Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Мирона пресвит. Прп.Пимена Угрешск. Мчч.Фирса,Левкия,Короната и дружины. Мч.Патрокла.Мчч.Павла, Иулиании и пр. Прп. Алипия, иконоп.Печерск. Мчч.Стратона, Филиппа и др. Свенской (Печерской) ик.Божией Матери

30 Август 2018 г. Четверг

 Св. Миро - пресвитер в Ахаии в царствование царя Декия; игемоном страны был Антипатр. Святой происходил из знатного рода, был кроток, в сердце  имел любовь к Богу и людям, жизнь проводил богоугодную. 
 Однажды, в день праздника Рождества Христова, игемон Антипатр вошел в христ. храм, чтобы христиан, собравшихся на молитву, предать мучениям. Св. Мирон обличил игемона. Он взят по приказанию игемона и предан мучениям: повешен на древе, подвергнут строганию железным гребнем, затем опаляем огнем, наконец брошен в разожженную печь. Из печи вышел огонь и сжег 150 нечестивых слуг, стоявших вблизи. Святой остался жив по благодати Христовой, стоя в печи, благословлял Бога. Среди огня вокруг святого были св. ангелы, охлаждавшие печь.
 Когда печь угасла и святой вышел, игемон принуждал его поклониться идолам. Святой не исполнил приказания игемона. Тот повелел снять кожу с него и резать на ремни, от плеч до ног. Св. мученик, взяв с себя один ремень, бросил в лицо игемону. Он подвергнут строганию железными ногтями по телу и отдан на съедению зверям, однако не потерпел от них вреда. Игемон Антипатр преисполнился гнева, своими руками умертвил себя.Так погиб, попав в ад на вечные мучения. Св. мученик отведен в г.Кизик, где ему усекли главу, приняв венец мученический, предав душу в руки Божии.
Кондак, глас 4:
   Из млада Христа возлюбив преславне, и Того соблюдая божественные заповеди, к тому притекл еси весь цел, Мироне всечестне, и со ангелы молишися прилежно. Проси всем почитающым память твою оставления грехов. 

  Прп.Пимен Угрешский (в миру Петр Дмитриевич Мясников) род. 10 августа 1810 г. в г.Вологде. Родители, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, были люди благочестивые, честные, из торгов.сословия. Когда Петру было лет 10-11, он свободно читал, принялся за чтение Библии. Отец был церк. старостой, и Петр всегда бывал в церкви. Достигнув 17 лет, Петр достал книгу "Алфавит Духовный" и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мира.
   В июне 1832 г. Петр поступил в Новоезерский Кириллов м-рь. В 1833 г. послушник Петр перешел в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, где стал келейником иеромон.Илария. В 1834 г. иеромон.Иларий назначен настоятелем Николо-Угрешского м-ря Моск. епархии. Отбывая на новое место служения, взял послушника Петра. 26 марта 1838 г. игум.Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек имя Пимен в честь вел. подвижника монашества, как бы предвещая, что его имя в совр. монашестве будет чтимо и останется приснопамятным. В феврале 1839 г. монах Пимен хиротонисан в сан иеродиакона, а 25 апреля 1840 г. - в иеромонаха.
 16 октября 1853 г. стараниями о.Пимена, при поддержке митр. Московского Филарета Николо-Угрешский м-рь преобразован из штатного в общежительный,иеромон.Пимен возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители, т.к. игум. Иларий подал прошение об увольнении на покой.
24 августа 1858 г. за выдающиеся заслуги по устроению м-ря митр. Московский Филарет возвел игум. Пимена в сан архимандрита. За это время трудами о. Пимена выстроено в м-ре 5 церквей: Николаевский собор в 1843 г, церковь прп.Марии Египетской в 1851 г., Успенская в 1852 г. и в 1860 г. - Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они освящены митр. Моск. Филаретом. В 1869 г. архим. Пимен назначен благочинным общежительных м-рей Моск. епархии.
 Прав.кончина архим.Пимена последовала 17 августа 1880 г. Он свято хранил иноч.обеты нравств. чистоты и целомудрия, нестяжательности и послушания, любил монашество, глубоко проникнут его духом и, желая быть истин.монахом, старался водворить этот дух не только в Угрешской обители, им управляемой, но и во всех общежительных м-рях, подчиненных его ведению как благочинному.
 Почитание архим. Пимена началось сразу после блж.кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой архим. Пимена не бывала безлюдной, многие приносили ему молитвы, воздыхания, скорби и радости. Возобновление почитания прп. Пимена произошло с открытием обители в 1990 г.

     Св.мчч. Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при имп. Декии (249 - 251) в Кесарии Вифинской. Св. Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний усечен мечом. Св. Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языч. жрец Каллиник, видя мужество и чудеса св. Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что усечён мечом.
Кондак мучеников, глас 2
 Благочестия веры поборницы,/ злочестиваго мучителя оплевавше,/ обличисте зверообразное его кровопролитие/ и победисте того яростное противление,/ Христовою помощию укрепляеми, Фирсе и Левкие,// с пострадавшими о нас молитеся.

   Мч. Патрокл жил в III в. при имп. Аврелиане (270-275), был родом из г. Трикассины (ныне г. Труа во Франции) и вел благочестивую христ. жизнь: любил молиться, читать Свящ. Писание, постился и благотворил бедным. Господь ниспослал ему дар чудотворения. Имп. Аврелиан призвал св.Патрокла и повелел ему кланяться идолам, обещая большие почести и награды. Святой отказался от идолопоклонства со словами, что император сам нищ. "Ты имеешь много земных сокровищ, но не имеешь сокровища Небесного, т.к. не веруешь во Христа и в будущ. жизни не получишь райского блаженства, - поэтому ты нищ".
   Аврелиан осудил его на усечение мечом. Воины повели его на берег р.Секваны (ныне Сена), но внезапно глаза помрачились, а св. Патрокл перешел реку по воде и стал молиться на горе др. берега. Придя в себя, одни воины изумились исчезновению мученика и прославили Бога, а другие сочли чудо за волшебство. Одна язычница указала воинам, что св. Патрокл находится на др. берегу реки. Переправившиеся воины умертвили мученика († ок. 275). Его тело погребено ночью свящ. Евсевием и диаконом Ливерием.

  Св. мчч. Павел и сестра Иулиания казнены при имп.Аврелиане (270-275) в финикийском г. Птолемаиде. Однажды император приехал в Птолемаиду. Среди встречавших Павел осенил себя крестным знамением, что заметили. Его бросили в темницу. Утром привели на суд, он смело исповедал веру во Христа, подвергнут жестоким мукам. Иулиания, видя страдания брата, обвинила императора в жестокости,также подвергнута истязаниям. Мучеников били, тела рвали желез. крючьями, жгли на раскален.решетках, но не сломили исповедников Господних.
Трое воинов, к-рые истязали святых, пораженные величием духа мучеников, уверовали во Христа. Новые избранники Божии Квадрат, Акакий и Стратоник казнены. Мучитель пытался прельстить св. Иулианию обещанием взять в жены, если откажется от Христа, но святая была непреклонна. По повелению императора мученицу отдали в блудилище для осквернения, но Господь охранил ее: пытавшиеся прикоснуться к святой лишались зрения. Разгневанный император приказал жечь тела мучеников. Народ, глядя на страдания невинных, начал роптать, Аврелиан приказал обезглавить мучеников. Брат и сестра шли на казнь и пели: "Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси" (Пс.43,8).

 Прп.Алипий Печерский, один из первых рус.иконописцев, постриженик прп.Никона, с юности подвизался в Киево-Печерском м-ре. Иконописи учился у греч.мастеров,  1083 украшавших Печерскую церковь Успения Пресв. Богородицы. Прп. Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-то церкви иконы обветшали, брал, поправлял безвозмездно. Если платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение мат-лов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе.
 Прп. Алипий никогда не был праздным, оставлял иконописание только ради Богослужений. Он посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений: прп.Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой, помазав раны красками для писания икон.
 Много икон, писанных прп. Алипием, прославились как чудотворные. Известны случаи, когда ангелы Божии помогали в св. деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали прп. Алипию. Прождав, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут обнаружилось, что он не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них написаны лики. Когда сгорела церковь, все иконы остались целы. Одну из икон (Успение Пресв.Богородицы), получившую название Владимирская-Ростовская, взял вел. кн. Владимир Мономах (1113-1125) для построенного им в Ростове храма.
  В др. раз ангел написал икону Успения Пресв.Богородицы, когда прп. Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же ангел принял душу прп. Алипия (умер 17 августа не позже 1114 г.). Погребен в Ближних пещерах. У правой руки прп. Алипия три первые перста сложены равно, а два последние пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя он скончался. Одна из икон прп. Алипия Пресв. Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими прп. Антонием и Феодосием именуется Свенской.
Тропарь прп. Алипия, иконописца Печерск., в Ближних пещ.,глас 8
 Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.
Кондак прп. Алипия, иконописца Печерск., в Ближних пещ., глас 2
 От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

  Мчч.Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан пострадали в Никомидии. Посещая зрелища, учили народ оставить поклонение идолам и обратили ко Христу многих язычников. Правитель, заметив, что народнж.зрелища начали пустовать, вызвал мучеников, к-рые твердо исповедали веру во Христа, отданы на растерзание зверям. Звери не тронули их, тогда мучеников подвергли истязаниям и бросили в огонь (ок. 303).

 По преданию, чудотв. икона Свенской (Печерской) Богоматери написана прп. Алипием, к-рый учился иконописи у визант. мастеров, украшавших в Киеве Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, к-рому Господь судил стать первым рус.иконописцем, почил около 1114 г.
Удивителен Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери—Младенец с благословляющими руками. У трона стоят прп.отцы—основатели рус. иночества: справа Феодосий Печерский, а слева Антоний Печерский; в руках свитки с письменами. Прп.Феодосий пишется ез клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний — в полном  схимническом облачении.
Феодосий Печерский—третий из святых, канонизированных рус.церковью (первые - князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (т. е. святой иноч. чина) в этом сонме. Именно Феодосий и его учитель прп. Антоний (причислен к лику святых позже) стали основателями рус.монашества.
  На Свенской (Печерской) иконе на свитке у прп. Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке прп.Антония Печерского:«Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».
Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен образ не только древностью и благодатной силою. Изображение Пречистой в образе Царицы Небесной на троне распространен во всем христ.мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской,в мозаиках Равенны, на грузин. чеканных иконах XI в. и на крестах из Херсонеса.
  Многие века чудотворная пребывала в муж. Успенском Свенском м-ре под Брянском (с.Супонево). Постройки закрытой в 1924 г.обители сильно разрушены. Богоборцы снесли Успенский собор XVIII в. со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из чрева прор.Иону. Попечением Божией Матери иноч.я жизнь в Свенском м-ре возродилась в 1992 г.
 В стенах обители чудотворная Свенская (Печерская) икона пребывала с 1288 г., до того находилась в Киево-Печерском м-ре, где прославилась чудесами. Кн. Роман Михайлович в Брянске внезапно потерял зрение. Зная об исцелениях в Печерском м-ре, послал гонца с милостыней и просьбою прислать в Брянск чудотв. икону для испрошения  исцеления.
Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать и причалили к  берегу. Когда утром вернулись к лодке, чудотв.образа не было. После долгих поисков исчезнувшая икона найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда о чуде известили кн. Романа, он с духовенством пошел пешком к иконе.
 Горячо молился князь, зрение стало возвращаться, увидел тропинку, на к-рой повелел установить памятный крест. Но глаза князя различали лишь предметы на близком расстоянии. Когда шествие достигло  дуба, князь пал на землю и воззвал к Богородице : «Пресвятая Владычице! Услыши молитву и дай прозрение очам моим!» Зрение стало лучше. Епископ снял икону, поднес князю, тот облобызал ее, и зрение вернулось.
 Отслужив молебен пред иконою, князь и собравшиеся стали рубить деревья  и строить церковь Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители. Спустя время кн.Роман воздвиг на месте чудесного прозрения м-рь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, где обретена икона, распилили на доски для обустройства обители. В 1288 г.установлено празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери 3 мая.
   В иконостасе монаст.Успенского собора, по правую сторону царских врат,  пребывала чудотв. икона почти 7 веков.Многие милости оказывали святыне и обители рус. государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоцен. камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону, делали вклады. Никогда не иссякал поток богомольцев, слышавших о новых чудесах Свенской (Печерской) иконы.
  Заступничеством Пречистой Брянск не раз спасался от нашествия врагов. Когда в 1812 г. к городу подступили французы, жители обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по усердной молитве неприятель прошел мимо, а вскоре бежал из России. В Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из м-ря в город. собор, где служили всенощную, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего город.духовенства. Вечером народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский м-рь. В память избавления от французов в 1815 г.«устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.
 В 1846 г.брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоцен.корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиант. звезды на плечи Богородицы, также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
Торжественно, под звон колоколов и молитв. пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска.
  Минули века. Икона уцелела и находится  в Третьяковской галерее. Спасена знаменитым искусствоведом Померанцевым, к-рый привез ее в Москву. В 1927 г. сложная реставрация проведена Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе прп. Алипия — к заре рус.иконописи. 

Молитва Черниговского кн. Романа Михайловича
   О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.
Тропарь, глас 4
 Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

 



 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения