Версия для печати
На страницу списка праздников

Семи отроков,иже во Ефесе:Максимилиана,Иамлиха, Мартиниана,Иоанна, Дионисия,Ексакустодиана и Антонина. Обрет. мощей Алексия Бортсурманск. Мч.Елевферия,прмц. Евдокии (362-364). Казанской-Пензенской ик.Божией Матери(1717)

17 Август 2018 г. Пятница

  Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин - жили в III в.
 Св. Максимилиан - сын ефесского градоначальника, ост. 6 юношей - сыновья знатных ефесских граждан. Они друзья с детства, состояли на военной службе. Когда имп. Декий (249-251) прибыл в Ефес, повелел гражданам явиться для принесения жертвы языч. божествам, непокорных ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу призваны 7 ефесских отроков. 
 Представ пред императором, св.отроки исповедали веру во Христа. С них были сняты знаки воинского отличия - воен.пояса. Декий отпустил их на свободу, надеясь, что изменят решение, пока он в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу.Младший из них, св. Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. Он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд.
 Св. Максимилиан воодушевил друзей выйти и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, где были две оловянные дощечки. На них написаны имена 7 отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
 Господь навёл на отроков сон, продолжавшийся почти два века. Гонения на христиан прекратились, хотя при св. блгв. царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых. Одни говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, т. к. они уничтожатся?»  Другие: «Только души будут иметь воздаяние, т. к. невозможно телам ожить после тысячи лет, когда не останется праха». Тогда-то Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых через семь отроков.
 Владелец участка земли, где гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, они проснулись, словно от сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили св. Иамвлиху купить хлеба для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша увидел на воротах св.крест. Услышав свободно произносимое Имя Христа, он стал сомневаться, что пришёл в свой город. Расплачиваясь за хлеб, св.отрок подал торговцу монету с изображением имп. Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.
 Св. Иамвлиха привели к градоначальнику, у к-рого находился Ефесский епископ. Слушая ответы юноши, епископ понял, что Бог открыл через него какую-то тайну, и сам отправился с народом к пещере.У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочёл на оловянных дощечках имена 7 отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению имп. Декия. Войдя в пещеру, увидев живых отроков, все поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.
 Вскоре император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Св. отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого положить в драгоценную раку, но, явившись во сне, св.отроки сказали, чтобы тела были оставлены на земле.
 В ХII в. рус. паломник игумен Даниил видел в пещере эти св. мощи семи отроков. Вторично память семи отроков празднуется 22 октября/4 ноября. (По преданию, к-рое вошло в рус. Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греч. минеи 1870 г., они в первый раз уснули 4 (17) августа, а пробудились 22 октября (4 ноября). Св. отроки упоминаются в службе церк. новолетия– 1(14) сентября.
Тропарь семи отроков Ефесских,глас 4
  Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Кондак семи отроков Ефесских, глас 4
 Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

    Св. прав. Алексий Гнеушев, свящ. с. Бортсурманы в Нижегородской обл., был современником прп. Серафима Саровского. Род. 13 мая 1762 г. в семье священника, закончил дух. семинарию в Нижнем Новгороде, посвящен во диаконы Успенской церкви с. Бортсурманы Нижегородской епархии в 22 года. Через 13 лет посвящен во священники к той же самой церкви. При ней служил до глубокой старости, при ней похоронен. Семья о.Алексия состояло из жены Марии Борисовны, очень трудолюбивой и набожной, сына Льва, ставшего священником, двух дочерей: Надежды и Татьяны. Первое время служения о.Алексий не отличался строгостью жизни, предавался иногда пьянству.
 Как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседн.деревню. О.Алексий не поехал, решив сделать утром. Но заснуть не мог: ему мерещился умирающ. крестьянин. Он поехал к нему. Застал он его мертвым, лежащим на лавке под образами, а рядом стоял Ангел со Св. Чашею в руках. Это видение поразило о. Алексия, он упал на колени пред покойником и всю ночь молился. Вернулся домой др. человеком. Он всего себя посвятил служению Богу и людям; повел праведную, подвижническую и св.жизнь.
Время, что оставалось от треб и церк. служб, он принимал приходивших людей: благословлял или отговаривал, смотря по Божию откровению; исцелял больных по св.молитвам; утешал и укреплял словом Божиим. Единственные, к кому он относился с большой строгостью, были колдуны и ворожеи; их он даже не впускал к себе, приказывал передавать им, что примет тогда, когда они бросят бесовское занятие. Порицал не только колдунов, но всех, кто к ним обращался, и не принимал их, пока не принесут покаяния Богу.
За 9 лет до кончины о. Алексий вышел за штат и передал свое место свящ. Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке. Сам перешел в малую келью, предался молитвен.подвигу. На вид о.Алексий был дряхлым и согбенным старцем. Лицом был очень похож на прп. Серафима. Глаза светились миром и любовью, какой-то внутренней дух.радостью. Казалось, что он насквозь видел каждого человека и читал в его душе самые сокровенные мысли. Он был небольшого роста и очень худ..
  Сочувствие к ближним в прав. старце не имело границ. Однажды умер в приходе батюшки 6-летний мальчик. Родители неделю не хоронили его, т. к. сильно любили. Когда гробик принесли в церковь, о. Алексий от слез едва мог служить. Он дерзнул попросить Бога о том, чтобы ребенок ожил. Когда упал в алтаре на колени, услышал крик, т. к. мальчик ожил. После этого чуда о. Алексий прожил еще 3 года, а мальчик прожил 6 лет и умер на 12-м году.
 Умер о. Алексий Гнеушев в 1848 г., но люди продолжали обращаться к нему – уже в молитвах. По молитвам праведника совершались многие чудеса. Канонизация Алексия Бортсурманского состоялась в 2000 году, на Юбилейном Архиерейском соборе.

   Св. мч. Елевферий Кувикуларий был знатным и богатым вельможей (кувикуларием) при византийском дворе. При дворцовых привилегиях Елевферий не обольщался земными благами и почестями, помышляя постоянно о нетленном и вечном. Приняв св. Крещение, он стал ежедневно славить Бога псалмопением и украшал свою жизнь добрыми делами. Но один из рабов блаженного, по внушению диавольскому, донес императору на господина. Император пробовал отклонить Елевферия от веры Христовой, но после безуспешных попыток приказал обезглавить его, тело бросить на съедение псам и птицам. Тело святого взял священник-христианин и с почестями предал погребению

  Св. преподобномученица Евдокия была знатной римлянкой, жившей в IV в.. В числе 9000 христиан ее взяли в плен войска персидского царя Сапора. Находясь в плену, святая проповедовала среди персидских женщин и многих обратила в христианство. За это она подверглась долговременным, жестоким истязаниям и обезглавлена († ок. 362-364).

Казанская-Пензенская  икона Божией Матери пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) г. Пензе при его основании в 1666 г. Притекавшие с верой к иконе получали помощь в различных нуждах. Накануне 4 августа 1717 г. во время нашествия ногайских татар ("кубанский погром"), когда не оставалось надежд на спасение города, жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь.
 Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и св. икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение и они бежали.
 В конце ХIХ в. иконе установлено празднование на 4/17 августа. На всенощном бдении положено величание:"Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия".

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения