Версия для печати
На страницу списка праздников

Предпразд.Успения Пресв.Богородицы.Прор.Михея (из 12 прор. (VIII до Р.Х.). Перенес.мощей прп. Феодосия Печерск.(1091).Сщмч. Маркела, еп.Аламейск.Прп.Аркадия Новоторжск. Ик.Божией Матери «Беседная» и Нарвская

27 Август 2018 г. Понедельник

 Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, из племени Иудова, родом из г. Морасфи, к югу от Иерусалима, потому наз-ся Морасфитянином. Пророч.служение начал ок. 778 г. до Р. Х. и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и прав. Езекии (721-691 гг. до Р. Х.) Он современник прор. Исаии.
 Обличения и предсказания прор. Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского. 
 Ему принадлежит пророчество о рождении Спасителя: "И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века" (Мих.5,2). Из слов пророка Иеремии (Иер.26,18-19) видно, что иудеи побоялись убить прор. Михея. Мощи его обретены в IV в. по Р. Х. в Варафсатии по откровению еп. Елевферопольскому Зевину.

 Прп. Феодосий Печерский, основатель общежительного монаст. устава и родоначальник монашества в Рус. земле, род. в Василеве, недалеко от Киева. С юности обнаружил непреодолимое влечение к подвижнич.жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родител. доме. Он не любил детских игр, постоянно ходил в церковь. Упросил родителей отдать его для обучения чтению свящ. книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился, и все удивлялись разуму отрока. 
 На 14-м году лишился отца, остался под надзором матери - женщины строгой и властной, очень любившей сына. За стремление к подвижничеству она наказывала его, но преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году тайно покинул родит. дом,и постригся, по благословению прп. Антония, в Киево-Печерском м-ре с им.Феодосий. Через 4 года мать отыскала его, просила вернуться, но святой убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители свт. Николая на Аскольдовой могиле.
 Прп. Феодосий трудился в обители более других, нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь, относил каждому иноку муку. В знойные ночи обнажал тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, святой же терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания богослужения.
 В 1054 г.прп. Феодосий рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 г. избран игуменом. Слава о подвигах привлекла множество иноков в обитель, где он построил новую церковь, кельи и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена прп. Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания. 
  Святой обыкновенно вкушал сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий старался скрыть подвиг от других. Никто не видел, чтобы прп. Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру недалеко от обители, где подвизался. Одеждою была жесткая власяница, надетая прямо на тело, и в нищем старце нельзя узнать знаменитого игумена, которого почитали все.
 Однажды прп. Феодосий возвращался от вел. кн. Изяслава. Возница, не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Св. старец кротко послушался и повез слугу. Увидев, как преподобному кланялись, сходя с коней, бояре, слуга испугался, но св. подвижник успокоил его и накормил в м-ре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам однако являлись неизвестные благотворители и доставляли необходимое для братии. Вел. князья, особенно Изяслав, любили дух. беседу прп. Феодосия.
 Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные находили в нем заступника, судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в м-ре особый двор, где любой нуждающийся получал пищу и кров. Заранее предуведав кончину, прп. Феодосий отошел ко Господу в 1074 г. Он погребен в выкопанной им пещере, в к-рой уединялся во время поста. Мощи подвижника обретены нетленными в 1091 г. К лику святых прп. Феодосии причислен в 1108 г.
 Из произ-ний прп. Феодосия дошли 6 поучений, 2 послания к вел.кн.Изяславу и молитва за всех христиан. Житие прп. Феодосия составлено прп.Нестором Летописцем, учеником его, через 30 с небольшим лет после преставления и было одним из любимейших чтений русского народа.
Тропарь преподобного Феодосия, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Феодосие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим
Кондак преподобного Феодосия, глас 8
  Наследник отцев был еси, преподобне,/ тех последуя житию и учению,/ обычаю и воздержанию,/ молитве же и предстоянию./ С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/ прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:// радуйся, отче Феодосие.

 Прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский - из г. Вязьмы от благочестивых родителей, с детства научивших молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудрен. юноша избрал подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, – в лесу, на церк. паперти. Блж. беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, св. Аркадий часто плакал слезами умиления и дух. радости. Его советы точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли.
  Опытный наставник, прп. Ефрем, Новоторжский чудотворец, помогал юному подвижнику избегать дух.опасностей в прохождении трудного и редкого подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес по молитвам блж. Аркадия, он, избегая чел. славы, удалился в верховья р.Тверцы. Здесь прп. Аркадий разделил труды дух. наставника прп. Ефрема Новоторжского, участвуя с ним в основании храма обители свв. блгвв. кнн.-страст. Бориса и Глеба .
 Поступив в новоустроенный м-рь, прп. Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания дух. отцу – прп. Ефрему. Прп. Аркадий никогда не пропускал Литургии и явл-ся к заутрене первым, с наставником.После преставления прп. Ефрема (28 января 1053) прп. Аркадий продолжал подвизаться по заветам старца, пребывая в молитве, посте и молчании. Чрез несколько лет (по нек-рым данным, 13 декабря 1077) мирно отошел ко Господу.
  В 1594 г. в одной из церквей г. Вязьмы устроен придел прп. Аркадия. Совместн. празднование прпп. Аркадию и Ефрему Новоторжским установлено при митр. Дионисии в 1584–1587 гг. Мощи прп. Аркадия, прославленные чудесн. исцелениями, обретены 11 июля 1677 г. в камен.склепе Борисоглебского собора г. Торжка. 14 августа 1798 г. их положили под спудом, в камен.гробу, служившем ранее местом упокоения прп.Ефрему. В 1841 на левой стороне Борисоглебского соборного храма устроен придел прп. Аркадия.

    Сщмч. Маркелл, еп. Апамейский, род. от знатных родителей на о. Кипре. Получив хорошее образование, занимал высокие граждан. должности, удивляя чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Ок.375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монаш. жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по полезному делу, избрали его епископом.
   Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита Кирского известно, что, получив от св. блгв. царя Феодосия Великого (379–395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал свт. Маркелл, он в церкви, у св.жертвенника, сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. Деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой языч. храм.
 Когда близ Авлона в Апамейской обл. воины разрушали еще один языч. храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийц нашли, сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил, указав несправедливым мстить за кончину, за к-рую надо благодарить Бога.

   Беседной икона Пресв. Богородицы названа потому, что на ней изображены Божия Матерь и свт. Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием (по прозван.Юрыш). Событие произошло после явления Тихвинской иконы Пресв.Богородицы в 1383, когда Пресв. Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтоб над новоустроен. в Ее честь храме в Тихвине поставили дерев. крест, а не железный. На месте явления построена часовня свт. Николая Чудотворца. Часовня горела несколько раз (первый в 1390 г. с храмом, в к-ром была Тихвин. икона). В 1515 г. вновь построена дерев. церковь и основан муж. м-рь в честь св. иконы. Находился Беседный м-рь в Новгородской губ. Тихвинского уезда.
 Иконография иконы: Пресв. Богородица изображена сидящей на срубленном (либо растущем) дереве, покрытом листьями или цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Пред Богородицей – свт.Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Георгий.

 Нарвская икона „Одигитрия“ (с греч. - Путеводительница) прославилась в мае 1558 г., когда рус. войска взяли приступом г.Ругодив (старинное название Нарвы) в Ливонскую войну. По летописям, взятие войсками Ивана IV Нарвы в 1558 г.сопровождалось чудом.
  Немцы зашли в дом, где жили рус.купцы, и увидели на стене правосл. икону Пресв.Богородицы (Нарвской Одигитрии) с Богомладенцем (список Тихвинской иконы Богородицы), Икону объявили немецкие властители „идолом“, отняли у купцов, надругались и бросили в огонь под котлы, где варилось пиво. Пламень отпрянул от котла и внезапно огонь поднялся вверх, к кровле дома, и дом загорелся. Налетела страшная буря, пожар охватил город, который выгорел в огне.
Рус. войска, увидев пожар и отступление войск Ливонского ордена, воспользовались смятением в городе и пошли на приступ. Нем. войско, находившееся у города, удержано невидимой силой, и Нарва взята отрядом воеводы Ивангорода Алексея Басманова и присоединена к Моск.царству. Икона, брошенная в огонь, найдена в пепле невредимой, и по повелению царя Иоанна Васильевича в честь ее созданы две церкви, в замке и городе.
  В 1558 г. в Нарве состоялись торжества по случаю спасенных от пожара Нарвской иконы Божией Матери и иконы Николая Угодника: для совершения служб прибыло дух-во северо-западных российских епархий. Новгород.делегацию возглавил архим. Юрьевского м-ря Варфоломей, а псковскую – игум. Печерского м-ря Корнилий. В 1558 иконы привезли сначала в Новгород, затем в Москву.
 Встреча св. образа Нарвской Божией Матери сопровождалась множеством верующих, совершались крестные ходы, служились молебны. С трепетом принимали рус. люди чудотв. образ в свои дома.
 Особенно торжественно принимали икону в Москва, где при перезвоне сорока сороков икону встретил царь с митрополитом. Затем иконы возвращена в Нарву. 
 До Второй мир. войны образ Божией Матери Одигитрии (Нарвской-Тихвинской) хранился в Успенской церкви Ивангородской крепости. В 1941 г. икона перенесена в монаст. храм Иверской Божией Матери (Ивангород). В 1944 г. следы образа Нарвской Богородицы теряются. Ныне в храме Нарвской иконы Божией Матери хранится образ Божией Матери «Тихвинская», к-рый, по благословению владыки Корнилия, почитается покровительницей храма.
     

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения