Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес.мощ. свт.Иова,патр.Моск. и всея России. Мчч.Агафопода диак.,Феодула чтеца,иже с ними. Прп.Пуплия Египетск. Прпп.Феоны,Симеона, Форвина. Прп.Марка Афинского. Прп.Платона,исп.Студийск. Прп.Феодоры Солунск.

18 Апрель 2018 г. Среда

 Патр. Иов (в миру Иоанн) род. в 30-е гг. ХVI в. в семье посадских людей г. Старицы Тверской губ. Отрочество прошло в Старицком Успенском м-ре, куда отец отдал его на воспитание. В обители принял монашество с им. Иов. Ок.1569 г. обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек его внимание, вскоре возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 гг. настоятель Симонова Успенского м-ря в Москве, в 1575-1580 гг. — Новоспасского. 
 В 1581 г. архим. Иов рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 стал архиепископом Ростова Великого, в 1587 г. митр. Московским. 23 января 1589 г. при участии патр. Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжеств. поставление митр. Иова в патр. Московского и всея Руси.
 Патр.Иов ежедневно совершал Божеств. литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.
 Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 г. пресеклась муж. линия династии Рюриковичей, начался период гос. нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патр. Иов, будучи старым и больным, составил обличит. грамоты, в к-рых Лжедимитрий назван наст. именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию.
 В январе 1605 г. патр. Иов предал анафеме Лжедимитрия и изменников. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город сдан самозванцу и полякам. Патр.Иов отказался присягнуть Лжедимитрию, низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля убить патриарха. Святитель молился в это время пред Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиер. облачение, не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений, сослан в Старицкий Успенский м-рь. В конце дней он благословил на патриаршество митр. Казанского Ермогена. Через 2 года, 19 июня 1607 г., патр.Иов скончался, погребен в Успенском Старицком м-ре. В 1652 г. мощи перенесены в Москву в Успенский собор. Прославлен в 1989 г.
Тропарь святителя Иова, глас 5
  Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.
Кондак святителя Иова, глас 7
 В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

   Св.мчч.Агафопод диакон и Феодул чтец жили в Фессалониках в царствование имп. Диоклитиана (284-305) и Максимиана (284-305), состояли в церк. причте: св. диакон Агафопод был глубоким старцем, а св. Феодул, чтец, был юн.Отл-сь прав. жизнью и благочестием. Однажды св.Феодул во сне увидел, как неизвестный в светлой одежде вложил в руку какой-то предмет. Проснулся, увидел в руке прекрасный перстень с изображением Креста и решил, что это знак мученичества. Силою Креста на перстне святой исцелил многих больных и обращал язычников к вере во Христа Спасителя.
  Когда имп. Диоклитиан издал указ о гонении на христиан, многие пытались укрыться, но св. Агафопод и Феодул безбоязненно вели еванг. проповедь. Правитель Фессалоник Фаустин приказал привести их на суд. Увидев юность и красоту св. Феодула, Фаустин пытался лестью убедить отказаться от христианства . Мч Феодул ответил, что жалеет Фаустина, к-рый преданностью язычеству осуждает себя на вечную смерть. Правитель предложил ему выбор: благополучн.жизнь или смерть. Святой ответил, что выбирает жизнь вечную, а временной смерти не боится.
  Фаустин стал уговаривать св. Агафопода. Правитель обманул его, сказав, что св. Феодул согласился принести жертву богам. Но мч. Агафопод не поверил. Он уверен, что св. Феодул готов принести жизнь Господу. Фаустин приказал отправить мучеников в темницу. Ссв. мчч.молились и проповедовали узникам Слово Божие, многих обратив в христ-во. Начальник тюрьмы Евтиний донес об этом правителю.
  Фаустин вновь призвал их на суд, убеждал отречься от Христа. Те отказались. Фаустин приказал привести св. Феодула на место казни, где палач приготовил меч, чтобы отсечь голову. Мученик воскликнул: "По благодати Господа с радостью умираю за Тебя!" Фаустин снова заключил мучеников в темницу. Там св. мученики увидели сон. Они плыли на корабле, к-рый в бурю потерпел крушение. Волны выбросили их на берег в белых, сияющих одеждах. Святые рассказали друг другу видение и возблагодарили Бога за предвещенную мученич. кончину.
  Утром, когда мучеников привели к Фаустину, они объявили: "Мы - христиане и за Христово Имя готовы претерпеть любые страдания". Фаустин приказал бросить их в море. Воины привязали св. Агафоподу камни, он громко возгласил: "Это будет нам вторым Крещением, к-рым омоются наши прегрешения, и мы чистыми придем ко Христу". Вслед за ним брошен в море и св. Феодул (+ 303). Море выбросило на берег тела мучеников в светлых одеждах, без камней и без веревок. Христиане взяли их св. тела и предали честному погребению.

  Прп. Пуплий подвизался в Египетской пустыне в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363). Перед походом против персов император послал беса проверить путь, по к-рому ему идти с войском. Прп.Пуплий провидел духом замысел императора. Он встал на молитву с воздетыми руками и, молясь так день и ночь, преградил путь диаволу.
  10 дней злой дух ждал, когда прп-ный закончит молитву. Не дождавшись, вернулся к императору и доложил о своем поражении. В гневе на прп. Пуплия Юлиан Отступник дал клятву по возвращении из похода отомстить святому. Однако не успел выполнить клятвы, т.к. вскоре погиб. Один из военачальников Юлиана после его смерти раздал имение нищим и принял от рук прп. Пуплия пострижение в монашество.

   Прп. Марк род. в Афинах. О жизни поведал авве Серапиону, к-рый по воле Божией посетил его пред кончиной. В юности изучал философию. После смерти родителей удалился в Египет, поселился в пещере Фракийской горы (в Эфиопии). 95 лет прожил отшельником и не видел  челов. лица, даже зверей или птиц. Первые 30 лет были для прп. Марка самым тяжким временем. Босой и раздетый, страдал зимой от холода, летом от зноя. Пищей служили редкие пустын. растения, иногда ел пыль и пил горькую морскую воду.
  Нечистые духи преследовали прп.Марка, клялись потопить в море и, схватив, влекли с горы с криком: "Уйди с нашей земли!" После 30-летнего испытания на подвижника сошла благодать. Ангелы приносили пищу, на теле выросли длинные волосы, к-рые защищали от холода и зноя. "Я видел, - рассказывал он иноку Серапиону, - подобие Божественного рая и в нем пророков Божиих Илию и Еноха ". Во время разговора с Серапионом прп. Марк расспросил, продолжаются ли гонения на христиан. Услышав, что идолослужение прекратилось, святой возрадовался: "Есть ли ныне в мире святые, творящие чудеса?» Как только святой произнес это, гора сдвинулась с места на на 2,5 км и придвинулась к морю. Прп.Марк увидел, что гора двигается, обратился к ней: "Я не приказывал сдвинуться, поэтому встань на место!" Гора вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Прп.Марк спросил: "Разве ты не видел таких чудес?" - "Нет, отче", - ответил старец Серапион. Прп. Марк заплакал: "Горе земле, т.к. на ней живут христиане только по имени, а не по делам".
  Прп. Марк пригласил Серапиона к трапезе. Пищу принес ангел. Авва Серапион никогда не ел такой вкусной пищи и не пил такой сладкой воды. "Брат Серапион, - ответил прп. Марк, - такой трапезой питает меня Господь за первые мои злострадания".
  Пред кончиной прп. Марк вознес молитвы о спасении христиан, в мире и любви Христовой живущих на земле. Он заповедал авве Серапиону похоронить его в пещере и завалить вход в нее. Авва Серапион стал свидетелем того, как душа 130-летнего старца принята на Небо (+400). После погребения святого два ангела в виде отшельников проводили авву Серапиона во внутреннюю пустыню к вел. старцу Иоанну. Братии этого м-ря авва Серапион и поведал о жизни и кончине прп. Марка.

  Прп. Платон род. в 735 г. в благочестивой христ. семье. Рано осиротев, мальчик взят на воспитание родственниками, к-рые дали хорошее образование. Когда вырос, начал самост. жизнь. Первые годы святой занимался хозяйством в имении, оставшемся после родителей. Он был воздержным, трудолюбивым, приобрел большое состояние. Но сердце горело любовью ко Христу. Он раздал имущество, отпустил слуг и удалился в м-рь у горы Олимп, именовавшийся "в Символех".
 Молитв. усердие, трудолюбие и кротость снискали любовь братии. В свободное от молитв время прп-ный переписывал богослуж. книги, составлял сборники из творений св. отцов. Когда в 770 г. скончался настоятель м-ря Феоктист, братия избрали игуменом прп. Платона, хотя  ему было 35 лет. 
  После смерти имп.Константина Копронима (775) прп.Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 г. с племянниками – св.Феодором и Иосифом удалился в пустын.место Сокудион. Построили на горе церковь св. ап. Иоанна Богослова и основали м-рь, настоятелем к-рого стал прп. Платон.
  Когда св.Тарасий с царицей Ириной созвал в 787 г. Седьмой Вселенский Никейский Собор, прп.Платон принял деятел. участие в его работе. Образованный, начитанный в Свящ. Писании,  успешно обличал иконоборч. ересь и защищал почитание св. икон. Когда прп. Платон приблизился к старости, передал управление м-рем прп. Феодору.
 В 795 г. имп.Константин VI (780 - 797) насильно заставил супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с родственницей Феодотией. Хотя св. Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константиноп. священников, Иосиф, нарушил его запрет и обвенчал императора. Узнав об этом, прпп. Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить св. Платона в темницу, а прп. Феодора сослать в Солунь. Только после его смерти  в 797 г. они получили свободу. Прп. Феодор переселился в Константинополе, стал игуменом Студийского м-ря. Прп. Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у племянника.
  Когда новый имп. Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного свящ.Иосифа, прпп. Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 г. опять подвергнуты наказанию. 4 года были  в заключении. Прп. Платон освобожден из заточения после смерти императора в 811 г. и возвратился в Студийскую обитель.Он прожил в трудах и молитве еще 3 год, отошел ко Господу в Лазареву субботу на 79-м году, 8 апреля 814 г. За безбоязненное выступление в защиту св. икон прп. Платон получил именование исповедника.

  Прп.Феодора Солунская происходила от христ. родителей Антония и Хрисанфы, живших на острове Эгине. Св.Феодора вступила в брак, у нее родилась дочь. При нашествии сарацин (823) молодые супруги переселились в г. Солунь. Здесь прп. Феодора посвятила дочь служению Богу в м-ре,  сама после смерти мужа приняла иночество в той же обители.
 Трудами послушания, постом и молитвою она так угодила Богу, что получила дар чудотворения и совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти (+ 892). Когда скончалась игумения м-ря, ее гроб хотели поставить рядом с гробом прп. Феодоры. Прп-ная, словно живая, подвинулась вместе с гробом и уступила место начальнице, показывая пример смирения даже после смерти. От мощей истекало миро. Когда в 1430 г. турки взяли Солунь, они раздробили св. мощи прп. Феодоры на части.
       

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения