Версия для печати
На страницу списка праздников

Отд.праздн.Преображ.Господня. Преставл.,2-е обрет.мощ.свт.Тихона,еп. Воронежск.,Задонск.чудотв. Преставл.,перенес.мощ.прп. Максима Исп. Обрет.мощ.блж.Максима,Христа ради юрод.,Моск. Мчч.Ипполита,Иринея, др.в Риме. Страстной,Умягчение злых сердец(Семистр)

26 Август 2017 г. Суббота

    Свт.Тихон, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), род. в 1724 г. в семье дьячка с. Короцка, ок. г. Валдая Новгород. края. Отец умер. Семья была в такой бедности, что мать решила отдать младшего сына ямщику для усыновления. Старший сын Петр, занявший отцов. место причетника, умолил не делать этого: "Научим Тиму читать, будет пономарем!"
   Годы шли, Тимофей часто за кусок хлеба день работал у крестьян. В Новгороде открывалась семинария, его приняли среди 200 кандидатов из тысячи. Тимофей учился даже по ночам. Сверстники дразнили, пели величание, кадили лаптями. Курс окончил в 30 лет преподавателем. Но его влекло монаш-во.Тимофей постригся с им. Тихон, в сане архимандрита назначен ректором Тверской семинарии, читал лекции по нравств. богословию так увлекательно, что собирались посторонние.
  Синод избирал новгород. епископа, и трижды жребий пал на него. В волнении въезжал еп.Тихон в город юности. В Новгороде нашел старшую сестру, жившую в бедности, хотел заботиться, но она скончалась. Свт. отпевал ее, и во гробе сестра улыбнулась.
 Он назначен еп. Воронежским. Епархия огромная: от Орла до Черного моря, запущенная, дух-ва мало, население невежественно, суеверно. Среди высшего класса много неверующих. Епископ верхом объезжал огромную епархию, покрытую дремуч.лесами и степью,завел школы. Раз в Воронеже отмечали день Ярилы. Владыка пламенным словом прекратил бесчиние. Утром народ явился с покаянием. Праздник Яриле прекращен навсегда.
 Свт.Тихон проводил ночи за письм.столом, пока не наступала утреня. Здоровье пошатнулось. Его влекли уединение и молитва, он подал прошение об увольнении на покой в Задонский Богородицкий м-рь. Раздал вещи, пенсию. Во время скромного обеда сокрушался о бедных. Как простой инок выходил на базарную площадь, расспрашивая крестьян о нуждах, посылал помощь. Собирал бедных детей, учил молитвам, оделял хлебом и мелкими деньгами.
   Запирался в келье, откуда долетало"Господи Иисусе,помилуй мя!" Его видели осиянным благодат.светом. Раз сподобился явления распятого Иисуса Христа. День свт. Тихона таков: ранняя литургия, писал, за обедом чтение Ветхого Завета, после краткого отдыха жития святых и творения Иоанна Златоуста, после вечерни Новый Завет. Порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей, работой в саду. 
   Важное занятие - лит. труды: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), "Истинное христианство"(1776),"Письма келейные" и др. Его труды, любимое чтение благочест. людей, влияли на рус.религ.лит-ру, проповед-во.
 Он любил всех, но были близкие друзья. Схимон.Митрофан, старец высокой дух. жизни, ему святитель поручал дух. детей, открывал видения. Любил монаха Феофана за чистую душу, называл "Феофан-утеха моя". Любил г.Елец за благочестие жителей, называл Сионом. Помогал бедным, особенно после пожара. Останавливался у друзей - купца Якова Феодоровича Ростовцева и Космы Игнатьевича Судейкина,через них раздавал милостыню. Особенно любил старшего сына Ростовцева, Димитрия, к-рый, живя у отца, проводил почти монаш.жизнь. Ему поручал продавать драгоцен.материи, к-рые дарили, а деньги раздавать нищим.
 Благотворительность свт. Тихона не ограничивалась Ельцом и окрестностями Задонска. Он устроил у Тулы богадельню. Послал в г. Ливны о. Митрофана с денежн. помощью. Посылал милостыню на северную родину. Помогал крестьянам. Домик свт.Тихона был настоящей странноприимницей. Больных укладывал в собств. кровать. Умерших отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он,из-за многолюдства, уезжал в деревню к друзьям или в уединен.место, где позже возник Тихоновский м-рь.
  Благодат. дары прозрения и чудотворения свт.Тихон скрывал. Он мог видеть мысли собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778., в год рождения имп. Александра I, предсказал события его царствования. Келейника свт.Тихон во время опасной болезни исцелил со словами: "Иди, Бог тебя помилует".
  Последние годы свт. Тихон посвятил молитве и полному уединению, готовясь к смерти. Кроме о. Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников, никого не принимал. Задонск стал городом, в м-ре временно поместили тюрьму. Свт. Тихон посещал тюрьму по ночам - ради забот о заключенных, хлопотал за них. За 3 года до смерти услышал глас:"Кончина твоя будет в день недельный". Ему сказано:"Потрудись еще 3 года". За год и 3 мес. до смерти его разбил паралич. Незадолго увидел во сне высокую лестницу и людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что лестница - путь его в Царствие Небесное, а люди - те, кто слушал его и будет поминать.
 Последние дни близкие приходили прощаться. Благословляя, шептал: "Вручаю вас Господу". Но за 2 дня до кончины прием прекратил. Лежал в полной памяти, с закрытыми глазами и творил молитву. Скончался свт.Тихон 13/26 августа 1783 г. в 59 лет.
   Чрез несколько лет свт.Тихон явился во сне схимон.Митрофану: "Бог хочет меня прославить". Нетлен. мощи свт. Тихона обретены в 1845 г., а 12/25 августа 1861 г. причислен к лику святых. Исцеления от мощей бесчисленны. Свт. Тихон Задонский - один из наиболее любимых рус. народом святых.
Тропарь свт.Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца, глас 8
   От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/ образ всем был еси словом, житием, любовию,/ духом, верою, чистотою и смирением,/ темже и вселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли, святителю Тихоне,/ спастися душам нашим
Кондак свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца, глас 8
   Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владьще всех молися/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

  Прп. Максим Исповедник род. в Константинополе ок. 580 г.,вырос в благочестивой христ.семье. В юности получил разносторон.образование: изучил философию, грамматику, риторику, начитан в древних авторах, в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда прп. Максим поступил на гос. службу, знания и добросовестность помогли стать первым секретарем имп.Ираклия (611-641). Но придворн.жизнь тяготила его, он удалился в Хрисопольскую обитель (на противопол. берегу Босфора), где принял иноч. постриг. Смиренномудрием приобрел любовь братии,избран игуменом м-ря, В 633 г. по просьбе богослова, буд. Иерусалимского Патриарха Софрония, прп. Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
 Св.Софроний известен как непримиримый противник монофелитской ереси. После IV Вселенского Собора (451 г.. что осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая нац. враждой, стала серьезной угрозой церк. единству Востока. Борьба Православия с ересями осложнилась тем, что к 630 г. три патриарших престола на Правосл.Востоке бвли заняты монофизитами:Константинопольский Сергием. Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.
 Путь прп. Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где началась его проповеднич. деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретич. взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях провел около 6 лет. В 638 г. имп.Ираклий с патр.Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ"Экфесис" - "Изложение веры", к-рый окончательно исповедовал учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, прп. Максим обращался к людям разных званий и сословий, и беседы эти имели успех.
 В кон. 638 г. умер патр. Сергий, а в 641 г. имп.Ираклий. Имп. престол занял жестокий Констанс II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Прп.Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях 5 лет. Когда туда прибыл преемник патр. Сергия патр.Пирр, покинувший Константинополь из-за придворн. интриг, по убеждениям монофелит, между ним и прп. Максимом в июне 645 г. произошел открытый диспут, где Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письм. отречение от них. Прп. Максим с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
 В 647 г. прп.Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопол. патр. Павлом "Типос" - "Образец веры", к-рый запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда прп.Максим обратился к папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборн. обсуждение всей Церкви. В октябре 649 г. собран Латеранский Собор, где присутствовало 150 западн. епископов и 37 представителей Правосл. Востока, среди к-рых был прп. Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он 5 лет, в 654 г. Прп. Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 г. он сослан во Фракию, затем привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного с двумя учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку, затем сослали в Колхиду. Господь явил чудо: все обрели способность говорить и писать. Прп. Максим предсказал кончину (+13 августа 662 г). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно приурочено к кончине преподобного. Установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой прп.Максима ночами возжигались три чудесно явл. светильника, совершалось много исцелений.
   Прп. Максим Исповедник оставил Церкви большое богосл.наследие. Его экзегетич.труды содержат объяснения трудных мест из Свящ.Писания, толкования молитвы Господней и 59 псалма, схолии к соч. сщмч. Дионисия Ареопагита и свт. Григория Богослова. К экзегетике относится объяснение Богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").
  К догматич. трудам относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма. В них содержится изложение Правосл. учения о Божеств. сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении челов. природы. Богословие прп. Максима Исповедника, основанное на дух. опытном знании великих отцов-пустынников, использующее ис-во диалектики, выработанное дохрист. философией, родолжено и развито в трудах прп. Симеона Нового Богослова и свт.Григория Паламы
Тропарь прп. Максима исповедника, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Максиме премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак прп.Максима исповедника, глас 6
 Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеблаженне,/ являюща Божественная концем,/ неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне,/ и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно,// Пресущную, Безначальную.

   Блж.Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О родителях, месте рождения не известно. Св. Максим избрал один из трудных путей ко спасению добровольно, Христа ради, став юродивым. Летом и зимой ходил почти нагим, перенося с молитвой зной и холод. Русь любила юродивых, ценила смирение, внимала мудрости, высказанной народ.языком. Слушали юродивых все: от вел. князей до бедняка.
  Блж. Максим жил во  времена татарских набегов, засухи, эпидемий. Говорил: "Не всё по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; за терпение даст Бог спасение". Его обличений страшились бояре. Блж.Максим говорил:"Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет".
   Скончался блж. Максим 11 ноября 1434 г., погребен у церкви св. кнн. Бориса и Глеба. У мощей святого происходили исцеления. В 1547 г. в окружной грамоте митр. Макария написано: "Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому".
13 августа обретены мощи блж. Максима. Церковь Бориса и Глеба, в её ограде похоронен святой, сгорела в 1568 г. Построена новая церковь св. Максима, Христа ради юродивого. В храме положены мощи св. Максима.
Молитва блж. Максиму
 Угодниче Божий, молитвенниче наш теплый и скорый помощниче, блаженне Максиме! Припадающе к раце мощей твоих прославляем многотрудныя подвиги юродства твоего Христа ради, возлюбив бо Единаго Бога от всея души твоея, ты мирскими красотами не восхотел еси наслаждатися; роднаго жилища, любве сродник, богат¬ства и славы временныя отреклся еси и безприютное житие возлюбил еси. Прилежав о спасении души, плоть твою наготою телесною, мразом и зноем, постом и бдением, долговременным на земли лежанием изнурил еси и вся страсти ея духови покорил еси, на земли пожив небесно, во плоти духовно, умом весь к премирным вземся, плотскую мудрость отринул еси и, быв мудр о Христе, юрод мирови показался еси, от неразумных многия обиды и биении благодушно притерпевая и многих нечестивых на путь спасения наставляя. Темже, по скончании твоих подвигов, всеправедный Судия нетле¬нием честных твоих мощей и многими чудесы тя прослави, душу же твою святую в Небесныя обители всели, идеже, предстоя Престолу Неприступнаго Божеств. Света, в Нем, яко в зерцале, видиши наша нужды, слышиши наша к тебе прошения и яко друг Христов имаше велие к Нему дерзновение молитися о нас. Сего ради усердно просим тя: помолися Господу Богу о нас, к земли приверженных, да и мы, в подражание твоему ангелоподобному на земли житию, не погрязнем в суетных житейских попечениих и в земных наслаждениих, не прельщаемся и не прилепляемся всею душею к тленным мира сего благом, но да обратит Господь Своею благодатию наша мысли и желания к небесным и укрепит желати восприятия будущих нетленных сокровищ, да подаст нам, слабым, силу к побеждению страстей, мыслей и желаний греховных, да пленит наш кичливый ум в послушание веры, избавит от высокоумия, суемудрия, ложных пагубных учений и дарует нам мудрость духовную, да растворит окамененная сердца наша слезами умиления и сокрушения о наших согрешениих, согреет их любовию к Нему, нашему Создателю, и к ближним нашим. Испроси всем, во всякой нужде сущим и к твоему заступлению прибегающим, всякий дар, коемуждо благопотребен: больным — исцеление, печальным — утешение, бедствующим — помощь, обиженным — защиту. Принеси ко Господу святую молитву о всех нас, многогрешных, яко да не по грехом нашим воздаст нам, ниже по беззакониим нашим накажет нас, но отвратит всякий гнев, праведно движимый на ны, и пробавит милость Свою, всяких нужд, бед, напастей, скорбей и болезней нас избавляя, имиже весть судьбами да наставит нас на путь спасения, подаст прочее время живота нашего в покаянии и благочестии прейти и христианскую кончину, неболезненну, непостыдну, мирну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

  13 / 26 августа 1500 г. в Минске жители обрели на водах Свислочи явлен.икону Божией Матери, что именуется Минской. По преданию, чудотв. икона Богородицы Минская писана св.ап. и еванг. Лукой. Многие столетия была в Византии. Ее явление на Руси связано с принятием православия.
  По преданию, икона 500 лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X в. В 1482 г. Киев подвергся набегу татар. Один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а икону бросил в воды Днепра...
   В 1500 г. икона явилась жителям Минска. Св. образ на реке Свислочи под Нижним замком встал в необычном свете. Более столетия икона сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
   В XVII в. распространилась уния. Многие храмы и м-ри насильственно отбирались и передавались униатам. Гонения обрушились и на Минск. Ок. 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архим. Макарий начал строит-во камен. базилианского храма, перенеся туда чудотв. икону Минской Божией Матери в день св. ап. и еванг Луки. В конце XVIII в. Минск вошел в состав Российской империи. Храм передан православным, превращен в кафедр. собор. В 1795 г. освящен во имя св. апп. Петра и Павла. В 1835 г. горел, но икону удалось спасти. В 1852 г. супруга минского губернатора пожертвовала иконе украшенную драгоценностями серебрян. вызолоченную ризу.
  Чудотв.икона в XIX в. глубоко почиталась, после Божественной Литургии пред иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь её освящен правый предел собора св. апп. Петра и Павла, служились молебны. Совершались благодатн.исцеления по молитвам пред Минскою иконою. С особой любовью относился к иконе Минской Божией Матери еп. Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 (в 1919 г. принял мученич.смерть).
   Весной 1922 г., во время изъятия церк. ценностей с чудотв. иконы снята риза. До 1935 г. икона пребывала в Петропавловском соборе. Ночью в 1936 г. собор взорван. Икону Божией Матери забрали в краеведческий музей.
  В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупантов чудотв. образ. В 1945 г. икона перенесена в кафедральный собор, служивший храмом муж. м-ря. В нем чудотв. икона свято сберегается доныне.

    Мч.Ипполит был начальником и смотрителем тюрем в Риме при Декии и Валериане (249-259). Обращенный ко Христу мч.Лаврентием, он погреб его тело. Об этом донесли императору, к-рый задержал св. Ипполита и спросил, зачем тот сделал это.Святой исповедал себя христианином. Его жестоко избили палками. В ответ сон говорил, что христианин.
    Император велел одеть св.Ипполита в воинские одежды и потребовал, чтобы он принес жертву языч. богам. Мученик ответил, что он воин Христов и хочет за Него умереть. У него отобрали имение, кормилицу, мц. Конкордию, забили оловянными прутьями, всем домашним отсекли головы на глазах у св.Ипполита, а самого привязали к диким коням, к-рые влачили его по камням до смерти. Это произошло 13 августа 258 г., на третий день после мученической кончины архидиак. Лаврентия, как он предсказал св.Ипполиту.
   Ночью пресвитер Иустин тайно предал всех мучеников погребению на месте казни. Тело св.Конкордии брошено в Риме в нечистое место. Через время двое христиан, мчч. Ириней и Авундий, узнали от воина, где брошено тело мученицы, и похоронили со св. Ипполитом. За это их 26 августа утопили так же, как мученицу. Христиане ночью достали тела мучеников и похоронили при мощах св. архидиак. Лаврентия.

     Своё название «Страстная» (ударение над вторым «а») икона получила оттого, что на ней изображены два ангела с орудиями страстей Господних – крестом, губкой, копием. Св.образ прославлен в царствование Михаила Фёдоровича.
   В с.Палицы Нижегородской губ. жила крестьянка Екатерина, у к-рой были приступы беснования. Она покушалась на свою жизнь, но Господь хранил её. Так продолжалось 7 лет. После приступа Екатерина, обратившись к Божией Матери, умоляла избавить от бедствия, дав обет по выздоровлении удалиться в м-рь. Вскоре получила исцеление, но об обещании забыла.
   Однажды Екатерина во время молитвы почувствовала такой страх, что слегла в постель. Ночью явилась Богородица:«Екатерина! Почему не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему? Иди, возвести всем о Моём явлении, скажи, чтобы воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты, пребывали в целомудрии и любви друг к другу».
   Явление повторилось два раза, но Екатерина не исполнила его и за ослушание наказана: голова обратилась в сторону, рот искривился, она впала в расслабление. Пресв. Богородица помиловала женщину. Вновь Екатерина услышала голос, повелевавший идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у него был написанный им образ Божией Матери: «Помолишься пред тем образом с верою, получишь исцеление». Екатерина нашла у иконописца икону и после усердной молитвы избавилась от недуга. С того времени от иконы Пресвятой Богородицы «Страстной» совершались чудеса и исцеления.
  В 1641 г. по желанию царя Михаила Фёдоровича икону перенесли из Нижнего Новгорода в Москву, где она встречена у Тверских ворот. Здесь (площадь Пушкина) выстроен м-рь Страстной. В 1925 г. м-рь закрыли, а в 1937 разрушили. В 1950 г. на место монаст. колокольни перенесли памятник Пушкину. Чудотв. Страстная икона во время разрушения м-ря уцелела, находится в Воскресенском храме в Сокольниках. 
   В углах «Страстной» иконы Божией Матери (Одигитрии) изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографич. тип популярен у мастеров итало-критской школы.Иконы Страстной Одигитрии появились и на Руси.

    Чудотв. образ «Семистрельной» Божией Матери написан в глубокой древности. Этой иконе более 500 лет. Издавна известен чтимый список, к-рый отождествлялся с легендарн. оригиналом. Особенность иконографии - обра написан на наклеенном на доску холсте, что говорит о позднем происхождении. Этот список сделан в XVIII в. с недошедшего начал. образа.
Чудотв. икона Божией Матери «Семистрельная» северорус. проис-ния. До 1917 г. пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу р.Тошни у Вологды. Предание похоже на истории о явленных чудотв. образах. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся. Во сне голос повелел найти на колокольне Богословской церкви, где были ветхие иконы, образ Пресв. Богородицы и с верой помолиться пред ним. Лишь после 3-й просьбы священнослужители позволили подняться на колокольню. Оказалось, икона, покрытая грязью, как простая доска, служила ступенькой лестницы, по к-рой поднимались звонари. Ужаснувшись кощунству, священники отмыли образ, отслужили молебен, и крестьянин обрел исцеление. Чрез несколько лет память о чуде стерлась, если бы не новое чудо.
 В 1830 г. большую часть Европейской России, в т. ч. и Вологодскую губ., постигла эпидемия холеры. Во время мора из Тошни в Вологду перенесены святыни, среди них «Семистрельный» образ. Жители обнесли «Семистрельную» крестным ходом вокруг города. После моления пред чудотв. святыней холера отступила внезапно, как пришла. Позднее икона прославилась чудесными исцелениями больных.
   После 1917 г. чудотв. образ исчез из Иоанно-Богословской церкви, а в 1930 г. богослужения прекратились. В июле 2001 г. приход церкви Иоанна Богослова вновь обрел жизнь, однако святыня в храм не вернулась.
 Пред иконой Пресв.Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца - о ниспослании дара терпения. В Рус.Правосл. Церкви иконы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» считают разновидностями одного иконографич. типа.
  Существовало еще одно название иконы «Умягчение злых сердец» - «Симеоново Проречение».Прав. Симеон на склоне лет в один день по внушению Духа Святого пришел в храм. В этот день Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса по закону Моисееву, согласно коему еврейские родители первенцев на 40-й день рождения приносили в храм для посвящения Богу. Прав. Симеон, как священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк 2,29-32). Обратившись к Матери Божией, Симеон предсказал о Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой душу пройдет оружие , - да откроются от многих сердец помышления». (Лк 2,34-35).
 В соответствии с Симеоновым предсказанием на «Семистрельной» Божия Матерь изображена Одна, без Младенца. Образ отражает страдание Пресв.Богородицы, к-рое Она испытывала за Божеств. Сына всю жизнь и особенно во время Страстных дней Спасителя.
  7 мечей, пронзающих сердце Пресв.Богородицы на «Семистрельной» иконе, говорят о полноте скорби, к-рую Она претерпела в земной жизни. В Свящ.Писании число 7 символизируют полноту чего-то. Пророчество прав. Симеона Богоприимца на «Семистрельной» изображено видимыми знаками – мечами. Существует др. толкование семи мечей, пронзающих грудь Пресв.Богородицы. Это 7 главных греховн.страстей человека, к-рые приносят Божией Матери душевные муки.
Небольшое иконографич. отличие образов Богоматери «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с др.стороны, а на второй - по три справа и слева, а одна снизу. Известны иконы, на к-рых изображены 6 стрел или еще дополнительное изображение Младенца Христа на коленях Богоматери.
 Существует образ, имеющий особую историю, к-рый носит название «И Тебе самой душу пройдет оружие». Пресв.Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у ног Младенца, другой прикрывает грудь от 7 направленных в нее мечей.
Тропарь, глас 5
 Умягчи наша злая сердца, Богородице, / и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши, / на Твой бо святый образ взирающе, / Твоим состраданием и милосердованием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, / стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. / Не даждь нам, Мати Благосердная, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, // Ты бо еси воистинну злых сердец умягчение.
Кондак, глас 2
  Благодатию Твоею, Владычице, / умягчи сердца злодеев, / низпосли благодетелей, соблюдающи их от всякаго зла, / благомолящимся Ти усердно // пред честными иконами Твоими.
Молитва 
 О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предчтательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения