Версия для печати
На страницу списка праздников

Успение Пресв.Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.Ик.Софии,Премудрости Божией (Новгородской). Чтимых икон Успения Божией Матери:Киево-Печерской(1073), Овиновской (1425),Псково-Печерской(1472), Семигородской(ХV), Пюхтицкой(ХVI).Ик.Ацкурская и др.

28 Август 2018 г. Вторник

 В праздник Успения Пресв.Богородицы Церковь воспоминает прав.кончину Божией Матери — событие, окрашенное печалью об окончании жизн.пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери  с Сыном.
 О земной жизни Пресв.Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя известно из Свящ. Предания. До гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась с ап.Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, посещала прав.Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, к-рую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины возвратилась в Иерусалим. Приснодева часто пребывала в тех местах, с к-рыми связаны важнейшие события в жизни Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи хотели убить Ее, для чего по приказу первосвященников у Гроба Господня поставили стражу, но воины потеряли зрение и не  увидели Богородицу.
  Однажды во время молитвы на Елеоне Арх.Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей чрез 3 дня кончине и преподнес райскую ветвь — знак победы над смертью. Пресв. Богородица рассказала об этом ап.Иоанну Богослову, тот известил ап.Иакова, брата Господня, чрез него Церковь Иерусалимскую, к-рая сохранила предание об Успении Божией Матери. Пред кончиной Богородица завещала скудное имущество прислуживавшим вдовицам и велела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами прав.родителей и прав.Иосифа.
 В день Успения чудесным образом в Иерусалиме собрались для прощания почти все апостолы, к-рые разошлись по разным странам с проповедью Слова Божия. Позже всех прибыл ап.Павел. Отсутствовал ап.Фома.
 Вдруг воссиял свет, кровля горницы открылась, сошел Христос со множеством ангелов. Пресв.Богородица обратилась ко Господу с благодарств. молитвой, просила благословить почитающих Ее память. Она молила Сына защитить Ее от сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангел. пение. От благоухающего тела больные получали исцеления. Началось торжеств. перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков с апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Ап.Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», звучали торжеств. гимны.
  Над одром появился облачный круг в виде венца в сиянии. Венец плыл над процессией до места погребения. За процессией следовали иудеи, не веровавшие во Христа.
 Первосвященники послали служителей разогнать процессию, убить апостолов и сжечь тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский свящ.Афония (по др. Иефоний или Софония) решил опрокинуть одр Богородицы, наказан ангелом, отсекшим руки, получил исцеление после  раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
  Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе слышалось анг. пение. Как говорит свт.Филарет Московский, полное  утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела и увидели Ее в славе воскресения,услышали утешение: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».
 Тело Божией Матери вознесено на небо.Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, т.к. смерть как возвращение земле плоти, а духа — Богу не коснулась Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Св.Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
  Она лишь уснула, чтоб пробудиться для жизни вечноблаженной и после 3-х дней с нетлен. телом вселиться в небесное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни,вселяя в нас Успением Своим предощущение жизни вечной.

Тропарь, гл.1.
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, гл.2.
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание.
Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

 Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская), занимает особое место в Рус.Правосл. Церкви. На иконе - Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная Премудрость - Сын Божий. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о К-ром в Книге Притчей Соломона сказано:"Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь" (9,1), что указывает на Христа, Сына Божия, К-рый в ап. посланиях имен -ся "Божиею Премудростью" (1 Кор.1,30), а в слове "Дом" есть указание на Пресв. Деву Марию, от К-рой воплотился Сын Божий.
 Икона свидетельствует об исполнении пророчества. На иконе Софии Киевской храм и стоящая в нем Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддержив. 7 столпами. Руки и ладони распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. Богоматерь держит Младенца, благословляющего правой рукой, в левой держава. На карнизе начертаны слова из Книги Притчей: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь". Над сенью изображен Бог Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: "Аз утвердих стопы Ея".
По обе стороны изображены 7 Архангелов с распростертыми крыльями, держащих знаки служения в руках: с правой стороны - Михаил с пламен.мечом, Уриил - с молнией, Рафаил - с алавастром мира; с левой - Гавриил с лилией, Селафиил - с четками, Иегудиил - с цар.короной и Варахиил - с цветами на белом плате. Под облаком с серповид.луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с 7-ю ступенями (Церковь Божия на земле), со стоящими ветхозавет. зрителями воплощения Премудрости - праотцами и пророками. На каждой из 7 ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. 7 ступеней амвона утверждаются на 7 столпах, на к-рых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения и объяснения.

Молитва пред иконой Софии, Премудрости Божией
Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Чудотв. Овиновская икона Божией Матери известна с XV в. как одна из главных святынь древнего г. Галича. В 1425 г. боярин Иоанн Овин, живший на берегу Галичского озера у муж. м-ря, решил воздвигнуть в обители церковь. В праздник Успения Пресв. Богородицы отправился в м-рь осмотреть место строит-ва. У ворот Иоанна встретили 2 ангела в виде юношей, вручили ему икону Богородицы, заповедав соорудить церковь Успения Богоматери. Изумлен. боярин принял образ из анг. рук и внес в м-рь. Когда постройка деревян. храма завершилась, Иоанн Овин поставил в нем явлен. икону Божией Матери, получившую именование Овиновской.
 Вскоре новая церковь уничтожена огнем. Вынесенная из пламени прп. Иаковом Галичским икона, хотя на ней расплавились метал. украшения, сохранилась невредимой.
  В 1433 г. вел. кн.Василий Темный, воевавший с галичским кн. Георгием Шемякой, взял Галич, решил забрать икону в Москву. Настоятель м-ря прп. Паисий безуспешно просил его не лишать обитель святыни. Образ доставили в Москву, поставили в соборной церкви, но ночью невидимая сила перенесла икону в Галич. До нач. ХХ в. Овиновский образ находился в Паисиево-Галичском м-ре, к иконе стекались верующие со всей России.
 В 1917 г. после закрытия и разорения богоборцами обители прп. Паисия икона бесследно исчезла. Явление Овиновской иконы произошло в годы Вел. Отечеств. войны. Дети, собиравшие ягоды и грибы, нашли в лесу старин.образ Богородицы, принесли икону в город, правосл. жители узнали древнюю святыню.
 Одно из чудесных событий, связанных с Овиновской иконой, произошло в недавнем прошлом. В зимнюю ночь во Введенский кафедр. собор Галича проникли грабители, украли икону. Чудотв. образ считали утраченным. Весной Овиновская икона найдена в сугробе с храмом –воры обронили ее в снег.
 В 2003 г. образ перенесен из Введенск. собора в возрожденный Паисиево-Галичский м-рь. В 2004 г. для Овиновской иконы  благотворителями изготовлена драгоцен. риза

 Киево-Печерская икона Успения Пресв. Богородицы - одна из древнейших явл. икон в РПЦ. Пресв. Дева вручила ее 4-м визант. зодчим, к-рые в 1073 принесли икону прпп. Антонию и Феодосию Печерским. Зодчие пришли в пещеру, спросили, где будет церковь. Святые ответили, что место назначит Господь. Зодчиие удивились, что святые знают приход смерти, но не знают места церкви, хотя дали много золота.
 Прп-ные призвали братию и спросили греков, кто их послал, как попали к ним. Зодчие рассказал, что когда спали дома, утром пришли юноши, сказав, что зовет Царица во Влахерну. Они пришли одновременно и увидели Царицу со множеством воинов. Она сказала, что хочет построить Себе церковь в Киеве, ала золота на 3 года. Зодчие спросили, к кому идти. Царица отвечала, что Антоний благословит и отойдет в вечный покой, а Феодосий отойдет чрез 2 года. Она придет смотреть Церковь и будет в ней жить, дала мощи св. мчч. Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора: "Это положите в основание», дав икону, прибавила: "Она будет наместной".
 Выслушав, все прославили Бога, прп. Антоний сказал: "Мы никогда не выходили из этого места. Звавшие юноши были св. ангелы, а Царица во Влахерне - Сама Пресв.Богородица». 3 дня молился прп. Антоний, чтоб Господь указал место для церкви. После 1-й ночи на земле была роса, на св. месте сухо. На др. утро на земле было сухо, на св. месте роса. На 3-е утро благословили место и измерили золотым поясом ширину и длину церкви. Огонь с неба по молитве прп. Антония указал, что Богу угодно начинание. Так положено начало Церкви. Икона Успения Пресв.Богородицы прославилась чудесами, не раз защищала страну от нашествия врагов. В 1677 г., когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону 27 августа обнесли вокруг града. Богородица благословляла рус. войска, шедшие на Полтавскую битву (1709 г.). В 1812 икону обносили вокруг Киева. Празднование дважды в год: 3 мая и 15 августа.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Печерской
 О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоbм Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

  В 1521 г. в Псково-Печерский м-рь Василием и Феодором из Пскова принесена икона Успения Божией Матери в житии, с изображением по сторонам важнейших событий жизни Богоматери.
 Написание иконы поручили благочест. жизни иконопис.Алексию. Икона поставлена в храме Успения Богоматери. Феодор пострижен в мон-во и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере. С 1523 г. икона прославилась чудесами.
 Множество чудес было в обители Пресв. Богородицы. Слышно пение, видели свечку, горящую в пещерн. церкви, чувствовался запах благовоний. Нек-рые из братии видели свет в ночи над м-рем. Псково-Печерские иконы Божией Матери "Успение" и "Умиление" прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 г. При приближении его архиепископ вызвал из Печерского м-ря игум. Тихона с чудотв. иконами Божией Матери.
 За несколько дней до приступа старец Дорофей плакал о бедствии города, вдруг увидел необыкнов. свет в виде столпа, что шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского м-ря. В свете узрел Пресв. Богородицу, поддерживаемую по левую руку прп.Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую - Корнилием, игум. Успенской Печерской обители.
 Пресв. Богородица вошла в Покровскую церковь, затем вышла и, став с прп-ными, спросила, где святые Псков. земли. Они предстали пред Нею. Богородица потребовала, чтоб молились пред Её иконами в указан.месте. Когда старец Дорофей возвестил о видении, игум.Тихон с дух-вом и народом совершал ежедневно крестн.ходы с иконою Успения Богородицы на указан.место, а воеводы и бояре поставили в части стены м-ря 3 креста.
 Стефан Баторий с рассвета открыл пушечную пальбу по городу и продолжал ее до ночи и на др. день до 9 часов утра; в стене образовался большой пролом, начался приступ, загорелась битва. Женщины и дети в церкви молили Бога о защите. Началось молебствие пред проломом, продолжался крестн. ход к Покровской церкви. К ночи 8-го сентября враги вытеснены из пролома, в беспорядке прогнаны в поле, многие взяты в плен. Осада продолжалась 6 мес., ежедневно продолжались крестн. ходы на стены города с чудотв.Печерск. иконой.
  Во время настоятельства игум. Саввы в Псково-Печерском м-ре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе Юрию Токмакову обложить золотом от цар. казны чудотв.икону Успения Пресв.Богородицы в житии и сделать серебр.киот.

Семигородная», или «Семигородская», ик.«УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» написана прп.Дионисием Глушицким, основателем Глушицкой обители в Вологодской губ., к северу от Вологды, на речке Глушице. Из основанной им обители ик.Богородицы перенесена отшельниками на 20 верст от обители, в непроходимые леса за р. Двинцой, в Семиградскую волость.
 В XV в. Вологодскую землю постигло несчастье: распространилась страшная чума, от к-рой вымерли жители Семиградской вол. Приходская церковь полтораста лет стояла в запустении. Только в кон. XVI в. стала возрождаться.
В Моск. Новодевичьем м-ре лежала 3 года в расслаблении старица Иулиания, из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 г. во сне яв-сь Богородица и обещала исцеление, если она пойдёт в Семиградскую волость и восстановит запустевший храм. Иулиания дала обет исполнить это и, получив исцеление, отправилась в Семиградскую обитель.
  Она нашла полуразрушен. церковь, в ней Дионисиеву икону Божией Матери, построила келью и приступила к восстановлению храма. Вскоре его восстановили, ок.1602 г. основана обитель. В ней Иулиания оставалась с несколькими сёстрами до кончины.

  В 1894 г. сестры Успенского м-ря подарили Иоанну Кронштадтскому образ, где запечатлено явл. Пресв.Богородицы на Пюхтицкой горе, там, где забил св.источник. Внизу подпись:«Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго жен. м-ря на Св. горе Эстляндской губ. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном Кронштадтским до кончины.
Много лет молился батюшка пред ней, завещал блгчест. петербург. чете, к-рая передала образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого тогда Санкт-Петербург. Иоаннов. м-ря. Пресв.Богородица яв-сь монахине во сне, открыла волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель на Пасху 1946 г., в день празднования иконе Боголюбской  Образ Божией Матери «У источника» вернулся в Пюхтицы. Его торжественно встретили у древнего дуба. Приняла святыню настоятельница игумения Алексия II (в схиме Сергия).
 Пюхтицкая обитель, созданная о.Иоанном Кронштадтским на месте явления Божией Матери, не закрывалась никогда. Не прекращались богослужения в воен.время, хотя рядом проходил фронт и вокруг стояли войска. Во время Второй мир. войны не раз видели бомбы над м-рем, но невед. сила относила их в сторону и они падали за оградой, не разрываясь. Все явления Пюхтицкого образа Божией Матери невозможно описать. Со всех концов света приезжают в м-рь те, кого Пресв. Владычица позвала в Пюхтицы. Многих Пресв. Дева спасла от беды, исцелила от неизлечимой болезни.

 Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" яв-сь в 1350 г. прп. Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению прп.Сергия Радонежского. На пустын. берегу Галичского озера ок.горы, покрытой дремучим лесом, обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы увидел на соседней горе яркий свет, услышал: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери". Прп-ный поднялся на гору и обнаружил на дереве икону Божией Матери. С умилением принял св. подвижник явл. образ,построил часовню, куда перенес икону.
  Галичский кн. Димитрий Феодорович обратился к нему с просьбой принести икону. Прп.Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый дух-вом и народом, перенес чудотв. образ в соборный храм г. Галича. От иконы шли исцеления. Когда прп. Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строит-во м-ря. Вскоре выстроена церковь Успения Пресв. Богородицы, вокруг к-рой возник м-рь. Позже прп-ный основал несколько м-рей, последним был Чухломский у г. Чухломы. По названию этой обители подвижника именовали Чухломским, а чудотв. иконе дано назв. Галичская-Чухломская.

     Ацкурская икона Божией Матери в Гелати, недалеко от Кутаиси. Существует 2 версии обретения чудотв. иконы. По одной, икона принесена в Грузию св. ап.Андреем Первозванным, по др. – Андреем Первозванным и ап.Симоном. Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (Грузию), Богородица попросила принести кусок доски. Умыв лицо,Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках.
  С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды присели отдохнуть, и на том месте, где положили икону, забил св.источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и сегодня.
По преданию, в г. Ацкур апостолы воскресили умершего сына царств. вдовы, приложив к нему чудотв. икону. Когда апостолы покидали Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону. Апостолы попросили принести равную доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесён. доску. Позже сделана копия в виде метал. складня. Новый образ поставлен в небольшой часовне в Ацкури, откуда название иконы.
 Средневек. историк Джуаншер сообщает, что в 620 г., во время похода на Персию, визант. имп. Ираклий специально останавился в Ацкури, чтобы поклониться святыне. Предание о чудесах Ацкурской иконы содержится в тексте «Нового жития Картли», составленного в нач. XVIII в. как продолжение Картлис Цховреба. При нападении иран. шаха Узун-Хасана на Картли в 1477 г. перс.войска истребили множество христиан в Самцхе, разрушили церкви, Ацкурскую икону Божией Матери увезли. Вскоре персам чудесным образом  указано, что похищение иконы явл-ся источником бед, постигших их страну, и Ацкурская икона Божией Матери с большими почестями отправлена обратно. В местечке Елавси (сияющий) Ацкурская икона Божией Матери просияла, озарив Самцхе «великим светом, подобным молнии».
 Из-за опасности нашествия персов Ацкурская икона спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. перс. правитель Якуб-бек с многочисл. войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив жителям мир в обмен на ключи от крепости, истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с Ацкурской ик. и бросил ее в огонь, к-рый погас, только пламя прикоснулось к образу Пресв.Богородицы. Один из воинов хана, христианин, поместил икону дома, услышал: «Если ты не отвезешь меня на родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе, поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный, что Ацкурская икона Божией Матери нашлась, Кваркваре отправил в Персию довер. лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури. В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после воен. экспедиции поместил Ацкурскую икону Божией Матери в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в м-рь Гелати. Чрез нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул икону в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и до нач. XX в. она была в Гелатском м-ре, откуда в 1952 г. передана на хранение в Гос. музей истории искусств Грузии.
 Ацкурская икона Божией Матери с изображением Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастн. киота-складня. Живопис. лики выполнены в поздний период поновлений. Для оклада использованы червон. золото, серебро, драгоцен. и полудрагоцен. камни, жемчуг.
 Стилист. особенности и надписи на Ацкурская икона Божией Матери относят к разному времени. Иконографич.тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию грузин. чеканки ХI в. Фон иконы в технике низкого рельефа и коврообразн.растит. декор отражают влияние восточн. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Восточной Грузии. 

 Цилканская икона Божией Матери современна св. равноап. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV в. В наст. время св.образ в Цилканском храме в Карталинии.

 О происхождении чудотв. Владимирской(Ростовской) иконы Божией Матери в кафедр. Успенском соборе Ростова Великого в житии прп. Алипия Печерского рассказывается так. Благочест. киевлянин, построивший в Киевском Подоле церковь, решил украсить ее 7-ю большими иконами, написанными прп.Алипием иконописцем. Он обратился к двум монахам Киево-Печерского м-ря с просьбой помочь  договориться с иконописцем. Заказчик дал им серебра и подготовл. доски. Но иноки деньги оставили себе, а прп. Алипию ничего не сказали. Несколько раз от имени Алипия монахи требовали денег и, наконец, сказали, что печерский иконописец отказался писать иконы. Киевлянин явился с жалобой на Алипия к игумену м-ря прп. Никону. Алипий уверял, что не знает о заказе, но игумен приказал принести приготовлен. для икон доски. Все с удивлением увидели на них св. образы. Это послужило док-ством невиновности прп. Алипия иконописца и изобличило клеветников.
 На одной иконе изображен Спаситель, на др. Божия Матерь с Богомладенцем, на остальных – лики святых. Господь показал, что иконы – чудотв.: киевский Подол охватил пожар, уничтоживший церковь, для к-рой предназначались св.иконы. Но они найдены в пепле не пострадавшими от огня.
 Весть об этом достигла вел.кн.Владимира Мономаха. Он прибыл на место пожара и убедился в целостности икон. Вел.князь взял «едину икону, святую Богородицю, и посла в град Ростов». Поликарп, автор повести о прп. Алипии, пишет: «икона эта и доныне цела, я видел ее. В Ростове церковь рухнула, а икона осталась неповрежденной, перенесена в дерев. церковь, к-рая сгорела от пожара, а икона осталась невредима».
 Находился св. образ Богородицы с Младенцем Иисусом в камен. церкви Успения Богоматери в Ростове Великом. Здесь св. икона прославлена чудесами. Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона осталась невредимой. Несколько раз страшные пожары повреждали церк.утварь и иконы, но чудотв. икона не страдала от огня. Св.образ украшен серебр. с позолотой окладом. На нем надпись - «Владимирская». Икона дошла до нач. XX в. как единств. достоверное произ-ние первого рус.иконописца прп. Алипия Печерского.

 Грузин. царица св.Тамара (кон. XII – нач. XIII в.), воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов о. осетинского аула Марьям-Kay она прислала список с афонской Иверской иконы (Моздокская икона) в дар новопросвещенным христианам. Написана икона благочест. человеком, к-рый пред началом работы постился 6 недель.
  До 1768 г. икона хранилась в Куртатинском округе. 3 раза чудесно выходила невредимой из пожаров. В 1768 г. по настоянию имп.Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны выселиться из Куртатинского округа. Взяв Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у г. Моздока. Всю ночь от св.иконы исходил свет, освещая окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить путь, волы, запряженные в арбу, где была Иверская (Моздокская) икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону здесь. Весть дошла до архиерея Гаия, к-рый совершил торжеств. молебен у иконы. Архиерей хотел перенести икону в город. собор, но ему открыто, что св. браз должен оставаться здесь. Епископ внял этому и построил для Иверской иконы часовню, на месте к-рой в 1796-1797 гг. выстроен храм Успения Богоматери, основана жен. обитель. Но в 1799 г. храм и м-рь закрыли, упразднена и Моздокская епархия.
 По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил с войском к Моздоку, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город.
 В кон. XIX в. в честь Иверской иконы жителями Моздока выстроен храм. Но не только моздокские жители считали икону покровительницей – она почиталась по всему Кавказу; и православные,и католики на Кавказе служили ей молебны и ставили свечи. От Иверской Моздокской иконы свершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала ок. месяца.После 1917 икона утеряна и сегодня в Успенской церкви г. Моздока находится ее список.

 По преданию, Гаенатская икона Божией Матери раньше принадлежала грузинской царице св.Тамаре, ныне хранится в Успенском соборе Гаенатского (Гелатского) Богородичного м-ря, расположенного близ Кутаиси (Грузия).

  Сурдегская икона Божией Матери находилась в Свято-Духовом муж.м-ре, называемом Сурдегским, в д.Сурдеги недалеко от г. Паневежиса. Самые ранние ист. сведения о Сурдегском м-ре относятся к 1510 г., когда заботами помещика Богдана Шиш-Ставицкого построена церковь. В 1530 г., над ключом, недалеко от обветшавшей церкви произошло чудесное явление иконы Пресв. Богородицы. Вскоре на месте обретения св.образа помещик Алексей Феодорович выстроил деревянную церковь Святой Живонач. Троицы.
  Спустя 20 лет, в 1550 г., возле церкви благодаря владелице сурдегского поместья Анны Шишанка-Ставицкой основан м-рь. Сурдегская обитель (с 1550 г. до Первой мир. войны) оставалась со св.иконой в лоне Правосл. Церкви, несмотря на попытки врагов православия захватить монаст.имения, разогнать монахов и завладеть чудотв. иконой. Сурдегский образ Пресв. Богородицы однажды привезен в Трашкунский католич.м-рь. Но изображение лика Богоматери на иконе исчезло, как только ее внесли в костел, а у похитителей перекосило челюсти. Настоятель возвратил чудотв. икону в Сурдегский м-рь с крестным ходом, во время к-рого католик потерял рассудок, громко произнеся богохульные слова. Слепая нищая приблизилась к св.иконе и получила исцеление, с горячей молитвой опустившись пред ней на колени, чтобы по местному обычаю пройти под святыней.
  С тех пор в Сурдеги для поклонения чудотв. образу приходили православные, католики, старообрядцы. Сурдегская икона Богоматери привлекала богомольцев из Курляндии и Белоруссии, но особо почитали ее рус. купцы из Риги. Ежегодно к празднику Успения Божией Матери они приезжали в м-рь и заказывали отслужить «круг», т. е. всенощную, водосвятн. молебен с акафистом Богородице, литургию и панихиду по умершим родственникам. Кроме того, они прислуживали в храме, пели и читали на клиросе, продавали свечи, занимались чисткой церк. утвари.
  В день праздника Успения образ Богоматери полагается в особо устроенный киот и обносится женщинами вокруг церкви. Шествие длится довольно долго, часто с остановками по получасу и более, чтобы дать возможность присутствующим пройти под иконой. Примечателен др. обычай сурдегских паломников – на др. день после праздника обходить с крестным ходом с церк. песнопениями в честь Божией Матери могилы иноков и настоятелей обители, что почивали на братском кладбище не одно столетие.
 В 1812 г. на пожертвования правосл. жителей г. Риги выстроена новая камен. церковь, с левой стороны узкая лестница, ведущая под алтарь,– на место явления чудотв. иконы (там бьет ключ).
  Во время Первой мир. войны, в 1915 г., Сурдегская икона Божией Матери эвакуирована вглубь России, в Ярославль, где помещалась в иконостасе одного из храмов. 24 мая 1921 г. св. образ вернулся в Литву и находился в Паневежской церкви. Со времени Второй мир. войны и доныне Сурдегская чудотв. икона Богоматери находится в Каунасском Благовещенском соборе.

      Тупичевская икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом м-ре Могилевской губ., близ г. Мстиславля. Иногда икона называлась еще «Семигородною». Празднование ей совершается еще в день Сошествия Святого Духа.
  В 1847 г. установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери. Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт.Николая. Второй – из Никольского м-ря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского м-ря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона переносилась в Тупичевский м-рь.

     Влахернская (Грузинская) икона Божией Матери находится в Квабтахевском монастыре, который расположен юго-западнее Мцхета, на правой стороне реки Куры (Грузия).

  Бахчисарайская икона Божией Матери, по преданию, яв-сь в Крыму близ г. Бахчисарая. Икона носила др .названия, в част. Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде находилась в Успенском скиту, к-рый расположен в горном ущелье, на окраине г. Бахчисарая.
  По преданию, в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей, убивал животных и людей. Местные жители обратились с молитвой к Пресв.Богородице освободить от напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там явлен образ Божией Матери. Недалеко лежал поверженный змей, к-рого сожгли. Греки и генуэзцы в Феодосии усердно посещали это место для поклонения св. образу Богородицы.
 В др. предании говорится, что давно возле этих мест пас стада пастух местного кн.Михаила. Однажды, загнав стада в Успенский овраг, увидел на скале икону Божией Матери. Пред ней горела свеча. О явлении св.образа узнал князь,приказал принести икону в свой дом. Хотя Михаил с благоговением принял св.икону, но на след. день она опять стояла на скале. Вторично образ внесен в дом, опять повторилось то же. Тогда решено устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. Высечена пещера, снаружи пристроена лестница. Явление образа произошло 15 августа, храм освящен в честь Успения Богородицы.
 В 1778 г., при последнем митр.Готфском и Кефайском Игнатии, чудотв. икона Богоматери покинула Крым, принесена в г. Мариуполь, где помещалась в спец.построенной церкви Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона прославилась  чудотворениями – в 1848 г. во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время воен.действий в Крымскую кампанию. В 1887 г. св. образ перенесен в каменный храм Успения Пресв. Богородицы.
  Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Чрез невидимое присутствие стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и  поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.В 1850 г. благодаря стараниям архиеп.Херсонского восстановилась Бахчисарайская обитель. Её назвали Бахчисарайским Успенским скитом, или Панагией. В пещерной церкви и ущельях построено до 16 келий для пустын. жития братии. Открытие скита 28 августа. В этот день к храмов.празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.В кон. XIX–нач. XX в. Бахчисарайская икона стала ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.




 

     
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения