Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Андрея Стратилата и 2593 мчч. (284-305). Свт.Питирима, еп. Великопермского(1455). Мчч.Тимофея, Агапия и Феклы(ок.304). Донской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы от татар в 1591 г.)

01 Сентябрь 2018 г. Суббота

   Мч. Андрей Стратилат был военачальником в рим. войсках в правление имп.Максимиана. За  храбрость и справедливость святого любили подчиненные. Когда перс. войско вторглось в Сирию, правитель Антиох поручил св.Андрею руководить рим.войсками, дав титул «Стратилат»- главнокомандующий. Св.Андрей выбрал  небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Воины были язычниками. Св.Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал во Христа. Перед сражением убедил воинов, что языч. боги - бесы, проповедовал Иисуса Христа, дающего помощь верующим. Воины сражались, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство войско персов. Св.Андрей вернулся со славой. Завистники донесли Антиоху, что он обратил в веру воинов.
  Св. Андрея вызвали на суд, он подтвердил веру во Христа. Его подвергли пытке. Сам лег на раскален. медн. ложе, обратился за помощью к Господу, и ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но никто не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь предать смерти победителя. Император знал, как войско любило св.Андрея, и, опасаясь возмущения, приказал освободить мучеников ,но тайно велел под любым предлогом казнить  порознь.
  Св. Андрей  с воинами пришел в г. Таре. Там их крестили еп. Петр и еп.Верийский Нон. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтоб настиг дружину св.Андрея и умертвил. Селевк нагнал мучеников в ущелье горы Тавра, где им, по откровению, предстояло пострадать. Св. Андрей, называя воинов братьями и детьми, призвал  не бояться смерти.
 Он попросил Господа послать целебный источник там, где прольется кровь. Во время молитвы  мученики усечены мечами ок. 302 г., а из земли истек источник.
 Епп. Петр и Нон с клириками тайно последовали за дружиной св. Андрея, погребли их тела. Один из клириков, страдавший от злого духа, напился из источника и исцелился. Молва об этом разнеслась, люди приходили к источнику и, по молитвам св. Андрея, получали помощь от Бога.

Тропарь мученика Андрея Стратилата, глас 5
 Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.
Кондак мученика Андрея Стратилата, глас 4
 В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.

   Свт. Питирим, еп.Великопермский, посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины свт. Пермского Герасима (после 1441 г). До того свт. Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом м-ре. Позже стал известен как составитель канона свт. Алексию, Митр.Московскому, и собиратель сведений о его житии.
  Прибыв на кафедру, свт.Питирим занялся установлением дружеств. отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Но глава вогулов Асыка, пользуясь княж.раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христ. селения и убивал беззащитный народ.
  Новгород. владельцы земель на р. Выге и Двине, терпевшие убытки от разбоя, в 1445 г. пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружбе, обещал не тревожить христиан. На свободе Асыка выжидал момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, убить свт. Питирима, к-рому приписывал вину за поражение от новгородцев.
 За это время свт. Питирим дважды был в Москве: в 1447 г. для составления соборн.послания кн. Димитрию Шемяке, изменившему клятвен.договорам (составитель грамоты свт. Питирим), и в 1448 г. при поставлении на Моск. митрополию свт.Ионы. Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка напал на ближайшие к Печоре зырян.поселения, убивая и грабя жителей.
   Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди свт. Питирима,начали принимать Крещение. Озлобленный Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 г. убил свт. Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе при слиянии рек Ваги и Вычегды.  Тело святителя оставалось 40 дней в гробе на месте кончины (ждали ответ на известие о его смерти), но, несмотря на зной, тление не коснулось его.
Святитель погребен в Усть-Вымском кафедр.Благовещенском соборе возле свт. Герасима. Память преставления внесена в устав в 1522 г. С 1607 установлена общая память (29 янв.) трем Великопермским свтт.: Герасиму, Питириму и Ионе, сменявшим друг друга на Усть-Вымской кафедре.
Тропарь святителя Питирима, епископа Великопермского,глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и милости сокровище,/ архиереев украшение,/ людей зырянских наставниче,/ святителю Питириме,/ душу свою за Христа положивый,/ моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех/ любовию чтущих память твою.
Кондак святителя Питирима, епископа Великопермского, глас 3
  Монашескими добродетельми/ во обители святителя Алексия первее украсився/ и прославлению того послужив,/ пастырь явился еси людем зырянским/ и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю,/ мученик быв, Питириме святителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.
Молитва святителям Герасиму, Питириму и Ионе
  О святителие Христовы, Герасиме, Питириме и Ионо! К вам яко чадо ко отцем, в смирении сердца с верою и любовию вси притекаем и умиленно молимся: предстательством вашим со равноапостольным Стефаном испросите у Господа нам покаяние и прощение всех вольных и невольных согрешений наших, да, преуспевающе в истинней вере и благочестии, явимся достойни милости Его неизреченныя. Будите, святителие Христовы, теплии о нас пред Богом заступницы, да умирит и укрепит Господь Святую Церковь Свою, да просветит люди, седящия во тьме и сени смертней. Ограждайте ходатайствы вашими землю Российскую, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем, христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Божием получим и наследницы будем Небеснаго Его Царствия во веки веков. Аминь.

Мчч. Тимофей, Агапий и Фекла пострадали в 304 г. Мч. Тимофей род. в г. Газы Кесарии Палестинской. Он изучал Свящ. Писание и, получив особый дар слова, стал учителем христиан. веры.
Во время гонения на христиан импп. Диоклитиана (284-305) и Максимиана (284-305) мученик предстал пред судом правителя Урбана. Св. Тимофей объявил себя христианином, произнес проповедь о любви Господа Иисуса Христа к людям, о Его пришествии в мир для их спасения.
  Мученика подвергли жестоким истязаниям, и, когда увидели, что он остается непреклонным, сожгли. В том же городе и в том же году пострадали за Христа мчч. Агапий и Фекла - они отданы на растерзание диким зверям и в страданиях приняли небесные венцы.    

  Празднование Собора Московских святых установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье еред 26 августа. Среди входящих в лик святых:
• Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа)
• Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня)
• Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
• Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы)
• Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября)
• Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября)
• Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля)
• Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня)
• Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня)
• Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442)
• Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря)
• Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512)
• Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа)
• Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая)
• Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня)
• Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября)
• Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля)
• Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа)
• Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа)
• Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября)
• Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября)
• Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа)
• Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля)
• Cщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)
Тропарь Собора Московских святых, глас 4
Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога/ стране нашей в мире спастися.
Кондак Собора Московских святых, глас 3
 Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите/ и спасения нам присно будите ходатаи.

 Донская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографич. типу «Умиление». Писана для Успенского собора г.Коломны в кон.14 в. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на Дону в Куликовской битве (1380 г.).
   В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве Моск. кн .Дмитрием Ивановичем закрепилось прозвище Донской. Донским именовался основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 г. Иван Грозный взял икону в поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Моск. Кремля. Донская икона участвовала в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563 г. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591 г. В память о событии в Москве основан Донской м-рь, для к-рого сделали точный список с оригинала. В 17-19 вв. икона почиталась как заступница от иноверных врагов.  К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в к-рых отразились как реальн.факты, зафиксиров.в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время к-рой икону будто подарили кн.Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в кон.14 - нач.15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные списки. В 17 в. на иконе был золотой оклад с многочисл.драгоцен.камнями. Икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Празднование Донской иконе 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской м-рь установлено в сер.17 в.
  Один раз в году, накануне празднования Донской иконе Пресв. Богородицы, образ из Третьяковской галереи привозят в Донской м-рь, где он  доступен для поклонения верущих.
  Особенностью образа являются характерно поставленные на левую руку Богородицы ножки Богомладенца. Пред иконой Пресв.Богородицы молятся об избавлении от иноплеменных и о сохранении Российской державы, о помощи правосл. рус.воинству, в трудные для России времена.
Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой «Донская»
    Молитва первая
 О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умолистяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
    Молитва вторая
  К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши убо стенание мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мя, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, буди мне Мать и покровительница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему, аще токмо восхощеши устроити о мне. Приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о грехах моих. Увы мне, к кому прибегну повинный аз, токмо к Тебе, упованию и прибежищу грешных, в надежде на неизреченную милость Твою и щедроты? Кое ли слово за преступления моя изрещи возмогу к величеству славы Твоея? О, Владычице, Царице Небесная, Ты мне Мати и надежда, Ты ми упование и прибежище, покров, заступление и помощь. Царице моя Преблагая и пребыстрая Заступнице, покрой Своим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице, Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстями и болезнующему сердцем: едино бо Твое, и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего, имею заступление, и Твоим пречудным заступлением да оправдан буду, и да избавлюся от всякия беды и напасти всесильными Твоими молитвами, Всечистая, и Непорочная, и Преславная Божия Мати Марие. Радуйся, Благодатная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою. 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения