Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес.мощ.прпп.Зосимы,Савватия Соловецк. 2 перен.мощей прпп.Зосимы,Савватия,Германа Соловецк. Свт.Емилиана исп.,еп. Кизическ. Свт.Мирона Чудотв., еп.Критск. Прп.Григория,иконопис.Печерск. Прп.Григория Синаита. Мчч.Елевферия,Леонида. Толгск.ик.Богородицы

21 Август 2018 г. Вторник

 Прп.Зосима, игум.Соловецкий, вел. светильник рус.Севера, основатель иноч.общежития на Соловецком острове, род.в Новгородской епарх., в с.Толвуе близ Онежск.озера. С юных лет воспитывался в благочестии, после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество, принял постриг. В поисках уединения преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с прп. Германом, к-рый поведал о пустын. морском острове, где он с прп. Савватием прожил 6 лет.
  Ок.1436 г. отшельники после морск. плавания пристали к Соловецким островам. Бог благословил поселение видением прп. Зосиме церкви в воздухе. Святые построили келью и ограду,  возделали землю. Поздней осенью прп. Герман отправился на материк за припасами. Из-за непогоды не смог вернуться. Прп. Зосима провел зиму один на острове, много искушений претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, но возникшие 2 незнакомца оставили запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки прп.Герман с рыбаком Марком, привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
 Когда на острове собралось несколько отшельников, прп. Зосима устроил небольшую деревян.церковь Преображения Господня с трапезной. По просьбе прп. Зосимы из Новгорода прислан в обитель игумен с антиминсом для соборн. храма. Так положено начало Соловец. обители. В суровых условиях иноки сумели организовать хоз-во. Но настоятели, к-рых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали трудных условий, и братия избрали игуменом прп. Зосиму.
 Прп. Зосима занялся устроением быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 г. перенес на Соловки с р. Выг мощи прп. Савватия. Обитель терпела притеснения от новгород. бояр, к-рые отнимали уловы рыбы. Прп-ный поехал в Новгород для защиты архиепископа. По его совету обходил дома бояр, просил не допускать обитель до разорения. Влият. боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать прп. Зосиму, но раскаялась, пригласила на обед, во время к-рого увидел, что 6 знатнейших бояр сидят без голов. Прп. Зосима поведал видение ученику Даниилу и предсказал боярам смерть. Предсказание сбылось в 1478 г., когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462–1505) бояре казнены.
 Незадолго до кончины прп-ный приготовил гроб, в к-ром погребен за алтарем Преображ. храма († 17 апреля 1478). Вскоре над могилой устроена часовня. Мощи его с мощами прп.Савватия 8 августа 1566 г. перенесены в придел, освященный в их честь в Преображ. соборе.
 Много чудес засвидетельствовано, когда прп.Зосима с прп. Савватием явл-сь гибнувшим в море рыбакам. Прп.Зосима-покровитель пчеловодства и хранитель пчел, его зовут «пчельник». К прп. Зосиме часто прибегают в болезнях. Множество больничных храмов свидетельствует о вел.целит. силе его молитв пред Богом.
 Из жития свв.Зосимы и Савватия игум. Досифея XV—XVI вв. известно, что прп. Савватий, постриженник Кирилло-Белозерского м-я, в 1429 г. с прп. Германом водрузил крест на Солов. острове и поставил келью под Секирной горой. Прожив в уединении 6 лет, прп. Герман вернулся на побережье для пополнения припасов, а прп. Савватий продолжал подвиги в одиночестве. Предвидя приближение кончины, прп. Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у р. Выг, в местн.Сорка встретил игум. Нафанаила. После исповеди получив причастие, прп. Савватий отошел ко Господу 27 сентября 1435 г. Игум. Нафанаилом и купцом Иоанном прп. Савватий погребен при часовне на реке Выг.
 По совету старцев Кирилло-Белозерского м-ря - перенести мощи прп. Савватия (по желанию братии Солов.обители), прп. Зосима перевез св. мощи на место последн.подвигов. Здесь, за алтарем новопостроен.храма Успения Пресв.Богородицы, положены в землю, где покоились до 1566 г.
   Церк.Собор при митр. Моск. Макарии 26 февраля 1547 г. определил совершать всецерк. память Соловецким прп-ным каждому в день кончины: Савватию 27 сентября, Зосиме 17 апреля.   Существуют сведения, согласно к-рым 1-е обретение мощей 2 сентября 1545 г.  Торжество перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия, Солов. чудотворцев, состоялось на 3-й день престол. праздника Соловецкой обители Преображения Господня, после освящения Преображ. собора 8 августа 1566 г. Мощи святых перенесены в придел Преображ. собора, устроенный в их честь.  Перенесение св. мощей вдохновлено свт. Филиппом, будущим митр. Московским.
  По житию кон.XVI- нач. XVII вв., митр. Филипп, из древнего рода Колычевых, род. 11 февраля 1507 г. , принял монаш. постриг в 1537 г. в Соловецком м-ре. С 1548 г. игумен обители. Св. игум. Филиппом обнаружен чудотв.образ Одигитрии, принесенный на остров прп. Савватием и его камен. крест. Эти святыни установлены у мощей прп-ных: икона - у гробницы св. Савватия, а крест - в часовне св. Германа. Было пополнено житие прп-ных описанием чудес, совершенных при их гробницах. В 1566 г. свт. Филипп возведен на моск. митрополию, мученически погиб от рук заговорщиков 23 декабря 1569 г. в Тверском Отроче м-ре, откуда в 1591 мощи перенесены в Соловецкий м-рь, а в 1652 г. - в Моск. Успенский собор.
  2-е перенесение св. мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа 1992 г. при Святейшем Патриархе Алексии II.
Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких,глас 4
  Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.
Тропарь на перенес. мощей прпп. Зосимы и Савватия Солов-х, глас 8
  Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, глас 2
 Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.
Молитва преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
 О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

  Свт. Емилиан, еп. Кизический, жил в царствование имп.-иконоборца Льва Армянина (813-820). С др.епископами вызван во дворец к императору, настойчиво требовавшему  отказаться от почитания св.икон. Свт. Емилиан первый твердо ответил императору, что вопрос об иконопочитании решается лишь в Церкви дух.лицами, а не в царском дворце. В 815 г. он сослан в заточение за правосл. веру, где скончался как исповедник.
Кондак святителя Емилиана,глас 3
 Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.

 Свт. Мирон, еп. Критский, чудотворец, в молодости был семейным, занимался земледелием,славился добротой, помогал обращавшимся за помощью. Однажды застав на гумне воров, св. Мирон помог поднять мешки с зерном на плечи. Великодушием святой так устыдил воров, что они стали вести честную жизнь. Глубоко уважавшие святого критяне упросили принять сан пресвитера в родном г. Равкии, затем избрали его епископом Крита. Мудро управляя паствой, свт. Мирон получил от Господа дар чудотворений. Во время наводнения реки Тритон святитель остановил ее течение и перешел по ней, как по суху, потом послал к реке человека со своим жезлом с повелением воде возобновить течение. Свт.Мирон умер в 100 лет, ок.350 г.

      Прп.Григорий, иконописец Печерский, был сопостник прп. Алипия Печерского . В "Сказании о св.иконописцах" говорится, что он написал много чудотворных икон на Рус.земле. В 9-й песни канона службы Собору Киево-Печерских преподобных, почивающих в Ближних пещерах, прп. Григорий назван византийским - возможно, он был среди иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для украшения Великой церкви м-ря Успения Пресв. Богородицы.

  Прп. Григорий Синаит род. ок. 1268 г.в приморском пос.Клазомены ок. г. Смирны (Малая Азия) у богатых родителей. Ок. 1290 г. взят в плен агарянами и отправлен в Лаодикию. После освобождения  прибыл на о. Кипр, где постригся в монахи. Затем отправился на Синайск.гору и принял там вел.схиму. Исполняя послушания повара и пекаря, прп-ный был искусным писцом, превосходил всех в чтении и знании свящ. книг. Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на молитве) одних приводила в изумление, у др. вызывала зависть.
 Удалившись из м-ря, прп-ный посетил Иерусалим. Нек-рое время жил на о. Крите, обошел на Афоне все м-ри и всех подвижников. Он вобрал многовек. опыт иноч. жизни древнейших обителей. После этого прп. Григорий Синаит построил в уединен. месте келью для безмолвия и занятий умной молитвой, соединенной с тяжелым иноч. трудом.
   Драгоцен. наследием прп. Григория являются наставления о внутр. жизни, 15 глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где говорит, что "ищущий уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то желающий подобен человеку воображающему тень вместо истины" ("Добротолюбие" в рус. переводе, т.5).
  Прп-ный известен как замечат. песнословец. Ему принадлежат припевы "Достойно есть" к канону Пресв.Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон св. Кресту; в канонике (1407 г.) прп. Кирилла Белозерского находится "Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита".Заботясь о распространении иноч. делания, прп-ный основал несколько келий на Афоне, 4 лавры во Фракии. Преставился прп.Григорий Синаит в 1310 г. в своей Скрытной" (Парарийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

 Мчч.Елевферий и Леонид были брошены в младенч. возрасте в огонь во время одного из гонений на христиан.

Толгская икона Пресв. Богородицы яв-сь 8 августа 1314 г. Ростовскому свт. Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился вниз по рек. Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на прав. берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги.
 В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, что. исходил от огн. столпа на др. берегу реки, к к-рому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на др.берег и, приблизившись к огнен.столпу, увидел икону Пресв. Богородицы  в воздухе. Святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять жезл. После утрени, когда свт.Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать жезл, но не нашли. Святитель вспомнил, что забыл жезл на др. берегу, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись, сказав, что увидели в лесу икону Матери Божией, а рядом еписк. жезл. Святитель переправился с людьми на тот берег и узнал явивш. ему икону. После горячей молитвы пред иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указан.место.
   К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресв.Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день явления. Позже свт. Прохор устроил при церкви Толгский м-рь. Скончался свт. Прохор 7 сентября 1328 г.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская, глас 4
 Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская, глас 8
 Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства
Молитва ко Пресв. Богородице пред иконою Ее Толгская
 О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения