Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.от 70-ти Фаддея(ок.44). Мц.Вассы и чад,мчч.Феогния,Агапия, Писта(305-311). Прп.Авраамия Смоленск.(ХIII) Прп.Марфы Дивеевск. Прп. Авраамия трудолюб.,Печерск. Прмч. Рафаила. Явл.Светописан.обр.Пресв Богородицы в Рус.Свято-Пантелеимон.м-ре на Афоне

03 Сентябрь 2018 г. Понедельник

 Апостол от 70-ти Фаддей,иудей, род. в сирийск.г.Едессе. На празднике в Иерусалиме услышал проповедь св. Иоанна Предтечи и, приняв Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, стал учеником, избран Господом среди 70-ти учеников, к-рых послал по 2 на проповедь в города, к-рые Сам намеревался посетить (Лк.10,1). После Вознесения Спасителя ап. Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии, пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу кн. Авгаря, народ и жрецов.
 Проповедь утверждал чудесами (о к-рых Авгарь писал ассир. царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едес.Церковь. Кн. Авгарь хотел наградить ап. Фаддея богат. дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в др. города, обращая язычников в христ. веру. Дойдя с проповедью до финик. г. Вирита (Бейрут), основал там Церковь и там мирно скончался в 44 г. Место кончины есть в минее; по др.источникам скончался в Едессе; по древн. армян.преданию, ап. Фаддей после мучений усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 г.
Тропарь апостола Фаддея, глас 2
  Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.
Кондак апостола Фаддея, глас 4
 Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.

  Св.мц. Васса жила во времена имп. Максимиана в г. Едессе. Вступя в брак с жрецом идольским Валерием, родила т3-х сыновей: Феогния, Агапия и Писта, воспитала в благочестии, т.к. была христианкой. Оклеветанная мужем, предстала пред языч.судией, к-рому исповедала себя христианкой, заключена в темницу с чадами.
   Св. Васса выведена на суд, где на ее глазах сыновья преданы мучениям: сначала повешен и подвергнут строганию Феогний, потом предан биению Агапий, ему мучители сняли кожу с головы до груди, но он не проронил ни слова, затем предан мучениям 3-й сын. Мать, глядя на страдания детей, укрепляла их и молитвенно просила мужественно перенести подвиг. Все 3 отрока, мужественно вытерпев мучения, усечены мечом.
 Васса радовалась, предпослав ко Христу возлюбл.детей, снова подвергнута темнич. заключению. Её томили голодом, но она получала пищу от ангела. Потом, согласно приказанию мучителя, её отвели в Македонию, где принуждали к идолопоклонству. Но св. Васса не послушалась мучителей, за что брошена в воду, потом в огонь, затем подвергнута биению камнями, но осталась невредимой после мучений.
 Когда её отвели в капище, взяла кумир Зевса, разбила. Св. Васса отдана на съедение зверям, но осталась невредима. Мучители бросили ее в море. Все видели, как 3 светлых мужа повели святую на корабль и посадили на престоле. Спустя 8 дней св. Васса явилась воинам на о. Геллеспонте.
 Когда об этом узнал игемон македонский Филипп, написал к управителю кизикской страны, чтобы взять мученицу. Он вновь принуждал ее к идол. жертвоприношению. Но, увидав, что святая непреклонна, приказал связать ей сзади руки и бить без милосердия, затем приказал усечь честную главу.Так предала св. мц. Васса душу в руки Христа Господа нашего.

  Свт. Авраамий Смоленский род. в Смоленске в 1172 г. По смерти родителей, следуя примеру святых, по внушению Божию поступил иноком в обитель Богоматери в 6 верстах от Смоленска. Более 30 лет подвизался в м-ре, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Избранный духовником, преподобный ни одного дня не опускал без литургии и проповеди слова Божия. Народ привлекался в обитель не только проповедью св. Авраамия, но и строгой подвижнической его жизнью.
   Сам написал две иконы на темы, что всего занимали его: на одной изобразил Страшный суд, на др. истязания на мытарствах. Когда по клевете еп. Игнатий запретил ему священнодействовать, в городе начались беды: засуха и болезни. Но по усердной молитве прп. Авраамия за город и жителей пошел обильный дождь и засуха кончилась. Все убедились в его праведности и стали высоко почитать и уважать.
 Еп. Игнатий основал церковь в память Положения честной ризы Богоматери во Влахерне, собрал при ней несколько братии, поручил настоятельство прп. Авраамию, возведя его в сан архимандрита. Умер прп. Авраамий в 1224 г., прожив в иночестве 50 лет.
Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского, глас 8
  Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.
Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского, глас 3
  Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

   Прп. Марфа Дивеевская, в миру Мария Семеновна Милюкова, из бедной крестьян. семьи, поступила в общину в 1823 г. Милюковы отличались набожностью и богобоязненностью. Старшая сестра Марии Прасковья первая поступила в Дивеевскую обитель. Однажды Прасковья собралась посетить в Сарове прп. Серафима Саровского, попечителя Дивеевской общины, 13-летняя Мария упросила взять ее с собой. Великому старцу открылось предназначение Марии, он благословил её жить в Казанской общине.
   Послушанием Марфа превосходила сестер общины. Беспрестанно возносила молитвы, была почти молчальницей: смиренно отвечала лишь на необходим.вопросы.Проникшись заповедями прп. Серафима Саровского, платок повязывала так, чтобы не видеть по сторонам,только путь под ногами, дабы не соблазняться мыслями.
   Батюшка Серафим любил кроткую Марию, посвящая в дух.тайны и откровения Царицы Небесной о будущей славе обители. Она присутствовала при молении старца о создании по повелению Божией Матери Мельничной обители. Он самолично тайно постриг ее в схиму – высшую степень монашества.
  Рассказы сестер Дивеевской общины сохранили словесный портрет Марии Семеновны: высокого роста, привлекательной наружности – с продолговатым, белым и свежим лицом, светло-русыми волосами и голубыми глазами.
   4 года трудилась Мария, помогая прп. Серафиму и сестрам в устроении Мельничной обители. Вместе с ним и сестрами заготавливала столбы и лес для мельницы, молола муку, выполняла др. послушания, носила камни для строительства церкви Рождества Пресв. Богородицы.
   Серафим Саровский описывал труды Марии: «Когда в Дивееве строили церковь Рождества Пресв. Богородицы, девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камушков-то и с молитвой на устах, молча, возносила горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!»
      Скончалась Мария Семеновна, схимонахиня Марфа, 21 августа 1829 г. по стар.стилю) в 19 лет. Во время отпевания старшей сестре, старице Прасковье Семеновне, было видение: в царских дверях увидела Богородицу и Марию Семеновну, стоявших на воздухе. Прп. Серафим объяснил это так: мол, Господь и Царица Небесная захотели прославить Марию: «А если бы я, убогий Серафим, был на погребении ее, то от духа ее было бы многим исцеление!» А Ивану, брату преставившейся, св. чудотворец заповедовал, что Мария теперь за весь род Милюковых пред Господом заступница, и, проходя мимо ее могилы, следует поклониться: «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!»
   Серафим Саровский сказал, что со временем мощи схимонахини Марфы будут почивать открыто в обители, ибо она так угодила Господу, что удостоилась нетления. В 2000 г. схимон. Марфа причислена к лику местночт. святых Нижегород. епархии, ныне ее мощи почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском м-ре. Определением Архиерейского собора в октябре 2004 г. прп. Марфа Дивеевская причислена клику общецерк. святых.
Тропарь
 Равноангельное житие стяжавшая, «дивная отроковице» и собеседнице Прп. Серафима, Госпоже и мати наша Марфо, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас Милостиваго Бога Небеснаго, Дивеева начальнице.

  Прп.Авраамий Печерский, Труудолюбивый,подвижник Печерской обители XIV в. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.

   М-рь Шишатовац, как м-ри Сремской епархии и Фрушской горы, с нач. Второй мир. войны и после стал свидетелем геноцида сербов и истребления Православия. Сщмч. Рафаил, игумен Шишатовацкого м-ря,(в миру Георгий Момчилович), род. 23 апреля 1875 г. в семье серб.крестьян Велимира и Персиды Момчилович в с. Дероне в Бачке, был третьим ребенком. Нач.школу Георгий закончил в селе. В 12 лет отец отвез его в м-рь Ковиль, где тот провел несколько лет в монаст.школе. Затем Георгий переехал в м-рь Боджане, где как послушник изучал иконопись.
   В 1897 г. игумен Ковильского м-ря Мирон (Джорджевич) с 22-летним Георгием перешел в братство м-ря Манассия, где тот принял монашество с именем Рафаил в честь прп. Рафаила Банатского, хиландарского монаха. После пострига рукоположен во диаконы, а на след.год – во иеромонахи. Новый митр. Сербский и Свящ. Синод послали его в Россию, где иеромонах Рафаил изучал иконопись и служил на Сербском подворье в Москве.
Чрез 3 года сщмч.Рафаил возвратился в Сербию, холодный климат России ослабил его пошатнувш. здоровье. На год уехал в Италию совершенствовать знание иконописи. Из Рима возвратился в Белград, подвизался в м-ре Раковица, затем 2 года – в м-ре Буково и, вероятно, в 1908 г. возвратился в м-рь Ковиль. В 1935 г. принят в братство м-ря Шишатовац. Об этих годах жизни известно немного. О иконах о.Рафаила писали больше, чем о нем самом.
Сщмч.Рафаил стал монахом Шишатовацкого м-ря за несколько лет до мучен. кончины, где-то в 1935 г. Спустя 3 года избрали настоятелем. Им написано большое кол-во икон, несколько иконостасов и замечат. галерея портретов выдающ. церк. деятелей. Это портрет патр. Сербского Гавриила, мученически погибшего во Второй мир. войне. За спиной патриарха-мученика изображен буд.храм св. Саввы на Врачаре, о строит-ве к-рого игумен заботился, отдавая все доходы от продажи худ. работ, к-рые оценивал по-монашески скромно. Потому удостоил его Господь быть соборно прославленным со всеми новомчч.Сербскими под сводами этого соборного храма.
 Свящ. Синодом в марте 1958 г. составлен список священников и епископов, погибших на территории Независимой Державы Хорватской от рук усташей с апреля 1941-го до конца 1944 г. В мартирологе Сремской епархии повествуется о мученич.кончине игум.Рафаила: «25 августа 1941 г. в м-рь в сопровождении нескольких усташей ворвался пристав Никола Бунтак и арестовал игумена и трех монахов – Димитрия, Германа и Феофана. О. Рафаил с монахами увезен в Славонскую Пожегу. В поезде ему вырвали бороду, избивали, заставляя петь песни сербских четников. На вокзале в Славонской Пожеге арестованные до 9 часов вечера ждали поезда из Славонского Брода, на к-ром привезли еще 400 арестов. сербов. На вокзале усташи связали сербов по четверо, во главе колонны поставили о.Рафаила с тремя монахами и повели по городу. По дороге усташи избивали сербов так, что старики, среди них игум.Рафаил, спотыкались и падали, что приводило усташей в ожесточение, их избивали, выкрикивая: «А ну, четники, спойте песню “Святый Боже”!». Затем узников привели в больничный двор, где устроен лагерь, выстроили и избивали каждого по очереди. После побоев едва живых заставили бегом бежать к баракам. Игум.Рафаил, измученный и истерзанный, потерял сознание и упал, и те, кто бежал вслед за ним, вынуждены бежать по его телу. Игумен-мученик, избитый до неузнаваемости, помещен в лагерную больницу, чрез 4 дня его перевезли в Сербию, в больницу. Там установили, что у о.Рафаила сломано пять ребер, многочисл. внутр. кровоподтеки. 3 сентября 1941 г. игум. Рафаил скончался.Он захоронен на одном из белградских кладбищ, местонахождение не установлено.

   Члены Синода установили новый правосл. праздник Явления Светописанного образа Пресв. Богородицы, к-рый верующие отмечают 3 сентября..На заседании Свящ. Синода в Киево-Печерск. лавре принято решение включить в месяцеслов Рус. Правосл. Церкви празднование явления Светописанного образа Пресв. Богородицы, бывшего в Рус. Свято-Пантелеимоновом м-ре на Афоне в 1903 г.
Празднование в честь Светописанного образа установлено Собором старцев м-ря в 2003 г. с благословения игумена архим. Иеремии в 100-летнюю годовщину явл-я для богослуж. увековечивания памяти чуда. Наименование «Светописанный образ» род. в ходе составления богослуж. последования (слово «светописание» - перевод греч. «фотография»). Текст одобрен Синод. богослуж. комиссией.
  В 2011 г. на месте явления Божией Матери сооружена памятная часовня, куда подведен источник воды для водосвятн.молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесн. и душевн.недугов от воды источника. В том же году в 1-м этаже братского Покровского корпуса освящен храм-параклис Светописан.иконы.В 2011 г. изображение ист. фотографии на мрамор. доске установлено в м-ре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской обл.Подобная мрамор.доска с изображением фотографич.образа установлена в 2012 г. на приходе Феодоровск. собора в Царском Селе..
  Монаст.архивы свидетельствуют, что с кон.XIX по нач. XX в. рус. монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. У Вел. ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочест. странников. Ок. 600-800 чел. получали из рук монахов хлебн.лепешки—череки. В урочные дни за милостынею к монаст. вратам приходили ничем не занимающиеся, никому не подчиняющиеся люди.
14 августа 1903 г. в м-рь поступило письмо из Кинота, где выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостынью. Высшее Свящ. управление Св.Горы потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова м-ря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. 21 августа 1903 г., ровно чрез неделю после получения кинотского письма, монахи Рус. обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, потом зачитать письмо из Кинота. Во время раздачи череков иеромон.Гавриил сделал фотоснимок, где проявился образ Богоматери, смиренно получавшей с др. просителями благословен.милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Нек-рые из подвижников, видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом, но в день фотографирования Ее никто не видел.
 Множество насельников Афона восприняло известие о чудесном явлении Богоматери как знак, что она пришла, чтобы защитить нищих. После этого м-рь продолжил оказывать помощь нуждающимся на Афоне.
 


 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения