Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Флора и Лавра. Мчч.Ерма,Серапиона, Полиена. Сщмч. Емилиана еп. и др. с ним 1000. Свт.Иоанна и Георгия, патр. Константинопольск. Прп.Макария, игум.Пеликитск. Прп.Иоанна Рыльск. Ик.Божией Матери «Всецарица»

31 Август 2018 г. Пятница

   Мчч. Флор и Лавр - родные братья по плоти и духу. Они жили во II в. в Византии, затем переселились в Иллирию (Югославия). По ремеслу братья - каменотесы (учителями были христиане Прокл и Максим, от них братья учились богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю обл. для работы над строящимся языч. храмом. Святые трудились на стройке, раздавая деньги нищим, соблюдали строгий пост и молились. Однажды сын местного жреца Мамертина подошел к стройке, осколок камня попал в глаз, повредив его. Св. Флор и Лавр обнадежили разгневан. отца, что сын будет исцелен. Они взяли юношу, наставили вере. Юноша исповедал Иисуса Христа, братья помолились,  глаз исцелился. При таком чуде отец уверовал во Христа. 
  Когда храм построили, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточн. части  св. крест. Ночь провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с сыном и 300 христиан. Мчч. Флор и Лавр  брошены в пустой колодец и засыпаны землей.
 Чрез много лет св. мощи мчч. Флора и Лавра обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; ок.1350 г. главы мучеников в м-ре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
 В Минее за август сказано, что на Руси св. мчч. Флора и Лавра почитают как покровителей домашн.скота. Это почитание возникло в древние времена, на Руси торжественно праздновался день памяти святых. По преданию, в Новгород. земле с открытием мощей св. мчч. Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание пришло на Русь с Балкан — родины св. братьев. Там возникло предание о том, что мчч. Флор и Лавр обучены Арх.Михаилом искусству управлять лошадьми.
  В древних иконописн..подлинниках Руси видно, что св. Флор и Лавр писаны с конями, к-рым они покровительствуют. Во многих храмах и музеях России сохранились иконы св. Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Тропарь мучеников Флора и Лавра,глас 4
   Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Кондак мучеников Флора и Лавра, глас 8
  Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

 Мчч. Ерм, Серапион и Полиен - римляне, пострадали за Христа во II в. Их бросили в темницу; когда при допросе твердо исповедали веру во Христа и отказались принести жертву идолам. Мучеников стали влачить по тесным и непроходимым местам. Ударяясь о камни и выступы, они скончались, восприняв небесные венцы.

 Сщмчч.Емилиан епископ, с ним Иларион, Дионисий и Ермипп род. и жили в Армении. После смерти родителей сщмчч. Емилиан, Дионисий и Ермипп (братья) и Иларион (их учитель) оставили родину и приехали в Италию, в Сполитон. Св. Емилиан проповедовал Евангелие язычникам. Строгой, добродет. жизнью снискал глубокое уважение христ.общины, избран епископом г. Требии (архиер. посвящение принял от св.папы Римского Марцеллина).
  Переселившись в Требию, свт. Емилиан обратил многих язычников ко Христу, за что представлен на суд имп.Максимиану (284-305). Святитель предложил императору убедиться в силе молитвы ко Христу. Принесен расслабленный с давнего времени человек. Сколько ни старались жрецы исцелить его взыванием к идолам, ничего не добились. Свт. Емилиан, помолившись Господу, Именем Иисуса повелел расслабленному встать, и он, поднявшись здоровым, радуясь, пошел домой. Чудо было настолько убедительным, что император склонялся к признанию истины во Христе, но жрецы внушили ему, что святитель действует волшебством.
 Он был предан жестоким истязаниям, пред к-рыми Господь укрепил его. Мученика привязывали к колесу, бросали в кипящее олово, топили в реке, отдали в цирк на съедение зверям, но он оставался невредимым. При таких чудесах народ кричал: "Велик Бог христианский! Пусть раб Его будет отпущен на свободу!" В тот день уверовали во Христа 1 000 человек, и все приняли мученич. венцы.
  В ярости правитель велел убить и зверей, не растерзавших святителя, к-рый благодарил Господа, что  дикие звери принимают смерть за Христа. Свт.Емилиана с братьями и учителем заключили в темницу, после жестоких истязаний сщмчч. Иларион, Дионисий и Ермипп усечены мечом. Свт. Емилиана казнили за городом.  Когда палач ударил по шее мученика мечом, он стал мягким, как воск, и не нанес раны святому.  Воины упали к его ногам, прося прощения и исповедуя Христа Истинным Богом. Став на колени, святой молился за них и просил Господа удостоить его мученич.смерти. Молитва услышана: др. палач отсек святому главу. Увидев истекшее из раны молоко, язычники уверовали во Христа и с почетом похоронили тело святого (ок. 300).

   Свт. Иоанн V был Патриархом Константинопольским с 669 г. по 674 г., а свт. Георгий I - с 678 г.по 683 г. оба при имп.Константине Погонате (668-685).

   Прп.Макарий, игум. Пеликитской обители, род. в Царьграде. В отрочестве лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где игуменом был прославленный подвижник прп.Иларион.
    После смерти настоятеля прп. Макарий единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских импп. Льва V Армянина (813-820) и Михаила II Косноязычного (820-829) прп. Макарий пострадал как исповедник за почитание св. икон. Он сослан на остров Афусию, где скончался около 830 г.

     Прп. Иоанн Рыльский, великий  подвижник Болгарской Правосл. Церкви и небесн. покровитель болгарского народа, род. в 876 г. в с.Скрино Средецкой обл.(ныне София). 
   Рано став сиротой, мальчик стал пастухом. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда  нашел корову с теленком, в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду верхнюю одежду, начертал крест, взял на руки теленка и прошел, как по суху, на др. берег реки, где была корова. Богач увидел чудо, и, щедро наградив, отпустил мальчика.
 Раздав имущество, мальчик ушел из села. Где святой принял иноч. постриг, неизвестно. Первоначально подвизался на высокой горе, питаясь дикими растениями. Хижина была из хвороста. Разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали. Он нашел глубокую пещеру, поселился в ней. С ним вскоре поселился племянник св. Лука. Место столь безлюдное, что прп. Иоанн счел появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет спасения, принял его. Недолго жили вместе: брат прп. Иоанна нашел подвижников и забрал сына. По дороге юноша умер от укуса змеи. Брат раскаялся. Пустынник часто ходил на могилу прав.юноши.
  12 лет провел преподобный в дикой пещере, затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он постился, молился и плакал; питался травой. Видя его терпение, Бог произрастил бобы, которыми он питался . Эти бобы сделали его подвиги известными. Однажды стадо овец внезапно побежало по горам, пока не остановилось, где жил преподобный. Пастухи с изумлением увидели отшельника, к-рый угощал их: "Вы пришли голодные - рвите бобы  и ешьте". Все ели и насытились. 
  Один припрятал бобы. По дороге домой предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи вернулись с раскаянием, старец простил: "Видите, дети,  плоды назначены Богом для пропитания пустынного". С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых, к-рых исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), к-рый желал видеться с ним; но прп. Иоанн отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял иноков, которые устроили м-рь с храмом в пещере, где прежде он жил.
   Он скончался 18 августа 946 г.на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины написал "Завет к ученикам", одно из лучших творений староболгарской письменности. Св. жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были лучшей проповедью веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией при западноболгарском царе Самуиле (976-1014) прп. Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. 
   Немного позднее правая рука прп.Иоанна Рыльского перенесена на Русь (в г.Рыльск, где построена церковь прп.Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мчч. Флору и Лавру, в день памяти к-рых, 18/31 августа, он скончался).
   Имя прп. Иоанна с древности любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 г.венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял с др. драгоценностями Средца ковчег с мощами прп. Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 г., украсив ковчег, отослал св.мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 г. мощи прп. Иоанна торжественно перенесены в новую столицу Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. св.мощи прп. Иоанна Рыльского возвращены в Рыльский м-рь, где ныне почивают, подавая благодатную помощь верующим.
Тропарь преподобного Иоанна Рыльского, глас 4
  Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.
Кондак преподобного Иоанна Рыльского, глас 2
  Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.
Молитва преподобному Иоанну Рыльскому
 Земная звездо чудесная, яже от предел Средца града возсиявшая, и свещниче живьй, иже всю землю Болгарскую светом правды Божия осияваяй, предивный в постницех угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных убо радование, Церкве Болгарския украшение, веры Православныя крепкое утверждение, скорый помощниче к тебе с верою и любовию притекающим и великий пред Господем о всех нас предстателю! Приими, преблаженне, моления наша и умоли Христа Бога нашего, яко да вси, тобою невидимо охраняеми и союзом братския любве связуеми, людие словенстии в мире пребывают и благочестии, и да избавит их Господь от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, от всякия скорби и всякаго зла. Предстоящим же зде и молящимся пред честною ракою мощей твоих испроси, преподобне, у Господа нашего Иисуса Христа вся, яже ко спасению прошения, да вси с тобою непрестанно прославляем всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Икона Божией Матери «Всецарица» (по-греч. «Пантанасса») находится на Св.горе Афон в Ватопедском м-ре возле восточ. колонны соборного храма. Написана в XVII в., явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста ученикам. Сохранился рассказ старца о ней.
  31 августа в Рус. Правосл. Церкви пройдут молебны на начало уч. года. 30 августа на вечернем Богослужении поется акафист образу Божией Матери «Всецарица», а 31 августа служится торжеств. молебен праздн. иконе и в помощь учащимся. В ХVІІ в. пред иконой «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. Вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и невидимая сила бросила молодого человека на землю. Когда очнулся, пошел исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в м-рь, чтобы проверить силу на св. иконах. Чудотв. вмешательство Богородицы убедило его изменить жизнь и стать благочестивым. Он исцелился от душевн.недуга и остался на Афоне. Так икона Богородицы Всецарица впервые проявила чудотв. силу на нем,, одержимом бесами (оккультизм всегда приводит к одержимости).
  Позже заметили, что икона оказывает благотворн.влияние на больных с различн.злокачеств. опухолями. В ХVІІ икона впервые списана греч. монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раков. заболеваний. Само имя иконы Всегоспожа, Bсеповелительница говорит об особой, всеобъемлющей силе.
 Впервые явила чудотв. силу против волшебных чар, а волхование, увлечение магией и проч. оккультн."науками" сегодня распространяется по христ.миру подобно раковой опухоли. Пред иконой Пресв.Богородицы «Всецарица» («Пантанасса») молятся об исцелении от раковых заболеваний, об избавлении от колдовства.
МОЛИТВА 1-Я пред иконой Божьей Матери Всецарица
 О пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА 2-Я перед иконой Божьей Матери Всецарица
  Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси! Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 перед иконой Божьей Матери Всецарица
 Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея, спаси, Владычице; избави от обстояний к Тебе прибегающих; от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.
 
 



 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения