Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрет.мощ.свт.Митрофана,еп.Воронеж. Прмч.Дометия Персян.,2-х уч-ков. Прп.Антония Оптинск. Прп.Пимена Многоболезн., Печерск. Прп.Пимена,постника Печерск. Прп. Меркурия Печер..еп.Смоленск. Мчч.Марина,Астерия. Прп.Ора. Прмц.Потамии чудотвор. Прп.Феодосия Нов

20 Август 2018 г. Понедельник

  Память о свт.Митрофане (в схиме Макария) чтима в Воронеже с его кончины. Преемники Воронежские считали свящ. долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе и его родителях, иерее Василии и Марии. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением мощей при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. 
 Так, в 1718 г. Воронежский митр.Пахомий, приступая к постройке собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, тело свт.Митрофана перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 г. тело святителя перенесено в новый собор, при этом засвидетельствовано нетление мощей. 
  С 1820 г. замечено, что число почитателей памяти свт. Митрофана в Воронеже увеличилось, как и благодатные знамения. Архиеп. Воронежский Антоний II неоднократно писал Святейшему Синоду о чудесах, испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба свт. Митрофана. 
 В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела свт. Антоний с членами комиссии Святейш.Синода архиеп. Ярославским Евгением и архим. Спасо-Андрониевского Моск. м-ря Гермогеном убедились в чудодействен. ходатайстве свт.Митрофана у Престола Божия. Синод вынес решение о причтении его к лику святых. Рус.Церковь совершает память святителя дважды -: 23 ноября/6 декабря – в день преставления, 7/ 20 августа– в день прославления.
 В день перед открытием мощей свт.Митрофана, архиеп. Воронежский Антоний решил идти в церковь возложить приготовленное новое архиерейск. облачение. Внезапно ощутил расслабление,  едва мог пройти по келье. Он услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Не тотчас понял он это, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение - там обнаружил схиму, принесенную незадолго неизвестной монахиней, сказавшей, что она скоро понадобится.
 Увидев  схиму, владыка понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля свт.Митрофана -  не полагать на мощи архиерейск. облачения, а оставить их в схиме, свидетельствуя о глубокой дух. связи спокровителем прп. Макарием Унженским и о крайнем смирении.
Молитва общая святителям Христовым Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам
  О велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея - силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам - дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным - утешение и подкрепление, болящим - исцеление, сиротам и вдовицам - милость и заступление, заблуждшим - исправление, бедствующим - благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

   Прп. Дометий жил в IV в., родом перс. В молодости обращен к вере христианином Уаром. Покинув Персию, ушел в пограничный  г. Низибию ( Месопотамия), принял Крещение в одном из м-рей, пострижен в иночество. Избегая зависти насельников м-ря, прп.Дометий удалился в м-рь св. Сергия и Вакха в г.Феодосиополе под рук-во архим. Нурвела, сурового аскета, о к-ром повествуется, что 60 лет он не вкушал вареной пищи, не ложился для сна, отдыхал стоя, опираясь на жезл. В м-ре прп. Дометий посвящен в сан диакона, но когда архим.Нурвел решил поставить его во пресвитера, святой, считая себя недостойным, уединился на пустынной горе в Сирии, в пределах Кира. Там жил под открытым небом, терпя зной и холод, потом в пещере с двумя учениками. Молва о нем распространилась среди окрест.населения. К нему приходили за исцелениями и помощью. Многих язычников Дометий привел к вере во Христа. Однажды в местность, где подвизался св. Дометий с учениками, прибыл, направляясь в поход на персов, имп. Юлиан Отступник (361-363). По его приказанию воины, найдя св. Дометия молящимся с учениками у пещеры, забросали их камнями († 363).
Тропарь преподобномученика Дометия, глас 4
 Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Дометие приснопамятно.
Кондак преподобномученика Дометия, глас 6
 Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования,/ преподобномучениче Дометие,/ велик наставник монахом показался еси,/ не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./ Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя.

  Прп. Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) род. 9 марта 1795 г. в Борисоглебске Ярославской губ. Родители Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы, люди благочестивые, детей воспитывали в страхе Божием. В юности Александр был тих и скромен.  Призвание к монашеской жизни почувствовал в детстве по примету старших братьев, посвятивших себя иночеству.
 При нашествии французов в 1812 г. Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к родным, оттуда в ярославльские леса, где 5 лет подвизался старший брат Тимофей, будущ.игумен Оптиной пустыни прп. Моисей. Выдержав 4 года, 2 февраля 1820 г. Александр облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю еп. Калужского Филарета, прп.Моисей и прп. Антоний 3 июня 1821 г. отправились в Оптину пустынь для основания при обители уединенного скита.
 Место выбрано в 170 саженях к востоку от м-ря в густом лесу. Очистив  место, пустынники построили небольшую келью и соорудили церковь св.Иоанна, Предтечи, строили братские корпуса. В 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пустыни, прп. Антоний определен начальником скита. В скит стекались мудрые в монаш. жизни и крепкие в дух. подвигах отцы...К добровольным трудам и подвигам монашеским прп. Антония присоединился, неся крест тяжелой, длительной болезни.
 В декабре 1839 г.свт.Николай, еп.Калужский, неожиданно поставил его игуменом в малоярославецкий Черно-Островский м-рь. Управляя обителью в болезненном состоянии, прп. Антоний положил начало устроению обители, окончил начатое предшественником внешнее устроение. По временам прп. Антоний ездил в Москву по монастыр.делам, где удостаивался благословения митр.Филарета. Видя ухудшающееся здоровье малоярославецкого настоятеля, святитель решает ходатайствовать пред Калужским архиереем об увольнении его от непосильного послушания. Прп. Антоний возвратился на покой в Оптину пустынь.
 В строгом подвиге прп. старец Антоний проводил новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах— они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя светлое лицо и слыша оживленную беседу, не понимали, какого страдальца видят пред собою.
 Как великий любитель безмолвия прп.Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но дух.дарования привлекали множество посетителей, желавших принять благословение и дух.назидание. Прп.Антоний имел вел.дерзновение в молитве к Богу и сподоблялся дух.видений и др. благодатных посещений.
 9 марта 1865 г. когда старцу было 70 лет, после трехлетнего самоиспытания он принял великую схиму. По болезни старца пострижение совершено келейно настоятелем обители прп.Исаакием. В июле началась предсмертная болезнь. Благословляя всех, прп. Антоний приговаривал: «Примите от умирающего на вечную память». Старец соборован за 17 дней до кончины, когда телесные силы еще не совсем оставили его. Приобщался Святых Таин в последнее время ежедневно и пребывал в непрестанной молитве.
7/20 августа 1865 г. наступил последний день многострадального прп. Антония. Вечером, во время всенощного бдения, умирающий потребовал, чтобы пригласили настоятеля. Как истинный послушник, он в последний путь не хотел отправляться без настоятельского благословения. Исполняя волю умирающего, настоятель прп.Исаакий благословил его и простился навеки. Через несколько часов прп.Антоний тихо дважды вздохнул и с третьим, едва заметным воздыханием мирно предал душу в руки Божии.

  Св.Марин, вдохновленный пламенной любовью ко Христу Спасителю, на одном из праздников в идольском капище разрушил жертвенник, стал топтать ногами жертвы и исповедал себя христианином. После жестоких истязаний святой был обезглавлен.

  Прп.Ор (IV) в молодости удалился в Фиваидскую пустыню и подвизался в уединении много лет, ведя суровую отшельнич.жизнь. Дожив до старости, прп. Ор удостоен явления ангела, возвестившего, что Господь вверяет ему для спасения многих людей, которые будут искать его руководства.
 Преподобный стал допускать приходящих за советом и помощью. Господь дал ему дар чтения Божественного Писания, хотя святой не обучен грамоте. Постепенно около прп.Ора образовалась многочисленная обитель, где св. старец был дух. руководителем. Преподобный никогда не входил на трапезу для вкушения пищи, не причастившись Святых Таин. Он часто поучал братию рассказами об искушениях, к-рые постигают инока, живущего в уединении, но рассказывал так, словно знает все это лишь из жизни знакомых пустынников. Преподобный скрывал свои подвиги.
  Однажды, когда святой жил только с одним учеником, тот предупредил его о наступлении Пасхи. Прп. Ор встал на молитву и, воздевши руки, простоял так 3 дня на открытом воздухе, размышляя о Боге. Потом объяснил ученику, что для инока всякий праздник, а Пасха особенно, заключается в том, чтобы от земного отрешиться и приблизиться сердцем и мыслью к Богу.
Преподобному были открыты мысли и действия учеников; никто не солгал ему. Дожив до глубокой старости, прп. Ор основал несколько м-рей, собрав до 1 000 монашествующих. Умер в  90 лет около 390 г.

 Прп. Пимен Многоболезненный (ХI в.) путем тяжкой болезни достиг Царствия Небесного. Родился рус.подвижник больным. Он долго просил родителей отнести его в Киево-Печерский м-рь. Когда принесли сына в обитель, стали просить в молитвах о его выздоровлении. Страдалец, сознавая ценность страданий, просил Господа о продолжении болезни, а также о пострижении его в иночество. Ангелы в виде иноков совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к прп. Пимену, нашли его облаченным в монашеские одежды. В руке он держал горящую свечу, а постригальные волосы его оказались в раке прп. Феодосия. 
  Много лет провел прп. Пимен в тяжелой болезни, и прислуживающие тяготились им, часто оставляли без хлеба и воды, но он терпел все с радостью. Жалея братию, прп.Пимен исцелил расслабленного брата, взяв с него слово служить больным до смерти. Раз брат обленился, его постигла прежняя болезнь.  Прп. Пимен вновь исцелил его с поучением, что больной и служащий больному получают равную награду.
 Двадцать лет провел прп. Пимен в тяжелом страдании. За три дня пред смертью, как и предсказал ангел, он стал здоров. В церкви преподобный простился с братией и причастился Святых Таин. Затем, поклонившись гробу св.Антония, прп. Пимен указал место для погребения и отнес к нему приготовленный гроб. Он указал на погребенных друг против друга иноков и предрек, что братия найдет погребенного в схиме без нее, т.к. инок вел жизнь недостойную; тот же инок, что погребен без схимы, облекся в нее по смерти, т.к. много желал этого при жизни и был достоин.
 После кончины преподобного братия убедилась в прозорливости его слов. В день преставления прп. Пимена было явление трех огненных столпов над трапезою, перешедших на верх церкви. Событие описано в летописи под 11 февраля 1110 г., почему и днем кончины прп. Пимена предполагается день 11 февраля 1110 г. Мощи прп. Пимена почивают в Антониевой пещере. Память святого празднуется и 28 сентября с Собором преподобных Ближних пещер.
Тропарь прп. Пимена Многоболезненного, Печерс., в Ближних пещ. глас 5
Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак прп.Пимена Многоболезненного, Печерск., в Ближних пещ. глас 6
Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны.

  Сщмч. Меркурий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. На Смоленской кафедре, вероятно, был приемником еп. Лазаря, т.к. испытал со своей паствой ужасы Батыева нашествия. В описании Киево-Печерской лавры о нем говорится: «Св.Меркурий, еп.Смоленский, убит Батыем в 1347 г.». После блж. кончины святого мощи чудесным образом приплыли по Днепру к Киеву, положены в Ближних (Антониевых) пещерах.
Тропарь прп. Меркурия Печерского, еп.Смоленского, в Ближних пещ глас 8
  Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Меркурие; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.
Кондак, глас 8
  Любовию ко Христу уязвив твою душу,/ преподобне отче наш Меркурие,/ в пещернем мраце свет спасения обрел еси/ и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/ вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/ отонудуже призирай ныне на обитель земную,/ в нейже подвизался еси,/ и молися о чтущих память твою.

Прп.Пимен, постник Печерский, подвизался в Дальних пещерах. Воздержание его таково, что он вкушал пищу только раз в день и лишь в самом необходимом количестве. Внешнее пощение было соответственным воздержанию от неугодных Богу поступков, мыслей и чувств. Прп. Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141 г. Вторая память 28 августа.
Тропарь прп. Пимена, постника Печерск. в Дальних пещерах, глас 8
  Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Пимене; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.
Кондак прп Пимена, постника Печерск. в Дальних пещерах,глас 8
 Пимене преподобне,/ постником единонравне,/ послушания образе и трудолюбия правило,/ во бдении и молитвах неусыпне,/ не престай моляся о нас ко Господу.

Преподобномученица Потамия чудотворица скончалась от меча. Иногда в месяцесловах ошибочно именуется преподобным Потамием чудотворцем.

 Из жиз­не­опи­са­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Но­во­го из­вест­но лишь то, что он был вра­чом.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения