Версия для печати
На страницу списка праздников

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

19 Август 2018 г. Воскресенье

 Впервые церк. источники упоминают о празднике Преображения в начале IV в. Три Евангелия содержат сходные описания Преображения Господня (Мф. 17, 1; Мр. 9, 2; Лк. 9, 28).  После того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит пострадать от иудеев, быть убитым и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна -  на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозавет.пророков Моисея и Илии, к-рые говорили с Господом о близком отшествии. 
 Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте".
 Святоотеческая мысль в священной тайне Преображения видит три стороны. Во-первых, что есть Преображение для Самого Христа, что нового раскрыл Он в Себе. Это сокровенный момент Преображения, и потому св. отцы избегают пространно рассуждать о нем, чтобы словами не исказить  несказанного.
 Во-вторых, рассматривается участие в Преображении св. прорр. Моисея и Илии и апп. Петра, Иакова и Иоанна; эта сторона события освещается подробнее. 
 В-третьих, Преображение Христово есть неиссякаемый источник нравств. научения и дух. назидания. 
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, т. е. откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-то возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.
 У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись дух.очи, и они стали способны созерцать Божественный Свет. По мысли св. Григория Паламы, Фаворский Свет - это "Слава Божия" и "Царство Божие", в нем апостолам открыта "тайна восьмого дня", тайна светоносного "града", Нового Иерусалима, о к-ром свидетельствует Апокалипсис. "Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами", - говорит свт. Иоанн Златоуст.
 Посвящения в тайну будущего века удостоены избранные из 12 апостолов, "столпы" апостольского лика (Гал.2,9), к-рые одни отмечены переменой имени, совершенной над ними Христом. Избранники с прорр. Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе Церковь - в этом экклезиологический смысл Преображения. В еванг. повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в вере, дать незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его крестных страданий и смерти.  Об этом поется в кондаке Преображению: "Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние".
  Кроме того, Преображение относится к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеч. природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущ.века, воспринять Фаворский Свет? В стремлении к озарению нетварным Светом и состоит дух.смысл нашей жизни.
 Образ этого стремления показал Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству свт. Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, - молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом.  Потому и христианину, желающему удостоиться личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение челов.природы возможно - важнейший момент христ.учения о человеке.
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение - залог Воскресения. Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает, по блаженному Феофилакту, возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. 
 Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов - богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, т .к .Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
Тропарь праздника, глас 7
 Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 7
 На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения