Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).Прп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Мч.Раждена перса(457). Прп.Космы отшельника(VI)

16 Август 2018 г. Четверг

  Память прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, 16 августа. в день преставления, 30 января, в день тезоименитства с прп. Антонием Великим и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых.
  Прп. Антоний род. в Риме (1067) от правосл. родителей. В 19 лет осиротел, раздал имение бедным и принял постриг, поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть скалы, на к-рой молился преподобный, омываемая волнами, оторвалась, и, стоя на ней, преподобный переплыл море до рус. пределов, через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода - в епископство свт.Никиты, причем ему казалось, что плавание продолжалось три дня.
  Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего по-русски. Прп-ный поведал о чудес. плавании, причем умолил сохранять это в тайне. С благословения святителя основал в Новгороде м-рь Рождества Пресв.Богородицы, дал ему общежит. устав.
Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, как и келья прп. Антония Римлянина. Камень, на к-ром совершил чудесное плавание, тростник, к-рый держал в руке, его ризы и 6 икон–все в этом м-ре.
 Скончался 3 августа 1147 г. и пред кончиной открыл тайну иноку Андрею. Прославлению св. мощей его в 1597 г. содействовал архим. Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке.
  Прп. Антоний Римлянин считается основоположником мон-ва в Новгороде. Напротив обители, где подвизался Варлаам Хутынский пред отшельничеством, расположен Хутынский м-рь.
Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского, глас 4
    Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Антония, глас 8
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.Молитва преподобному Антонию Римлянину    Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

   Прпп. Исаакий, Далмат и Фавст были игуменами Далматской обители. Прп. Далмат служил в войске св. блгв.царя Феодосия Великого (379-395) и пользовался его уважением. Оставив мир, прп. Далмат между 381-383 гг., вместе с сыном Фавстом, ушел в обитель прп.Исаакия, близ Константинополя.
 Прп.Исаакий постриг отца и сына в иноч. чин, они вели строгую подвижнич. жизнь. Однажды в Великий пост прп. Далмат не вкушал пищи 40 дней, а затем, укрепившись, до праздника Вознесения Христова пробыл в восхищении, удостоившись Божественных видений. Приближаясь к концу жизни, прп. Исаакий в 383 г. поставил вместо себя игуменом прп. Далмата, по имени к-рого обитель называлась Далматской. Прп. Далмат явился ревностным поборником правосл.веры на III Вселенском Соборе в Ефесе (431), осудившем ересь Нестория. После Собора св. отцы возвели прп. Далмата в сан архим. Далматской обители, в которой он скончался 90-летним старцем (после 446 г).
 О прп. Фавсте известно, что он, подобно отцу, был великим аскетом и из иноч. подвигов особенно преуспел в посте. После смерти отца прп. Фавст стал игуменом обители.
Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавста, глас 4
 Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобных Исаакия Далмата и Фавста, глас 2
 Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

     Мч. Ражден, перс, поклонник Зороастровой религии, из знатной семьи, наставник перс. принцессы Балендухты (дочери перс.царя Ормизда), вышедшей замуж за благочест. грузин. царя Вахтанга Великого (446-499). Вместе с ней Ражден переселился в Грузию. Из уважения к высокому происхождению царь осыпал воспитателя жены милостями и сделал советником. Простого иноземца полюбили придворные и народ. Когда он узнал христ-во и принял Крещение, стал часто беседовать с архиеп. Михаилом и посещать храмы. Он старался постичь Христа, много беседовал с пастырями Церкви, с жадностью слушал рассказы о подвигах христ. мчч. Желание соединиться со Христом неодолимо влекло его принять страдания за Спасителя.
 Кровопролитная война между Персией и Грецией отразилась и на Правосл. Грузии. Новый перс.царь Фируз (с 456 г.) потребовал от Грузии расторгнуть союз с единовер. Грецией. Получив отказ, двинул войска против Грузии, началась война. По летописям, женщины предаваемы бесстыдн. поруганию, а мужчины - страшным пыткам и мучениям. Но  христиане оставались твердыми в вере и, надеясь на помощь Божию, давали отпор врагам. Св. Ражден принял начальство над войском в столице и в близлеж. крепостях. 4 мес. вел упорную борьбу с врагами христ-ва, отогнал от столицы. Персы решили отомстить, захватив предводителя христиан живым.
 Однажды во время вылазки грузин. отряда из крепости Армаза св. Ражден вероломно предан теми, кто завидовал его положению. Пленника доставили к царю Фирузу. Царь спросил св.Раждена о происхождении и причине отступления от прежней веры. Мученик отвечал, что служит Христу.
 Зная его мужество, царь Фируз решил заставить его поклониться солнцу и огню не пытками, а лестью. Но Ражден бюыл тверд в вере. Огнепоклонники начали страшные истязания, потом заточили в тюрьму. Чрез нек-рое время царь Фируз по совету грузин.предателей-вельмож отправил св. Раждена в Мцхета, где жила семья. Царь  отпустил его, зная, что мученик исполнит данное слово вернуться к персам. Семья умоляла его пощадить себя и близких, но св.Ражден твердо стоял на своем. Он вернулся к персам, царь Фируз отправил его к правителю Верхней Карталинии в местечко Цроми. Снова начались бессмысл. уговоры и жестокие пытки. Изувечен. мученика бросили в темницу. Ночью яв-ся Спаситель и исцелил раны. Поражен. персы решили, что настало время исполнить приказ царя - распять
 Св. мученика раздели и пригвоздили ко кресту среди 4-х преступников, распятых рядом. Желая увеличить страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный ядовит. стрелами, подобно мч. Севастиану, св. Ражден умер на кресте в 457 г. Вся земля омочена св. кровью. На небе яв-сь знамение: солнце скрылось, началось долгое затмение, ночью страшная буря, ничего нельзя видеть даже рядом. Лишь тело мученика сияло Небес. светом. От содеян. преступления стражей объял ужас, они разбежались по палаткам. Христиане тотчас  сняли мученика с креста и погребли вблизи места, где распят. Место погребения долго оставалось неизвестным, пока мученик сам не велел  священнику открыть это Вахтангу Великому. С большим торжеством мощи мч. Раждена перенесены в Никозийский храм (близ г. Цхинвали).

  Прп.Косма отшельник жил в VI в. в Фаранской пустыне, в Палестине. Повесть пресвитера Виканийского аввы Василия о прп.Косме находится в книге "Луг духовный", составленной прп.Иоанном Мосхом.
 Это был строгий постник, твердый хранитель правосл.веры и церк. догматов, глубоко знавший Свящ. Писание и творения отцов Церкви. Прп. Косма особенно благоговел перед творениями свт.Афанасия Великого. Он имел обычай всю ночь с субботы на воскресенье простаивать на молитве. Придя однажды в Антиохию, преподобный скончался там. Патриарх предал тело погребению в своем м-ре. Авва Василий рассказывает, что, когда пришел поклониться гробу св. Космы, там находился нищий, к-рый сказал: "Велик старец, к-рого вы погребли здесь!" и поведал, что он лежал 12 лет расслабленным и получил по молитвам св. Космы исцеление.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения