Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес. из Едессы в Константинополь Нерукотворен.Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч.Диомида врача(298). Мчч.33-х Палестинск. Прп.Херимона Египетск.(IV) Феодоровск., «Торжество Пресв.Богородицы» (Порт-Артурск.)ик.Божией Матери.

29 Август 2018 г. Среда

 Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа было в 944 г. По преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском г.Едессе правил Авгарь. Он был поражен проказой. Слух о чудесах Господних дошел до Сирии (Мф.4,24) и Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой исцелить его. С письмом он послал в Палестину живописца Ананию, поручив написать изображение Божеств.Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного людьми. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения народа, слушавшего проповедь Спасителя.
 Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в к-ром обещал прислать ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. 
  С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика.Это апостол от 70-ти св. Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил Авгаря и жителей Едессы.
 Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над город. воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили чрез ворота.
 Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с город. стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью с клиром, зажег  пред ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.
 Прошло много лет, жители забыли о святыне. Но когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу, положение города было безнадежно, еп.Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город .
 Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотв.Образ: пред ним горела лампада, а на глин.доске, закрывавшей нишу, было подобное изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. 
 В 630 г. Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотв. Образу, слава о к-ром распространилась по Востоку.
 В 944 г. имп. Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С почестями Нерукотв.Образ Спасителя и то письмо, к-рое Он написал Авгарю, перенесены  в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя поставлен в Фаросской церкви Пресв. Богородицы. 
О послед.судьбе Нерукотв. Образа существует несколько преданий. По одному, его похитили крестоносцы во времена владычества в Константинополе 1204-1261), но корабль, на к-рый взята святыня, потонул в Мраморном море. По др.преданиям, Нерукотв. Образ передан ок. 1362 г. в Геную, где хранится в м-ре ап. Варфоломея. Нерукотв.Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки.
 Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; др., отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
  Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за св. иконы, пели тропарь Нерукотв.Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточн.императору, в к-ром указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотв.Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах рус.войск, ограждая от врагов. В Рус. Правосл. Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с др. молитвами тропарь Нерукотв. Образу Спасителя.
  По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя:
1) в Едессе, царя Авгаря ;
2) Камулианский; обретение его описал свт.Григорий Нисский; по сказанию прп. Никодима Святогорца, Камулианский образ явился в 392 г., но он имел в виду образ Матери Божией ;
3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление св.Мария Синклитикия  4) на керамии.
 Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание праздника в Рус. Правосл.Церкви выразилось в иконописании; икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространенных.      

Тропарь Нерукотворенного Образа, глас 2
  Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак Нерукотворенного Образа, глас 2
  Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

 Мч.Диомид род. в Тарсе Киликийском, по профессии врач, по вере христианин, лечил не только от телесных, но и от душевн.болезней. Многих язычников просветил верой во Христа и крестил. Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении таинства Елеосвящения.
 Св.Диомид много путешествовал, обращая людей к истинной вере. Когда он пришел в г.Никею, имп. Диоклитиан (284-305) послал воинов взять его. По дороге из Никеи в Никомидию он сошел с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа.
Тропарь мученика Диомида
    Мучительнии сосуди устроиша ти путь к Небесем,/ Христов воине Диомиде,/ победив диавольския козни,/ и на Небесех у Христа прославися,/ молися за творящих верою память твою.
Кондак мученика Диомида, глас 2
 Истинный и непобедимый страстотерпец,/ благочестия и благодати Небесный тайнник явлься,/ Диомиде преславне,/ победив мучителя и победоносец быв,/ венцы победными прославися.

  Прп.Херимон подвизался в Египте, в Скитской пустыне, в конце IV в. или первых годах V в. Имя его упоминается в "Лавсаике" Палладия и в алфавитном Патерике. Его пещера отстояла за 40 поприщ от церкви и за 12 поприщ от источника воды. Скончался святой за рукодельной работой в 100 лет. Прп. Херимона упоминает также прп.Феодор Студит в Триоди постной - в службе в субботу сырную, в 6-й песни канона на утрени.

 Св.иконы Пресв. Богородицы любимы рус. народом.  В чудотв. иконах пришла Она на Русь в XI в. как “Одигитрия” (Путеводительница) с греч. царевной Анной, дочерью визант. императора, выданной за вел.кн.Всеволода Ярославовича, и стала именоваться “Смоленской”.Век спустя с кн. Андреем Боголюбским в иконе Владимирской пришла Она из Киева на север Руси.
 После смутного времени нач. XVII в. икона Фёдоровская-Костромская благословила на царство отрока Михаила Романова, а накануне потрясений, в день отречения царя Николая II от престола, взяла землю Русскую под покровительство Державной иконой.
  У каждой иконы Богородицы своя история и название. Многое есть в истории иконы «Федоровская» —и имя Феодороа Стратилата, и Параскевы, и кн. Александра Невского.С иконой связано начало новой династии царей – Романовых. Писанная, по преданию, еванг.Лукой, привезена в Россию св. Феодором Стратилатом.
 Чудотв. икона Федоровская явилась в 1239 г. Празднество установлено в память избрания 14 марта 1613 г. на царство Михаила Федоровича из дома Романовых, умирителя встревожен. России. Икона находится в Костромском Успенском соборе против правого клироса. Она украшена золотою ризою и драгоцен. камнями, пожертвованными царем Михаилом и матерью старицею Марфою Иванoвною.
 В нач. XII в. икона пребывала в чaсoвнe у г. Кидекша. Кн.Псковский Гeopгий при устроении г. Кидекша хотел перенести чудотв. икону в город, но посланные не могли сдвинуть ее с места. Кн. Гeopгий понял, что Пресв. Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому в 1164 г. на месте часовни основал обитель, к-рую назвали Городецкой по г. Городец Нижнегоpoдской губ. и Фeдopoвскою, т.к. изначальнo она была в деревян. церкви Федора Стратилата.
   Во время нашествия Бaтыя не был пощажен и Городец Волжский. Жители бежaли, всё было брошено, оставлена в соборном храме за св. алтарём икона Богоматери, имевшая на др. стороне изображение св. мц. Параскевы Пятницы. Все думали, что она пропала в пламени.
 В 1239 г. кн.Василий Георгиевич Квашня был нa охоте в лесу в версте от города. Какой-то зверь пробежал мимо. Князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев на сосне икону Богоматери, протянул руки снять ее с дерева, но икона поднялась в воздух. Князь и свита преклонили колена. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простер руки, икона вновь пoднялacь в воздух.
Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, все с крестами и иконами отправились в лес. Совершив молебен, священники приняли икону Богоматери и понесли в город. Жители вышли навстречу чудотв. иконе,  внесенной в соборный Костромской храм. Со всех сторон стeкaлись бесчисленные толпы. Благочестивые граждане сказали князю, что видели, как икону нес человек в богатой воинской одежде, в какой изображался на иконе св. вмч. Федор Стратилат. Икона поставлена в соборном храме вмч. Фeдoра Стратилата, получив название Федоровской.
Между купцами были и из Городца, опустошённого татарами. Поcпeшили и они поклониться иконе и тотчас узнали, что это та икона, что столько лет охраняла город.
 На месте обретения иконы, на берегу реки Запрудни, князь основал Запруденский м-рь Нерукотворенного Образа, туда eжeгoдно 16 /29 августа совершался крестный ход в память явления чудотворной иконы.
  Сама икона оставлена в соборном храме; но вскоре Костромской собор сгорел. Решили, что икона погибла. На третий день после пожара нашли икону, не поврежденную огнем. Вскоре на месте сгоревшего храма воздвигли новый храм вмч. Федора Стратилата, чудотв. икона поставлена в алтаре за престолом.
  В Россию опять вторглись татары, подошли к Костроме. Кн. Георгий  молился пред чудотворною иконою, чтобы Она защитила город. Народ и воины усердно прибегали к Ней. В надежде на Ее помощь князь взял икону на битву, Царица Небесная вняла молениям. Чудотв. икону несли пред ополчением. Татары обнажили мечи и напрягли луки, но, увидев икону, сиявшую светлее солнца, поджигавшую их полчища, пришли в ужас, бросились в бегство.
  Божия Матерь чудесно спасла Кострому. Там, где во время битвы находилась икона, поставлен крест, и с того времени близлежащее озеро называется Святым, а селение на берегах его Святое.
 Спустя время соборная церковь опять загорелась, пламя быстро распространилось, никто не мог войти и спасти икону. Некоторые жители видели, что икона стоит в воздухе над пламенем. Все пали на землю и со слезами взывали к Ней, чтобы не оставила их. Икона спустилась среди площади. Жители не прекращали молитв день и ночь. По велению князя немедленно была построена небольшая церковь для временного помещения чудотворной иконы. Приступили к строительству каменной церкви Успения Пресв. Богородицы, с приделом св. Федора Стратилата. Церковь быстро построили, перенесли икону Богоматери. К Ней пpибегали с молитвами, получая исцеления.
  Пришли времена смут от поляков и литовцев. Вел. старица Марфа Ивановна Романова удалилась с сыном Михаилом в Кострому, где проводила время в монашеских занятиях. В Москве, освобожденной от врагов, собрались выборные земли Русской, выбор пал на юного Михаила. Для объявления об избрании отправлено посольство в Кострому с грамотою, где призывали на престол Михаила. Послы встречены костромским духовенством с иконою Федоровской Богоматери, все последовали в Ипатьевский м-рь, где пребывала инокиня Марфа. Михаил с матерью вышел, приложился ко кресту и чудотв. иконе, принял благословение архиеп. Фeoдорита, но отказался принять царский престол, т.к. мать, страшась за сына, не отпускала его. Долго умолял архиепископ с собором, но мать и сын оставались непреклонны.
 Тогда архиепископ взял Федоровскую икону Богоматери, а тpoицe-cepгиeвcкий келарь Авраамий - образ св. моск. чудотворцев Петра, Алексея, Ионы, и поднесли св. иконы к Марфе и Михаилу Федоровичу, сказав: “Если не склоняетесь ради нас, - по крайней мере, ради чудотворного образа Богоматери и великих святителей сотворите повеленное от Бога. Не прогневайте Бога”. При видe лика Богоматери инокиня Марфа упала пред иконою и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благоволила: “Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя воля над ним”.
 Избранный царь возведен на престол 14 марта 1613 г. – в день празднования Федоровской иконе. В 1636 г. царь Михаил, посоветовавшись с отцом, святейшим патриархом Филаретом, приказал обновить чудотв. икону, украсить золотом и драгоценностями, поставить на прежнем месте, против правого клироса.
 По поводу возникновения первоначальной часовни ист. свидетельств не сохранилось. Но в 1164 г. в этих местах кн. Андрей Боголюбский одержал победу над волжскими болгарами. Возможно, часовня возведена по велению кн.Андрея, т.к. св.мч. Феодор Стратилат особо им почитаем. По преданию, часовня изначально освящена в честь св. Феодора.
   К периоду обретения Фёдоровской иконы Божией Матери относится и др. ист. событие, что произошло по случаю венчания в 1239 г. Александра Невского с дочерью полоцкого кн. Брячислава Параскевой. Матушка Феодосия благословила сына Александра и Параскеву образом Фёдоровской Богоматери, заказав написание на обратн. стороне образа св. вмч. Параскевы-Пятницы В 1239 г. икона принесена в Успенский собор г.Владимира. Затем стала молитвен. образом св.блгв.кн. Александра Невского, была при нём во всех походах. После смерти в 1262 г. младший брат Василий вернул образ в Кострому.
  В 1240 г. Александр Невский одержал победу над шведами. Князь повелел заложить в память о великой победе храм Фёдоровской иконы Божией Матери в устье рек.Узъерва (Вуокса) и посад с одноимён. названием, в буд.Карела (Приозерск), на границе Руси. Федоровская икона почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помощница в трудных родах.

  Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4
  Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 8
  Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.     

 Необычное явление Пресв. Богородицы во сне привело старого севастопольского матроса в декабре 1903 г. из Бессарабии в Киево-Печерскую лавру, где он исполнил указание Царицы Небесной и заказал икону Торжество Православия. Старик поведал монахам о чудесном сновидении и усердно молился в дальних пещерах о рус. флоте, к-рый стоял в осн-м в Порт-Артуре. Весть о матросе-севастопольце и о явл-ии ему Царицы Небесной распространилась среди богомольцев и горожан Киева. Вскоре разразилась война, о к-рой предвещала Царица Небесная.
  Икона написана в первые дни нападения японцев на рус. моряков в Порт-Артуре. Иконописец Павел Штронда изобразил образ Царицы Небесной, от к-рой зависела судьба России в Русско-японской войне. Писал, следуя подробн. рассказу старика-матроса.
 Высокую миссию - провезти икону в осажденную порт-артурскую крепость - взял на себя коллежск.советник Николай Федоров. Но икона, к-рая плыла морем, не вошла в Порт-Артур. 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. 329 дней гарнизон из 50 тыс.чел. отстаивал Порт-Артур, отвлекая на себя более 170 тыс.япон. солдат, почти треть состава неприятелей. Под стенами крепости японцы потеряли убитыми и ранеными до 110 тыс.чел., из к-рых 85 тыс.пало в боях, а русские - лишь 17 тыс.(треть гарнизона крепости). Затем поражение под Мукденом и в Цусимском морском сражении.
  Божия Матерь, не позволив Своему образу достигнуть крепости, не дала ему оказаться в плену и вернула обратно в Россию. Икона, возвращенная из действ. армии, перенесена во Владивостокский Успенский кафедр. собор. Следы чудесного образа после разрушения собора затерялись.
  В феврале 1998 г. группа приморских паломников в последний день пребывания в Иерусалиме зашла в антикварн. магазин. Архим. Иннокентий из Уссурийского м-ря и о.Сергий, настоятель приморского храма, были поражены: с витрины смотрела Порт-Артурская икона Божией Матери, чье описание знали наизусть. Хозяином магазина - арабом - она представлена как образ св. Вероники. Российская святыня попала в Израиль из Гонконга и выставлена на витрине более 4-х лет назад. Паломники, не выдав волнения продавцу, упросили никому не продавать икону, собрали ср-ва для выкупа.образа Царицы Небесной.
 Первую экспертизу иконы провела инокиня Горненского жен. м-ря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона - не совр. подделка. С помощью рус. правосл м-рей в Израиле удалось собрать требуемую сумму - 2 тыс. долларов, а российские дипломаты оформили документы на вывоз святыни.
  6 мая, в день св. Георгия Победоносца, покровителя Владивостока, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла в родной город. 9 мая владивостокцы в Свято-Никольском храме впервые увидели образ Царицы Небесной, стоящей спиной к морскому заливу, держа в руках плат с сиреневой каемкой, на к-ром изображен лик Спасителя.

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения