Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Иосифа песнописца. Прп.Георгия,иже в Малеи. Прп.Иосифа Многоболезнен.,Печерск., в Дальн.пещ. Прп.Зосимы Ворбозомск. Прп.Зосимы Палестинск. Прп.Марии Египет. Мцц.Фервуфы девы,сестры,рабыни. Ик.Бож.Матери «Геронтисса»

17 Апрель 2018 г. Вторник

Прп. Иосиф Песнописец род.в Сицилии в благочест. христ. семье. Родители Плотин и Агафия, спасаясь от варварск. нашествия, переселились в Пелопоннес. В 15 лет св. Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в м-рь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью братии. Позже прп-й посвящен в сан пресвитера.
 Прп. Григорий Декаполит посетил м-рь и заметил молодого инока. Он взял его в Константинополь и поселился с ним при церкви св. мчч. Сергия и Вакха. Это было в царствование имп. Льва Армянина (813-820) - время жестоких иконоборч. гонений. Прпп. Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание св. икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константиноп. Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами.
 В то время рим. епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный визант. императору, мог оказать помощь православным. Правосл. иноки избрали посланником к Папе прп. Иосифа как более стойкого и красноречивого. Прп.Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константиноп. Церкви и опасности для  Православия.
 Во время путешествия прп. Иосиф схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, отправлен на о. Крит. Там его передали иконоборцам. Прп.Иосиф заключен в темницу. Мужественно перенося лишения, поддерживал др. узников. По молитвам его один правосл. епископ, начавший колебаться, укрепился духом, мужественно принял мученич. кончину.
  6 лет провел прп. Иосиф в темнице. В рождеств. ночь 820 г. удостоился видения свт. Николая Мирликийского, к-рый известил о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на св.иконы. Святитель дал прп-ному свиток: "Прими этот свиток и съешь его". В свитке написано:"Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй". Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал:  "Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс.118,103).
  Свт. Николай велел пропеть эти слова. Оковы спали, двери темницы отворились, он вышел, поднят в воздух, поставлен у Константинополя на большой дороге, ведущей в город. Там прп. Иосиф не застал в живых прп. Григория Декаполита, встретился с его учеником блж. Иоанном, вскоре скончавшимся. Прп.Иосиф построил церковь свт. Николая, перенес мощи прпп. Григория и Иоанна. При церкви основан м-рь.
  Прп. Иосиф получил от добродет. мужа часть мощей ап. Варфоломея Он построил церковь во имя св. апостола, хотел торжественно почтить его память, сокрушался, что нет хвалебн. песнопений, прославлявших память св. апостола, сам не дерзал их составить. 40 дней молился прп. Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре яв-ся ап. Варфоломей, возложил ему на грудь св. Евангелие и благословил писать церк. песнопения: "Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную". После чудесн. явления прп. Иосиф написал канон ап. Варфоломею, слагал церк. песнопения в честь Божией Матери, св. угодников, в честь свт. Николая, освободившего его из темницы.
   Во время возобновления иконоборч.ереси при имп. Феофиле (829-842) прп.Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет был в изгнании в Херсоне. В 842 г. при св. цар. Феодоре, восстановившей правосл. почитание св. икон, прп. Иосиф поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве отправлен в изгнание и возвращен после смерти Варды, в 867 г.
 Патр. Фотий восстановил его в прежней должности, назначил духовником константиноп.клира. Достигнув глубокой старости, прп. Иосиф заболел. Пред Пасхой, в Великую Пятницу, Господь известил его о приближении кончины. Прп-ный сделал опись церк. имущества Софийского собора, к-ое было на его попечении, отослал патриарху Фотию. Несколько дней горячо молился, готовясь к смерти. В молитвах  просил Церкви мира, а своей душе милосердия Божия. Причастившись Св. Христ.Таин, прп. Иосиф благословил всех и с радостью преставился к Богу (+ 883). Лики ангелов и святых, к-рых прп. Иосиф прославил песнопениями, с торжеством проводили душу его в Горний мир.
Кондак преподобного Иосифа песнописца, глас 4
 Покаяния источник неисчерпаемый,/ утешения податель некончаемаго/ и умиления пучина еси, Иосифе,/ слезы нам подаждь покаяния Божественнаго,/ имиже утешение, зде плачущеся,/ обрящем от Бога,/ твоея помощи просяще, святе.

 Прп.Георгий жил в IX в. Он был иноком , подвизался в обители на горе Малое в Пелопоннесе, где скончался. В службе прп. Георгий ублажается как земной Ангел и чудотворец.

 Св. мц.Фервуфа с сестрой и рабыней приняли мученич. смерть за Христа между 341 и 343 гг. Св. Фервуфа и сестра, имя к-рой осталось неизвестным, были родными сестрами еп. Селевкийского Симеона, пострадавшего за Христа при перс. царе Сапоре ок. 341-344 гг. Сестры и их служанка взяты царицей во дворец для услужения. Св Фервуфа отличалась необыкновенной красотой, и царица предложила ей вступить в брак, достичь высокого положения. Святая отказалась, т.к. дала обет девства для служения Богу. Вскоре царица заболела. Волхвы пришли лечить царицу, увидели св. Фервуфу и были поражены ее необычайной красотой. Один обратился к ней стать его женой. Святая ответила ему, что она - христианка и дала обет остаться Христовой невестой.
  Озлобленный волхв донес царю, что причиной болезни царицы является отрава, данная служанками. По повелению царя св.Фервуфа, сестра и рабыня преданы суду. На суде св. мученицы бесстрашно объявили, что они христианки и не совершали злодеяния, в к-ром их обвиняют, но готовы принять смерть за Христа.
  Главный судья, волхв Мавптис, пленился красотой св.девы Фервуфы и тайно прислал к в темницу слугу с предложением освободить ее и сподвижниц, если девушка согласится стать его женой. Такое же предложение сделали св. деве двое др. судей, тайно один от другого. Все предложения св.Фервуфа отвергла, сказав, что невеста Христова и на земной брак не согласится. Мученицы как христианки и волшебницы признаны виновными в отравлении царицы и приговорены к мучит. казни. Каждую из них привязали к двум столбам и перепилили на две части. Тела св. мучениц брошены в ров, откуда их тайно взяли христиане и предали погребению.

 В палестин. м-ре у Кесарии жил прп. инок Зосима. Находясь в м-ре с детства,  подвизался до 53 лет. И подумал, есть ли в дальней пустыне кто-то, превзошедший его. Явился ангел: "Ты, Зосима, неплохо подвизался, но из людей нет праведного ни одного. Чтобы уразумел, сколько высших образов спасения, иди в м-рь при Иордане". Зосима за ангелом пришел в Иорданский м-рь. Увидел старцев, просиявших в подвигах. Прп.Зосима подражал св. инокам в дух. делании.
 Приблизилась св.Четыредесятница. В м-ре был обычай, ради него и привел Бог прп.Зосиму. В 1-е воскресенье Вел. поста служил игумен Божеств. литургию, все причащались, вкушали малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву, старцы, испросив прощения, брали благословение у игумена, уходили в пустыню. Каждый брал умеренное кол-во пищи, нек-рые ничего не брали в пустыню и питались кореньями. Иноки переходили за Иордан и расходились, чтобы не видеть, как кто постится и подвизается. По окончании Вел. поста возвращались на Вербное воскресенье. Никто не спрашивал, как он совершал подвиг.
 В тот год прп. Зосима, по монаст. обычаю, перешел Иордан. Ему хотелось глубже зайти в пустыню, чтобы встретить вел.старца, спасающегося там. Он шел 20 дней и однажды, когда пел псалмы и творил молитвы, увидел тень челов. тела. Думал, что это бесов. привидение, но, перекрестившись, увидел идущего по пустыне обнаж. человека, тело к-рого черно от зноя, а короткие волосы побелели. Авва Зосима обрадовался, т.к. не видел ни одного живого существа, и направился к нему.
  Но нагой пустынник побежал. Прп.Зосима в изнеможении встал у высохшего ручья, слезно умоляя: "Что бежишь от меня, грешного старца,? Подай в. молитву и благословение ради Господа".  Неизвестный крикнул: "Прости, прп.Зосима, я женщина, нет на мне одежды. Но если хочешь помолиться обо мне, великой грешнице, брось плащ, тогда подойду под благословение".
 Прп. Зосима полумал, что святость подвижницы велика, т.к. она получила дар прозорливости. Прикрывшись плащом, подвижница сказала: "Зачем ты говоришь со мной, женщиной грешной? Чему желаешь научиться?". Он, преклонив колена, просил благословения. Подвижница сказала; "Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, т.к. ты почтен саном пресвитерским и многие годы приносишь Господу Св. Дары".
  Прп.Зосима был удивлен таким даром прозорливости. Подвижница спросила, как живут ныне христиане, как благоденствуют св.Божии Церкви. Обратилась на восток, начала шепотом молиться. Старец увидел, как она поднялась в воздухе на локоть от земли. Зосима повергся ниц, усердно молясь "Господи, помилуй!" Преподобная подняла его:" Не привидение я. Я женщина грешная и недостойная, хотя и ограждена св.Крещением". Старец пал к ногам её: "Умоляю, расскажи подвижнич. жизнь, чтоб сделать явным величие Божие. Для того послан я в пустыню, чтоб твои деяния сделал Бог явными для мира".
 Св.подвижница сказала: "Смущаюсь, отче, рассказывать о бесстыдных делах, ибо должен бежать от меня, как от ядовитой змеи. Но скажу, отче, не умолчав ни о чем из моих грехов, ты же не переставай молиться за меня, грешную, да обрящу дерзновение в День Суда.
 Родилась я в Египте, в 12 лет покинула родителей и ушла в Александрию. Там лишилась целомудрия и предалась ненасытному любодеянию. Более 17 лет предавалась греху, совершала все безвозмездно. Не брала денег не потому, что богата - жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала, что смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.
  Однажды увидела много народа, из Ливии и Египта шедшего к морю, чтоб плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Св. Креста. Захотелось плыть с ними, чтоб предаваться разврату. Села на корабль, прибыла в Иерусалим и до праздника занималась скверн. делами. Когда наступил праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, все рано пошли в церковь, где было Животвор. Древо, я хотела войти в церковь. Но на пороге остановила Божия сила и отбросила далеко от дверей, хотя люди шли беспрепятственно. Я пробралась к двери. Как только нога коснулась порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, а меня, окаянную, не пускала. Я встала в углу церк. паперти.
  Грехи мои возбраняли видеть Животвор. Древо, и я в покаянии била себя в грудь. Увидев икону Пресв. Богородицы, обратилась с молитвой:«Помоги мне войти в церковь. Не возбрани видеть Древо, на к-ром распят Господь, проливший неповинную Кровь и за меня, грешную. Обещаю не осквернять себя никакою плотскою скверной, как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира, уйду, куда наставишь".
 Надеясь на Милосердную Богородицу, присоединилась к входящим в храм и сподобилась видеть Животвор. Крест Господень. Пала на землю, помолилась, облобызала святыни и вышла из храма, спеша предстать пред моей Поручительницей. Пред иконой молилась, чтобы Она направила меня на путь покаяния. Слышу голос: "Если перейдешь за Иордан, обретешь блж. покой".
  Один человек дал мне 3 медные монеты, я купила 3 хлеба и у продавца узнала путь на Иордан. На закате дошла до церкви св. Иоанна Крестителя у Иордана. Поклонившись в церкви, спустилась к Иордану, омыла св. водой лицо и руки. Причастилась в храме св.Иоанна Предтечи, съела половину от хлеба, запила иордан. водой и проспала ночь на земле у храма. Наутро, найдя небольшой челн, переправилась чрез реку, молилась Наставнице моей, чтоб направила, как будет угодно. Так пришла в пустыню".
  47 лет пребывает она в ней. Прп.Зосима спросил, чем питалась. Понемногу от 2-х с половиной хлебов, что уже окаменели. Прп Зосима спросил, были ли болезни и соблазны. Прп. Мария Египетская ответила, что в первые 17 лет помышляла о мясе,  вине, к к-рым привыкла, люто страдала от жажды и голода. Слышала непристойные песни, что смущали сердце. Плача, вспоминала обеты, данные пред иконой Св.Богородицы, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда пришло в молитве и плаче покаяние, увидела сиявший Свет и обступала её вел. тишина.
 Огонь блудн. помыслов разгорался, возбуждая похоть. Прп-ная падала на землю и словно видела, что пред ней стоит Пресв. Поручительница и судит её, преступившую обещание. Так и лежала она день и ночь на земле, пока не приходило покаяние и не окружал её Свет, отгонявший злые помыслы. Так жила в пустыне первые 17 лет, борясь с напастями.
 Авва Зосима спросил, как дальше жила в пустыне. Хлебы кончились, питалась кореньями. Платье истлело, терпела летом зной, зимой холод, пребывала в борьбе с бедами и искушениями. Но «сила Божия неведомо соблюдала грешн. душу и смирен. тело... Как вспоминала, от каких грехов избавил меня Господь, в том находила пищу неистощимую". Прп. Мария часто употребляла отрывки из Свящ. Писания. Прп. Зосима спросил, где научилась псалмам и книга.
 Она ответила, что не видела никого, божеств. книг и церк. пения не знала:«Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму». Св. подвижница попросила не говорить о ней и молиться за неё, а в след. год. в Вел. пост, чтоб не ходил Зосима за Иордан, как положено по монаст. уставу. Удивился авва Зосима, что их чин известен св.подвижнице. Сказала прп-ная, что он не сможет выйти из м-ря, но в Вел. Четверг пусть вложит в св.сосуд Животвор. Тела и Крови Христовой и принесет ей. Пусть ждет её на той стороне Иордана, у края пустыни, чтоб пришла причаститься Св. Таин. Ипросив молитв, прп-ная ушла в глубину пустыни.
Весь год старец Зосима пребывал в молчании, не смея открыть явленное Господом, молился, чтоб Господь сподобил увидеть св. подвижницу. Когда настала 1-я седмица Вел. поста, из-за болезни остался в м-ре. Он вспомнил пророчество прп-ной. Чрез несколько дней исцелился, но остался до Страстной седмицы в м-ре. В Вел. Четверг прп. Зосима поздним вечером вышел из м-ря к Иордану и сел на берегу. Молил Бога, чтоб не лишил встречи с подвижницей. Наконец прп-ная стала по ту сторону реки. Св. Зосима подумал, как она без лодки переберется чрез Иордан. Прп-ная, крестным знамением перекрестив Иордан, пошла по воде. Старец хотел поклониться, она запретила, крикнув: "Что творишь, авва? Ты - иерей, носитель великих Тайн Божиих".
  Перейдя реку, попросила благословения, прочитать "Верую" и "Отче наш". После молитвы, причастившись Св. Христ.Таин, со слезами произнесла молитву св.Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое".
 Прп-ная попросила старца на след. год прийти к иссохш. потоку, где встретились в первый раз и вновь молиться за неё. Крестным знамением осенив Иордан, по водам скрылась в пустыне. Старец Зосима возвратился в м-рь, укоряя себя, что не спросил имени. Но надеялся на след. год узнать это.
 Чрез год прп. Зосима отправился в пустыню, дошел до иссохшего потока. Она лежала мертвая, со сложенными на груди руками, лицо обращено к Востоку. Прп. Зосима долго плакал над усопшей, пел псалмы, читал погреб. молитвы. Вдруг увидел слова у главы её: "Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в ночь спасит. страданий Христовых, по причащении Божеств. Тайной Вечери". Прп. Зосима удивился, ибо подвижница не знала грамоты, но рад узнать её имя. Понял прп. Зосима, что св.Мария, причастившись Св. Тайн на Иордане из его рук, в мгновение прошла пустын. путь, к-рым Зосима шел 20 дней, тотчас отошла ко Господу.
  Прп. Зосима не знал, как выкопать могилу. Тут увидел недалеко повержен. древо, начал копать. Но земля была суха. Прп. Зосима увидел у тела св. Марии огромного льва, что лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестн. знамением и приказал льву выкопать могилу. Лев лапами ископал ров, в к-ром погребли тело. Лев ушел в пустыню, а прп. Зосима - в м-рь.
 В обители о.Зосима поведал монахам и игумену, что видел и слышал от прп. Марии. Установили творить память прп. Марии Египетской и почитать день ее преставления. Прп.Зосима, пожив богоугодно в м-ре почти до 100 лет, окончил жизнь, перейдя в жизнь вечную.

  Прп. Иосиф Многоболезненный жил в XIV в. В тяжелой болезни обратился с молитвой к Богу и дал обет: если Господь дарует здоровье, будет служить братии Киево-Печерского м-ря до конца жизни.
 Молитва многоболезненного страдальца услышана. После выздоровления он поступил в Киево-Печерский м-рь, принял иноч. постриг и стал усердно трудиться в подвигах поста и молитвы и с любовью служить братии. После кончины прп.Иосиф погребен в Дальних пещерах.
Тропарь преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8
  Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и инее из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Иосифе, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8
 Многолетне страдая в болезнех,/ молитвою и обещанием восприятия иночества/ приял еси здравие от Бога,/ и, неленостно подвизався в Печерстей обители,/ наследил еси неболезненную и вечную жизнь,/ и исцелявши недуги чтущих тя,/ преподобне Иосифе, отче наш.

  Прп.Зосима Ворбозомский был основателем м-ря Благовещения Прес. Богородицы на острове Ворбозомского озера в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан м-рь в XV в.,т.к.известно, что в 1501 г. настоятелем м-ря был игумен Иона, ученик прп.Зосимы.
  М-рь входил в число тех многочисл. пустыней (небольших м-рей), к-рые, образуя так наз. иноческое "Заволжье", располагались вокруг Кирилло-Белозерского м-ря. Скончался прп. Зосима в 1-й пол. XVI в. Известно, что прп-ный написал поучение и послание дух. дочери Анастасии.

 Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица - Настоятельница), прославилась в Афонском м-ре Пантократор (Вседержитель).
 Благочестивый игумен-старец той обители получил откровение о близкой кончине. Пред смертью он хотел причаститься Святых Христовых Тайн и попросил служащего священника поторопиться совершить Божеств. литургию, но тот не внял его просьбе. Тогда от чудотв. иконы Геронтиссы, стоявшей в алтаре, был услышан грозный глас, повелевший священнику поторопиться исполнить желание своего игумена.
 Др. чудо от иконы совершилось, когда по молитве настоятеля обители в пустых монаст.х сосудах умножился елей.
 На иконе Матерь Божия изображается в полный рост без Богомладенца. Перед Нею сосуд, из которого изливается через края елей.
 Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители пред началом богослужения испрашивали пред иконою Матери Божией благословение на начало службы.

 

     

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения