвросия, ученика блж.старца Макария. Чрез 2 года, в 1862 г., после смерти настоятеля Оптин.пустыни старца Моисея, прп.Исаакий становится его преемником.
 Он ведет м-рь 30 с лишним лет, продолжая начатое прп Моисеем строит-во. Его стараниями достраивается храм Всех святых на кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монаст. больница с аптекой для бесплатного пользования с церковью св. Илариона Великого, книжн.лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, возводится здание гостиницы, множество помещений реставрируется, строится вновь.
 Под его мудрым управлением Оптина приобретает лесные участки — так решена проблема топлива. Он покупает луговые земли на болховской мельнице, открывает свечной завод, поощряет создание монаст. садов и огородов. Оптина пустынь во 2-й пол. XIX в. стала процветать. Не только хоз. заботами ограничивалась деят-ность настоятеля. Главным было отечески строгое попечение об исполнении братией монаш. послушаний и устава, не делая исключения для себя.
 Будучи игуменом, а в 1885 г. архимандритом, прп-ный не совершал без благословения старца монаст. дел и учил этому братию. «Нужно ходить к старцу для очищения совести», —повторял он. Благоговейно стоял он со всеми в очереди к духовнику, прп. старцу Амвросию, беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
В последние годы тяжело пережил отъезд старца Амвросия в Шамордин. общину. Здоровье заметно слабело, он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу прп. Амвросий, и на настоятеля, прп. Исаакия, пошли тайные доносы о неспособности по преклон.годам и болезни управлять обителью. Братия встала на защиту настоятеля, но силы его угасали.
 Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами, к-рым дал  наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в св. обители, где вы положили начало иноч.жизни, оканчивайте дни свои». Прп. Исаакий почил о Господе 22 августа/4 сентября 1894
 Это был истинный последователь традиции старчества, к-рая отличала уклад Оптиной пустыни от др. м-рей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерарх.звания. Вся жизнь стала достойным продолжением дух. подвига, начатого прп. Моисеем и др. вел. Оптинскими старцами.

     Сщмч.Афанасий, епископ г.Тарса Киликийского, крестивший прп. Анфусу, усечен мечом при имп. Аврелиане (270-275).

   Прп.Анфуса, уроженка г.Селевкии (Сирия), была дочерью знатных язычников. Узнав учение Христа, она, под предлогом посещения кормилицы, направилась к Тарсийскому свт Афанасию, приняла Крещение. Родители разгневались на дочь за то, что стала христианкой, и тогда святая, приняв от свт. Афанасия иноческий постриг, удалилась в пустыню, где провела в подвигах 23 года и мирно скончалась в конце III в. Мчч.Харитон и Неофит, крестившиеся с прп.Анфусой, были ее слугами и приняли смерть за Христа.

  Мц.Евлалия жила в Испании,близ г.Варкиона (Барселона) воспитана в христ. вере и благочестии .С 14 лет девушка вела уединен. жизнь в родит. доме, занимаясь со сверстницами молитвой, чтением Свящ.Писания и рукоделием. Во время гонения на христиан импп. Диоклитиана (284-305) и Максимиана(284-305) в г. Варкион прибыл правитель Дакиан для уничтожения христиан. Услышав об этом, девушка ночью ушла из дома, к утру была в городе. Пробравшись через толпу народа, девушка обличила судью, что он принуждает людей отречься от Бога и приносить жертву бесам. Дакиан велел беспощадно бить святую палками, но она твердо переносила истязания и сказала судье, что Господь избавил ее от боли. Мученицу повесили на дереве и железн. крючками содрали ей кожу, палили раны свечами. Во время мучений Дакиан спросил святую: "Где твой Бог, Которого ты призываешь?" Она ответила, что Господь рядом с нею. Во время молитвы святой: "Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей" (Пс.53,6) пламя свечей обратилось на мучителей, к-рые упали на землю. Мц.Евлалия молилась, чтобы Господь взял ее к Себе, и с этой молитвой скончалась. Люди увидели белую голубку, вылетевшую из ее уст к небу. Тело святой ночью погребено христианами. Родители мученицы плакали, но радовались, что дочь причислена к сонму св. мучеников.
    Когда св. Евлалию снимали с дерева, один из христиан Феликс сказал: "Госпожа Евлалия, ты прежде нас венца мученического сподобилась!" Св.Евлалия, скончавшаяся три дня назад, повернула к говорившему лицо и улыбнулась. Мч. Феликс вскоре сам принял кончину за Христа.

  В 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христ. святыни похищены, многие проданы рус. купцам в Персии. Так Грузинская ик.Божией Матери попала к купцу Стефану, к-рый благоговейно хранил ее.
  В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торг. делам к-рого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский м-рь Архангел.еп-и, основанный в 1603
 Когда в 1629 г. Стефан показал икону Георгию Лыткину, тот отправился в Черногорск. обитель (построена на гористом месте Черная гора, переименов. в Красногорскую). Икона прославилась чудесами. В 1654 г. во время моров.язвы икона принесена в Москву, молившиеся пред ней избегали смертонос. язвы.
 Множество списков с иконы свидетельствуют о глубоком почитании. В 1658 г., по благословению Патр. Никона, установлено ежегодн.празднование Грузинской иконе Божией Матери.
Тропарь Богородице пред иконой Грузинск. (Красногорск.), гл. 4
 Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.
Кондак Богородице пред иконой Грузинск.(Красногорской), глас 8
Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Богородице пред иконой Грузинской (Красногорской)
 Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.


 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения