Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Фотия и Аникиты и многих с ними(305-306), прмчч. Белогорских (1937). Сщмч. Александра, еп. Команского(III). Мчч.Памфила и Капитона. Собор Кемеровских святых

25 Август 2017 г. Пятница

  Мчч. Аникита и Фотий (племянник) родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал имп. Диоклитиана (284-305), установившего на город.площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Диоклитиан приказал мучить св. Аникиту, затем бросить на съедение зверям. Выпущенный лев стал кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, упало капище Геркулеса, под обвалившейся город. стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но упал без чувств.
  Св. Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.    Племянник мученика св. Фотий, обратившись к царю, заметил: "Идолопоклонник, твои боги - ничто!"
  Меч, занесенный над новым исповедником, поразил палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать, чтобы они поклонились идолам. Мученики отказались. Их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, остались невредимыми. Не пострадали они в накаленной бане, которая развалилась.
 Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами св. Фотия и Аникиты, ступили в нее: "Мы христиане!" Все скончались с молитвою на устах. Тела св. Аникиты и Фотия не пострадали от огня, даже волосы остались целы. Многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 г.
Тропарь мучеников Фотия и Аникиты, глас 4
   Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников Фотия и Аникиты, глас 2
 Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

  Прпмч. архим.Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв) род. в 1858 г. в Юго-Кнауфском заводе Пермской губ. в крестьян. семье старообрядцев-беспоповцев. Преподобномученик рассказывал:«На 10-м году выучился грамоте; молился с беспоповцами, полюбил читать Бож. Писание. Свободное время отдавал чтению книг, покупая или прося для прочтения. Стал разгораться дух к Богу — я размышлял о вере, о расколе, о Правосл. Восточ. Церкви, о священстве, без к-рого спастись нельзя. Ночью часто вставал на молитву пред иконами Господа Вседержителя и Пресв. Богородицы, просил Господа: «Господи, дай разуметь путь спасения; научи творить волю Твою». Просил указать, в какой Церкви и чрез каких пастырей благодать Св.Духа действует».
 До 35 лет Василий размышлял о Церкви, стараясь уразуметь еванг., ап. и проч. Писания, находя их несходными с писаниями о Церкви и священстве у старообрядцев. Он много путешествовал, посещал старообрядцев-беспоповцев, присутствовал на беседах. Перелом совершил чуд. случай в неделю Всех святых, когда уехал в Саратовскую губ. в старообряд. обитель. Там усердно молился: «Милостиве Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодат.даров, то во время торжества дух-ва на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, дождь обильный, чтоб мне уразуметь, что чрез пастырей действует благодать Св.Духа». По дороге домой услышал разговор, что на Белой Горе среди торжеств. молебна сошёл на землю обильный дождь.
 Василий Коноплёв в 90-х гг.х XIX в. чрез таинство миропомазания присоединился к Правосл.Церкви. Соединился с Церковью и отец Евфим Тихонович — в 75 лет — и младшие братья Антон и Павел с женами, детьми и семейство старшей сестры. Всего 19 человек.
 В ноябре 1893 г. Василий пострижен в рясофор, поселился на Белой Горе. К 1894 г. собрались желающие монаш. жития - 12 чел. 1 февраля 1894 г. Василий принял постриг в мон-во с им. Варлаам, на след. день рукоположен в иеродиакона. 22 февраля во время освящения престола в малом храме свт. Николая его рукоположили в иеромонаха.
  О. Варлаам назначен управляющим новостроящегося миссион. м-ря на Белой Горе - Уральского Афона. Восстановил правосл. уставное Богослужение, памятуя, что м-рь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, к-рая звучала утром и вечером.
  В 1913 г. перм. свящ. Иаков Шестаков писал: «О.Варлаам — рук-ль совести, это лицо, к-рому поручают себя миряне так же, как монахи, ищущие спасения. О.Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и дет. незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стекался народ со всей Пермск. губ. Вел. таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби, текли слезы умиления. Четверть века Белогородская обитель утешала страждущих".
 В первых числах июня 1917 г. в обители состоялось последнее торжество — освящение Белогорского собора. Посланы приглашения благодетелям и посетителям обители, разосланы по России извещения о  торжестве. 2 июня в обитель приехал сщмч.еп.Пермский Андроник. Храмы не вмещали паломников, богослужения совершались под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны — повсюду славилось имя Божие.
 Прошёл год после освящения собора. В августе 1918 большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы осквернили престол. В келье архим. Варлаама устроили отхожее место, икон. маст-кую превратили в театр, где монаст. мальчиков-певчих заставляли петь фривольные песни. Многие монахи после зверских пыток убиты.
 12 (25) августа красноармейцы арестовали настоятеля м-ря архим. Варлаама, по дороге в г. Осу расстреляли. Муч. кончину приняли многие монахи. Их имена: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матвей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, Алексий. Могилы мучеников скрыты властями, пребывают в неизвестности.
Причислены к лику св.Новомчч. и Исповедников Российских на Юбилейном Архиер. Соборе РПЦ в августе 2000 г.  для общецерк. почитания.

 Свт. Александр, еп. Команский, жил в III в. недалеко от Неокесарии. Он изучил Свящ. Писание, знал многие науки. Приняв подвиг юродства, святой жил в бедности, занимаясь продажей угля на город.площади. Многие, видя его черным от угольн.пыли, относились к нему с презрением. 
Когда в Комане умер епископ, одни предлагали избрать предстоятеля из знати, др. - ученого, третьи богатого. Тогда свт. Григорий Неокесарийский, приглашенный для посвящения избранника, указал, что епископ должен иметь чистое сердце и св. жизнь.Слова вызвали усмешку: "Если не смотреть на внешний вид и благородство происхождения, то и Александр угольщик может быть епископом". Свт. Григорий подумал, что не без Промысла Божия упомянут этот человек, попросил вызвать его. Появление святого среди собравшихся вызвало смех. Почтительно обратившись к свт.Григорию, св. Александр стоял, углубившись в себя, не обращая внимания на насмешки. Угольщик открыл, что прежде был философом, изучил Свящ. Писание, но ради Бога принял добровольн.нищету и смирение. Свт.Григорий взял угольщика, смыл грязь, одел в чистые одежды.
 Вернувшись на Собор, свт. Григорий при всех предлагал ему вопросы из Свящ. Писания, на к-рые св. Александр отвечал как мудрый пастырь. Присутствовавшие удивились его смирению и единодушно избрали  епископом. Свт. Григорий посвятил его во пресвитера, затем во епископа. После хиротонии новый святитель сказал слово народу, исполненное силы и благодати Божией. Все радовались, что Господь послал мудрого пастыря.
  При имп. Диоклитиане (284-305) святитель мужественно исповедал Христа, отказавшись поклониться идолам, после мучений его бросили в огонь, и там он преставился. По некоторым источникам, свт. Александр пострадал при имп. Декии (249-251).

 Мученики Памфил и Капитон усечены мечом в местности Оливрии, близ Константинополя.

  Просьба о рассмотрении празднования Собора Кемеровских (Кузбасских) святых поступила от еп. Кемеровского Аристарха (Смирнова). Днём празднования был избран День шахтёра, главный гражд. праздник Кузбасса - т.е. последнее воскресенье августа по григорианскому календарю. В 2011 году епархиал. иконописцем Михаилом Прошкиным написана икона Собора: святые кузбасской земли, сверху осеняемые образом Пресв. Богородицы "Знамение", в честь к-рой освящен главный правосл. храм Кузбасса –Кемеровский Знаменский Собор; между фигурами святых расположена гористая местность, олицетворяющая горнодобывающие предприятии региона; в верхн.части иконы Небесная Церковь, главой к-рой является Господь Иисус Христос.
  В состав Собора изначально включены имена 39 подвижников, из к-рых 36 чел. - из лика новомучеников и исповедников Российских, скончавшихся в лагерях Сиблага на территории Кемер. Обл., а также 3 пустынножителя XIX в. из-под Новокузнецка. В 2013 г. 40-м в списке угодников Божиих, входящих в Собор, стал сщмч. Павел Смирнов.
К Собору причислены:
•    Прав. отрок Петр Томский (+ нач. XIX в./1820, память 4 марта)
•    Прп. Василиск Сибирский, монах (+ 1824, память 29 декабря)
•    Прп. Зосима (Верховский), схимонах (+ 1833, память 24 октября)
•    Сщмч. Владимир Рясенский, свящ. (+ 1932, память 22 ноября)
•    Сщмч. Павел Смирнов, прот. (+ 1937, память 22 февраля)
•    Сщмч. Петр Попов, свящ. (+ 1937, память 12 мая)
•    Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
•    Сщмч. Григорий Аверин, свящ. (+ 1937, память 7 сентября)
•    Сщмч. Лев (Егоров), архим. (+ 1937, память 7 сентября)
•    Сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Енисейский (+ 1937, память 18 сентября)
•    Сщмч. Анатолий Левицкий, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
•    Сщмч. Аркадий (Ершов), еп. Свердловский (+ 1937, память 21 октября)
•    Мч. Киприан Анников, псаломщик (+ 1937, память 21 октября)
•    Прмч. Неофит (Осипов), архим. (+ 1937, память 21 октября)
•    Сщмч. Никандр Чернелевский, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
•    Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
•    Сщмч. Александр Андреев, прот. (+ 1937, память 22 октября)
•    Сщмч. Александр Лебедев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
•    Сщмч. Василий Богоявленский, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
•    Сщмч. Владимир Соболев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
•    Прмч. Герман (Полянский), архим. (+ 1937, память 22 октября)
•    Прмч. Мина (Шелаев), архим. (+ 1937, память 22 октября)
•    Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
•    Сщмч. Константин Пятикрестовский, прот. (+ 1938, память 21 февраля)
•    Сщмч. Иоанн Орлов, свящ. (+ 1938, память 22 февраля)
•    Мч. Михаил Строев (+ 1938, память 3 марта)
•    Сщмч. Александр Лихарев, прот. (+ 1938, память 4 марта)
•    Сщмч. Константин Соколов, свящ. (+ 1938, память 12 марта)
•    Прмц. Наталия Бакланова, послушница (+ 1938, память 18 марта)
•    Прмц. Мария Носова, послушница (+ 1938, память 27 апреля)
•    Сщмч. Михаил Марков, свящ. (+ 1938, память 3 июня)
•    Прмц. Мария (Цейтлин), мон. (+ 1938, память 2 декабря)
•    Сщмч. Леонид Викторов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря)
•    Сщмч. Михаил Березин, свящ. (+ 1938, память 31 декабря)
•    Прмц. Евдокия Павлова, послушница (+ 1939, память 7 апреля)
•    Сщмч. Леонид Муравьев, свящ. (+ 1941, память 29 октября)
•    Сщмч. Василий Мирожин, прот. (+ 1941, память 7 декабря)
•    Прмч. Филарет, в схиме Серафим (Пряхин), игум. Срезневский (+ 1942, память 22 февраля)
•    Мч. Борис Успенский (+ 1942, память 2 декабря)
•    Мч. Иоанн Колесников (+ 1943, память 4 апреля)

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения